Статья "Самостоятельная работа студентов в педагогическом колледже"
Ольга Даниловская
23.06.2015
2025
0
Методика преподавания
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
Пример задания для СРС, составленный преподавателем ГОУ СПО
Методика преподавания начального курса математики
Самостоятельная лабораторная работа.
Цель: закрепление теоретического материала
Тема: Устные приёмы арифметических действий
Показательный урок в школе – Тема урока: “Среднее число”.
Цель наблюдения: анализ приемов формирования у учащихся устных вычислительных навыков
Результаты наблюдения оформить письменно.
Сделать анализ урока с точки зрения поставленной цели.
Сравнить содержание урока по программе “Школа 2100” с содержанием уроков по данной теме по программе “Школа России” (по конспектам из педкопилки). Выявить сходство и различия в содержании изучаемого материала (задание индивидуальное, 3 студента).
Разработать фрагмент урока по математике для 3 класса по программе “Школа России” по теме:
а) Устные приёмы умножения чисел в концентре тысяча.
б) Устные приёмы деления чисел в концентре тысяча.
(индивидуально по заданным страницам учебника Моро – 4 студента ).
Отчётность:
Проверка тетрадей для уроков наблюдения
Педагогическое моделирование разработанных уроков в условиях колледжа (на группе слабоуспевающих студентов).
Главный недостаток в организации СРС – однообразие форм и видов ее проведения. Чаще всего самостоятельная работа студентов протекает в традиционных формах: реферат, курсовое проектирование, квалификационная работа, а для избранных студентов – подготовка докладов для студенческих конференций. Поэтому в современных условиях организации учебного процесса в ссузе, когда до 30 % учебного времени передаётся на самостоятельную работу, задачи совершенствования ее содержания и методов становятся все более актуальными.
Источники:
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
Самостоятельная работа студентов в педагогическом колледже
Для современного мира характерна высокая скорость обновлений и изменений, требующая от человека гибкости, мобильности, умения адаптироваться в новых условиях, работать с разными источниками информации, повышать свой профессиональный уровень. В связи с этим одной из целей профессионального образования является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности, мировоззрение и стиль мышления которой не просто отвечают современным условиям, но и ориентированы на перспективу. Исходя из этого, отчетливо проявляется следующие тенденции:
а) современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний;
б) в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов, применение педагогических технологий, активизирующих саморазвитие личности:
в) центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.
Самостоятельная работа студента (СРС) – это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Нельзя не согласиться с В.И.Загвязинским, что именно СРС “формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования”, дает возможность “быть сознательным и активным гражданином и созидателем” [1, с. 154].
Образовательные цели СРС (воспитательные, развивающие, оранизационно-педагогические):
а) современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний;
б) в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов, применение педагогических технологий, активизирующих саморазвитие личности:
в) центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.
Самостоятельная работа студента (СРС) – это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Нельзя не согласиться с В.И.Загвязинским, что именно СРС “формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования”, дает возможность “быть сознательным и активным гражданином и созидателем” [1, с. 154].
Образовательные цели СРС (воспитательные, развивающие, оранизационно-педагогические):
- Развитие общеучебных навыков и познавательных способностей студентов: инициативы, самостоятельности и организованности;
- Развитие исследовательских умений;
- Развитие ответственности за собственное образование.
- Повышение эффективности аудиторных занятий.
Дидактические цели СРС:
- Расширение и углубление знаний;
- Закрепление и систематизация знаний;
- Формирование практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
- Перевод полученной студентом учебной информации во внутреннее знание.
Типы самостоятельной работы:
- воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая знания-копии и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично изменённой ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.
Важно подчеркнуть, что учение студента – это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной,
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении. Планирование ее осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по каждой дисциплине. Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, но не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы. Объем времени на внеаудиторную СРС, находится в пределах 29%-32% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины. Контроль результатов ВСР студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен). Нормативные требования к организации, содержанию и формам СРС закреплены отраслевыми и локальными документами [2].
Желаемый эффект от самостоятельной работы студента можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в образовательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в образовательном учреждении.
Опыт работы показывает, что преподавателю самому важно определиться с объемом, видами и сроками СРС. Для этого в нашем педагогическом колледже составляются графики СРС, которые вывешиваются в аудитории для студентов. Студент должен знать, какой объем работы ему предстоит выполнить и рассчитать свои силы и время. График СРС включает обязательные и рекомендуемые самостоятельные работы. Приведем пример такого графика внеаудиторной СРС.
График самостоятельной работы студентов
Обозначение сокращений:
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении. Планирование ее осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по каждой дисциплине. Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, но не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы. Объем времени на внеаудиторную СРС, находится в пределах 29%-32% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины. Контроль результатов ВСР студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен). Нормативные требования к организации, содержанию и формам СРС закреплены отраслевыми и локальными документами [2].
Желаемый эффект от самостоятельной работы студента можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в образовательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в образовательном учреждении.
