С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Рейтинговый контроль как компонент модульного обучения"
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
2015г.

 
 

Рейтинговый контроль как компонент модульного обучения

 
    Рассматриваемые в публикациях Т.И. Шамовой и др. (1994), [2] особенности организации модульного обучения, указывают на то, что структура и содержание модулей неразрывно связаны с рейтинговой системой контроля учебных достижений и освещаются практически во всех источниках.
     Слово «рейтинг» имеет английское происхождение. Как существительное, оно переводится на русский язык словами «оценка», «разряд», «класс», «положение» (относительно других). Глагол «to rate» означает «оценивать», «определять положение» Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся накопительного типа, основанный на индивидуально-личностном подходе и  отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал. Использование рейтинговой системы оценивания позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме.
   Основная идея всех рейтинговых систем заключается в создании индивидуальных условий для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, усиления их мотивации к учебе и самостоятельной работе,  повышения объективности оценивания обученности. В качестве таких условий является модульная организация учебного процесса, постоянное отслеживание и многобалльное оценивание обученности.
    В условиях модульно-рейтинговой технологии обучения и контроля используются различные шкалы оценивания: количественная абсолютная, количественная относительная, порядковая.
Количественная шкала предназначена для представления оценки числом -  это система школьных отметок.
Абсолютная оценочная шкала  -  точка отсчёта абстрактна, а оценка знаний и усилий ученика выглядит как некий числовой символ -  при оценивании контрольных работ, тестов, когда  происходит сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание - «5», одна ошибка - «4» и т.д.
Относительная оценочная шкала предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад, т.е. она  связана с самим измеряемым объектом и отражает его изменение и  развитие.
Порядковая шкала отвечает на вопрос «который?». Это ранговая шкала, где каждому объекту присваивается ранг, номер в иерархии объектов. Частный случай ранговой шкалы - рейтинговая система.
  Эталоны оценки учебных достижений разрабатываются на основе образовательных стандартов (Б. Блум; М. В. Кларин, 1994; В. П. Беспалько, 1968; В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур, 1989; и др).
Исследователи по-разному подходят к установлению максимально возможной суммы баллов предметного рейтинга. Одни (К. Н. Нищев и др, 1992; А. М. Половко, 1993; и др.) предлагают устанавливать ее в соответствии с объемом часов, отводимых учебным планом на аудиторную и внеаудиторную работу по данной дисциплине, другие (Н. Ф. Жвавый, 1992; Р. Я. Касимов и др., 1994) - в соответствии с суммарной оценкой всех заданий по учебной дисциплине. При этом величина оценки за выполнение конкретного вида учебно-познавательной деятельности выбирается самим преподавателем.
    Разными авторами указываются различные значения минимально допустимого предметного рейтинга в процентах от максимального: от 70% (Е. Г. Сологуб, 1991) до 49 % (В. И. Кругликов, 1998). [1].
Перевод набранной суммы баллов в 5-ти балльную шкалу оценки осуществляется с учетом набранной суммы баллов в процентном отношении от максимально возможной суммы баллов.
Рейтинговый контроль учебных достижений предполагает использование педагогических и психологических тестов (В.Г. Беспалько, Ю.Г.. Татур, 1989; К. Ингенкамп, 1991; А. Н. Майоров, 1997; Ю.И. Смирнов, М. М. Полевщиков, 2000 и др.), дифференцированных на основе классификации умственной деятельности по областям.
    Сравнивая традиционную и рейтинговую систему оценивания знаний учащихся, можно сделать вывод, что рейтинговая система позволяет психологически перевести учащегося с роли пассивного «зрителя» в роль активного участника педагогического процесса.
 
 
Литература
 
  1. Кругликов В. Рейтинговая система диагностики учебного процесса в вузе// Высшее образование в России. 1996.№2.-с.15-16.
  2. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. - №6. – С. 94 – 99
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