С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Понятие об игре и её видах"

Даниловская Ольга Николаевна,
учитель матеметики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
 
Понятие об игре и её видах
 
      Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.”
       У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: “Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение”.  Щедровицкий Г.П. пишет, что игра есть:
1.особое отношение ребёнка к окружающему миру;
2.особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;
3.социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности;
4.деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребёнка;
5.социально-педагогическая форма организации всей детской жизни.
Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.”
      Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
       Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные  игры и игры–забавы.
       Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
        Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.
      Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
        Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
   Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
          Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.
 
Источники:

1.            Аникеева Н.Б.  Воспитание игрой. –  М., 1987
2.            Амонашвили Ш.А.  В школу – с шести лет. – М., 1986
3.            Бочек Е.А.  Игра-соревнование “Если вместе, если дружно”  //Начальная школа, 1999, №1.
4.            Выготский Л.С.  Педагогическая психология. – М., 1991 
5.            Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997
6.            Коваленко В.Г.  Дидактические игры на уроках математики.  – М., 1990
7.            Кружецкий В.А.  Психология. – М., 1986
8.            Минскин В.И,  От игры к знаниям. – М., 1988
9.            Перова М.Н.  Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996
10.       Попова В.И.  Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1987, №2.
11.       Перокова О.И., Сазанова Л.И.  Раз, два, три – отвечай. – М., 1993
12.       Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В.  Играя, учимся математике. – М., 1993
13.       Эльконин Д.Б.  Психология игры – М., 1978
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 А как применяются игровые моменты на уроках математики, Ольга Николевна, очень хочеться, чтобы ваша статья была дополнена. С уважением
Елена Картавцева, дата: 07.07.2015 в 15:03  
#2 Елена Олеговна, приходите ко не на мои уроки математики! Обязательно поделюсь опытом! До встречи на работе!
Ольга Даниловская, дата: 07.07.2015 в 16:57  
#3 Елена Олеговна, приходите ко мне на мои уроки математики! Обязательно поделюсь опытом! До встречи на работе!
Ольга Даниловская, дата: 07.07.2015 в 17:00  
#4 Сейчас требуются не традиционные подходы к формированию знаний, выработке умения усваивать их как можно эффективнее в одну и ту же единицу времени. От того как учителю удается: пробудить потребность в познании; вызвать интерес учащихся к предмету, во многом зависят результаты обучения и воспитания.
Татьяна Образцова, дата: 08.07.2015 в 14:02  
#5 Среди различных путей воспитания у младших школьников интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация их игровой деятельности на уроке.
Татьяна Образцова, дата: 08.07.2015 в 14:03  
#6 Каждая игра помогает решить какие-то определенные задачи: дать такое-то знание, сформировать такое-то умение, развить такие-то функции мозга (внимание, память, мышление, речь), воспитывать черты личности (сообразительность, находчивость, коллективизм и т.д.).
Татьяна Образцова, дата: 08.07.2015 в 14:04  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