С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ "Центр образования"для детей-инвалидов Забайкальского края
г. Чита, Забайкальский край

 

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы

и во внеурочной деятельности

 

   Системно-деятельностный подход в обучении невозможен без использования метода проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

   Проектная технология используется учителями русского языка, литературы в процессе преподавания предмета. Проектная технология, развивая лингвистическую компетенцию школьников, способствует формированию у них прочной системы знаний. Поэтому я, как и многие другие словесники, применяю метод проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

   Цель статьи: обосновать актуальность использования метода проектов при формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности.

  Задачи: рассказать о формах проектной деятельности, показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности, представить результаты проектной деятельности.

  Формы проектной деятельности:

  • практико-ориентированные,

  • информационные,

  • ролевые,

  • игровые,

  • исследовательские,

  • творческие проекты.

    Практико-ориентированный проект ориентирован на результат-продукт, удовлетворяющий конкретную потребность, презентацию результатов и способов внедрения в практику. Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Также школьники участвуют в создании наглядного, дидактического материала к урокам русского языка и литературы. Дети с удовольствием составляют карточки, словарики, схемы, таблицы, кроссворды, рисунки. Такие мини-проекты я называю «В помощь учителю». Этот материал используется на уроках русского языка на протяжении нескольких лет. Ребята видят значимость своей работы. Они становятся не пассивными, а активными участниками образовательного процесса. Создавая такие проекты, ребята творчески осмысливают теоретический материал, учатся пользоваться приобретенными знаниями для выполнения познавательных и практических упражнений. Сотрудничество, сотворчество с учителем и сверстниками формирует коммуникативные, личностные качества обучающихся.

  Другой формой проектной деятельности могут быть информационные проекты, предполагающие сбор, анализ и систематизацию материалов по заданной лингвистической, литературоведческой теме. Защищая проекты на уроке, учащиеся выступают в роли учителя, объясняют учебный материал. Следовательно, они формируют навык публичного выступления, учебного диалога.

    Примером информационного проекта могут быть следующие работы учащихся:

1. «Рассказ о творчестве забайкальских поэтов», ученики прочитали статьи, стихотворения, собрали и обобщили материал, проанализировали произведения поэтов. Конечный результат: встреча с поэтами Забайкалья, чтение стихов, беседа, выступление учащихся со стихами собственного сочинения.

2. «Русские народные песни», учащиеся после сбора, анализа, обобщения прочитанного, прослушанного материала создали свои проекты: выпуск стенгазеты, создание аудиозаписи песни, инсценирование.

3 «Перед грозным временем...» (декабристы в Сибири) - ребята, прочитав художественные книги о декабристах, проанализировали их, сопоставили с документальными фактами, сделали аргументированные выводы. Результаты информационного проекта: написание литературной композиции «Перед грозным временем...», выступление на Декабристских чтениях.
 

    Особенности игрового проекта заключаются в том, что ведущий вид деятельности - ролевая игра. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например, инсценировки басен И.А.Крылова, сказок в 5 классе, эпизодов из рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”, рассказа А.П. Чехова “Толстый и тонкий” в 6 классе. Игровой проект был воплощён на уроке-суде над госпожой Простаковой из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» и фамусовским обществом из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». По инициативе ребят был создан внеурочный проект «Сцена и мы». Ребята постигали азы сцены: разучивали роли, «входили» в образ, работали над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой, рисовали афишу, создавали декорации, готовили костюмы. Результат - открытый до самого окончания проекта. Только после постановки спектакля анализируется соотнесение полученных результатов с поставленной целью. Спектакли: «Любовь в жизни М.Ю.Лермонтова», «Свидание» (по рассказу А.Вампилова), «Праздничный сон – до обеда» (по пьесе А.Н.Островского ), литературные композиции «Если душа родилась крылатой», «По чеховским местам», показанные ребятами, помогли понять произведения, проникнуться в очаровательные звуки слова. Игровые проекты ориентированы на то, чтобы ребятам было легче адаптироваться в социуме. Ведь выполняя ту или иную ролевую игру, они слушают собеседника, ведут диалог, излагают своё мнение, аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

