Статья "Система работы по повышению квалификации педагогов образовательной организации"
Наталья Трачук
18.03.2015
16779
0
Организация труда учителя
Трачук Наталья Михайловна,
заместитель директора ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»
п. Савинский, Плесецкого района, Архангельской области
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности, и профессионализма.
Одной из приоритетных задач государственной политики в области образования, заявленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Анализ стратегических и нормативных документов федерального и регионального уровней говорит о необходимости непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников.
В современных условиях реформирования российской образовательной системы углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности педагогов. Разрешить данное противоречие возможно, если в условиях системы повышения квалификации создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогических работников. В связи с этим, одной из задач образовательной организации является повышение уровня квалификации педагогов.
На основе всестороннего изучения профессионального уровня педагогического коллектива, учитывая профессиональные запросы и потребности педагогов, сформулированы цели, задачи, направления и содержание работы по повышению квалификации.
Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов образовательной организации
Задачи:
1. Внедрение системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников
2. Развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов
3. Повышение мотивации педагогов в развитии профессионального мастерстваМы выделили следующие направления работы по повышению квалификации педагогов: нормативно – правовое, организационно – методическое, научно-методическое и информационное.
Нормативно – правовое направление представляет собой совокупность нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней и принятых в образовательной организации.
Организационно-методическое направление включает методическую подготовку, создание условий для применения знаний на практике, обобщения и распространения собственного педагогического опыта. Содержание этого направления работы образовательной организации включает: организационно-управленческое, учебно-воспитательное, методическое, а также учитывает специфику работы школы - интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве самостоятельных компонентов выделены формы, методы и средства управления на трех уровнях.
Первый уровень – администрация образовательной организации (директор, заместители директора). На первом уровне управление повышением квалификации осуществляется через коллективные, групповые и индивидуальные формы работы, к которым можно отнести тематические педагогические советы, семинары, методические декады, педагогические чтения, консультации, собеседования и т.д. Администрация использует в работе с педагогическими кадрами такие методы, как мотивация, моделирование, стимулирование профессионального роста и др., а также средства – учебные программы, учебно-методические комплексы, дидактические материалы и др.
Второй уровень представляют методический совет и методические объединения. На данном уровне можно использовать следующие формы работы: мастер-классы, семинары-практикумы, методические совещания, «круглые столы», творческие отчеты и др. В качестве методов работы применимы дискуссии, диалоги, взаимоконтроль, тренинги и др., а в качестве средств - технические средства обучения, наглядность и др.
Третий уровень – это уровень педагога, на котором управление осуществляется самим педагогом, осуществляющим самоанализ профессиональной деятельности. На данном уровне педагог занимается самообразованием – разрабатывает и реализует индивидуальный путь профессиональной деятельности, т.е. самообразование это целенаправленная познавательная деятельность управляемая самой личностью педагога.
Представленное поуровневое разделение позволяет учитывать индивидуальные профессиональные запросы и потребности педагогов образовательной организации, выстраивать их индивидуальный маршрут профессионального роста.
Повышение квалификации педагогов происходит и вне образовательной организации – научно-методическое направление. Это могут быть ресурсные центры – образовательные организации Архангельской области, на базе которых проходят различные мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогических работников. Также участие педагогов в семинарах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях регионального и федерального уровней ориентировано на повышение квалификации.
Обязательным условием повышения квалификации является дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности через курсовые мероприятия. Для получения дополнительных знаний и умений, дающих право на ведение нового вида профессиональной деятельности, организуется профессиональная переподготовка по направлению «Олигофренопедагогика».
Информационное направление содержит информацию о повышении квалификации педагогами образовательной организации. В образовательной организации педагоги оформляют методические папки, содержащие планы по самообразованию, отчеты по темам самообразования, статьи выступлений, докладов, конспекты уроков (занятий). Портфолио педагогов как способ фиксирования, накопления опыта педагогической деятельности, предназначено для объективной оценки их профессионального уровня. Публикации педагогов в сборниках, научно-методических журналах, на сайтах в сети Интернет отражают информацию о повышении квалификации педагогами.