Опыт работы показывает, что преподавателю самому важно определиться с объемом, видами и сроками СРС. Для этого в нашем педагогическом колледже составляются графики СРС, которые вывешиваются в аудитории для студентов. Студент должен знать, какой объем работы ему предстоит выполнить и рассчитать свои силы и время. График СРС включает обязательные и рекомендуемые самостоятельные работы. Приведем пример такого графика внеаудиторной СРС.
График самостоятельной работы студентов
Обозначение сокращений:
- текущая работа с лекционным материалом (ТЛМ), предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;
- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме курса урока (ДИ – дополнительная информация);
- индивидуальное задание (ИЗ);
- самостоятельное изучение материала (СИ);
- домашнее задание (ДЗ), предусматривающее решение задач, выполнение упражнений, перевод текста и т.п. – репродуктивный характер;
- подготовка к практическим (П), семинарским занятиям (С), к контрольной работе (К), к зачету (З), экзамену (Э);
- написание реферата по заданной проблеме (РЕФ);
- задания на обобщение и систематизацию знаний: таблицы, опорные схемы, реконструктивный характер – применение знаний в новых условиях, моделирование, решение педагогическихситуаций (СЗ);
- выполнение учебно-исследовательской работы (УИ);
- цифрами в графике обозначены формы контроля СРС;
- сдача выполненного задания на проверку преподавателю;
- проверка преподавателем в ходе занятия;
- устный или письменный опрос (на уроке, семинаре, зачете, экзамене);
- защита отчета на занятии;
- Тестирование;
- взаимопроверка;
- проверка выполненного задания (задач, упражнений и т.п.) преподавателем;
- доклад по самостоятельно изученной теме (возможен коллективный);
- оформление аннотированного каталога / аннотаций / рецензий (по дополнительным источникам информации);
- презентация выполненного проекта (индивидуального или группового);
- вопрос включен в зачет (семинар, контрольную работу);
- сдача нормативов (спорт);
- рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов и др.
Обязательно учитываются учебно-исследовательские и творческие задания по выбору студента:
- участие в научных и научно-практических студенческих конференциях и семинарах;
- аналитический разбор научной публикации по заранее определенной преподавателем теме;
- лабораторное наблюдение, анализ статистических и фактический материалов, по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов и др.
Приведем примеры заданий для спортивных специальностей –
- самостоятельное выполнение заданий по программе во время пребывания на спортивных сборах;
- составление индивидуального плана тренировки;
- ведение дневника тренировки и карточки самоконтроля;
- анализ содержания и результатов тренировки по отдельным периодам;
- самостоятельная работа (вне занятий) по повышению спортивного мастерства, развитию необходимых качеств и совершенствованию элементов техники.
Преподавателю необходимо обеспечить условия успешного выполнения самостоятельной работы. К ним относятся:
- четкая постановка целей, задач;
- определение алгоритма выполнения СРС;
- определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов;
- Вид контроля и критерии оценки выполнения задания.
Пример задания для СРС, составленный преподавателем ГОУ СПО
Методика преподавания начального курса математики
Самостоятельная лабораторная работа.
Цель: закрепление теоретического материала
Тема: Устные приёмы арифметических действий
Показательный урок в школе – Тема урока: “Среднее число”.
Цель наблюдения: анализ приемов формирования у учащихся устных вычислительных навыков
Результаты наблюдения оформить письменно.
Сделать анализ урока с точки зрения поставленной цели.
Сравнить содержание урока по программе “Школа 2100” с содержанием уроков по данной теме по программе “Школа России” (по конспектам из педкопилки). Выявить сходство и различия в содержании изучаемого материала (задание индивидуальное, 3 студента).
Разработать фрагмент урока по математике для 3 класса по программе “Школа России” по теме:
а) Устные приёмы умножения чисел в концентре тысяча.
б) Устные приёмы деления чисел в концентре тысяча.
(индивидуально по заданным страницам учебника Моро – 4 студента ).
Отчётность:
Проверка тетрадей для уроков наблюдения
Педагогическое моделирование разработанных уроков в условиях колледжа (на группе слабоуспевающих студентов).
Главный недостаток в организации СРС – однообразие форм и видов ее проведения. Чаще всего самостоятельная работа студентов протекает в традиционных формах: реферат, курсовое проектирование, квалификационная работа, а для избранных студентов – подготовка докладов для студенческих конференций. Поэтому в современных условиях организации учебного процесса в ссузе, когда до 30 % учебного времени передаётся на самостоятельную работу, задачи совершенствования ее содержания и методов становятся все более актуальными.
Источники:
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
- Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО. (Письмо Минобразования России от 29.12.2000 г № 16-52-138 ин 16/13).
Другие статьи
- Учимся играя
- Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся
- Использование активных методов обучения в системе урока
- Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- Правила соревнований (БАДМИНТОН) "Специальной олимпиады России"
- Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.
- Использование рефлексивных техник на уроке
- Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.