Статья "Инновационный характер использования компьютерного моделирования в историческом краеведении "
Ольга Гудкова
26.11.2014
1949
0
ИКТ
Гудкова Ольга Яковлевна, учитель истории
и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ г. Владимира «СОШ № 7»,
Заслуженный учитель Российской Федерации.
и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ г. Владимира «СОШ № 7»,
Заслуженный учитель Российской Федерации.
Инновационный характер использования компьютерного моделирования в историческом краеведении
Раскрывая любой вопрос, не проработанный в краеведческой литературе, мы изначально применяем критический анализ каждого исторического источника, проводим его верификацию, то есть, - доказательство истинности, правдивости источника. Важной составляющей моей методической системы по изучению вопросов истории Владимирского края стал комплексный анализ исторических источников по краеведению с целью их верификации. Наряду с архивными документами и другими письменными источниками, анализу подвергаются и вещественные исторические источники, в том числе, - фотографии, воспоминания современников и т.д.. Мы обязательно проверяем достоверность используемых источников, сравнивая их информацию с информацией, получаемой из других исторических источников. Полученные копии всех документов Государственного архива Владимирской области заверены его директором. Воспоминания современников заверены их авторами. Как определить достоверность фотографий, документов? Или прочитать неразборчиво написанный текст? В этом случае мы применяем компьютерное моделирование. Этот важный составной элемент авторской методической системы по изучению вопросов истории Владимирского края сформировался в ходе организации сотрудничества с одарёнными детьми в исследовательской деятельности по историческому краеведению. Одновременно, это и способ внутренней мотивации обучающихся к продолжению исследований, один из инструментов достижения ими успеха в научно-практической деятельности.
Как показало изучение библиографии, вопрос о применении компьютерного моделирования для сравнительного анализа исторических источников не нашёл своего отражения в литературе. Так, в работе К.О.Луцкиной «Использование информационных технологий при изучении истории» (Белорусский ГУ) приводятся различные точки зрения на использование информационных технологий при работе с историческими источниками. «С одной стороны, популярно мнение о том, - пишет автор, - что историк работает со специфическими источниками и компьютер просто не может учесть все особенности и специфику исторических источников. С другой стороны, существует и полярное мнение, сторонников которого гораздо меньше, чем первого: с помощью компьютера и IT в истории возможно произвести настоящий переворот, обработать нетронутые ранее группы источников (прежде всего источники массового характера)». Наиболее рациональным автор называет третье мнение: использование IT в исторических исследованиях должно быть рациональным и оправданным прежде всего характером источников, кроме того IT дают современной исторической науке целый спектр новейших методов исследования. Я согласна с автором, что третье мнение – наиболее приемлемое. К.О.Луцкина перечисляет применение IT в исторической науке: «Это, прежде, всего исследование исторических явлений, выраженных количественными характеристиками (переписи населения, материалы статистических обследований и пр.), источников, дающих идентичную характеристику многочисленным однородным объектам и явлениям (так называемые, «массовые» источники), построение формально-количественных моделей исторических процессов. Сегодняшнее программное обеспечение позволяет анализировать тексты, создавать базы данных изображений, работать с историческими картами, создавать электронные ресурсы и многое другое»[i].
Вызвала интерес публикация Пермского государственного университета «Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историческая информатика». Здесь представлена рабочая программа данной дисциплины. Целью дисциплины обозначено «формирование информационно-коммуникационной компетентности специалиста-историка - знания в области современного историографического и исторического информационного пространства, компьютерных средств, способов и форм работы с исторической и историографической информацией, знания, умения и навыки практического применения компьютерных технологий и методик в научно-исследовательской, образовательной деятельности историка». В результате освоения содержания курса студенты должны владеть навыками применения компьютерных технологий, использования компьютерных ресурсов как инструмента и средства профессиональной деятельности историка[ii]. В частности, «для компьютеризированного анализа исторических источников и их интерпретации, информационного моделирования исторических явлений и процессов». В пособии компьютерное источниковедение названо одним из основных направлений исторической информатики. Однако, механизм обучения компьютерному источниковедению, основанный на конкретных примерах, не представлен[iii].
В статье учителя истории ГБОУ школы №462 Санкт-Петербурга Е.М.Пахомовой «Применение электронных образовательных ресурсов на уроках истории» говорится, что за счёт использования ЭОР расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения такие, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность. Автор считает, что «определились и два новых принципа: индивидуализации обучения и индивидуализации активности. Использование компьютера способствует повышению мотивации к изучению истории, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории предполагает следующие возможные варианты применения ИКТ: презентации, интерактивные таблицы, карты, схемы, диаграммы, кроссворды, просмотр видеофрагментов, ознакомление с историческими источниками, компьютерное тестирование, дидактические игры, работа с Интернет-ресурсами»[iv].
Необходимо заметить, что в приведённых выше публикациях отсутствует такое понятие как использование компьютерного моделирования при комплексном анализе и верификации исторических источников по краеведению, из чего следует, что этот аспект использования информационных ресурсов имеет инновационный характер. Данная технология была не раз апробирована на школьном, региональном и всероссийском уровнях. Результатом использования компьютерного моделирования при защите исследовательских работ школьников стали победы и призовые места обучающихся, членов ШНО «ЛОГОС». В 2014 году ученица 8 «А» класса Веденеева Полина стала победителем VIII Международной научной конференции школьников и студентов «Юность. Наука. Профессия». В секции «Краеведение мемориальное» она смогла обойти даже студентов. В 2014-2015 учебном году она продолжает заниматься исследовательской деятельностью, успешно применяя технологию компьютерного моделирования. В ноябре 2014 года стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ школьников «Отечество» в рамках ПНПО «Образование».
