Статья "Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы"
Нина Васильевна Ефимова
02.06.2015
7529
4
Методика преподавания
Ефимова Нина Васильевна.
учитель русского языка и литературы
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала, вызывающего интерес к его содержанию, так и в использовании нестандартных заданий, вызывающих интерес самими формами работы.
Наряду с традиционными уроками в процессе обучения используются дополнительные формы организации обучения: домашняя работа учащихся, а также экскурсии, дополнительные занятия, консультации, учебные конференции, школьные лекции, практикумы. К дополнительным формам обучения можно отнести и достаточно распространенные в школьной практике нестандартные уроки. Нестандартный урок – это учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру (И.П.Подласый). Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствует лучшему усвоению программного материала. Разнообразные по форме и содержанию уроки открывают простор для творчества как учащихся, так и самого учителя. Хорошо подготовленные и проведённые нестандартные уроки становятся настоящим праздником для ее участников. В процессе работы дети всегда оживлены, увлечены, внутренне сосредоточены.
При проведении таких уроков, несомненно, решаются общеучебные, развивающие и воспитательные цели. Поиск решения поставленных целей обуславливает естественность общения.
В педагогической литературе рассматриваются десятки типов нестандартных уроков. Вот только некоторые из них:
Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); - необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования"). Как показывает опыт, они помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у учеников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.
Хотелось бы поделиться своим опытом применения нестандартных уроков.
В своей работе практикую проведение нестандартных уроков с применением компьютерных презентаций. Мною накоплена уже достаточно большая коллекция презентаций к урокам. Кроме этого, в своей работе я использую материалы и других цифровых образовательных ресурсов, содержащих дополнительную информацию к урокам.
Мне очень нравятся уроки – модули, либо частичное применение модулей в процессе урока. Для этого я использую в своей работе электронные учебные модули (ЭУМ) – электронные образовательные ресурсы нового поколения, созданные на базе открытых модульных систем специально для федерального портала ФЦИОР (http://fcior.edu.ru/) Правда, свои модули я еще не создаю.
Урок-игра строится по технологии дидактических игр.
Урок-соревнование по цели и месту в системе уроков- это чаще всего урок обобщения и систематизации. Суть урока в том, что ученики соревнуются в знаниях, умениях и навыках, приобретённых при изучении темы, раздела.
Урок-аукцион обычно используется при повторении, урок строится как своеобразная викторина; «продаваться» могут вопросы, оценки или предметы, имеющие символическую ценность (например, репродукция картины достаётся ученику, заплатившему за неё самую высокую цену – ответившему на наибольшее количество вопросов о картине и создавшем её художнике).
Интегрированный урок – урок междисциплинарного плана, объединяющий сразу несколько учебных предметов, например: литературу, музыку, изобразительное искусство; историю, литературу, музыку, математику и другие предметы.
Бинарный урок – урок, проводимый двумя учителями, преподающими разные предметы. Обычно это вводный или обзорный урок. Например, учителя литературы и английского языка проводят урок, посвящённый поэту – переводчику; учитель литературы и истории объединяются при изучении какой-либо эпохи в литературе. Учитель математики совместно с учителем русского языка решают задачи и примеры при изучении имени числительного.
Также хочется остановиться на некоторых нестандартных формах заданий на уроках русского языка и литературы.
При изучении причастия мы с учениками пишем его автобиографию.
Иногда на уроках русского языка и литературы я использую опорные схемы. Например, при изучении романа М. Достоевского «Преступление и наказание» я использую следующую схему:
Я назвала только некоторые формы и элементы нестандартных уроков, но это лишь капля в том мире, который называется урок. И наша задача - помочь нашим ученикам хорошо в нем ориентироваться, получать знания, так необходимые в их дальнейшей жизни.
Источники:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
2. Ф. Харламов Педагогика, М., Гардарики, 1999 г.
3. И.П.Подласый Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. М., 2005 г.
учитель русского языка и литературы
МБОУ Садовской СОШ, филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы
Спеши в школу как на игру.
Она и есть такова
Ян Коменский.
Она и есть такова
Ян Коменский.
Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала, вызывающего интерес к его содержанию, так и в использовании нестандартных заданий, вызывающих интерес самими формами работы.
Наряду с традиционными уроками в процессе обучения используются дополнительные формы организации обучения: домашняя работа учащихся, а также экскурсии, дополнительные занятия, консультации, учебные конференции, школьные лекции, практикумы. К дополнительным формам обучения можно отнести и достаточно распространенные в школьной практике нестандартные уроки. Нестандартный урок – это учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру (И.П.Подласый). Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствует лучшему усвоению программного материала. Разнообразные по форме и содержанию уроки открывают простор для творчества как учащихся, так и самого учителя. Хорошо подготовленные и проведённые нестандартные уроки становятся настоящим праздником для ее участников. В процессе работы дети всегда оживлены, увлечены, внутренне сосредоточены.
