Статья "Деятельностный подход в обучении физике"
Дина Кукнерик
02.03.2015
4416
0
ФГОС
Кукнерик Дина Романовна,
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Дидактические принципы деятельностного подхода в обучении:
1. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
2. Принцип непрерывности. Такая организация обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
3. Принцип целостного представления о мире. У ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
4. Принцип минимакса. Школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Деятельностный подход при обучении физике как теоретико-методологическая стратегия определяет проектирование основных видов учебно-познавательной деятельности, которые выражаются в технологиях формирования структурных элементов знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи.
При деятельностном подходе учитель не выбирает метод обучения, а разрабатывает сам в соответствии с поставленными целями программу деятельности своей и учащихся. Под программой деятельности учителя и учащихся будем понимать последовательность организующих действий учителя и действий учащихся, которые составляют содержание видов деятельности, указанных в целях развития. Эта программа может быть представлена кратко (свернуто) в виде структуры урока и отдельных его частей и развернуто в виде сценария урока с достаточно подробными рассуждениями учителя и ожидаемыми рассуждениями учащихся.
При деятельностном подходе в обучении физике используются те же дидактические средства, что и при любых других подходах: экспериментальные установки, физические задачи, компьютерные программы и т.д.
Кроме традиционных средств, при деятельностном подходе применяются специальные средства для управления процессом усвоения знаний и действий. Необходимость использования таких средств сводится к следующему. Если при традиционном обучении учитель предпочитает объяснять материал, считая его недоступным для самостоятельного изучения, то при деятельностном подходе учитель ищет такие средства поддержки, которые позволят учащимся выполнить запланированные действия самостоятельно.
Таким образом, суть деятельностного подхода в обучении физике состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих учащихся по созданию и (или) применению отдельных элементов или системы физических знаний.
Планируемые результаты:
* Овладение методологическими знаниями и формирование экспериментальных умений.
* Описание физических явлений и процессов с использованием понятийного аппарата школьного курса физики (величины, законы, модели, понятия).
* Применение изученных физических величин и законов для объяснения физических явлений и решения задач.
* Овладение общеучебными умениями (познавательные, коммуникативные, регулятивные).
Большой вклад в теорию урока и решение проблемы повышения его эффективности внес видный педагог И.М. Чередов.
Повышение эффективности учебной работы И.М. Чередов связывал с коллективным характером познавательной деятельности учащихся. В учебном процессе ученики стараются работать группами, советоваться друг с другом. Это объясняется тем, что школьники испытывают потребность в общении.
По убеждению И.М. Чередова, повышению эффективности учебной
работы во многом способствует индивидуализированная форма обучения. Она предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет специфическое самостоятельное задание с учетом учебных возможностей, и практикуется чаще всего с целью проверки качества усвоения учащимися материала и выявления умения работать самостоятельно. Индивидуализированные формы учебной работы он рекомендовал применять и с целью закрепления знаний, умений и навыков при изучении всех учебных предметов. В целях повышения
эффективности учебного процесса он предлагал искать пути создания
необходимых условий для проявления активности всех групп учащихся, а это он считал возможным при сочетании двух форм учебной работы: фронтальной и дифференцированно-групповой [5, c. 180].
И.М. Чередов предлагал использовать в целях повышения эффективности учебных занятий зачеты. Их он рассматривал как особую форму организации обучения. Зачеты строятся на сочетании индивидуализированных, звеньевых, индивидуализировано-групповых и фронтальных форм обучения. В ходе зачета ученики выполняют контрольные индивидуальные задания. Осуществляется взаимная проверка знаний в учебных звеньях. Проводится фронтальная беседа со всем классом, позволяющая подвести итоги и зафиксировать уровень усвоения знаний классом в целом. На зачете выявляются знания учащихся по отдельным разделам программы. Автор положительно оценивал распространенные в практике школ тематические зачеты. При использовании этой формы организации обучения главную роль играют его контрольные функции, побуждающие учеников проявить готовность к оперированию знаниями. Благодаря этому знания школьников становятся более гибкими, критичными, оттачиваются умения и навыки [3, c. 111].
