Статья "Понятие об игре и её видах"
Ольга Даниловская
07.07.2015
2579
6
Методика преподавания
Даниловская Ольга Николаевна,
учитель матеметики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области
Понятие об игре и её видах
Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: “Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.”
У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: “Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение”. Щедровицкий Г.П. пишет, что игра есть:
1.особое отношение ребёнка к окружающему миру;
2.особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;
3.социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности;
4.деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребёнка;
5.социально-педагогическая форма организации всей детской жизни.
Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.”
Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.
Источники:
1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. – М., 1987
2. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986
3. Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991
5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997
6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990
7. Кружецкий В.А. Психология. – М., 1986
8. Минскин В.И, От игры к знаниям. – М., 1988
9. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996
10. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1987, №2.
11. Перокова О.И., Сазанова Л.И. Раз, два, три – отвечай. – М., 1993
12. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. – М., 1993
13. Эльконин Д.Б. Психология игры – М., 1978
1.особое отношение ребёнка к окружающему миру;
2.особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;
3.социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности;
4.деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребёнка;
5.социально-педагогическая форма организации всей детской жизни.
Д.Б.Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.”
Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.
Источники:
1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. – М., 1987
2. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986
3. Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991
5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997
6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990
7. Кружецкий В.А. Психология. – М., 1986
8. Минскин В.И, От игры к знаниям. – М., 1988
9. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996
10. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1987, №2.
11. Перокова О.И., Сазанова Л.И. Раз, два, три – отвечай. – М., 1993
12. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. – М., 1993
13. Эльконин Д.Б. Психология игры – М., 1978
Другие статьи
- В деле воспитания каникул не бывает (из опыта организации работы городского лагеря на базе УДОД)
- Формирование понятия о емкости. Обучение измерению емкости
- Самостоятельная работа студентов в педагогическом колледже
- Проектная деятельность на уроках музыки
- Алгоритм профориентационной работы со старшеклассниками
- Система работы по организации дистанционного обучения с детьми – инвалидами в 2009 – 2011 учебном году в Гатчинском районе
- Общие вопросы организации и методики проведения внеклассной работы по математике с младшими школьниками
- Технология использования тренажёров на дистанционных уроках русского языка
- Программа факультатива по английскому языку в 5 классе "Enjoy Reading"
- Молодежное добровольчество
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 А как применяются игровые моменты на уроках математики, Ольга Николевна, очень хочеться, чтобы ваша статья была дополнена. С уважением
Елена Картавцева, дата: 07.07.2015 в 15:03
#2 Елена Олеговна, приходите ко не на мои уроки математики! Обязательно поделюсь опытом! До встречи на работе!
Ольга Даниловская, дата: 07.07.2015 в 16:57
#3 Елена Олеговна, приходите ко мне на мои уроки математики! Обязательно поделюсь опытом! До встречи на работе!
Ольга Даниловская, дата: 07.07.2015 в 17:00
#4 Сейчас требуются не традиционные подходы к формированию знаний,
выработке умения усваивать их как можно эффективнее в одну и ту же единицу
времени. От того как учителю удается: пробудить потребность в познании; вызвать интерес учащихся к предмету, во многом зависят результаты
обучения и воспитания.
Татьяна Образцова, дата: 08.07.2015 в 14:02
#5 Среди различных путей воспитания у младших школьников интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация их игровой деятельности на уроке.
Татьяна Образцова, дата: 08.07.2015 в 14:03
#6 Каждая игра помогает решить какие-то определенные задачи: дать такое-то
знание, сформировать такое-то умение, развить такие-то функции мозга (внимание, память, мышление, речь), воспитывать черты личности (сообразительность, находчивость, коллективизм и т.д.).
Татьяна Образцова, дата: 08.07.2015 в 14:04
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.