С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Личностно-ориентированный подход к обучению мальчиков и девочек иностранным языкам"
Шайдурова Валентина Федоровна,
учитель английского языка
ГБОУ «Школа №106»
Санкт-Петербург
 
                         Личностно-ориентированный подход к обучению мальчиков и девочек иностранным языкам
 
        Личностно-ориентированный подход,  позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе по половым признакам. создает условия для развития потенциальных возможностей  ребенка и способствует эффективному обучению.
Методические рекомендации для обучения иностранным языкам мальчиков
  1. Объяснять языковые явления, начиная с теории, основных принципов, а затем переходить к анализу примеров из текста или отдельных предложений.
  2. Давать возможность мальчикам самим делать “открытие” правила или явления, чаще давать задания на поиск, сообразительность.
  3.  Использовать метод “мозгового штурма”, наводить их на идеи и отталкиваться от “их” идей.
  4. Новый материал объяснять,  используя схемы, таблицы, приводя логические рассуждения, четкие доказательства.
  5.  Проводить на уроках ролевые игры для прослеживания ситуации в образе и движении.
  6. Давать возможность проговорить фразы на иностранном языке вначале про себя, молча или шепотом и только потом - вслух.
  7.  Для  контроля владения языком использовать тесты с множественным выбором чаще, чем работы , требующие пространных высказываний.
  8. Для стимуляции работы мозга  и  сброса импульсивной энергии проводить подвижные игры, выполнять задания с перемещением по классному помещению; наиболее подвижным мальчикам давать индивидуальные задания (раздать теради, карточки т.п.), некоторым мальчикам можно разрешать крутить в руках какой-нибудь предмет.
  9. Для удержания внимания продумывать разнообразные стимулы работы на уроке: начислять баллы,  раздавать карточки разного цвета, обозначающие уровень выполнения задания и вид речевой деятельности; в тетради прикреплять наклейки рядом с оценкой; для старших школьников актуально оформление языкового портфолио.
  10. Проводить групповую работу при различных видах речевой деятельности и на разных этапах работы над языковым материалом (введение, закрепление, тренировочные упражнения, повторение,  контроль).
  11. Организовать высокий темп работы на уроках иностранных языков, продумывая смену речевой деятельности и схему взаимодействия учащихся.
  12.  Вести уроки  с эмоциональным акцентом на наиболее важные моменты.
  13. Повышать мотивацию выполнения заданий, подчеркивая свою уверенность, что мальчики смогут задание выполнить.
  14. Поддерживать дух соревновательности, но лучше при групповой работе.
  15. Хвалить за конкретные достижения, объясняя критерии оценки. Отрицательную оценку давать кратко, четко.
  16.  Учителю-женщине подчеркивать свою “женственность”. Всемерно подчеркивать мужественность мальчиков. Не допускать физическую агрессию.
  17. Смягчать влияние негативных лидеров в классе.  Находить возможность поощрять мальчиков, находящихся на нижних ступенях неофициальной иерархии.
 
Методические рекомендации для обучения иностранным языкам девочек
 
  1. Объяснять новый языковой материал, начиная с конкретных примеров, анализа отдельных предложений в тексте и только потом переходить к обобщению,  привлекая для этого девочек.
  2. Новый языковой материал вводить через средства наглядного обучения (рисунки, предметы), объяснять  подробно с многочисленными деталями, затрагивая эмоциональную сферу психики.
  3. При постановке задачи подчеркивать уже знакомые  элементы для облегчения выполнения  задания и не допускать негативного отношения к нему.
  4. Давать больше заданий на запоминание и повторение для усвоения нового материала.
  5. Устно комментировать и проговаривать каждый этап работы на уроке.
  6. Строго соблюдать последовательность и поэтапность работы  над языковым явлением.
  7. Больше давать заданий а проявление актерского творчества, чтобы дать возможность прочувствовать информацию (ролевые игры, чтение по ролям)
  8. Давать возможность чаще проговаривать языковой материал вслух. Давать больше заданий на говорение в парах, группе для снятия речевого напряжения.
  9. При ответах девочек помогать им жестами и мимикой, поддерживая их таким образом  и давая им опоры. 
  10. Контроль речевой деятельности проводить чаще в виде развернутых высказываний (устных и письменных), а не тестовые задания  на множественный выбор.
  11. Во время групповой работы ограничивать во времени при выборе лидера, напоминать о цели работы в группе.  Не допускать бурного обсуждения, одновременного говорения всеми членами группы; активизировать работу командира группы.
  12. Найти в каждой девочке положительные личностные черты, хвалить их.
  13. Включать в уроки ситуации, где девочки должны вести себя женственно.
  14. Стараться избегать соревновательности  и ревности среди девочек.
 
Список источников
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. Ж. Иностранные языки в школе, №2, 2002г., с. 11.
Гариен Майкл. Мальчики и девочки учатся по разному . М., 2004.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языков в школе. М.,1991
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира.  С-Петербург, 1998.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Валентина Фёдоровна, Вы затронули очень интересную тему, я давно интересуюсь вопросом личностно-ориентированного подхода к обучению математике, учёту индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В Вашей работе многое заинтересовало меня, я полностью согласна с Вашими выводами.
Валентина Титова, дата: 03.05.2015 в 23:29  
#2 Валентина Федоровна! Я - молодой учитель английского языка. И мне интересны Ваши статьи. Для молодых учителей полезна Ваша информация, Ваши блоги и статьи. Спасибо Вам большое! Все это помогает мне в работе!
Ксения Счастливая, дата: 10.05.2015 в 16:33  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