Зачёт по физике в 10-11 классах состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает основные вопросы теории раздела физики, практическая часть представляет серию задач по данной теме. К зачёту учащиеся готовятся заранее. При сдаче зачёта обсуждение решений задач проходит в парах или группах. Знание теории проверяю письменно.
Сегодня в преподавании необходимо перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия учителя и ученика. Мне хотелось бы поделиться своим опытом реализации деятельностного подхода в обучении физике на примере обобщающего урока физики в 7 классе по теме «Масса тела. Плотность вещества».
учитель физики высшей квалификационной категории
МОБУ Талаканской средней общеобразовательной школы № 5,
МОБУ Талаканской средней общеобразовательной школы № 5,
п. Талакан, Амурская область
Деятельностный подход в обучении физике
«Главная цель обучения и воспитания
дать человеку деятельность,
которая бы наполнила его душу» К.Д. Ушинский
дать человеку деятельность,
которая бы наполнила его душу» К.Д. Ушинский
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Дидактические принципы деятельностного подхода в обучении:
1. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
2. Принцип непрерывности. Такая организация обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
3. Принцип целостного представления о мире. У ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
4. Принцип минимакса. Школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Деятельностный подход при обучении физике как теоретико-методологическая стратегия определяет проектирование основных видов учебно-познавательной деятельности, которые выражаются в технологиях формирования структурных элементов знаний, обобщенных экспериментальных умений и обобщенных умений решать физические задачи.
При деятельностном подходе учитель не выбирает метод обучения, а разрабатывает сам в соответствии с поставленными целями программу деятельности своей и учащихся. Под программой деятельности учителя и учащихся будем понимать последовательность организующих действий учителя и действий учащихся, которые составляют содержание видов деятельности, указанных в целях развития. Эта программа может быть представлена кратко (свернуто) в виде структуры урока и отдельных его частей и развернуто в виде сценария урока с достаточно подробными рассуждениями учителя и ожидаемыми рассуждениями учащихся.
При деятельностном подходе в обучении физике используются те же дидактические средства, что и при любых других подходах: экспериментальные установки, физические задачи, компьютерные программы и т.д.
Кроме традиционных средств, при деятельностном подходе применяются специальные средства для управления процессом усвоения знаний и действий. Необходимость использования таких средств сводится к следующему. Если при традиционном обучении учитель предпочитает объяснять материал, считая его недоступным для самостоятельного изучения, то при деятельностном подходе учитель ищет такие средства поддержки, которые позволят учащимся выполнить запланированные действия самостоятельно.
Таким образом, суть деятельностного подхода в обучении физике состоит в том, что на любом занятии организуется деятельность самих учащихся по созданию и (или) применению отдельных элементов или системы физических знаний.
Планируемые результаты:
* Овладение методологическими знаниями и формирование экспериментальных умений.
* Описание физических явлений и процессов с использованием понятийного аппарата школьного курса физики (величины, законы, модели, понятия).
* Применение изученных физических величин и законов для объяснения физических явлений и решения задач.
* Овладение общеучебными умениями (познавательные, коммуникативные, регулятивные).
Большой вклад в теорию урока и решение проблемы повышения его эффективности внес видный педагог И.М. Чередов.
Повышение эффективности учебной работы И.М. Чередов связывал с коллективным характером познавательной деятельности учащихся. В учебном процессе ученики стараются работать группами, советоваться друг с другом. Это объясняется тем, что школьники испытывают потребность в общении.
По убеждению И.М. Чередова, повышению эффективности учебной
работы во многом способствует индивидуализированная форма обучения. Она предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет специфическое самостоятельное задание с учетом учебных возможностей, и практикуется чаще всего с целью проверки качества усвоения учащимися материала и выявления умения работать самостоятельно. Индивидуализированные формы учебной работы он рекомендовал применять и с целью закрепления знаний, умений и навыков при изучении всех учебных предметов. В целях повышения
эффективности учебного процесса он предлагал искать пути создания
необходимых условий для проявления активности всех групп учащихся, а это он считал возможным при сочетании двух форм учебной работы: фронтальной и дифференцированно-групповой [5, c. 180].
