Статья "Маленькие секреты успешной презентации"
Людмила Бабина
23.08.2014
6763
3
ИКТ
Бабина Людмила Владимировна
учитель истории и обществознания
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №91
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Екатеринбург
Маленькие секреты успешной презентации
учитель истории и обществознания
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №91
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Екатеринбург
Маленькие секреты успешной презентации
Современный урок уже не представляется без применения информаци-онно-коммуникационных технологий (ИКТ). А грамотное их применение делает любое образовательное мероприятие более эффективным, познавательным, интересным.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информацион-ных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:
• Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
• Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
• Устанавливать используемую программу на демонстрационный ком-пьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
• Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
• Уметь выбирать и использовать текстовый и табличный редакторы, программ PowerPoint, Word, Excel и других для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.
Наиболее популярное программное средство, вполне доступное каждому учителю и ученику, имеющему элементарные знания в области ИКТ, — программа PowerPoint, позволяющая создавать не только наглядные средства обучения, но и интерактивные материалы. Для этого имеется большой набор инструментов, успешно заменяющих специальное программное обеспечение для интерактивной доски.
Интерактивность презентациям придают управляющие кнопки, эффекты анимации, гиперссылки, триггеры, макросы.
Гиперссылка - это участок текста или графическое изображение, обладающее особыми свойствами. Если щелкнуть мышью по такой гиперссылке, то можно осуществить навигацию по презентации, переместиться на другую web-страницу, выйти в Интернет во время показа презентации. Гиперссылку можно представить любым объектом, включая текст, фигуры, таблицы, графики и рисунки.
Менее распространено использование настройки действия для выделенных объектов - триггеров (переключателей) и макросов, а ведь именно эти технологии помогают программе PowerPoint быть альтернативой интерактивной доски и, облегчают создание интерактивных заданий, создание тестов, для проверки знаний учащихся, создание интерактивных обучающих игровых презентаций.
Триггер - средство анимации, спусковое устройство, позволяющее задать условие действия или времени выделенному элементу. При этом анимация запускается по щелчку. Через триггер происходит запуск анимационного эффекта или группы эффектов. Триггер можно применить к любому объекту на слайде. Он, как и управляющая кнопка, срабатывает при наведении курсора по щелчку левой кнопки мышки, при этом в момент наведения сам курсор меняет внешний вид на «ладошку». Например, при создании тестов, триггер позволяет убирать с экрана неправильные ответы на вопрос, при щелчке мыши на них, а при щелчке по правильному ответу подводить итог, или переходить на следующий вопрос. При создании тренажеров, триггеры помогают организовать интерактивный диалог с учащимися, выводить помощь на экран, подсказку. Данное средство является совершенным инструментом с большими возможностями, легким для освоения, помогающим учителю творчески подготовить электронные материалы к уроку. Это и создание анимированных карт, либо анимированной указки для работы с картой, создание анимированного кроссворда, конструирование интерактивного плаката, интерактивной ленты. Использовать триггеры можно при таком технологическом приёме как «Лупа», «Листание», «Шторка», подготовить «Виртуальную экскурсию», провести мультимедийные дидактические игры и т.д.
Практика использования интерактивных презентаций в образовательном процессе показала, что наряду с триггерами такое инструментальное средство как макросы предоставляет уникальную возможность сделать урок по-настоящему продуктивным, динамичным, процесс обучения интересным, то есть позволяет подготовить урок на качественно новом уровне.
Макрос - это набор инструкций, которые сообщают программе PowerPoint, какие действия следует выполнить, чтобы достичь определенной цели. Это своего рода небольшие программы на языке Visual Basic.
Visual Basic for Applications, сокращенно VBA. Суть программирования VBA заключается именно в двух понятиях: событие и отклик на него. Например, событие – это нажатие на кнопку, а отклик на него — это то, что должно произойти после нажатия
Макросы позволяют расширить возможности использования объектов, находящихся на слайде. Объектами могут быть рамки с текстом, фигуры, рисунки, элементы управления... С помощью макросов объекты можно двигать по слайду, менять цвет и размер, делать их невидимыми и совершать иные действия. Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, интерактивные шаблоны, которые в большом количестве можно найти на страницах Интернета. Но не всегда можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ. Используя Визуальный язык программирования Бейсик легко проводить тестовый контроль. Учащиеся имеют возможность прямо на уроке выполнить небольшой тематический тест в режиме реального времени и тут же проверить правильность его выполнения, либо за работу по слайду выставляется оценка.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информацион-ных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:
• Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
• Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
• Устанавливать используемую программу на демонстрационный ком-пьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
• Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
• Уметь выбирать и использовать текстовый и табличный редакторы, программ PowerPoint, Word, Excel и других для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.
Наиболее популярное программное средство, вполне доступное каждому учителю и ученику, имеющему элементарные знания в области ИКТ, — программа PowerPoint, позволяющая создавать не только наглядные средства обучения, но и интерактивные материалы. Для этого имеется большой набор инструментов, успешно заменяющих специальное программное обеспечение для интерактивной доски.
