С нами 17282 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Гиперактивный ребенок в школе"
Ирина Кунц   25.01.2015   2872   0   В помощь учителю
Кунц Ирина Васильевна
педагог - психолог
МКОУ Крутологовская СОШ
Коченевского района
Новосибирской области
 
Гиперактивный ребенок в школе
 
    Проработав педагогом-психологом одиннадцать лет, могу точно сказать, что в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.
Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
    Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует  этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертиться на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.
   Некоторые педагоги, не владея достаточным уровнем знаний детской психологии, разводят руками и начинают искать причины в плохом воспитании ребенка родителями, в неправильной организации урока («Ну что я делаю не так?») и в других внешних факторах.
    В таких случаях, если ребенок  гиперактивно ведет себя на всех уроках без исключения и  дома тоже не ангел, то школьный психолог может предположить, подчеркиваю, предположить, а не поставить диагноз, что у ребенка наблюдаются признаки гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания. Школьный психолог, а если такового нет в образовательном учреждении, то сам педагог должен обязательно провести беседу с родителями и порекомендовать посещение психиатра или невролога, которые профессионально могут обследовать ребенка и поставить диагноз.
  Каковы же причины СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Точные причины возникновения у детей СДВГ пока не выявлены. Но повлиять могут такие факторы: инфекционные болезни перенесенные будущей  матерью, действие алкоголя, лекарств, наркотиков, курение в этот период, угроза прерывания, несовместимость по резус-фактору, хронические заболевания матери, нарушения при родах, , отравление наркозом, кесарево сечение, опасные заболевания младенцев, сопровождающиеся высокой температурой. Также может сказаться и генетический фактор.
   Педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как этого требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать  это. Постоянные окрики, замечания, угрозы, наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источником новых конфликтов.
   Итак, признаки гиперактивности обнаружены, беседа с родителями проведена, специалистами ребенку поставлен диагноз (не ранее чем в 6-7 лет), что делать дальше? Изолировать такого ребенка и вести спокойно урок мы не можем, да и  ребенок не избавится таким образом от своего недуга.
   Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным  и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться  жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.   Результат сотрудничества зависит от  слаженной работы педагога-психолога (индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, беседы с родителями и учителем), учителя и родителей.
Рекомендации  для учителей:
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.
1.   Оптимальный выбор места за партой – в центре класса напротив доски. Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю.
2. Хладнокровие учителя – основа успеха. Взрослый  должен в любой ситуации сохранять спокойствие.
3. До минимума ограничивать отвлекающие факторы.
4.  Учебные занятия строить по чётко распланированному стереотипному распорядку, вводить ритуалы.
5. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять за его хорошее поведение. Хвалить сразу же. Поощрять чаще, например, каждые 15 – 20 минут, выдавать жетоны за хорошее поведение, которые можно обменять на «награды», право идти в первой паре, дежурить и т.д. наказывать следует очень осторожно, и проявлять при этом последовательность.
6. Не загружать скучной работой. Больше динамики!
7. Давать короткие, конкретные и понятные инструкции, не более 10 слов. Использовать работу по пооперационным картам.
8. Использовать индивидуальный режим работы для этих учащихся: уменьшить рабочую нагрузку, вводить частые перерывы в работе; предусматривать возможность для двигательной «разрядки» (физкультминутки, психогимнастика); работать с ними активно, вызывать к доске в начале урока (дня).
9. Основная задача учителя – научить ребёнка работать по речевой инструкции, последовательно выполнять определённые действия, контролировать и оценивать их выполнение.
10. Не требовать одновременно аккуратности, внимательности и усидчивости. Это не под силу   гиперактивному  ребёнку.
11. Перед выполнением работы провести беседу с ребёнком, обговорить правила, заключив с ним своеобразный «договор» о тех или иных действиях.
12. Избегать сравнений ребёнка с послушными и спокойными сверстниками. Это унижает его и снижает самооценку.
13. В коллективную деятельность включать поэтапно: начать с индивидуальной работы, затем в малых группах и после этого перейти к коллективным видам деятельности.
14. Задания, предъявляемые на уроке писать на доске.
15. Обучать саморегуляции своего поведения, двигательной активности, приёмам избавления от мускульного напряжения.
16. Учитель и родитель могут обмениваться карточками, в которых записываются даже незначительные достижения. Это повышает уверенность и самооценку ребёнка.
17. Использовать на уроке элементы игры, соревнования.
18. Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя выполнение каждой из них.
19. Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний.
20. Помнить, что с ребёнком необходимо договориться, а не стараться сломить его!
21. Объяснять родителям и окружающим, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
22. Использовать тактильный контакт ( прикосновение, поглаживание). Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.
 23. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические программы, игры и упражнения.
    Рекомендации для родителей:
При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:
- проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
1. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
2. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
3. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
4. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
5. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
6. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
7. Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности.
8. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.
 В заключение хочется сказать – все дети разные, но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.

Источники:
  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми», Москва, 2000
  2. Коррекционная работа с гиперактивными детьми - http://festival.1september.ru/articles/617601/
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности - http://centercep.ru/stati/8-klinicheskaya-psihologiya-i-psihoterapiya/134-sindrom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg.html
 
 
  
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