Статья "Коррекционная работа по формированию ученического коллектива школьников с задержкой психического развития"
Ольга Даниловская
20.06.2015
3333
1
В помощь учителю
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
Коррекционная работа по формированию ученического коллектива
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
Коррекционная работа по формированию ученического коллектива
школьников с задержкой психического развития
После проведения диагностического исследования, и выявления проблем в формировании ученического коллектива школьников, были определены задачи коррекционной работы. К таким задачам были отнесены следующие: 1) преодоление неуверенности школьников в процессе знакомства с новыми людьми; 2) преодоление негативного взаимодействия школьников друг с другом в процессе совместной работы; 3) выполнение совместных дел коллективом класса с целью развития умения работать в коллективе, и, соответственно, развития коллективистических умений.
Для решения выдвинутых задач и на основании теоретического анализа литературы, было определено содержание коррекционной работы по формированию ученического коллектива школьников экспериментальной группы, которое состояло в разработке и реализацией комплекса взаимосвязанных педагогических условий.
Рассмотрим определение понятия «условие».
В словаре Д. Н. Ушакова «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит.
В философии «условие» понимается как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…».
В психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) под условием понимается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать.
В педагогике, в трактовке А. Я. Найна, термин «педагогические условия» определяются, как совокупность мер и конечных результатов действия социально-педагогических процессов на данном этапе развития общества.
В рамках исследования я опиралась на точку зрения Н. Шкуричевой о том, что деловые отношения школьников предполагают умение договариваться, уступать, подчинять свои интересы коллективной деятельности, работать на общий результат, анализировать полученный результат, сопоставляя его с ранее поставленной целью, и т.д.
На основе теоретического анализа и, исходя из задач коррекционной работы я предположила, что формирование ученического коллектива школьников 6-го класса с ЗПР будет более успешно, если: учащиеся будут постоянно взаимодействовать со своими сверстниками в рамках различной деятельности; школьники будут включены в коллективную (групповую) деятельность; школьники будут решать задачи на сплочение коллектива.
В соответствии с этим, были организованы следующие педагогические условия.
Первым педагогическим условием в исследовании является организация взаимодействия учащихся друг с другом во внеурочной деятельности, которая способствует развитию эмоциональной сферы школьников. Данное педагогическое условие состоит их таких компонентов, как умение представить себя собеседнику; умение позитивно взаимодействовать со сверстниками; умение корректировать поведение сверстника в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности.
Вторым педагогическим условием в работе выступает включение учащихся в коллективную (групповую) деятельность, способствующую организации их целенаправленной деятельности. Элементами данного условия является: способность взять на себя ответственность за дело; видение цели дела и умение его спланировать; умение проводить рефлексию по делу.
Третье педагогическое условие предполагает включение учащихся в решение задач на сплочение коллектива, развивающее их умение осмысленно принимать оказанную помощь. Составляющие третьего условия: проявление заботы об окружающих; умение оказывать помощь и с благодарностью реагировать на нее; проявление доброжелательности к сверстникам.
В реализации всех педагогических условий, вне зависимости от того, на каком содержании базируется взаимодействие школьников, выделяются основные этапы работы:
1. Педагог предлагает задание – ставит перед учащимися групповую цель, которую каждый ребенок должен принять как свою.
2. Педагог предлагает сформировать группы, в которых каждый школьник несет свою долю ответственности за общий результат, так как из результатов каждого складывается общегрупповой.
3. В процессе выполнения группового задания педагог выступает в роли координатора – направляет, помогает, наблюдает и изучает то, как у детей развиваются умения конструктивно взаимодействовать и общаться в процессе выполнения задания, то есть, как школьники учатся уступать друг другу, слушать, подчинять свои интересы общему делу.
4. Педагог организует работу по рефлексии учащимися их совместной деятельности. Дети анализируют процесс выполнения задания и полученный результат. Тем самым школьники учатся адекватно оценивать себя в системе взаимоотношений одноклассников. Таким образом, у ребят формируются положительные отношения друг к другу, соучастие, сопереживание, взаимопонимание.
