Статья " Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ "Центр образования"для детей-инвалидов Забайкальского края
г. Чита, Забайкальский край
Проектные технологии на уроках русского языка, литературы
и во внеурочной деятельности
Системно-деятельностный подход в обучении невозможен без использования метода проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Проектная технология используется учителями русского языка, литературы в процессе преподавания предмета. Проектная технология, развивая лингвистическую компетенцию школьников, способствует формированию у них прочной системы знаний. Поэтому я, как и многие другие словесники, применяю метод проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Цель статьи: обосновать актуальность использования метода проектов при формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи: рассказать о формах проектной деятельности, показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности, представить результаты проектной деятельности.
Формы проектной деятельности:
-
практико-ориентированные,
-
информационные,
-
ролевые,
-
игровые,
-
исследовательские,
-
творческие проекты.
Практико-ориентированный проект ориентирован на результат-продукт, удовлетворяющий конкретную потребность, презентацию результатов и способов внедрения в практику. Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Также школьники участвуют в создании наглядного, дидактического материала к урокам русского языка и литературы. Дети с удовольствием составляют карточки, словарики, схемы, таблицы, кроссворды, рисунки. Такие мини-проекты я называю «В помощь учителю». Этот материал используется на уроках русского языка на протяжении нескольких лет. Ребята видят значимость своей работы. Они становятся не пассивными, а активными участниками образовательного процесса. Создавая такие проекты, ребята творчески осмысливают теоретический материал, учатся пользоваться приобретенными знаниями для выполнения познавательных и практических упражнений. Сотрудничество, сотворчество с учителем и сверстниками формирует коммуникативные, личностные качества обучающихся.
Другой формой проектной деятельности могут быть информационные проекты, предполагающие сбор, анализ и систематизацию материалов по заданной лингвистической, литературоведческой теме. Защищая проекты на уроке, учащиеся выступают в роли учителя, объясняют учебный материал. Следовательно, они формируют навык публичного выступления, учебного диалога.
Примером информационного проекта могут быть следующие работы учащихся:
1. «Рассказ о творчестве забайкальских поэтов», ученики прочитали статьи, стихотворения, собрали и обобщили материал, проанализировали произведения поэтов. Конечный результат: встреча с поэтами Забайкалья, чтение стихов, беседа, выступление учащихся со стихами собственного сочинения.
2. «Русские народные песни», учащиеся после сбора, анализа, обобщения прочитанного, прослушанного материала создали свои проекты: выпуск стенгазеты, создание аудиозаписи песни, инсценирование.
3 «Перед грозным временем...» (декабристы в Сибири) - ребята, прочитав художественные книги о декабристах, проанализировали их, сопоставили с документальными фактами, сделали аргументированные выводы. Результаты информационного проекта: написание литературной композиции «Перед грозным временем...», выступление на Декабристских чтениях.
Особенности игрового проекта заключаются в том, что ведущий вид деятельности - ролевая игра. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например, инсценировки басен И.А.Крылова, сказок в 5 классе, эпизодов из рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”, рассказа А.П. Чехова “Толстый и тонкий” в 6 классе. Игровой проект был воплощён на уроке-суде над госпожой Простаковой из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» и фамусовским обществом из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». По инициативе ребят был создан внеурочный проект «Сцена и мы». Ребята постигали азы сцены: разучивали роли, «входили» в образ, работали над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой, рисовали афишу, создавали декорации, готовили костюмы. Результат - открытый до самого окончания проекта. Только после постановки спектакля анализируется соотнесение полученных результатов с поставленной целью. Спектакли: «Любовь в жизни М.Ю.Лермонтова», «Свидание» (по рассказу А.Вампилова), «Праздничный сон – до обеда» (по пьесе А.Н.Островского ), литературные композиции «Если душа родилась крылатой», «По чеховским местам», показанные ребятами, помогли понять произведения, проникнуться в очаровательные звуки слова. Игровые проекты ориентированы на то, чтобы ребятам было легче адаптироваться в социуме. Ведь выполняя ту или иную ролевую игру, они слушают собеседника, ведут диалог, излагают своё мнение, аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Исследовательский проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, формируя системное мышление. Исследовательский проект развивает у обучающихся исследовательские умения (аргументация актуальности темы, умение выявления проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования, выдвижение гипотезы, обозначение методов, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа, формулирование выводов, обобщения)