Интерактивность презентациям придают управляющие кнопки, эффекты анимации, гиперссылки, триггеры, макросы.
Гиперссылка - это участок текста или графическое изображение, обладающее особыми свойствами. Если щелкнуть мышью по такой гиперссылке, то можно осуществить навигацию по презентации, переместиться на другую web-страницу, выйти в Интернет во время показа презентации. Гиперссылку можно представить любым объектом, включая текст, фигуры, таблицы, графики и рисунки.
Менее распространено использование настройки действия для выделенных объектов - триггеров (переключателей) и макросов, а ведь именно эти технологии помогают программе PowerPoint быть альтернативой интерактивной доски и, облегчают создание интерактивных заданий, создание тестов, для проверки знаний учащихся, создание интерактивных обучающих игровых презентаций.
Триггер - средство анимации, спусковое устройство, позволяющее задать условие действия или времени выделенному элементу. При этом анимация запускается по щелчку. Через триггер происходит запуск анимационного эффекта или группы эффектов. Триггер можно применить к любому объекту на слайде. Он, как и управляющая кнопка, срабатывает при наведении курсора по щелчку левой кнопки мышки, при этом в момент наведения сам курсор меняет внешний вид на «ладошку». Например, при создании тестов, триггер позволяет убирать с экрана неправильные ответы на вопрос, при щелчке мыши на них, а при щелчке по правильному ответу подводить итог, или переходить на следующий вопрос. При создании тренажеров, триггеры помогают организовать интерактивный диалог с учащимися, выводить помощь на экран, подсказку. Данное средство является совершенным инструментом с большими возможностями, легким для освоения, помогающим учителю творчески подготовить электронные материалы к уроку. Это и создание анимированных карт, либо анимированной указки для работы с картой, создание анимированного кроссворда, конструирование интерактивного плаката, интерактивной ленты. Использовать триггеры можно при таком технологическом приёме как «Лупа», «Листание», «Шторка», подготовить «Виртуальную экскурсию», провести мультимедийные дидактические игры и т.д.
Практика использования интерактивных презентаций в образовательном процессе показала, что наряду с триггерами такое инструментальное средство как макросы предоставляет уникальную возможность сделать урок по-настоящему продуктивным, динамичным, процесс обучения интересным, то есть позволяет подготовить урок на качественно новом уровне.
Макрос - это набор инструкций, которые сообщают программе PowerPoint, какие действия следует выполнить, чтобы достичь определенной цели. Это своего рода небольшие программы на языке Visual Basic.
Visual Basic for Applications, сокращенно VBA. Суть программирования VBA заключается именно в двух понятиях: событие и отклик на него. Например, событие – это нажатие на кнопку, а отклик на него — это то, что должно произойти после нажатия
Макросы позволяют расширить возможности использования объектов, находящихся на слайде. Объектами могут быть рамки с текстом, фигуры, рисунки, элементы управления... С помощью макросов объекты можно двигать по слайду, менять цвет и размер, делать их невидимыми и совершать иные действия. Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, интерактивные шаблоны, которые в большом количестве можно найти на страницах Интернета. Но не всегда можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ. Используя Визуальный язык программирования Бейсик легко проводить тестовый контроль. Учащиеся имеют возможность прямо на уроке выполнить небольшой тематический тест в режиме реального времени и тут же проверить правильность его выполнения, либо за работу по слайду выставляется оценка.
Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Возможность перетаскивать объекты на слайде входит в специальное программное обеспечение интерактивной доски. Однако, используя макросы в PowerPoint (например, Drag and Drop – «бери и тащи»), мы можем компенсировать этот «недостаток». Для этого достаточно – подключить данные макросы. Выделив необходимый объект ведём его в нужное место не отпуская нажатую клавишу мыши. Затем щелчком левой кнопки мыши оставляем объект.
Возможность перетаскивать объекты на слайде входит в специальное программное обеспечение интерактивной доски. Однако, используя макросы в PowerPoint (например, Drag and Drop – «бери и тащи»), мы можем компенсировать этот «недостаток». Для этого достаточно – подключить данные макросы. Выделив необходимый объект ведём его в нужное место не отпуская нажатую клавишу мыши. Затем щелчком левой кнопки мыши оставляем объект.
Перед началом работы с макросами необходимо активировать вкладку Разработчик. Если вкладка не отображается на Ленте, то необходимо нажать кнопку Microsoft Office, затем – Параметры PowerPoint. Выбрать категорию Основные и установить флажок - показывать вкладку Разработчика на ленте.
На Ленте должна появиться новая вкладка Разработчик.
На Ленте должна появиться новая вкладка Разработчик.
В правой части блока Элементы управления на вкладке Разработчик расположены программируемые элементы управления. У каждого из них есть определённый набор свойств (панель свойств) и событий, описываемых в окне программного кода. Путем размещения данных элементов управления на слайдах можно решать различные интерактивные задачи.