Как показало изучение библиографии, вопрос о применении компьютерного моделирования для сравнительного анализа исторических источников не нашёл своего отражения в литературе. Так, в работе К.О.Луцкиной «Использование информационных технологий при изучении истории» (Белорусский ГУ) приводятся различные точки зрения на использование информационных технологий при работе с историческими источниками. «С одной стороны, популярно мнение о том, - пишет автор, - что историк работает со специфическими источниками и компьютер просто не может учесть все особенности и специфику исторических источников. С другой стороны, существует и полярное мнение, сторонников которого гораздо меньше, чем первого: с помощью компьютера и IT в истории возможно произвести настоящий переворот, обработать нетронутые ранее группы источников (прежде всего источники массового характера)». Наиболее рациональным автор называет третье мнение: использование IT в исторических исследованиях должно быть рациональным и оправданным прежде всего характером источников, кроме того IT дают современной исторической науке целый спектр новейших методов исследования. Я согласна с автором, что третье мнение – наиболее приемлемое. К.О.Луцкина перечисляет применение IT в исторической науке: «Это, прежде, всего исследование исторических явлений, выраженных количественными характеристиками (переписи населения, материалы статистических обследований и пр.), источников, дающих идентичную характеристику многочисленным однородным объектам и явлениям (так называемые, «массовые» источники), построение формально-количественных моделей исторических процессов. Сегодняшнее программное обеспечение позволяет анализировать тексты, создавать базы данных изображений, работать с историческими картами, создавать электронные ресурсы и многое другое»[i].
Вызвала интерес публикация Пермского государственного университета «Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историческая информатика». Здесь представлена рабочая программа данной дисциплины. Целью дисциплины обозначено «формирование информационно-коммуникационной компетентности специалиста-историка - знания в области современного историографического и исторического информационного пространства, компьютерных средств, способов и форм работы с исторической и историографической информацией, знания, умения и навыки практического применения компьютерных технологий и методик в научно-исследовательской, образовательной деятельности историка». В результате освоения содержания курса студенты должны владеть навыками применения компьютерных технологий, использования компьютерных ресурсов как инструмента и средства профессиональной деятельности историка[ii]. В частности, «для компьютеризированного анализа исторических источников и их интерпретации, информационного моделирования исторических явлений и процессов». В пособии компьютерное источниковедение названо одним из основных направлений исторической информатики. Однако, механизм обучения компьютерному источниковедению, основанный на конкретных примерах, не представлен[iii].
В статье учителя истории ГБОУ школы №462 Санкт-Петербурга Е.М.Пахомовой «Применение электронных образовательных ресурсов на уроках истории» говорится, что за счёт использования ЭОР расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения такие, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность. Автор считает, что «определились и два новых принципа: индивидуализации обучения и индивидуализации активности. Использование компьютера способствует повышению мотивации к изучению истории, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории предполагает следующие возможные варианты применения ИКТ: презентации, интерактивные таблицы, карты, схемы, диаграммы, кроссворды, просмотр видеофрагментов, ознакомление с историческими источниками, компьютерное тестирование, дидактические игры, работа с Интернет-ресурсами»[iv].
Необходимо заметить, что в приведённых выше публикациях отсутствует такое понятие как использование компьютерного моделирования при комплексном анализе и верификации исторических источников по краеведению, из чего следует, что этот аспект использования информационных ресурсов имеет инновационный характер. Данная технология была не раз апробирована на школьном, региональном и всероссийском уровнях. Результатом использования компьютерного моделирования при защите исследовательских работ школьников стали победы и призовые места обучающихся, членов ШНО «ЛОГОС». В 2014 году ученица 8 «А» класса Веденеева Полина стала победителем VIII Международной научной конференции школьников и студентов «Юность. Наука. Профессия». В секции «Краеведение мемориальное» она смогла обойти даже студентов. В 2014-2015 учебном году она продолжает заниматься исследовательской деятельностью, успешно применяя технологию компьютерного моделирования. В ноябре 2014 года стала победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ школьников «Отечество» в рамках ПНПО «Образование».
[i] К.О.Луцкина «Использование информационных технологий при изучении истории» //http://znanie.podelise.ru/docs/90907/index-171.html
[ii] Корниенко С.И., Гагарина Д.А.. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историческая информатика». ГОУВПО «Пермский государственный университет». Пермь. 2010. С.4.
[iii] Корниенко С.И., Гагарина Д.А.. Указ. сочинение. С.16.
[iv]Е.М.Пахомова «Применение электронных образовательных ресурсов на уроках истории». //http://school462.ucoz.ru/Stranichki/Pahomova/primenenie_ikt_pakhomova.pdf
Другие статьи
- "Роль коллективно - творческих дел в формировании личности"
- Ответственность как нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся
- Правовой статус учащихся в моём образовательном учреждении
- ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ
- Методические основы профессионально ориентированного анализа хорового произведения
- Использование информационных технологий в обучении математике (из опыта работы)
- Роль кабинета математики в обучении. Из опыта работы
- Преемственность эстетического воспитания между дошкольным образованием и начальной школой
- Из опыта работы кружка
- «Золотая грядка» или поделки из овощей
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.