Так в рамках первого педагогического условия (организация взаимодействия учащихся друг с другом во внеурочной деятельности, которая способствует развитию эмоциональной сферы) проводилась работа по формированию положительных отношений в коллективе, а также адекватной самооценки, которая возможно только в условиях совместной деятельности учащихся. Задача педагога – создать условия для формирования положительных отношений между учащимися, используя возможности как учебной деятельности (в ходе изучения учебных предметов), так и внеучебного времени (во второй половине дня и на занятиях в системе дополнительного образования).
Формы организации деятельности школьников: 1) тренировочные упражнения в актуализации, уточнении и расширении общепринятых форм общения сверстников в коллективе.
Например, упражнение, которое можно провести в группе учащихся называется «Приветствие». Суть задания состоит в том, чтобы назвать свое имя и сделать какой-то приветственный жест, чтобы все почувствовали уважение к себе. Перед упражнением нацеливаем учащихся на то, что все варианты приветствия и имена будут приниматься без смешков. Также важным компонентом этого упражнения является выбор следующего игрока. Первого участника приветствия выбирает учитель, перекидывая ему мяч, а следующего человека выбирает предыдущий поздоровавшийся ученик. В данной игре для учителя важен порядок передачи мяча от игрока к игроку, что покажет уровень принятия школьников друг другом.
2) Совместные культпоходы для обеспечения взаимодействия учащихся друг с другом (совместные воскресные прогулки, выходы в музей, цирк, на театральные представления). Так, перед совместным походом в цирк на занятии в классе мы обсудили правила поведения на улице (время движения в цирк и из цирка), разработали правила поведения в самом культурном заведении. Данная работа заключалась в организации совместной деятельности детей. Сначала каждый работал самостоятельно и придумывал свои правила поведения в данном походе, потом свои варианты дети озвучивали партнеру по паре и составляли свод правил из двух вариантов, позже варианты двоих объединялись с вариантом другой пары и получались новые или обновленные правила. Данная работа проводилась в рамках «технологии развивающейся кооперации», которая не допускает отказа в любой точке зрения, в результате чего приветствуется любая позиция оппонента. При работе в парах школьники могла просто сложить два варианта ответа, если не нашли компромисса при создании общего «продукта». Такие же правила работы были действительны и в работе четверок. После создания групповых продуктов, был заслушан отчет групп и создан свод общих правил поведения при походе в цирк. Эта работа была еще и увлекательной, так как каждой группе из 4-х школьников пришлось придумать название своему объединению и защитить творчески свои правила. Все были «на высоте» во время своих выступлений и получили одобрение, как учителя, так и одноклассников, что подтвердило точку зрения психологов, что «дети с ЗПР обучаются на успехе».
Роль педагога: в ходе организации совместной работы школьников педагог выступает как организатор, помощник, наблюдатель, психолог. Тем самым отношения в системе «учитель-ученики» становятся субъект-субъектными.
Организация совместной деятельности школьников позволяет педагогу в ходе наблюдения изучать как класс в целом, так и отдельных его членов –желание школьников сотрудничать и умение это делать; их эмоциональное отношение к занятиям, трудностям, которые неизбежно возникают в процессе совместной деятельности и отношение к их преодолению.
Второе педагогическое условие (включение учащихся в коллективную (групповую) деятельность, способствующую организации их целенаправленной деятельности) реализуется через деятельность в подгруппах. Например, организация пикника на природе, где каждый из воспитанников должен поучаствовать в какой-то роли в процессе подготовки к этому мероприятию.
Формы организации деятельности школьников: проектная деятельность. Для того чтобы каждый школьник смог проявить себя в совестной деятельности с учащимися своего класса и тем самым наладил отношения с различными людьми, была предложена проектная работа. Именно здесь можно отследить роль каждого ребенка, а также каждому ребенку почувствовать себя лидером.
