С нами 17278 учителей, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Подготовка и проведение урока биологии с использованием интерактивной доски"
Татьяна Медведева   15.06.2015   2633   2   ИКТ
Медведева Татьяна Александровна,
Учитель биологии и информатики,
МБОУ Арбатская средняя школа,
высшая квалификационная категория,
с. Арбаты, Таштыпский район,
Республика Хакасия
 
Подготовка   и проведение  урока биологии с использованием интерактивной доски
 
    Возможность использования интерактивной доски помогает планировать и проводить уроки на более высоком уровне. Но нельзя забывать, что творец урока - учитель, а интерактивная доска - средство повышения эффективности образовательного процесса. Успех урока зависит от мастерства учителя и трудолюбия учащихся.
    При проведении уроков по любому предмету существует несколько  вариантов  использования интерактивной доски:
 – применение готовых материалов (CD, презентаций учителя, ресурсов из Интернета), запускаемые учителем в определенный момент на уроке;
 – создание урока «с нуля», т.е. в программном обеспечении интерактивной доски «Notebook»;
- комбинирование первых двух вариантов.
    В данной статье будет рассмотрено проведение комбинированного урока биологии на конкретном примере – уроке по теме «Брюхоногие Моллюски» из раздела «Тип Моллюски» для учащихся 7 класса основной общеобразовательной школы (по учебнику  «Биология. 7кл.» Константинова В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., Вентана Граф, 2011)
    Подготовка к уроку идёт по общей схеме – алгоритму, который разбивается на отдельные задачи – шаги, а именно:
  1. Структурирование урока – составление плана, который исходит из целей и задач, его структуризация -  тщательно определяются  действия учителя и учащихся на каждом этапе урока. (Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков, их многообразии и роли в природе). Этот шаг постоянно сопоставляется и корректируется с подготавливаемым материалом. -
  2. Подбор  иллюстраций - материал к уроку отбирается  в отдельную папку. В данном уроке используются  рисунки, флеш-анимации, видео, интерактивные схемы, взятые из образовательного  комплекса «Биология, 7 кл. Животные», созданного на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой (CD-диск ЗАО «1С», ООО «1-Паблишинг», 2006), предназначенного  для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии 7-го класса и содержащего  материалы учебника В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология. Животные. 7 класс» (М., Издательский центр «Вентана-Граф»), материалы   с сайта единых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/, из Интернета, а также созданные автором слайды в Power Point, ребусы, подготовленные учащимися.
  3. Подготовка  материалов - страницы будущего урока создаются из  выбранных иллюстраций.
Для данного урока были подготовлены следующие материалы:
  • ребус_брюхоногие моллюски.docработа учащихся
  • Б-7кл. п. 21_класс брюхоногие моллюски.pptработа учителя
  • внешнее строение и особенности передвижения моллюсков.ppt - работа учителя
  • cтроение брюхоногих моллюсков на примере прудовика.swfCD-диск
  • pабота радулы виноградной улитки.wmv - CD-диск
  • раковины брюхоногих моллюсков.jpeg - CD-диск
  • pаковины морских брюхоногих моллюсков.jpeg - CD-диск
  • Раскрасьте внутренние органы брюхоногого моллюска.doc (раздаточный материал) – рабочая тетрадь
  • заполните пропуски в тексте.ppt - работа учителя
  • заполнить таблицу.ppt - работа учителя
  • выполните тест.ppt - работа учителя
  • тематическая  карта урока.doc - работа учителя 
   В режиме сортировщика страниц теперь необходимо добавить материалы. (Чтобы при переносе с ПК на другие носители или другие ПК не «потерять» используемые файлы, их вставляют и сохраняют как вложения).  

   С помощью средств SMART в страницы также  вставляются  заголовки, тексты, а также гиперссылки для удобной навигации по слайдам. Для титульного слайда создаются  элементы в Power Point с помощью WordArt и способом (копировать – вставить) переносятся на страницу урока. Фоновые рисунки, звуки для страниц берутся в коллекции ПО SMART доски.
    Для облегчения  навигации по слайдам каждой странице присваивается имя. (В режиме сортировщика выделяется страница, правым кликом мыши открывается  контекстное меню, выбирается пункт меню «переименовать», дается  название страницы – можно, как слайды в презентации.) Это необходимо особенно для флеш-анимаций, которые на сортировщике страниц выглядят одинаково (значок скрепки).
    Так как ПО интерактивной доски «SMART Notebook» может работать  с различными расширениями: .doc, .jpeg, .jpg, . bmp, .ppt, .swf, .gif, .avi, .mp3, .wav и другими, то все флеш-анимации  и видеоэффекты при этом сохраняются.
Все этапы урока поддерживаются  IT- технологиями. Страницы   размещаются сбоку экрана, как эскизы, что даёт возможность в любой момент вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.
Все ресурсы комментируются прямо на экране, а  записи  могут быть сохранены для будущих уроков. Файлы же предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Все это помогает планировать урок и способствует активизации  занятия. Таким образом получилось для данного урока: материал для интерактивной доски состоит из 21 страницы; использованы такие возможности ИД: прием «перетаскивания», «шторка», утилита множественного клонирования, возможности работы по слоям,  ссылки на презентации,  флеш-анимации.
  1. Проведение  урока - после организационного момента учащимся сообщается тема урока, наступает этап актуализации знаний (постановка проблемы или вопроса, ответ на который подводит учеников к объяснению нового материала). При введении новых знаний с помощью интерактивной доски демонстрируются иллюстрации, динамические схемы, поясняющие рассказ учителя. Интерактивные рисунки, элементы которых были созданы в  Power Point  перенесены в ПО «Notebook», позволяют активно включать ребят в процесс объяснения материала. Drag & drop позволяет легко закрепить знания учащихся при составлении схем. Таким образом, появляется возможность структуризации знаний, многократного повторения материала в разных формах.
  1. Повторим, что знаем? – фронтальная беседа по вопросам – используется «шторка»
  2. Заполните пропуски в тексте – инструмент «выбрать» и перетащить словосочетания и слова по смыслу в текст.    
  1. Что бы это значило? – определение темы урока – ребус – правильность ответа определяется сдвигом (или «ластиком») рисунка, сделанного художественным пером
   