Примером такого проекта может служить работа ученицы 11 класса «Л.Филатов – философ в шутовском колпаке». Исследование стихотворений Л. Филатова, написанных в разные годы жизни, «открыло» для многих школьников и педагогов поэта Л. Филатова. Работа заняла 3 место на региональном уровне. Исследовательская работа ученицы 11 класса «Связь просвещённых поколений» (Исследование стихотворений, написанных учащимися школы № 46 в разные годы обучения) была написана к столетнему юбилею школы. Ученица исследовала стихотворения ребят, написанные в разные годы (15, 10, 5 лет назад и сегодняшними выпускниками). Школьница рассмотрела особенности стиля и языка, проанализировала темы, проблемы, образы, мотивы, составила сравнительную таблицу, создала сборник из своих стихотворений. Работа заняла 3 место на региональном уровне. Работа над этими и другими длительными проектами совершенствовала учебные навыки, коммуникативные компетенции, личностные, нравственные качества учащихся. Работы имели практическую направленность, их использовали на уроках литературы, занятиях кружка.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческие проекты (сочинения разных жанров, сказки, стихотворения, литературные композиции) - неотъемлемая, важная составляющая часть урока русского языка и литературы. Творческое самовыражение на уроках оказалось настолько успешным и многоообразным, что возникла потребность в создании внеурочного проекта - литературного клуба «Зелёные всходы». Теоретические занятия по литературоведению, по стихосложению – первая ступенька к творческой лаборатории, к собственному видению мира, к первым «пробам пера». Проект осуществлялся по стандартному плану: идея, создание программы, цель, реализация, результат - продукт. Результаты творческой проектной деятельности - создание сборников собственных творческих работ: «Листопад», «История моей семьи», «Природа и мы», «О книге», «Зарисовки о весне», «Свежий ветер» (сборник творческих работ юных корреспондентов), «Проба пера» (сборники стихотворений), «О слово, русское, родное» (сборник литературных композиций) и др., участие в районном конкурсе чтецов (1 и 3 место), публикация в газетах, выступление на районном слёте детских организаций «Содружество всех». Участие детей в конкурсах разного уровня (от школьного до Международного) с самой разнообразной тематикой исследовательских и творческих работ («Байкал – символ России», «Человек в истории. Россия – ХХ век», «Малая Родина», «А.С.Пушкин и В.Кюхельбекер», «Ещё раз о главном..», «Листая старый альбом..», «Традиции народа русского», «И всё-таки это любовь», «Мы любим и ценим друг друга», «Наши выпускники на страже порядка» и другие). Школьники получили грамоты, денежные премии, книги, путёвки на Байкал, в Японию. Но самое главное - ребята становятся лучше, добрее. Приобщение к миру искусства обогащает их нравственно, духовно.
Алгоритм работы над проектом:
Тема: «История моей семьи», 7 - 8 класс
Тип проекта: творческий, информационный
Проблема |
Ребята плохо знают историю своей семьи, свою родословную? |
Почему? |
Мало интересуются родословной семьи из-за отсутствия семейных традиций Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные |
Цель Что сделать? |
Изучить историю семьи |
Как? |
Расспросить родственников о семье Изучить документы, семейные реликвии, фотографии |
Планируемые результаты |
Познавательный (знания об истории семьи, предках) Личностный (воспитание патриотических, нравственных, духовных качеств личности) Коммуникативный (развитие речи) |
Конечный результат |
Сочинения: 1 «Листая старый альбом...» (Публикация в районной газете) 2 «Мы любим и ценим друг друга» (Публикация в районной газете, участие в международном фестивале «Детство без границ» (Номинация «Литературное творчество»), награждение учащегося путёвкой в Японию 3 «Моя семья» участие в конкурсе детского творчества (2 место-муниципальный уровень) |
По такому алгоритму были созданы творческие проекты на темы: «Малая Родина», «Моя родная улица»... Такой алгоритм работы над проектом можно использовать и на уроках русского языка и литературы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов - конкретный результат, используемый на уроке, в школе, в реальной жизни. Материальный результат: готовый проект и приобретённые знания в ходе подготовки к нему, духовный: позитивные личностные изменения в процессе работы над ним. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, коммуникативных, презентационных, рефлексивных подходов.
Без использования этой технологии невозможно применять деятельностный подход в обучении, формировать универсальные учебные действия.
Использованная литература:
-
Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008.
-
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005.
- Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации (из опыта работы)
- Технология организации процесса самообразования
- Использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками
- Использование коррекционно-развивающих игр на уроках
- ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА И ИНТЕРНЕТ–РЕСУРСОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
- Из истории Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря в конце XIX – начале ХХ века.
- Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира через внедрение информационно – коммуникационных технологий
- Создание ЭОР - видеороликов к урокам литературы
- Тестирование как одна из форм текущего контроля (из опыта работы)
- Роль исторического краеведения в формировании патриотизма молодого поколения