С нами 17182 учителя, 7302 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Биологическая обратная связь - зеркало здоровья"
Косачёва Татьяна Анатольевна,
учитель биологии МОБУ  СОШ № 3
пос. Новобурейского,  Бурейского  района,  
Амурской области
                                    Биологическая обратная связь – зеркало здоровья

      Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия. Есть ли совершенно здоровые люди? Может ли общество быть абсолютно здоровым? Эти вопросы волнуют современного человека и волновали людей издавна.
       Известный врач Гален из Пергама еще во II веке писал, что здоровье – это то состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в нашей жизнедеятельности. Но отсутствие внешних симптомов болезни вовсе не гарантирует  того, что в организме человека нет   патологических процессов.
       Отрадно то, что люди активно ищут пути и средства для сохранения и улучшения здоровья. Известны различные методики, диеты, которые, возможно, помогают больным и являются профилактическими мерами, помогающими увеличить продолжительность жизни.
      В 70-е годы прошлого века физиолог А.А. Сметанкин начал исследования в области биологической обратной связи (БОС) и физиологии человека. За 30 лет был накоплен огромный материал на основе исследований по сознательному управлению своим дыханием, что обеспечило избавление от различных болезней.  В 1996 году появилась общественная организация – Российская ассоциация БОС, в состав которой входят учёные, работники здравоохранения, педагоги, социальные работники, психологи из самых разных уголков нашей страны. В 2001 году в Санкт – Петербурге начал работу Институт биологической обратной связи, осуществляющий подготовку специалистов БОС.
        Суть технологии БОС в том, что волевым усилием человек управляет функциями организма, а приборы помогают регистрировать и преобразовывать информацию о состоянии органов и систем человека в доступные зрительные и слуховые сигналы.
        В Новобурейской средней общеобразовательной школе № 3 Бурейского района Амурской области кабинет БОС (биологической обратной связи) работает с 2007 года. Рассчитан  кабинет на одновременную работу 5 школьников или взрослых. В кабинете есть пять  приборов  (ПБС – БОС, которые преобразуют сигналы от организма человека), а так же компьютеры с программным обеспечением, наушники, стенды с необходимой информацией по технике безопасности.
        Метод лечебного диафрагмально-релаксационного дыхания приводит к гармоничному функционированию дыхательной и сердечно-сосудистой систем. С помощью этого метода организм защищён от воздействия стресса, психоэмоционального напряжения, которые обладают активной разрушающей силой. Так как диафрагмально-релаксационное дыхание – это дыхание животом, то укрепляются мышцы тазового дна.
      В программе «Биосвязь» на компьютерах заложены 12 сеансов дыхания разной продолжительности: от 7 до 12 минут и с разным промежутком отдыха и работы. Первые два занятия в кабинете БОС  теоретические. Школьники получают информацию о методе БОС, значении метода для человека, практикуются дышать без приборов, знакомятся с учебниками. Занятия в кабинете проводит преподаватель биологии, имеющий сертификат, дающий право заниматься такой деятельностью.

                   
                   
    Максимальное количество занятий – 12. Информация о результатах уроков здоровья хранится в компьютере и используется для сравнения показателей.  В кабинете БОС занимаются школьники 5 – 7 классов. Для старшеклассников занятия по системе БОС уместны накануне экзаменов, так как дают возможность восстановить имеющиеся знания и способности по диафрагмально-релаксационному дыханию, полученные в среднем звене и обеспечат  уменьшение воздействие стресса. На основании наблюдений сделаны выводы:
- школьники   11 – 13 лет обладают хорошими  компенсаторными способностями, о чём свидетельствует увеличение ДАС (дыхательная аритмия сердца) и они быстро понимают концепцию диафрагмально-релаксационного дыхания;
- школьники усидчивы, так как настроены на получение хорошего результата, что помогает им расслабиться и отдохнуть, стабилизируется психоэмоциональное состояние;
-  понижается уровень тревожности (результаты тестирования до и после 12 сеансов дыхания).
 
  Источники:
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2 кн. - 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кг. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста
Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. – СПб.: Питер, 2005
Сметанкин А.А. Здоровье без лекарств: Биологическая обратная связь, - Санкт -Петербург: Российская Ассоциация Биологической обратной связи, 2001.
www.rus-stat.ru/stat/9941998_5.pdf
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