  1. Класс Брюхоногие Моллюски – ссылка на презентацию «Б-7кл. п. 21_класс брюхоногие моллюски.ppt».
  1. Среда обитания брюхоногих моллюсков – самостоятельная работа по учебнику (п. 21, с. 98), ответить на   вопросы – задание на странице, ответы на вопросы закрыты шторкой.
  2. Внутреннее строение – ссылка на интерактивную схему «Строение брюхоногих моллюсков на примере прудовика.swf», возможность работы по слоям.     
 
     7.  Внутреннее строение, усложнение организации тела – самостоятельное заполнение таблицы «Функции органов и частей тела» - ссылка на презентацию с триггерами «Заполнить таблицу.ppt», работа с раздаточным материалом, проверим – работа цветными маркерами – закрасить соответствующие системы внутренних органов.
  1. Роль в природе и значение для человека – работа по учебнику – прочитать и сделать соответствующие записи в тетради.
  2. Выводы - по ходу беседы учитель использует инструмент «ластик»,  стирая белый фон рядом с указателем
  3. Проверим, что запомнили -  выполнение теста – ссылка на документ «Выполните тест.ppt.». Проверка и самооценка – используется утилита «множественного клонирования».
  4. Домашнее задание   
 
    12.  Рефлексия  -  Использование приема «Рефлексивная мишень» используется утилита «множественного клонирования».  Мишень разделена осями на 4 части: «узнал новое», «буду использовать», «расскажу друзьям», «было интересно». Учащиеся выходят к доске ставят значок (рисунок брюхоногого моллюска) в том секторе, который соответствует их оценке урока (3, 4 или 5 баллов). В конце на доске предстает общая картина.
 
   В ходе урока каждый дальнейший  вопрос переводит учащихся к следующему элементу объяснения нового материала, а интерактивные иллюстрации позволяют ученикам наглядно представить себе динамику и логику объяснения учителем материала. Известно, что до 80% информации человек воспринимает с помощью зрения, и только до 15% - на слух. Таким образом, включаются непроизвольное и произвольное внимание обучаемых за счет красочности, анимационных и звуковых эффектов, а основные термины, понятия, символы, выделенные цветом, шрифтом,  легче запоминаются.
  1. Зачем  все это нужно? (последний шаг) – что даёт работа с интерактивной  доской  учителю:
  • позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером как мышью, можно  быстро и наглядно показать тот или иной прием работы.
  •  Учитель, находящийся  в центре внимания, виден всем и все видят его действия. Сам же учитель обращен к классу - объяснение в этом случае доходит гораздо лучше, чем при варианте, когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.
  • Предоставляется возможность сохранять и распечатывать изображения, находящиеся на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  • Появляется возможность использовать различные стили обучения, обращаясь к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
Что даёт работа с интерактивной  доской  учащимся:
  • Занятия становятся интересными, развивая  мотивацию;
  • Больше  возможностей предоставляют для участия в коллективной работе;
  • В  результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы
  • Работая  с удовольствием у доски, учащиеся  становятся более уверенными в себе.
    Однако следует помнить, что  использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учитель  совсем не обязан работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
 
Список использованной литературы:
http://umcpo.grodno.unibel.by/sm.aspx?uid=572  Мулярчик С.Е. Методические рекомендации для участников образовательного процесса по работе с интерактивной доской: описание возможностей, методик применения и особенностей разработки учебных занятий.
http://www.prometheanplanet.ru/  - коллекция флипчартов
http://uchportfolio.ru/materials/show/76405 - материалы к уроку 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Татьяна Александровна,безусловно, интерактивная доска в умелых руках может творить чудеса! Дальнейших Вам творческих успехов!
Нина Кокина, дата: 21.06.2015 в 9:57  
#2 Нина Порфирьевна, спасибо за комментарий.
Татьяна Медведева, дата: 22.06.2015 в 6:25  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