С нами 16313 учителей, 5610 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Кружковая работа по математике как средство развития мотивации учения школьников"

Козак Татьяна Ивановна,
учитель математики
МОБУ СОШ №20
пгт.Прогресс Амурской области
2014 г
 
Кружковая работа по математике как средство развития мотивации учения школьников 
 
Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Организация внеклассной работы является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Одной из форм внеклассной работы является кружковая деятельность. Внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, т.к. цель её не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке,  расширение общего кругозора ребёнка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
  • оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определённых навыков научно-исследовательского характера;
  • воспитание высокой культуры математического мышления;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой;
  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
  • воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
  • установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;
  • создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).
Для реализации поставленных целей и задач мною разработана программа кружкового занятия по математике «В мире чисел и задач» для учащихся 5-6 классах. Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Например, освещаются такие темы:  Поиски закономерностей, Расшифровка записей, Числа великаны и числа малютки, Применение графов к решению задач, Равносоставленные фигуры. Танграм, Игры с пентамино, Решение математических  задач с помощью рассуждений и другие.

Вместе с учащимися мы рассматриваем как теоретические, так и практические вопросы. Учащиеся готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 5-6 классов, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Но, тем не менее, на занятиях кружка рассматриваются задачи разного уровни сложности, что позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей. Примерами таких методов служат принцип Дирихле, круги Эйлера, графы и др.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности, на протяжении всего занятия применяю дидактические игры – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка создаётся  «атмосфера» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. 






При проведении занятий мною учитываются следующие педагогические принципы:
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • доступность.
Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются:
  • проблемно-развивающее обучение;
  • адаптированное обучение;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • информационные технологии.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. Кроме того, эффективности работы способствует использование различных форм проведения занятий:
  • эвристическая беседа;
  • практикум;
  • интеллектуальная игра;
  • дискуссия;
  • творческая работа.
Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем. Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Я выделяю следующие формы контроля:
  • сообщения и доклады (мини);
  • тестирование;
  • творческий отчёт (в любой форме по выбору учащихся);
  • различные упражнения в устной и письменной форме.
Таким образом, кружковая работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей учащихся в области математики, даёт новые сведения, формирует умения и навыки. Такая работа должна проводиться с учащимися на 1 и 2 ступени обучения, это несомненно.

Используемая литература:
  1. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе. – М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.уденкоР
  2. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005г.
  3. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Интересная у вас программа, спасибо!
Наталья Цаплина, дата: 10.11.2014 в 13:59  
#2 Внеклассные занятия по математике, несмотря на свою необязательность для школьника, заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов по математике не снимает необходимости проведения внеурочных занятий.
Олеся Фёдорова, дата: 15.02.2019 в 14:21  
#3 Интересные подборки для внеклассных мероприятий!
Анастасия Монакова, дата: 23.02.2019 в 18:20  
#4 Очень интересные мероприятия, я думаю, дети с удовольствием примут в них участие
Татьяна Косенкова, дата: 23.02.2019 в 21:27  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