Содержание системы повышения квалификации нацелено на результат – развитие профессиональной компетентности педагогов.
Компонентом системы повышения квалификации будет являться контроль за профессиональным развитием педагогов. Контроль за результатами деятельности, оценка эффективности проведенной работы является одним из средств управления процессом повышения квалификации. Контроль осуществляется регулярно; сроки, цели контроля, а также результаты контроля, должны быть доведены до сведения педагогического коллектива. В ходе контроля, в первую очередь, выявляются положительные результаты в работе педагога. Важным является принятие педагогами результатов контроля и знание ими того, как можно усовершенствовать свою работу.
Полная реальная информация о процессе профессионального роста каждого педагога служит основанием для принятия управленческих решений в области повышения квалификации педагогов.
В образовательной организации разработан алгоритм действий и рекомендации по управлению процессом повышения квалификации педагогов образовательной организации.
Под алгоритмом действий мы понимаем последовательность взаимосвязанных действий всех субъектов процесса повышения квалификации педагогических работников. Последовательность действий можно разделить на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Субъектами процесса повышения квалификации являются: директор образовательной организации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, члены педагогического совета, члены методического совета, члены методических объединений, педагог.
На наш взгляд, результативность управления процессом повышения квалификации педагогических работников образовательной организации будет представлена через следующие показатели:
1. Удовлетворенность педагогов методической работой в образовательной организации, на курсах повышения квалификации, а также результатами самообразования.
2. Качество оказания методической помощи (собеседования, консультирование и т.д.).
3. Наличие доступной и своевременной возможности обобщить и представить свой опыт работы на уровне образовательной организации, региональном и федеральном уровне.
4. Степень общественно-профессионального признания (возможность участия в конкурсах профессионального мастерства).
5. Положительный имидж образовательной организации и др.
Эффективность процесса повышения квалификации будет зависеть от условий, которые созданы в образовательной организации и учитываются в процессе повышения квалификации педагогов. Поэтому, мы сформулировали рекомендации по управлению процессом повышения квалификации на уровне образовательной организации. К основным рекомендациям по управлению процессом повышения квалификации мы отнесли следующие рекомендации:
1. Процесс повышения квалификации должен иметь системный характер.
2. Учитывать в процессе повышения квалификации образовательные потребности, уровень квалификации и индивидуальные затруднения педагогов, т.е. должны быть разработаны индивидуальные маршруты повышения квалификации.
3. Создавать необходимые условия для повышения квалификации педагогов в образовательной организации. Основные условия могут быть нормативно-правовыми, организационными, педагогическими, психологическими, финансово-хозяйственными.
К нормативно-правовым условиям можно отнести: руководство педагогическим коллективом с соблюдением основных нормативных документов федерального и регионального уровней, а также локального уровня; качественное исполнение должностных обязанностей администрацией и педагогами образовательной организации.
Организационные условия: четкое распределение управленческих функций на всех уровнях; информирование педагогического коллектива о деятельности администрации, методического совета и методических объединений.
Педагогические условия: соблюдение основных принципов управления педагогическим коллективом – сочетание единоначалия и коллегиальности, научной объективности, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности и др.; диагностический подход к решению педагогических проблем.
Психологические условия: благоприятный психологический климат образовательной организации; удовлетворенность от процесса и результатов педагогического труда; стимулирование инициативности, активности педагогов моральными и материальными поощрениями, оценка результативности работы педагогов.
Финансово-хозяйственные условия: соответствующая материально-техническая база образовательной организации.
4. Развивать новые формы повышения квалификации, в первую очередь – заочные (очно-заочные) с использованием дистанционных образовательных технологий.