И.М. Чередов предлагал использовать в целях повышения эффективности учебных занятий зачеты. Их он рассматривал как особую форму организации обучения. Зачеты строятся на сочетании индивидуализированных, звеньевых, индивидуализировано-групповых и фронтальных форм обучения. В ходе зачета ученики выполняют контрольные индивидуальные задания. Осуществляется взаимная проверка знаний в учебных звеньях. Проводится фронтальная беседа со всем классом, позволяющая подвести итоги и зафиксировать уровень усвоения знаний классом в целом. На зачете выявляются знания учащихся по отдельным разделам программы. Автор положительно оценивал распространенные в практике школ тематические зачеты. При использовании этой формы организации обучения главную роль играют его контрольные функции, побуждающие учеников проявить готовность к оперированию знаниями. Благодаря этому знания школьников становятся более гибкими, критичными, оттачиваются умения и навыки [3, c. 111].
Зачёт по физике в 10-11 классах состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает основные вопросы теории раздела физики, практическая часть представляет серию задач по данной теме. К зачёту учащиеся готовятся заранее. При сдаче зачёта обсуждение решений задач проходит в парах или группах. Знание теории проверяю письменно.
Сегодня в преподавании необходимо перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия учителя и ученика. Мне хотелось бы поделиться своим опытом реализации деятельностного подхода в обучении физике на примере обобщающего урока физики в 7 классе по теме «Масса тела. Плотность вещества».
- Задание к уроку. Книга рекордов Гиннеса. Что имеет самую большую плотность? Что имеет самую маленькую плотность? Приготовить небольшие сообщения. (Осмий – 22,5 г/см3 , чёрные дыры)
- На уроке работа в группах. Экспериментальные задания. Вычислить плотность различных сортов картофеля, затем по плотности определить содержание крахмала с помощью специальной таблицы.
Урок изучения нового материала в 8 классе «Влажность воздуха»
Слайды презентации: снег, тучи, иней, дождь…Учитель: «Как вы думаете, реьята, – благодаря какому физическому понятию мы можем любоваться такой красотой природы?» Ученики: «Благодаря влаге, содержащейся в атмосфере». Верно. Тема нашего урока «Влажность воздуха». Постановка целей урока учащимися. Самостоятельно добываем знания, работая с учебником, выполняя необходимые записи в тетради. Беседа. Определение влажности воздуха в классе. Демонстрация прибора для определения влажности, сделанного своими руками. Решение задач. Сообщения о значении влажности. Д/з: Найти народные приметы, поговорки, связанные с влажностью воздуха и объяснить их с точки зрения физики.
Результат: Презентация «Физика в народных приметах».
Другая интересная форма работы – создание физической видео – лаборатории. Вместе с учащимися продумываем постановку интересных опытов и делаем видео – запись. В нашей копилке такие опыты, как «Давление газа», «Кипение воды при низкой температуре», «Опыт, подтверждающий существование атмосферного давления», «Все источники звука колеблются», «Правило Ленца» и другие. Учащиеся демонстрируют опыты, озвучивают их, выполняют видеозапись. Эта форма работы особенно любима учащимися, во всех её проявлениях осуществляется деятельностный подход.
Во внеклассной работе в рамках недели физики проводилась конференция «Энергетика вчера, сегодня, завтра» Одной из целей которой - формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся с позиции системно – деятельностного подхода. В течение месяца учащиеся собирали материал, ставили цель и задачи, оформляли презентацию, учились выбирать главное, т. к. время выступления ограничено. Учились задавать вопросы по материалу. Темы выступлений:
-Энергия воды и перспективы её использования.
-Атомная энергетика и проблемы безопасности.
-Энергия ветра.
-Энергия солнца.
-Энергия термоядерного синтеза.
Следует отметить, что использование мультимедиа технологий на уроках физики позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление, позволяет осуществлять поиск востребованной информации на электронных носителях и в сети Интернет. Сегодня основой организации самостоятельной работы учащихся является не только традиционная учебная литература, но все возможные виды электронных баз знаний. ИКТ выступают как инструмент исследования, как источник дополнительной информации, как способ самообразования.
Для современной школы актуальна модель развивающего обучения, ориентированного на личность. Обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах различных видов деятельности и их осуществления, имеет опыт творческого созидания. В связи с этим на всех этапах обучения учащихся становится актуальным деятельностный подход. Основная идея этого подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития учащегося как субъекта, что является целью современного образования.