   Исследовательский проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, формируя системное мышление. Исследовательский проект развивает у обучающихся исследовательские умения (аргументация актуальности темы, умение выявления проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования, выдвижение гипотезы, обозначение методов, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа, формулирование выводов, обобщения)

Примером такого проекта может служить работа ученицы 11 класса «Л.Филатов – философ в шутовском колпаке». Исследование стихотворений Л. Филатова, написанных в разные годы жизни, «открыло» для многих школьников и педагогов поэта Л. Филатова. Работа заняла 3 место на региональном уровне. Исследовательская работа ученицы 11 класса «Связь просвещённых поколений» (Исследование стихотворений, написанных учащимися школы № 46 в разные годы обучения) была написана к столетнему юбилею школы. Ученица исследовала стихотворения ребят, написанные в разные годы (15, 10, 5 лет назад и сегодняшними выпускниками). Школьница рассмотрела особенности стиля и языка, проанализировала темы, проблемы, образы, мотивы, составила сравнительную таблицу, создала сборник из своих стихотворений. Работа заняла 3 место на региональном уровне. Работа над этими и другими длительными проектами совершенствовала учебные навыки, коммуникативные компетенции, личностные, нравственные качества учащихся. Работы имели практическую направленность, их использовали на уроках литературы, занятиях кружка.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческие проекты (сочинения разных жанров, сказки, стихотворения, литературные композиции) - неотъемлемая, важная составляющая часть урока русского языка и литературы. Творческое самовыражение на уроках оказалось настолько успешным и многоообразным, что возникла потребность в создании внеурочного проекта - литературного клуба «Зелёные всходы». Теоретические занятия по литературоведению, по стихосложению – первая ступенька к творческой лаборатории, к собственному видению мира, к первым «пробам пера». Проект осуществлялся по стандартному плану: идея, создание программы, цель, реализация, результат - продукт. Результаты творческой проектной деятельности - создание сборников собственных творческих работ: «Листопад», «История моей семьи», «Природа и мы», «О книге», «Зарисовки о весне», «Свежий ветер» (сборник творческих работ юных корреспондентов), «Проба пера» (сборники стихотворений), «О слово, русское, родное» (сборник литературных композиций) и др., участие в районном конкурсе чтецов (1 и 3 место), публикация в газетах, выступление на районном слёте детских организаций «Содружество всех». Участие детей в конкурсах разного уровня (от школьного до Международного) с самой разнообразной тематикой исследовательских и творческих работ («Байкал – символ России», «Человек в истории. Россия – ХХ век», «Малая Родина», «А.С.Пушкин и В.Кюхельбекер», «Ещё раз о главном..», «Листая старый альбом..», «Традиции народа русского», «И всё-таки это любовь», «Мы любим и ценим друг друга», «Наши выпускники на страже порядка» и другие). Школьники получили грамоты, денежные премии, книги, путёвки на Байкал, в Японию. Но самое главное - ребята становятся лучше, добрее. Приобщение к миру искусства обогащает их нравственно, духовно.

Алгоритм работы над проектом:

Тема: «История моей семьи», 7 - 8 класс

Тип проекта: творческий, информационный

Проблема

Ребята плохо знают историю своей семьи, свою родословную?

Почему?

Мало интересуются родословной семьи из-за отсутствия семейных традиций

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные

Цель

Что сделать?

Изучить историю семьи

Как?