5. Учитывать внешние условия, к которым можно отнести: изменения законодательства в сфере образования детей с ОВЗ, потребности родителей и обучающихся на образовательные услуги.
6. Принимать во внимание особенности школы-интерната как единственной образовательной организации в районе с целью эффективного сотрудничества с ресурсными центрами (специальными (коррекционными) общеобразовательными школами-интернатами Архангельской области).
Таким образом, создание и соблюдение в образовательной организации основных условий будет способствовать достижению целей по управлению системой повышения квалификации педагогических работников ГБОУ АО «Савинская СКОШИ».
Источники:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. [Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года] // Российская газета. – 2012. - № 5976.
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н] //Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 4. Ст. 293.
3. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей (проект).
4. Закон Архангельской области «Об образовании в Архангельской области» № 712-41-ОЗ от 02 июля 2013 года. [Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 26 июня 2013 г. № 1970].
5. Лизинский В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
6. Осипова О.П. Повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2012.-№12.- С.40-42.
7. Пахомова Б.Ю. Управление качеством методической работы в образовательном учреждении: метод. пособие/ Б.Ю.Пахомова.-Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2011. – 126 с.
8. Татарченкова С.С. Педагогическая экспертиза профессиональной компетентности учителя в ходе аттестации: учеб.-метод. пособие/С.С.Татарченкова, М.В.Узкая.- Архангельск, 1999.-124с.
9. Уварова Л.И. Менеджмент в образовании: учеб.-метод. пособие/ авт. Л.И.Уварова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009.- 158с.
10. Якшева Г.И. Мотивация повышения квалификации учителей.//Управление современной школой. Завуч.-2010.-№1.-С.80-81.
заместитель директора ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»
п. Савинский, Плесецкого района, Архангельской области
Система работы по повышению квалификации педагогов
образовательной организации
образовательной организации
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности, и профессионализма.
Одной из приоритетных задач государственной политики в области образования, заявленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Анализ стратегических и нормативных документов федерального и регионального уровней говорит о необходимости непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников.
В современных условиях реформирования российской образовательной системы углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности педагогов. Разрешить данное противоречие возможно, если в условиях системы повышения квалификации создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогических работников. В связи с этим, одной из задач образовательной организации является повышение уровня квалификации педагогов.
На основе всестороннего изучения профессионального уровня педагогического коллектива, учитывая профессиональные запросы и потребности педагогов, сформулированы цели, задачи, направления и содержание работы по повышению квалификации.
Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов образовательной организации
Задачи:
1. Внедрение системы непрерывного повышения квалификации педагогических работников
2. Развитие профессионально-педагогической компетентности педагогов
3. Повышение мотивации педагогов в развитии профессионального мастерстваМы выделили следующие направления работы по повышению квалификации педагогов: нормативно – правовое, организационно – методическое, научно-методическое и информационное.
Нормативно – правовое направление представляет собой совокупность нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней и принятых в образовательной организации.
Организационно-методическое направление включает методическую подготовку, создание условий для применения знаний на практике, обобщения и распространения собственного педагогического опыта. Содержание этого направления работы образовательной организации включает: организационно-управленческое, учебно-воспитательное, методическое, а также учитывает специфику работы школы - интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве самостоятельных компонентов выделены формы, методы и средства управления на трех уровнях.
Первый уровень – администрация образовательной организации (директор, заместители директора). На первом уровне управление повышением квалификации осуществляется через коллективные, групповые и индивидуальные формы работы, к которым можно отнести тематические педагогические советы, семинары, методические декады, педагогические чтения, консультации, собеседования и т.д. Администрация использует в работе с педагогическими кадрами такие методы, как мотивация, моделирование, стимулирование профессионального роста и др., а также средства – учебные программы, учебно-методические комплексы, дидактические материалы и др.