Была обозначена тематика проектов (вопросы, касающиеся экологии, социума и вопросы эстетические), которая была роздана каждому учащемуся класса. Каждый учащийся записался напротив той темы, которую хотел бы раскрывать. Позже информация со всех листов была объединена, и учащиеся узнали о том, кто из них какой проект будет делать. Интересным было то, что были выбраны не все темы, но те, которые заинтересовали детей, были выбраны сразу несколькими ребятами. В результате получилось 4 проекта: один – эстетической, воспитательной направленности, два – природоведческой тематики и последний проект касался социальных аспектов. Здесь необходимо заметить о реакции некоторых учащихся класса, которые выразились неоднозначно по поводу того, с кем им придется работать в одной команде. В основном была положительная реакция, но были и такие ученики (Настя В. и Саша Н.), которые высказывались по этому поводу резко отрицательно. Ребятам было предложено подумать над тем, почему именно им и почему именно сейчас выпал такой шанс поработать именно с тем, человеком, с которым может быть никогда, не хотелось бы по жизни сталкиваться, уже не говоря о совместной работе. Когда были улажены все психологические аспекты, ребята начали обсуждать способы решения поставленных задач и продумывать этапы своей работы.
По комплексности, то есть по предметно-содержательной части, проекты были межпредметными, так как выполнялись исключительно во внеурочное время, и учащиеся обращались за помощью к экспертам из специальных областей знаний – педагогам, другим сотрудникам школы, в библиотеку, Интернет, к родителям.
По целевой установке проекты были познавательными, творческими, исследовательскими и воспитывающими.
По характеру контактов между участниками, проекты были внутриклассными, так как разрабатывались участниками одного коллектива, а в нашем случае группами из одного класса. По продолжительности мы определили сроки проектов ориентировочно от одной недели до трех недель, поэтому проекты по продолжительности оказались краткосрочными и долгосрочными соответственно. Итак, проект, посвященный, «Дню Матери» – творческий и воспитывающий, двухнедельный; проекты: «Животные в истории моей семьи» и «Коллекция увиденных животных» – познавательные и исследовательские, трехнедельные; проект «Чтобы дольше жили книжки» – воспитывающий и краткосрочный, был реализован за одну неделю.
Роль педагога: консультант или непосредственный участник и помощник.
Самостоятельная деятельность учащихся: поиск информации по темам проектов, обращаясь в школьную библиотеку, изучая энциклопедии, а также находя необходимые сведения в Интернете. Некоторые учащиеся привлекли к реализации своего проекта своих родителей и родственников, что говорит о заинтересованности, как детей, так и взрослых в совместной деятельности.
Первый проект был посвящен «Дню Матери». Те школьники (Настя В., Саша С., Вася Ц., Сергей К.), кто занимался этим делом: написали сочинения про своих мам, нарисовали их портреты, подобрали стихотворения по данной тематике, взяли интервью у своих мам о том, «что приносит им радость в жизни», и непосредственно к самому празднику организовали выставку с результатами своей работы. В данной группе учащихся дети сами распределили роли и составили план работы, указав те мероприятия, которые были описаны выше.
Два других проекта были связаны с природой, и в этих проектах роль учителя была необходима. Учащиеся (Алсу Г., Никита С., Настя Ч., Валерий Ш.) заинтересовались темами: «Животные в истории моей семьи» и (Виталик Г., Юля К., Илья Т., Данил О.) «Коллекция увиденных животных». Эти дела решили сделать учащиеся, у которых дома живут какие-то животные или совсем недавно учащиеся посетили выставку экзотических животных. В данном случае роли между учащимися и в том и в другом проекте были распределены так, что собиранием информацией занимались все. Процесс взаимодействия между детьми и распределения обязанностей и ответственности в этих группах происходил уже на этапе обработки информации. В данном случае кто-то из школьников обобщал полученные сведения, кто-то делал зарисовки, кто-то определял план изложения материала. Самое главное, что школьники сделали правильный выбор в отношении друг друга, как исполнителя того или иного задания, что послужило основой для удачного завершения дел и защиты проектов в целом.
Последний проект был посвящен книгам и имел одноименное название «Чтобы дольше жили книжки». Учащиеся (Настя И., Саша Н., Григорий Ш., Мустафо Д.) работали в библиотеке, где им необходимо было отремонтировать определенное количество книг, причем времени выделили на эту работу ограниченное количество, поэтому детям пришлось работать слаженно и дружно, и конфликтов по поводу качества работы и количества отремонтированных книг ни у кого не возникало.
