Статья "Обучение, развитие и исправление недостатков чтения"
Валентина Плотникова
08.12.2014
2037
1
Учебная литература
Плотникова Валентина Георгиевна,
учитель начальных классов
МБОУ « Черемшанская средняя школа №1»
с. Черемшан, Республика Татарстан
2014 год
Обучение, развитие и исправление недостатков чтения
Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Только таким способом мы можем обеспечить плавность и правильность чтения.
Прежде чем начать читать по слогам, дети упражняются в разделении слов на слоги и звуки на слух (анализ). Выделяют первый и второй слоги в двусложном слове с открытыми слогами.
Придумывают слова в два слога.
Деление слов на слоги проводится на игровом материале по картинкам и без них. Учитель называет первый слог, ребёнок – второй, потом наоборот. Затем делятся на слоги двухсложные слова с тремя звуками. (А-ня, о-са)
Когда дети знакомятся со словами в один слог, они понимают, что не все слова делятся на слоги (дом, май, сон). Закрепляется это по картинкам. Дети видят картинку и говорят можно это слово поделить на слоги или нет.
От анализа двухсложных слов переходят к чтению двухсложных слов по схемам (синтез), оно облегчает детям процесс слияния слогов в слова, так как один из слогов в этих схемах не изменяется (чтение подобию).
- ма
ра - на
На этом этапе составляются слова из карточек – слогов.
От чтения слов по схемам переходим к чтению предложений и рассказов по слогам. Дети должны хорошо усвоить что такое слог. Без умения воспринимать слог, нельзя двигаться дальше. Нельзя научить читать, если ребёнок перебирает буквы и не видит сразу две буквы.
Наряду с устными упражнениями деления слов на слоги даем письменные упражнения – дописывание слога в слове после предварительного слогового анализа, выписывание из стихов слов в один, два, три и четыре слога.
Звук может считаться изученным, когда ученик может его выделить из любого простого слога или слова.
Упражнения:
- Выделение первого звука в слове по картинке;
- выделение гласных звуков а, о, у, ы, и;
- выделение любого звука из слога и слова;
- выделение согласных в словах со стечением согласных.
Выделение гласных звуков проводится последовательно в таком порядке:
- Выделение звука из слова.
- Анализ слова по звукам и составление его из букв разрезной азбуки с последующим чтением.
- Запись названия картинки после звукового анализа.
- Выделение и дифференциация согласных.
После выделения согласных в слове можно приступить к выделению любого звука в слоге и в слове.
Для различия твёрдого и мягкого произношения согласных в конце и середине слова мы используем приём сопоставления твёрдого и мягкого произношения согласных:
Кон - конь мыло –мило
Угол – уголь ров – рёв
С самого начала работы по анализу и синтезу вводится элемент письма в виде разнообразных коротких заданий:
- Дописывание слов.
- Списывание слов по определённому заданию.
- Выписывание слов с делением на слоги.
- Письмо готовыми буквами (разрезная азбука).
- Списывание с подчеркиванием букв или слов.
- Списывание деформированного текста со вставкой букв, слогов, слов.
- Письмо по слуху.
- Письмо по картинке.
После изученных разделов, даётся материал для диктантов. В начале их рекомендуется проводить с предварительным звуковым анализом.
Использованная литература:
В.И. Городилова, М.З.Кудрявцеваа Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.6 Дельта, 1997
Журнал «Начальная школа»
Методическое пособие «Обучение грамоте»
учитель начальных классов
МБОУ « Черемшанская средняя школа №1»
с. Черемшан, Республика Татарстан
2014 год
Обучение, развитие и исправление недостатков чтения
Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Только таким способом мы можем обеспечить плавность и правильность чтения.
Прежде чем начать читать по слогам, дети упражняются в разделении слов на слоги и звуки на слух (анализ). Выделяют первый и второй слоги в двусложном слове с открытыми слогами.
Придумывают слова в два слога.
Деление слов на слоги проводится на игровом материале по картинкам и без них. Учитель называет первый слог, ребёнок – второй, потом наоборот. Затем делятся на слоги двухсложные слова с тремя звуками. (А-ня, о-са)
Когда дети знакомятся со словами в один слог, они понимают, что не все слова делятся на слоги (дом, май, сон). Закрепляется это по картинкам. Дети видят картинку и говорят можно это слово поделить на слоги или нет.
От анализа двухсложных слов переходят к чтению двухсложных слов по схемам (синтез), оно облегчает детям процесс слияния слогов в слова, так как один из слогов в этих схемах не изменяется (чтение подобию).
- ма
ра - на
На этом этапе составляются слова из карточек – слогов.
От чтения слов по схемам переходим к чтению предложений и рассказов по слогам. Дети должны хорошо усвоить что такое слог. Без умения воспринимать слог, нельзя двигаться дальше. Нельзя научить читать, если ребёнок перебирает буквы и не видит сразу две буквы.
Наряду с устными упражнениями деления слов на слоги даем письменные упражнения – дописывание слога в слове после предварительного слогового анализа, выписывание из стихов слов в один, два, три и четыре слога.
Звук может считаться изученным, когда ученик может его выделить из любого простого слога или слова.
Упражнения:
- Выделение первого звука в слове по картинке;
- выделение гласных звуков а, о, у, ы, и;
- выделение любого звука из слога и слова;
- выделение согласных в словах со стечением согласных.
Выделение гласных звуков проводится последовательно в таком порядке:
- Выделение звука из слова.
- Анализ слова по звукам и составление его из букв разрезной азбуки с последующим чтением.
- Запись названия картинки после звукового анализа.
- Выделение и дифференциация согласных.
После выделения согласных в слове можно приступить к выделению любого звука в слоге и в слове.
Для различия твёрдого и мягкого произношения согласных в конце и середине слова мы используем приём сопоставления твёрдого и мягкого произношения согласных:
Кон - конь мыло –мило
Угол – уголь ров – рёв
С самого начала работы по анализу и синтезу вводится элемент письма в виде разнообразных коротких заданий:
- Дописывание слов.
- Списывание слов по определённому заданию.
- Выписывание слов с делением на слоги.
- Письмо готовыми буквами (разрезная азбука).
- Списывание с подчеркиванием букв или слов.
- Списывание деформированного текста со вставкой букв, слогов, слов.
- Письмо по слуху.
- Письмо по картинке.
После изученных разделов, даётся материал для диктантов. В начале их рекомендуется проводить с предварительным звуковым анализом.
Использованная литература:
В.И. Городилова, М.З.Кудрявцеваа Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.6 Дельта, 1997
Журнал «Начальная школа»
Методическое пособие «Обучение грамоте»
Другие статьи
- "Прикладная направленность в обучении химии"
- Дистанционное образование "за" и "против"?
- Социализация детей средствами физической культуры и спорта, в условиях коррекционного образования в рамках Международного Движения “Special Olympics”
- Деформация тел
- Ах, лето!
- Человек превыше всего
- От компьютерных технологий к природе
- Интернет-ресурсы на уроках математики (из опыта работы)
- Роль исторического краеведения в формировании патриотизма молодого поколения
- Дезадаптация младших школьников
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 "Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву".Первые слова статьи, я думаю, надо вписывать в дневники учащихся для родителей.Я не учитель начальных классов, но статья Ваша заинтересовала, хочу в зимние каникулы внучку начинать учить читать. Спасибо за статью.
Любовь Хабарова, дата: 21.12.2019 в 5:25
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.