Второй уровень представляют методический совет и методические объединения. На данном уровне можно использовать следующие формы работы: мастер-классы, семинары-практикумы, методические совещания, «круглые столы», творческие отчеты и др. В качестве методов работы применимы дискуссии, диалоги, взаимоконтроль, тренинги и др., а в качестве средств - технические средства обучения, наглядность и др.
Третий уровень – это уровень педагога, на котором управление осуществляется самим педагогом, осуществляющим самоанализ профессиональной деятельности. На данном уровне педагог занимается самообразованием – разрабатывает и реализует индивидуальный путь профессиональной деятельности, т.е. самообразование это целенаправленная познавательная деятельность управляемая самой личностью педагога.
Представленное поуровневое разделение позволяет учитывать индивидуальные профессиональные запросы и потребности педагогов образовательной организации, выстраивать их индивидуальный маршрут профессионального роста.
Повышение квалификации педагогов происходит и вне образовательной организации – научно-методическое направление. Это могут быть ресурсные центры – образовательные организации Архангельской области, на базе которых проходят различные мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогических работников. Также участие педагогов в семинарах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях регионального и федерального уровней ориентировано на повышение квалификации.
Обязательным условием повышения квалификации является дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности через курсовые мероприятия. Для получения дополнительных знаний и умений, дающих право на ведение нового вида профессиональной деятельности, организуется профессиональная переподготовка по направлению «Олигофренопедагогика».
Информационное направление содержит информацию о повышении квалификации педагогами образовательной организации. В образовательной организации педагоги оформляют методические папки, содержащие планы по самообразованию, отчеты по темам самообразования, статьи выступлений, докладов, конспекты уроков (занятий). Портфолио педагогов как способ фиксирования, накопления опыта педагогической деятельности, предназначено для объективной оценки их профессионального уровня. Публикации педагогов в сборниках, научно-методических журналах, на сайтах в сети Интернет отражают информацию о повышении квалификации педагогами.
Содержание системы повышения квалификации нацелено на результат – развитие профессиональной компетентности педагогов.
Компонентом системы повышения квалификации будет являться контроль за профессиональным развитием педагогов. Контроль за результатами деятельности, оценка эффективности проведенной работы является одним из средств управления процессом повышения квалификации. Контроль осуществляется регулярно; сроки, цели контроля, а также результаты контроля, должны быть доведены до сведения педагогического коллектива. В ходе контроля, в первую очередь, выявляются положительные результаты в работе педагога. Важным является принятие педагогами результатов контроля и знание ими того, как можно усовершенствовать свою работу.
Полная реальная информация о процессе профессионального роста каждого педагога служит основанием для принятия управленческих решений в области повышения квалификации педагогов.
В образовательной организации разработан алгоритм действий и рекомендации по управлению процессом повышения квалификации педагогов образовательной организации.
Под алгоритмом действий мы понимаем последовательность взаимосвязанных действий всех субъектов процесса повышения квалификации педагогических работников. Последовательность действий можно разделить на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Субъектами процесса повышения квалификации являются: директор образовательной организации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, члены педагогического совета, члены методического совета, члены методических объединений, педагог.
На наш взгляд, результативность управления процессом повышения квалификации педагогических работников образовательной организации будет представлена через следующие показатели:
1. Удовлетворенность педагогов методической работой в образовательной организации, на курсах повышения квалификации, а также результатами самообразования.
2. Качество оказания методической помощи (собеседования, консультирование и т.д.).
3. Наличие доступной и своевременной возможности обобщить и представить свой опыт работы на уровне образовательной организации, региональном и федеральном уровне.
4. Степень общественно-профессионального признания (возможность участия в конкурсах профессионального мастерства).
5. Положительный имидж образовательной организации и др.
Эффективность процесса повышения квалификации будет зависеть от условий, которые созданы в образовательной организации и учитываются в процессе повышения квалификации педагогов. Поэтому, мы сформулировали рекомендации по управлению процессом повышения квалификации на уровне образовательной организации. К основным рекомендациям по управлению процессом повышения квалификации мы отнесли следующие рекомендации:
1. Процесс повышения квалификации должен иметь системный характер.