Для реализации третьего педагогического условия (включение учащихся в решение задач на сплочение коллектива, развивающее их умение осмысленно принимать оказанную помощь) было проведено несколько мероприятий.
Формы организации деятельности школьников:
1) тренировочные игровые упражнения по обучению приемам эмоционального взаимодействия в группе.
Например, вначале были проведены игры, направленные на расположение школьников друг к другу. Первая игра «Подари свою улыбку»: Школьники садились в круг, брались за руки. После этого необходимо было посмотреть в глаза соседу и подарить ему, молча самую добрую, по их мнению, улыбку по очереди. После проводилась игра «Именинник», где по считалке выбирался именинник. Учащиеся по очереди дарили ему подарки, описывая их жестами, не произнося при этом наводящих слов, именинник должен был угадать, что именно ему хочет подарить тот или иной ребенок. Затем учащимся предлагалось придумать будущее имениннику (например, пойдешь в институт, потом купишь себе вертолет и улетишь на Канары). Именинником должен был побыть каждый школьник.
2) Проведение групповых занятий и классных часов.
Например, занятие на тему: «Учимся понимать чувства и эмоции другого», для которого были подготовлены картинки, пиктограммы, изображающие различные эмоциональные состояния людей; для каждой группы: описание ситуации для анализа чувств и эмоций ее героев; бланк для составления группового рассказа, памятка для капитана группы; для каждого ученика – бланк для анализа процесса и результата совместной деятельности. Каждой группе предлагается ситуация, где необходимо определить, какие чувства и эмоции испытывали ее герои и почему. Далее формировались группы по желанию (по 4 человека) и в каждой выбирался капитан. После прочтения ситуации и ее обсуждения ребята составляли групповой рассказ, записывали его на бланке. После того как представители групп выступили, каждому ученику предлагалось проанализировать свою деятельность, оценить ее результативность, заполняя бланк для анализа процесса и результатов совместной деятельности. Полное описание игры представлено в приложении 5.
Также для реализации педагогических условий нами был проведен классный час на тему: «Кто мы есть»», на котором каждый ребенок сумел определить черты своего характера, немного узнать внутреннего мира другого человека – учащегося нашего класса. Классный час отличался от всех предыдущих уже тем, что дети сидели не как обычно друг за другом, а в кругу. На данном занятии проводились беседы между учащимися класса, учащимися и учителем, а также каждый школьник вёл диалог с самим собой. После всего услышанного и выполненных заданий была проведена рефлексия состояния каждого ребенка. Подробное описание занятия приведено в приложении 6.
Организация коррекционной работы по формированию ученического коллектива школьников с ЗПР в рамках специально созданных педагогических условий целенаправленного включения школьников в коллективные, партнерские отношения в образовательном процессе способствует формированию положительных отношений в коллективе, а значит, и соответствующих качеств личностных качеств каждого участника коллектива.
Источники:
Для решения выдвинутых задач и на основании теоретического анализа литературы, было определено содержание коррекционной работы по формированию ученического коллектива школьников экспериментальной группы, которое состояло в разработке и реализацией комплекса взаимосвязанных педагогических условий.
Рассмотрим определение понятия «условие».
В словаре Д. Н. Ушакова «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит.
В философии «условие» понимается как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…».
В психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) под условием понимается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать.
В педагогике, в трактовке А. Я. Найна, термин «педагогические условия» определяются, как совокупность мер и конечных результатов действия социально-педагогических процессов на данном этапе развития общества.
В рамках исследования я опиралась на точку зрения Н. Шкуричевой о том, что деловые отношения школьников предполагают умение договариваться, уступать, подчинять свои интересы коллективной деятельности, работать на общий результат, анализировать полученный результат, сопоставляя его с ранее поставленной целью, и т.д.
На основе теоретического анализа и, исходя из задач коррекционной работы я предположила, что формирование ученического коллектива школьников 6-го класса с ЗПР будет более успешно, если: учащиеся будут постоянно взаимодействовать со своими сверстниками в рамках различной деятельности; школьники будут включены в коллективную (групповую) деятельность; школьники будут решать задачи на сплочение коллектива.