Программа PowerPoint – это мощный инструмент, для создания интерактивных дидактических материалов, который учителю необходимо грамотно использовать при решении конкретных педагогических задач. Это и есть ИКТ-компетентность учителя, научиться превращать свои учебные презентации в шедевры. Грамотное применение управляющих кнопок, гиперссылок, триггеров, макросов повышает эффективность презентаций. Интерактивность и наглядность вовлекает участников образовательного процесса в активную работу. Усиливается восприятие, легче и прочнее понимается и запоминается учебный материал, повышается концентрация внимания. Средства наглядности в интерактивных учебных презентациях обретают новую функцию – функцию управления познавательной деятельностью учащихся. С их помощью можно подводить учащихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания, что помогает решать одну из важнейших задач школы - подготовку учащегося к жизни в окружающем его обществе, развитие его как субъекта.
Литература:
1.Аствацатуров Г.О. , Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков, - Волгоград: Учитель, 2009
2. Аствацатуров Г.О., Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания, - Волгоград: Учитель, 2009
3. Аствацатуров Г.О., Медиадидактика и современный урок. Технологические приёмы, - Волгоград: Учитель, 2011
Интернет-ресурсы:
Программа PowerPoint – это мощный инструмент, для создания интерактивных дидактических материалов, который учителю необходимо грамотно использовать при решении конкретных педагогических задач. Это и есть ИКТ-компетентность учителя, научиться превращать свои учебные презентации в шедевры. Грамотное применение управляющих кнопок, гиперссылок, триггеров, макросов повышает эффективность презентаций. Интерактивность и наглядность вовлекает участников образовательного процесса в активную работу. Усиливается восприятие, легче и прочнее понимается и запоминается учебный материал, повышается концентрация внимания. Средства наглядности в интерактивных учебных презентациях обретают новую функцию – функцию управления познавательной деятельностью учащихся. С их помощью можно подводить учащихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания, что помогает решать одну из важнейших задач школы - подготовку учащегося к жизни в окружающем его обществе, развитие его как субъекта.
Литература:
1.Аствацатуров Г.О. , Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков, - Волгоград: Учитель, 2009
2. Аствацатуров Г.О., Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания, - Волгоград: Учитель, 2009
3. Аствацатуров Г.О., Медиадидактика и современный урок. Технологические приёмы, - Волгоград: Учитель, 2011
Интернет-ресурсы:
- http://edu-lider.ru/model-ikt-kompetentnosti-pedagoga/ Модель ИКТ — компетентности педагога
- http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/03/25/ikt-kompetentnost-sovremennogo-uchitelya
Социальная сеть работников образования
ИКТ-компетентность современного учителя как залог успешной педагогической деятельности. Сенькина Е. В.
ИКТ-компетентность современного учителя как залог успешной педагогической деятельности. Сенькина Е. В.
Сеть творческих учителей.
Всё о триггерах. Педагогические разработки на основе технологии триггеры, MS PowerPoint. ... Использованные технологии: триггеры, макросы.
Всё о триггерах. Педагогические разработки на основе технологии триггеры, MS PowerPoint. ... Использованные технологии: триггеры, макросы.
Мой университет
Дистанционный курс "Новые возможности мультимедийной презентации"
Дистанционный курс "Новые возможности мультимедийной презентации"
Другие статьи
- С доской «SMART Board»! - урок всегда шедевр
- Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
- Экологическая тропа "Книга природы"
- Базовые понятия информатики и ИТ
- Тьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТТьюторская деятельность учащихся по развитию интеллектуально - познавательных интересов через использование современных ИКТ
- Класс-музей "Растяпинской забавы"
- Опыт выполнения группового проекта
- МЕТАМОРФОЗЫ ИСТОРИИ: СОВЕТСКАЯ ШКОЛА - В КНЯГИНИНОМ МОНАСТЫРЕ
- Деятельность начальной школы № 7 г. Владимира в годы Великой Отечественной войны
- Роль проектной технологии в формировании современного школьника
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Спасибо большое!
Ольга Четвернина, дата: 10.11.2014 в 15:26
#2 Да, вы абсолютно правы. Уверенное пользование программой POWER POINT значительно облегчает подготовку к предмету. Да и детям нравится применение именно этой программы, т.к. они сами достаточно хорошо разбираются в ее особенностях.
Елена Маратовна Онищук, дата: 20.11.2014 в 11:34
#3 Елена Маратовна, согласитесь, кто хоть раз использовал в своей работе интерактивную многоуровневую презентацию, тот к линейной презентации не вернется. Я сегодня проводила мастер-класс для учителей города по работе с макросами и триггерами. Многие учителя и представление не имеют, что это за механизмы навигации в презентации....
Людмила Бабина, дата: 20.11.2014 в 20:51
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.