2. Учитывать в процессе повышения квалификации образовательные потребности, уровень квалификации и индивидуальные затруднения педагогов, т.е. должны быть разработаны индивидуальные маршруты повышения квалификации.
3. Создавать необходимые условия для повышения квалификации педагогов в образовательной организации. Основные условия могут быть нормативно-правовыми, организационными, педагогическими, психологическими, финансово-хозяйственными.
К нормативно-правовым условиям можно отнести: руководство педагогическим коллективом с соблюдением основных нормативных документов федерального и регионального уровней, а также локального уровня; качественное исполнение должностных обязанностей администрацией и педагогами образовательной организации.
Организационные условия: четкое распределение управленческих функций на всех уровнях; информирование педагогического коллектива о деятельности администрации, методического совета и методических объединений.
Педагогические условия: соблюдение основных принципов управления педагогическим коллективом – сочетание единоначалия и коллегиальности, научной объективности, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности и др.; диагностический подход к решению педагогических проблем.
Психологические условия: благоприятный психологический климат образовательной организации; удовлетворенность от процесса и результатов педагогического труда; стимулирование инициативности, активности педагогов моральными и материальными поощрениями, оценка результативности работы педагогов.
Финансово-хозяйственные условия: соответствующая материально-техническая база образовательной организации.
4. Развивать новые формы повышения квалификации, в первую очередь – заочные (очно-заочные) с использованием дистанционных образовательных технологий.
5. Учитывать внешние условия, к которым можно отнести: изменения законодательства в сфере образования детей с ОВЗ, потребности родителей и обучающихся на образовательные услуги.
6. Принимать во внимание особенности школы-интерната как единственной образовательной организации в районе с целью эффективного сотрудничества с ресурсными центрами (специальными (коррекционными) общеобразовательными школами-интернатами Архангельской области).
Таким образом, создание и соблюдение в образовательной организации основных условий будет способствовать достижению целей по управлению системой повышения квалификации педагогических работников ГБОУ АО «Савинская СКОШИ».
Источники:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. [Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года] // Российская газета. – 2012. - № 5976.
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н] //Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 4. Ст. 293.
3. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей (проект).
4. Закон Архангельской области «Об образовании в Архангельской области» № 712-41-ОЗ от 02 июля 2013 года. [Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 26 июня 2013 г. № 1970].
5. Лизинский В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
6. Осипова О.П. Повышение квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий.//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2012.-№12.- С.40-42.
7. Пахомова Б.Ю. Управление качеством методической работы в образовательном учреждении: метод. пособие/ Б.Ю.Пахомова.-Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2011. – 126 с.
8. Татарченкова С.С. Педагогическая экспертиза профессиональной компетентности учителя в ходе аттестации: учеб.-метод. пособие/С.С.Татарченкова, М.В.Узкая.- Архангельск, 1999.-124с.
9. Уварова Л.И. Менеджмент в образовании: учеб.-метод. пособие/ авт. Л.И.Уварова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009.- 158с.
10. Якшева Г.И. Мотивация повышения квалификации учителей.//Управление современной школой. Завуч.-2010.-№1.-С.80-81.
Другие статьи
- Применение метода проектов и ИКТ в воспитательной работе
- Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания средствами проектно-исследовательской деятельности
- Проектная деятельность по английскому языку: сотрудничество учителя и учащихся
- Инновации в преподавании физики.
- Деформация тел
- Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку
- Предвыборная кампания и выборы в Первую Государственную думу во Владимирской губернии (январь – март 1906 года). Первые думцы края.
- Использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками
- ВЛАДИМИРСКОЕ УЧИТЕЛЬСТВО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1918 – 1923)
- Электронная презентация обобщения опыта работы учителя музыки по патриотическому воспитанию в урочной и внеурочной деятельности.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.