В соответствии с этим, были организованы следующие педагогические условия.
Первым педагогическим условием в исследовании является организация взаимодействия учащихся друг с другом во внеурочной деятельности, которая способствует развитию эмоциональной сферы школьников. Данное педагогическое условие состоит их таких компонентов, как умение представить себя собеседнику; умение позитивно взаимодействовать со сверстниками; умение корректировать поведение сверстника в соответствии со «знаемыми» нормами совместной деятельности.
Вторым педагогическим условием в работе выступает включение учащихся в коллективную (групповую) деятельность, способствующую организации их целенаправленной деятельности. Элементами данного условия является: способность взять на себя ответственность за дело; видение цели дела и умение его спланировать; умение проводить рефлексию по делу.
Третье педагогическое условие предполагает включение учащихся в решение задач на сплочение коллектива, развивающее их умение осмысленно принимать оказанную помощь. Составляющие третьего условия: проявление заботы об окружающих; умение оказывать помощь и с благодарностью реагировать на нее; проявление доброжелательности к сверстникам.
В реализации всех педагогических условий, вне зависимости от того, на каком содержании базируется взаимодействие школьников, выделяются основные этапы работы:
1. Педагог предлагает задание – ставит перед учащимися групповую цель, которую каждый ребенок должен принять как свою.
2. Педагог предлагает сформировать группы, в которых каждый школьник несет свою долю ответственности за общий результат, так как из результатов каждого складывается общегрупповой.
3. В процессе выполнения группового задания педагог выступает в роли координатора – направляет, помогает, наблюдает и изучает то, как у детей развиваются умения конструктивно взаимодействовать и общаться в процессе выполнения задания, то есть, как школьники учатся уступать друг другу, слушать, подчинять свои интересы общему делу.
4. Педагог организует работу по рефлексии учащимися их совместной деятельности. Дети анализируют процесс выполнения задания и полученный результат. Тем самым школьники учатся адекватно оценивать себя в системе взаимоотношений одноклассников. Таким образом, у ребят формируются положительные отношения друг к другу, соучастие, сопереживание, взаимопонимание.
Так в рамках первого педагогического условия (организация взаимодействия учащихся друг с другом во внеурочной деятельности, которая способствует развитию эмоциональной сферы) проводилась работа по формированию положительных отношений в коллективе, а также адекватной самооценки, которая возможно только в условиях совместной деятельности учащихся. Задача педагога – создать условия для формирования положительных отношений между учащимися, используя возможности как учебной деятельности (в ходе изучения учебных предметов), так и внеучебного времени (во второй половине дня и на занятиях в системе дополнительного образования).
Формы организации деятельности школьников: 1) тренировочные упражнения в актуализации, уточнении и расширении общепринятых форм общения сверстников в коллективе.
Например, упражнение, которое можно провести в группе учащихся называется «Приветствие». Суть задания состоит в том, чтобы назвать свое имя и сделать какой-то приветственный жест, чтобы все почувствовали уважение к себе. Перед упражнением нацеливаем учащихся на то, что все варианты приветствия и имена будут приниматься без смешков. Также важным компонентом этого упражнения является выбор следующего игрока. Первого участника приветствия выбирает учитель, перекидывая ему мяч, а следующего человека выбирает предыдущий поздоровавшийся ученик. В данной игре для учителя важен порядок передачи мяча от игрока к игроку, что покажет уровень принятия школьников друг другом.