При проведении таких уроков, несомненно, решаются общеучебные, развивающие и воспитательные цели. Поиск решения поставленных целей обуславливает естественность общения.
В педагогической литературе рассматриваются десятки типов нестандартных уроков. Вот только некоторые из них:
- урок-соревнование. Марафон;
- урок-смотр знаний;
- урок-экскурсия;
- урок-конференция;
- урок-деловая игра;
- урок-телемост;
- урок-праздник;
- урок-ролевая игра;
- урок-викторина;
- интернет-урок и много других уроков.
Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Есть и другие признаки: самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); - необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования"). Как показывает опыт, они помогают оживить урок. Необычность заданий вызывает у учеников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом.
Хотелось бы поделиться своим опытом применения нестандартных уроков.
В своей работе практикую проведение нестандартных уроков с применением компьютерных презентаций. Мною накоплена уже достаточно большая коллекция презентаций к урокам. Кроме этого, в своей работе я использую материалы и других цифровых образовательных ресурсов, содержащих дополнительную информацию к урокам.
Мне очень нравятся уроки – модули, либо частичное применение модулей в процессе урока. Для этого я использую в своей работе электронные учебные модули (ЭУМ) – электронные образовательные ресурсы нового поколения, созданные на базе открытых модульных систем специально для федерального портала ФЦИОР (http://fcior.edu.ru/) Правда, свои модули я еще не создаю.
Урок-игра строится по технологии дидактических игр.
Урок-соревнование по цели и месту в системе уроков- это чаще всего урок обобщения и систематизации. Суть урока в том, что ученики соревнуются в знаниях, умениях и навыках, приобретённых при изучении темы, раздела.
Урок-аукцион обычно используется при повторении, урок строится как своеобразная викторина; «продаваться» могут вопросы, оценки или предметы, имеющие символическую ценность (например, репродукция картины достаётся ученику, заплатившему за неё самую высокую цену – ответившему на наибольшее количество вопросов о картине и создавшем её художнике).
Интегрированный урок – урок междисциплинарного плана, объединяющий сразу несколько учебных предметов, например: литературу, музыку, изобразительное искусство; историю, литературу, музыку, математику и другие предметы.
Бинарный урок – урок, проводимый двумя учителями, преподающими разные предметы. Обычно это вводный или обзорный урок. Например, учителя литературы и английского языка проводят урок, посвящённый поэту – переводчику; учитель литературы и истории объединяются при изучении какой-либо эпохи в литературе. Учитель математики совместно с учителем русского языка решают задачи и примеры при изучении имени числительного.
Также хочется остановиться на некоторых нестандартных формах заданий на уроках русского языка и литературы.
При изучении причастия мы с учениками пишем его автобиографию.
Источники:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
2. Ф. Харламов Педагогика, М., Гардарики, 1999 г.
3. И.П.Подласый Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. М., 2005 г.
Другие статьи
- Техническое конструирование и моделирование в условиях модернизации российского образования
- Гиперактивный ребенок в школе
- Инновации в преподавании физики.
- Проект "Память, которой не будет конца". Из опыта работы.
- О результатах введения коррекционно - развивающей программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» в 4 классе (КРО).
- Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания средствами проектно-исследовательской деятельности
- Профессиональный путь
- Методика совершенствования бега на скорость учащихся первых классов.
- "Лист контроля знаний" как один из элементов техники обратной связи
- Работа за конторкой по технологии В.Ф.Базарного
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Интересная, содержательная статья, полезная не только учителю русского языка, но и учителю математики.
Валентина Титова, дата: 02.06.2015 в 22:41
#2 Согласна, что разнообразные формы только повышают мотивацию детей. Да и учителю приятно, когда на уроке все дети пытаются включиться в работу. Все зависит от педагога, от его усилий и творческого подхода.
Елена Маратовна Онищук, дата: 04.06.2015 в 13:55
#3 В связи с переходом на новые стандарты от учителя требуется все больше разнообразить уроки. И в этом нам помогают новые формы уроков или отдельных этапов урока.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 14.11.2015 в 9:24
#4 Нина Васильевна, очень интересные формы работы привели в статье.Особенно впечатлила автобиография причастия!
Маргарита Абраконова, дата: 04.10.2020 в 14:33
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.