Литература:
1. Бубашнёва Н. В. «Деятельностный подход в обучении физике». — Биробиджан, ОблИУУ, 2005, — 36 с.
2. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов высших пед. уч. заведений С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: кн. для учителя [Текст] / И.М. Чередов. - М.: Просвещение, 1988.- 157с.
4. Купаевцев А. В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10, 2005.
5. Библер В.С. Мышление как творчество: кн. для учителя [Текст] / В.С. Библер. - М.: Наука, 1991.- 320с.
Слайды презентации: снег, тучи, иней, дождь…Учитель: «Как вы думаете, реьята, – благодаря какому физическому понятию мы можем любоваться такой красотой природы?» Ученики: «Благодаря влаге, содержащейся в атмосфере». Верно. Тема нашего урока «Влажность воздуха». Постановка целей урока учащимися. Самостоятельно добываем знания, работая с учебником, выполняя необходимые записи в тетради. Беседа. Определение влажности воздуха в классе. Демонстрация прибора для определения влажности, сделанного своими руками. Решение задач. Сообщения о значении влажности. Д/з: Найти народные приметы, поговорки, связанные с влажностью воздуха и объяснить их с точки зрения физики.
Результат: Презентация «Физика в народных приметах».
Другая интересная форма работы – создание физической видео – лаборатории. Вместе с учащимися продумываем постановку интересных опытов и делаем видео – запись. В нашей копилке такие опыты, как «Давление газа», «Кипение воды при низкой температуре», «Опыт, подтверждающий существование атмосферного давления», «Все источники звука колеблются», «Правило Ленца» и другие. Учащиеся демонстрируют опыты, озвучивают их, выполняют видеозапись. Эта форма работы особенно любима учащимися, во всех её проявлениях осуществляется деятельностный подход.
Во внеклассной работе в рамках недели физики проводилась конференция «Энергетика вчера, сегодня, завтра» Одной из целей которой - формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся с позиции системно – деятельностного подхода. В течение месяца учащиеся собирали материал, ставили цель и задачи, оформляли презентацию, учились выбирать главное, т. к. время выступления ограничено. Учились задавать вопросы по материалу. Темы выступлений:
-Энергия воды и перспективы её использования.
-Атомная энергетика и проблемы безопасности.
-Энергия ветра.
-Энергия солнца.
-Энергия термоядерного синтеза.
Следует отметить, что использование мультимедиа технологий на уроках физики позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление, позволяет осуществлять поиск востребованной информации на электронных носителях и в сети Интернет. Сегодня основой организации самостоятельной работы учащихся является не только традиционная учебная литература, но все возможные виды электронных баз знаний. ИКТ выступают как инструмент исследования, как источник дополнительной информации, как способ самообразования.
Для современной школы актуальна модель развивающего обучения, ориентированного на личность. Обществу нужно подрастающее поколение, которое помимо знаний о природе, владеет знаниями о способах различных видов деятельности и их осуществления, имеет опыт творческого созидания. В связи с этим на всех этапах обучения учащихся становится актуальным деятельностный подход. Основная идея этого подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития учащегося как субъекта, что является целью современного образования.
Литература:
1. Бубашнёва Н. В. «Деятельностный подход в обучении физике». — Биробиджан, ОблИУУ, 2005, — 36 с.
2. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов высших пед. уч. заведений С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: кн. для учителя [Текст] / И.М. Чередов. - М.: Просвещение, 1988.- 157с.
4. Купаевцев А. В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10, 2005.
5. Библер В.С. Мышление как творчество: кн. для учителя [Текст] / В.С. Библер. - М.: Наука, 1991.- 320с.
Другие статьи
- История мультипликации
- Музей как средство патриотического воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
- Использование активных методов обучения в системе урока
- Системно-деятельностный подход
- Роль кабинета математики в обучении. Из опыта работы
- Письмо моей любимой бабушке
- Реализация компетентностного опыта обучающихся посредством исследовательской деятельности в области «Искусство». Из опыта работы
- За что мы любим...
- "Лист контроля знаний" как один из элементов техники обратной связи
- Официальные сайты и сайты, посвященные профильному обучению
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.