2) Совместные культпоходы для обеспечения взаимодействия учащихся друг с другом (совместные воскресные прогулки, выходы в музей, цирк, на театральные представления). Так, перед совместным походом в цирк на занятии в классе мы обсудили правила поведения на улице (время движения в цирк и из цирка), разработали правила поведения в самом культурном заведении. Данная работа заключалась в организации совместной деятельности детей. Сначала каждый работал самостоятельно и придумывал свои правила поведения в данном походе, потом свои варианты дети озвучивали партнеру по паре и составляли свод правил из двух вариантов, позже варианты двоих объединялись с вариантом другой пары и получались новые или обновленные правила. Данная работа проводилась в рамках «технологии развивающейся кооперации», которая не допускает отказа в любой точке зрения, в результате чего приветствуется любая позиция оппонента. При работе в парах школьники могла просто сложить два варианта ответа, если не нашли компромисса при создании общего «продукта». Такие же правила работы были действительны и в работе четверок. После создания групповых продуктов, был заслушан отчет групп и создан свод общих правил поведения при походе в цирк. Эта работа была еще и увлекательной, так как каждой группе из 4-х школьников пришлось придумать название своему объединению и защитить творчески свои правила. Все были «на высоте» во время своих выступлений и получили одобрение, как учителя, так и одноклассников, что подтвердило точку зрения психологов, что «дети с ЗПР обучаются на успехе».
Роль педагога: в ходе организации совместной работы школьников педагог выступает как организатор, помощник, наблюдатель, психолог. Тем самым отношения в системе «учитель-ученики» становятся субъект-субъектными.
Организация совместной деятельности школьников позволяет педагогу в ходе наблюдения изучать как класс в целом, так и отдельных его членов –желание школьников сотрудничать и умение это делать; их эмоциональное отношение к занятиям, трудностям, которые неизбежно возникают в процессе совместной деятельности и отношение к их преодолению.
Второе педагогическое условие (включение учащихся в коллективную (групповую) деятельность, способствующую организации их целенаправленной деятельности) реализуется через деятельность в подгруппах. Например, организация пикника на природе, где каждый из воспитанников должен поучаствовать в какой-то роли в процессе подготовки к этому мероприятию.
Формы организации деятельности школьников: проектная деятельность. Для того чтобы каждый школьник смог проявить себя в совестной деятельности с учащимися своего класса и тем самым наладил отношения с различными людьми, была предложена проектная работа. Именно здесь можно отследить роль каждого ребенка, а также каждому ребенку почувствовать себя лидером.
Была обозначена тематика проектов (вопросы, касающиеся экологии, социума и вопросы эстетические), которая была роздана каждому учащемуся класса. Каждый учащийся записался напротив той темы, которую хотел бы раскрывать. Позже информация со всех листов была объединена, и учащиеся узнали о том, кто из них какой проект будет делать. Интересным было то, что были выбраны не все темы, но те, которые заинтересовали детей, были выбраны сразу несколькими ребятами. В результате получилось 4 проекта: один – эстетической, воспитательной направленности, два – природоведческой тематики и последний проект касался социальных аспектов. Здесь необходимо заметить о реакции некоторых учащихся класса, которые выразились неоднозначно по поводу того, с кем им придется работать в одной команде. В основном была положительная реакция, но были и такие ученики (Настя В. и Саша Н.), которые высказывались по этому поводу резко отрицательно. Ребятам было предложено подумать над тем, почему именно им и почему именно сейчас выпал такой шанс поработать именно с тем, человеком, с которым может быть никогда, не хотелось бы по жизни сталкиваться, уже не говоря о совместной работе. Когда были улажены все психологические аспекты, ребята начали обсуждать способы решения поставленных задач и продумывать этапы своей работы.
По комплексности, то есть по предметно-содержательной части, проекты были межпредметными, так как выполнялись исключительно во внеурочное время, и учащиеся обращались за помощью к экспертам из специальных областей знаний – педагогам, другим сотрудникам школы, в библиотеку, Интернет, к родителям.
По целевой установке проекты были познавательными, творческими, исследовательскими и воспитывающими.
По характеру контактов между участниками, проекты были внутриклассными, так как разрабатывались участниками одного коллектива, а в нашем случае группами из одного класса. По продолжительности мы определили сроки проектов ориентировочно от одной недели до трех недель, поэтому проекты по продолжительности оказались краткосрочными и долгосрочными соответственно. Итак, проект, посвященный, «Дню Матери» – творческий и воспитывающий, двухнедельный; проекты: «Животные в истории моей семьи» и «Коллекция увиденных животных» – познавательные и исследовательские, трехнедельные; проект «Чтобы дольше жили книжки» – воспитывающий и краткосрочный, был реализован за одну неделю.
