Статья "Инновационная деятельность воспитателя в условиях группы продлённого дня в режиме специального (коррекционного) образовательного учреждения интернатного типа"
Наталья Чубаева
06.11.2015
3603
1
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска,
Челябинской области
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска,
Челябинской области
Инновационная деятельность воспитателя в условиях группы продлённого дня в режиме специального (коррекционного) образовательного учреждения интернатного типа
Понятие "инновация" имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных исследованиях. В переводе оно означает «обновление, новшество или изменение». В контексте системного подхода «инновация» определяется как целенаправленное изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы.
Инновации в образовании являются и обуславливаются результативностью передового педагогического опыта как отдельных учителей и преподавателей, так и целых коллективов.
Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения и воспитание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей и решать следующие задачи:
- повышение качества образования и воспитания;
- внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в учебно - воспитательный процесс и процесс управления;
- обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления.
В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Одним из новшеств нашего специального (коррекционного) учреждения – это переход его на ФГОС НОО. Переход школы на ФГОС НОО позволил пересмотреть некоторые подходы не только в обучении детей с ОВЗ, но и в их воспитании.
Инновационная деятельность педагогов в нашей школе имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество в целом вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.
Основным и главным признаком инновационной деятельности педагога воспитателя в коррекционном учреждении интернатного типа является его готовность. Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.
Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
В основе методико-ориентированных инновационных процессов педагога – воспитателя лежит выбор и реализация той или иной образовательной технологии и методики, например, таких как:
Инновации в образовании являются и обуславливаются результативностью передового педагогического опыта как отдельных учителей и преподавателей, так и целых коллективов.
Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения и воспитание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей и решать следующие задачи:
- повышение качества образования и воспитания;
- внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в учебно - воспитательный процесс и процесс управления;
- обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления.
В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.
Одним из новшеств нашего специального (коррекционного) учреждения – это переход его на ФГОС НОО. Переход школы на ФГОС НОО позволил пересмотреть некоторые подходы не только в обучении детей с ОВЗ, но и в их воспитании.
Инновационная деятельность педагогов в нашей школе имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество в целом вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.
Основным и главным признаком инновационной деятельности педагога воспитателя в коррекционном учреждении интернатного типа является его готовность. Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.
Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
В основе методико-ориентированных инновационных процессов педагога – воспитателя лежит выбор и реализация той или иной образовательной технологии и методики, например, таких как:
- Применение современных информационных технологий (ИКТ, мультимедийные презентации как средство наглядности, видеоматериалы, создание собственных видеоматериалов для классных часов, родительских собраний)
- Использование инновационных воспитательных технологий (здоровьесберегающие, игровые, проектные технологии, технологии сотрудничества, синквейн-технологии, технологии создания ситуации успеха, технология развития критического мышления, кейс-технологии, технологии учебной дискуссии)
- Составление экспериментальных авторских программ и их апробирование
- Создание базы электронных практических материалов для закрепления учебного материала на самоподоготовке.
- Создание и реализация инновационных методов и форм в воспитании подрастающего поколения с ОВЗ (интерактивные формы и методы)
Таким образом, инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для дичностного и професионального роста воспиттаеля связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.
Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности принято считать:
- формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта;
- лидерская позиция учебного заведения в системе модернизации образования
- создание положительного имиджа учебного заведения.
Источники
http://arbir.ru/articles/a_2964.htm
http://www.informio.ru/publications/id384/Innovacionnaja-dejatelnost-pedagoga-v-sovremennyh-uslovijah
http://festival.1september.ru/articles/612539/
www.metod-kopilka.ru/innovacionnaya_deyatelnost_uc..._usloviyah-59368.htm
Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.
Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности принято считать:
- формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта;
- лидерская позиция учебного заведения в системе модернизации образования
- создание положительного имиджа учебного заведения.
Источники
http://arbir.ru/articles/a_2964.htm
http://www.informio.ru/publications/id384/Innovacionnaja-dejatelnost-pedagoga-v-sovremennyh-uslovijah
http://festival.1september.ru/articles/612539/
www.metod-kopilka.ru/innovacionnaya_deyatelnost_uc..._usloviyah-59368.htm
Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.
Другие статьи
- От компьютерных технологий к природе
- Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов на основе системы развивающих заданий.
- Я – учитель!
- Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
- Туда сюда по квадратам
- Кукольный театр
- Методика организации и проведению активного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе в группе продлённого дня
- Социальное партнерство в экологическом образовании младших школьников
- Юбилей школы
- Деятельность учителя начальных классов по здоровьесбережению школьников (из опыта работы)
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Самым главным в инновационной деятельности педагогов в работе с детьми с ОВЗ я думаю является индивидуальный подход, с учётом специфики психики и здоровья каждого ученика.
Татьяна Образцова, дата: 14.03.2016 в 17:53
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.