С нами 13406 учителей, 4697 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Педагогическое сопровождение как условие развития субъектной позиции ребенка 6-7 лет на коррекционно-развивающих логопедических занятиях. "

Карепанова Елена Эдуардовна,
учитель - логопед
высшей квалификационной категории,
МКДОУ детский сад «Рябинка – центр развития ребенка», 
г. Омутнинск,
Кировская область

 
Педагогическое сопровождение как условие развития субъектной позиции ребенка 6-7 лет на коррекционно-развивающих  логопедических занятиях
 
   Сегодня одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с речевыми патологиями, возникающими в результате органического поражения головного мозга, что неизбежно приводит к нарушению всего хода психического развития ребёнка. Дети-логопаты часто имеют повышенный уровень тревожности, испытывают трудности при адаптации в социальной среде, плохо идут на контакт со взрослыми и сверстниками, имеют нарушения эмоционально-волевой сферы, им присущи такие качества характера, как застенчивость, нерешительность, чувство неполноценности. Дети с речевыми проблема редко бывают инициативны, часто несамостоятельны,  т.е. не обладают четко выраженной субъектной позицией.
   Цель моей работы: развитие субъектной позиции ребенка на коррекционно-развивающих логопедических занятиях.
     Сегодня в качестве ведущего условия для развития субъектной позиции у детей дошкольного возраста О. В. Солнцева определяет педагогическое сопровождение.
       Представления о сопровождении как образовательной технологии общей для многих специалистов, изложены в работах Е.И.Казаковой.   
      Педагогическое сопровождение – заранее спланированная деятельность педагога, направленная на  установление взаимодействия по оказанию ребенку поддержки в становлении личностного роста и преодолению трудностей.
     Организуя процесс педагогического сопровождения ребенка, логопед должен помнить, что надо воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его возрастных, гендерных, психологических и физических особенностей.
    Рассмотрим, какие же логопедические приемы и методы могут способствовать становлению субъектной позиции ребенка на каждом из этапов педагогического сопровождения.
  1. Диагностический этап
      Цель данного этапа: изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, получение данных об актуальном уровне развития.
   Обследование проводится индивидуально; основная форма общения логопеда с обследуемым ребенком – диалог. Каждому воспитаннику предлагается разные наборы наглядного материала (предметные картинки, игрушки, сюжетные картинки), что позволяет организовать ситуацию выбора, учесть интересы ребенка. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполняется речевая карта, составляется примерный план коррекционной работы с учетом структуры речевого дефекта.
  1. Организационный этап
     Цель этапа: выбор форм и методов сопровождения, реализация плана коррекционной логопедической работы.
• каждое занятие начинается с установления коммуникации (доверительных отношений), создания проблемной ситуации, постановки цели деятельности, что создает атмосферу заинтересованности, побуждает детей к активности и самостоятельности в принятии решений;
• при объяснении нового материала подбираются задания с учетом психологических особенностей ребенка, позволяющие максимально использовать ведущий сенсорный канал и способствующие развитию остальных (зрительный: смотрим, как произносится нужный звук (использование показа логопедом, просмотр слайдов); слуховой: сравниваем, на какой звук похож в природе (шипение змеи, рычание тигра и т.д); двигательный: имитируем положение органов артикуляции, используя макеты веселого язычка, ладошку), такой вид заданий способствует формированию избирательной направленности, обеспечивает успешность деятельности,  позволяет учесть индивидуальность ребенка;
• на этапе автоматизации звука (т.е. закрепления поставленного звука) организуются групповые и парные занятия, позволяющие развивать коммуникативные навыки ребенка;
• на каждом занятии используются игровые приемы активизации субъектного опыта детей:
  • Прием «Да-нетка». Логопед загадывает нечто (слово, звук), а дети пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые можно ответить только словами: "да" или "нет".
  • Приём «Шаг за шагом».  Используется для активизации полученных ранее знаний. Например, ребенок, шагая от двери до стола, на каждый шаг называет слова со звуком [Ш].
  • Приём «Живые вещи».  Способствует развитию фантазии, творчества ребенка, может использоваться в качестве релаксационного момента на занятии. Например: представь, что эта картинка ожила и очень хочет рассказать о себе.  О чем бы она нам рассказала?
  • Приём «Добавь следующее». Игра для развития речи и памяти дошкольников. Например, ребенок называет дикое животное жарких стран и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе, и называет уже два слова по порядку и т. д.
  • Прием «Фантастическая добавка». Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к занятию. Он предусматривает перенос какой-либо ситуации в необычные условия или среду. Например, «У звука [Р] есть друг-чародей. Он подписал поздравительную открытку, но всё в ней перепутал. Помоги исправить ошибки в открытке чародея: Дровами рубят топор».
  • Прием «Пароль»  (авторский): педагог говорит фразу (скороговорка, чистоговорка), оговаривая, что она будет паролем, который поможет попасть на следующее занятие и его нужно постараться запомнить.
  • Прием «Скажу соседу по секрету» (авторский): кратко рассказать самое важное, что узнал на занятии соседу.
  • Прием «Этот звук мой лучший друг» (авторский): ребенку предлагается выбрать из всех звуков, которые он научился правильно говорить, «лучшего друга» и рассказать про него (артикуляцию, характеристики, вспомнить слова и т.д.);
•  при подведении итога занятия обсуждаются не только понравившиеся или трудные моменты, но и выслушивается желание ребенка выполнить какое-либо задание ещё раз, либо что-то исправить, это позволяет развивать такое качество как рефлексивность;
• план индивидуальных занятий мобилен: только по окончанию занятия определяется тема и цель следующего, опираясь на достижения и личностные особенности ребенка, подбираются коррекционные задания;
• два раза в неделю заполняется индивидуальная тетрадь для логопедических занятий, где отражается тема каждого занятия, динамика речевого развития ребенка, дублируются некоторые задания для их отработки дома (при этом учитывается желание ребенка), даются задания со знакомым содержанием в незнакомой ситуации, выполнение которых требует от ребенка самостоятельности.
  1. Аналитический этап
          Цель этапа - подвести промежуточные и итоговые результаты сопровождения, определить динамику развития ребенка.
    Проводится итоговое обследование. Анализируются полученные результаты. По окончанию составляется план работы на следующий год.
     Таким образом, поэтапное педагогическое сопровождение на коррекционных логопедических занятиях, способствует развитию субъектной позиции ребенка, т.е. развитию таких качеств как ценностное отношение, интерес, инициативность, самостоятельность, свобода выбора, творчество, рефлексивность.
  

Источники:
  1. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. / Е.И. Казакова. - СПб., 1998.
  1. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012
Интернет-источники:
1. Бутакова Е.Г. Психологическое сопровождение развития детей 5–7 лет с нарушениями речи в ДОУ. - открытыйурок.рф/статьи/568332/

 
 
 

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.