Роль педагога: консультант или непосредственный участник и помощник.
Самостоятельная деятельность учащихся: поиск информации по темам проектов, обращаясь в школьную библиотеку, изучая энциклопедии, а также находя необходимые сведения в Интернете. Некоторые учащиеся привлекли к реализации своего проекта своих родителей и родственников, что говорит о заинтересованности, как детей, так и взрослых в совместной деятельности.
Первый проект был посвящен «Дню Матери». Те школьники (Настя В., Саша С., Вася Ц., Сергей К.), кто занимался этим делом: написали сочинения про своих мам, нарисовали их портреты, подобрали стихотворения по данной тематике, взяли интервью у своих мам о том, «что приносит им радость в жизни», и непосредственно к самому празднику организовали выставку с результатами своей работы. В данной группе учащихся дети сами распределили роли и составили план работы, указав те мероприятия, которые были описаны выше.
Два других проекта были связаны с природой, и в этих проектах роль учителя была необходима. Учащиеся (Алсу Г., Никита С., Настя Ч., Валерий Ш.) заинтересовались темами: «Животные в истории моей семьи» и (Виталик Г., Юля К., Илья Т., Данил О.) «Коллекция увиденных животных». Эти дела решили сделать учащиеся, у которых дома живут какие-то животные или совсем недавно учащиеся посетили выставку экзотических животных. В данном случае роли между учащимися и в том и в другом проекте были распределены так, что собиранием информацией занимались все. Процесс взаимодействия между детьми и распределения обязанностей и ответственности в этих группах происходил уже на этапе обработки информации. В данном случае кто-то из школьников обобщал полученные сведения, кто-то делал зарисовки, кто-то определял план изложения материала. Самое главное, что школьники сделали правильный выбор в отношении друг друга, как исполнителя того или иного задания, что послужило основой для удачного завершения дел и защиты проектов в целом.
Последний проект был посвящен книгам и имел одноименное название «Чтобы дольше жили книжки». Учащиеся (Настя И., Саша Н., Григорий Ш., Мустафо Д.) работали в библиотеке, где им необходимо было отремонтировать определенное количество книг, причем времени выделили на эту работу ограниченное количество, поэтому детям пришлось работать слаженно и дружно, и конфликтов по поводу качества работы и количества отремонтированных книг ни у кого не возникало.
Для реализации третьего педагогического условия (включение учащихся в решение задач на сплочение коллектива, развивающее их умение осмысленно принимать оказанную помощь) было проведено несколько мероприятий.
Формы организации деятельности школьников:
1) тренировочные игровые упражнения по обучению приемам эмоционального взаимодействия в группе.
Например, вначале были проведены игры, направленные на расположение школьников друг к другу. Первая игра «Подари свою улыбку»: Школьники садились в круг, брались за руки. После этого необходимо было посмотреть в глаза соседу и подарить ему, молча самую добрую, по их мнению, улыбку по очереди. После проводилась игра «Именинник», где по считалке выбирался именинник. Учащиеся по очереди дарили ему подарки, описывая их жестами, не произнося при этом наводящих слов, именинник должен был угадать, что именно ему хочет подарить тот или иной ребенок. Затем учащимся предлагалось придумать будущее имениннику (например, пойдешь в институт, потом купишь себе вертолет и улетишь на Канары). Именинником должен был побыть каждый школьник.
2) Проведение групповых занятий и классных часов.
Например, занятие на тему: «Учимся понимать чувства и эмоции другого», для которого были подготовлены картинки, пиктограммы, изображающие различные эмоциональные состояния людей; для каждой группы: описание ситуации для анализа чувств и эмоций ее героев; бланк для составления группового рассказа, памятка для капитана группы; для каждого ученика – бланк для анализа процесса и результата совместной деятельности. Каждой группе предлагается ситуация, где необходимо определить, какие чувства и эмоции испытывали ее герои и почему. Далее формировались группы по желанию (по 4 человека) и в каждой выбирался капитан. После прочтения ситуации и ее обсуждения ребята составляли групповой рассказ, записывали его на бланке. После того как представители групп выступили, каждому ученику предлагалось проанализировать свою деятельность, оценить ее результативность, заполняя бланк для анализа процесса и результатов совместной деятельности. Полное описание игры представлено в приложении 5.