Расспросить родственников о семье

Изучить документы, семейные реликвии, фотографии

Планируемые результаты

Познавательный (знания об истории семьи, предках)

Личностный (воспитание патриотических, нравственных, духовных качеств личности)

Коммуникативный (развитие речи)

Конечный результат

Сочинения:

1 «Листая старый альбом...» (Публикация в районной газете)

2 «Мы любим и ценим друг друга» (Публикация в районной газете, участие в международном фестивале «Детство без границ» (Номинация «Литературное творчество»), награждение учащегося путёвкой в Японию

3 «Моя семья» участие в конкурсе детского творчества (2 место-муниципальный уровень)

По такому алгоритму были созданы творческие проекты на темы: «Малая Родина», «Моя родная улица»... Такой алгоритм работы над проектом можно использовать и на уроках русского языка и литературы.

     Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов - конкретный результат, используемый на уроке, в школе, в реальной жизни. Материальный результат: готовый проект и приобретённые знания в ходе подготовки к нему, духовный: позитивные личностные изменения в процессе работы над ним. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, коммуникативных, презентационных, рефлексивных подходов.

    Без использования этой технологии невозможно применять деятельностный подход в обучении, формировать универсальные учебные действия.

 

Использованная литература:

  1. Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008.

  2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005.


 


 


 


 


 


 


 

 

Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Галина Георгиевна! Спасибо за интересный материал! Замечательная идея -изучить историю семьи! Непременно использую в своей работе!
Людмила Запольских, дата: 07.06.2015 в 19:01  
#2 Спасибо за комментарий
Галина Борискина , дата: 09.06.2015 в 15:51  
#3 Наши обучающиеся готовили в этом году мини-проекты "Члены семьи - участники ВОв", много собрано материала, старые фото, газетные вырезки и т.д. Спасибо, Галина Георгиевна, за интересную статью, обмен опытом работы, идеями.
Татьяна Образцова, дата: 29.07.2015 в 18:39  
#4 Галина Георгиевна, в данной статье вами рассматривается нестандартный подход к организации проектной деятельности-составление детьми наглядных пособий к урокам русского языка. Здорово придумано! На мой взгляд такой оригинальный подход к организации проектной деятельности способствует повышению мотивации в изучении предмета,раскрытию творческого потенциала, дети могут выдать такой проектный продукт, что диву даёшься. Пожалуй стоит использовать вашу методику организации во внеурочной деятельности в группе продлённого дня в процессе организации и проведении самоподготовки, пусть учащиеся моего класса учатся самостоятельно составлять схемы опоры к выполнению домашнего задания. Очень хорошие приведены примеры игровых,творческих и исследовательских проектов. Исходя из этого можно сделать вывод, что вы как учитель используете такие методы организации учебной деятельности, сочетая теорию с практикой. Хотелось бы познакомится с проектными продуктами самих учащихся более подробно. Спасибо вам за ваш труд, творческий подход к своему делу. Читая ваши работы, знакомившись с опытом всегда мысленно произношу фразу "Такими учителями славиться Россия, ученики приносят славу ей!!!"
Наталья Чубаева, дата: 25.08.2015 в 20:24  
#5 Да, вы правы, Наталья Николаевна, ребята создают очень интересные и оригинальные схемы, таблички... С работами можно познакомиться на моих страничках "Творческие работы", "Проба пера", "Внеурочная деятельность", "Проектная деятельность.Там, правда, не всё: многие работы не сохранила, и не все проекты-схемы добавлены. Как сделаю, Вам сообщу: сможете посмотреть. Спасибо за столь высокий отзыв о работе. Рада тому, что Вам что-нибудь да пригодится в работе
Галина Борискина , дата: 26.08.2015 в 6:48  
#6 Ваши мысли, изложенные в этой статье, как раз мне сегодня пригодились здорово. У нас, как и во многих школах России, идет проектная работа во весь разгар. И теперь хочется вплотную заняться работой в этом формате с учащимися. Ваши идеи и мысли практичны. Спасибо!
Ольга Степанова, дата: 18.10.2017 в 17:36  
#7 Ольга Михайловна, спасибо за хороший отзыв о моей статье и работе в этом направлении!
Галина Борискина , дата: 19.10.2017 в 3:22  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