Также для реализации педагогических условий нами был проведен классный час на тему: «Кто мы есть»», на котором каждый ребенок сумел определить черты своего характера, немного узнать внутреннего мира другого человека – учащегося нашего класса. Классный час отличался от всех предыдущих уже тем, что дети сидели не как обычно друг за другом, а в кругу. На данном занятии проводились беседы между учащимися класса, учащимися и учителем, а также каждый школьник вёл диалог с самим собой. После всего услышанного и выполненных заданий была проведена рефлексия состояния каждого ребенка. Подробное описание занятия приведено в приложении 6.
Организация коррекционной работы по формированию ученического коллектива школьников с ЗПР в рамках специально созданных педагогических условий целенаправленного включения школьников в коллективные, партнерские отношения в образовательном процессе способствует формированию положительных отношений в коллективе, а значит, и соответствующих качеств личностных качеств каждого участника коллектива.
Источники:
- Амелина, О. П. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива / О. П. Амелина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/
- Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш. Амонашвили. – Киев : Изд-во «21 ВЕК», 2000. – 97 c.
- Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева // Психологическая наука - школе. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 192 с.
- Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. – М.,2002.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : МГУ, 1999. – 148 с.
- Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. – С-Пб : «Союз», 2004. – 415 с.
- Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания / И. П. Иванов, Москва, 1990.
- Конникова, Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т. Е. Конникова. – М. : Просвещение, 2000.
- Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
- Кудрявцева, Е. А. Развитие индивидуальности ребенка в процессе коллективных взаимоотношений: Монография / Е.А. Кудрявцева // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] : Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием // URL: www.oim.ru.
- Лутошкин, А. Н. Как вести за собой / А. Н. Лутошкин. – М. : Просвещение, 2000. – 65 c.
- Немов, Р. С. Путь к коллективу / Р. С. Немов. – М. : Просвещение, 2000. – C. 67-70, 112-115.
- Никитина, Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н. Н. Никитина, И. Ю. Шустова // Классный руководитель. – 2004 – № 7. – С. 90-107.
- Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива : Вопросы теории / Л. И. Новикова. – М. : Просвещение, 2000. – C. 45-49, 87-91.
- Петровский, А. В. Возрастная и педагогическая психология. – М. : Психология, 2004 – 567 с.
- Уманский, Л. П. Психология организаторской деятельности / Л. П. Уманский. – М. : Просвещение, 1980.
- Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : ООО «Изд-во Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. – Т. 3. – 848 с.
- Шкуричева, Н. Лесенка самооценки / Н. Шкуричева // Начальная школа. Первое сентября. – № 4. – 2009.
- Шпыркова, Т. Б.Роль классного руководителя в формировании классного коллектива / Т. Б. Шпыркова // Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/
- Щуркова, Н. Е. Воспитательный процесс в школе. В 3-х частях / Н. Е. Щуркова. – М., 2011.
Другие статьи
- Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
- Нужны ли педагогам профессиональные сообщества?
- Проектная деятельность на уроках музыки
- Кукольный театр
- О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
- «Занимательный словарик русского языка для начальной школы»: развивающий и образовательный потенциал
- Современные образовательные технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
- "Влияние пения на здоровье человека"
- К вопросу об отношениях владимирского предпринимателя и мецената Михаила Герасимовича Комиссарова (1867 – 1929) с братьями Чеховыми.
- Ведущие виды деятельности учителя в современном мире
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Хороший, исследовательский, научный материал.Ваш вывод к статье - достойный результат Вашей работы:"Организация коррекционной работы по формированию ученического коллектива школьников с ЗПР в рамках специально созданных педагогических условий целенаправленного включения школьников в коллективные, партнерские отношения в образовательном процессе способствует формированию положительных отношений в коллективе, а значит, и соответствующих качеств личностных качеств каждого участника коллектива."
Валентина Титова, дата: 20.06.2015 в 17:26
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.