Статья "Организация парной работы на уроках математики"
Наталья Мандаева
19.12.2014
7626
0
Системно - деятельностный подход в обучении
Мандаева Наталья Леонидовна,
учитель математики МБОУ «Купчегеньская средняя
общеобразовательная школа»,
Республика Алтай, Онгудайский район,
с. Купчегень
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). К активным методам обучения относятся парная и групповая формы работы на уроке. Особое значение играет парное взаимодействие учащихся.
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Главное изменение – это изменение результата образования. Если раньше результатом были прочные знания, то теперь это и умения ими пользоваться.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» (К.Д. Ушинский).
Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).
В своей статье я бы хотела рассмотреть организацию парной работы на уроке.
Работу в парах начинаю вводить с пятого класса. В малокомплектной сельской школе, где многие обучающиеся поступают из разных школ, в адаптационный период необходима работа по приучению детей к единым требованиям. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». Следующий этап: научить тренироваться в парах (разные виды примеров на вычисление, устный счёт, диктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Мне довелось побывать на курсах у Лебединцева Владимира Борисовича, кандидата педагогических наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории теории и технологии коллективного способа обучения Центра современной дидактики Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. На занятии мы выяснили как за счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж. Работая в парах, можно эффективно закреплять изученный материал, доводить действия до автоматизма. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель тренировки – инициировать алгоритмичные учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет.
Задача “тренера” – предложить “тренирующемуся” задачу или задать, а затем сверить ответ напарника со своим. Если “тренер” владеет материалом, то ему достаточно иметь только набор заданий. Однако тренировка удобна тем, что позволяет быть тренером даже тем ученикам, которые пока не могут сами по некоторой теме проверить напарника. Поэтому учащийся-тренер должен иметь готовые ответы. Чтобы приготовить карточку с ответами можно на первом уроке провести небольшую самостоятельную работу, где учащиеся прорешивают все задания с карточки, записывают на ней ответы. Учитель или ученики, которые владеют материалом проверяют правильность решения и ответы. На следующем уроке можно использовать эти карточки для тренировки. Можно составление карточки поручить в виде домашнего задания.
2. Когда первый ученик продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задает вопросы своей карточки, а первый на них отвечает. Когда все вопросы продиктованы, пара распадается.
На выполнение таких заданий дается 5–10 мин.
Научившись работать в постоянной паре, ученики начинают осваивать механизм взаимодействия в парах сменного состава. Когда в одной паре все вопросы продиктованы, ученики заканчивают работу и расходятся. Далее ученик ищет нового напарника и работает так же, как и в первой паре. При этом ученик не меняет свою карточку, сменяя несколько напарников. На следующем занятии взаимотренаж может быть продолжен, но ученику предстоит работать с новой карточкой. Для знакомства с методикой взаимотренажа на каждую пару изготавливается памятка.
Источники:
учитель математики МБОУ «Купчегеньская средняя
общеобразовательная школа»,
Республика Алтай, Онгудайский район,
с. Купчегень
«Организация парной работы на уроке математики»
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). К активным методам обучения относятся парная и групповая формы работы на уроке. Особое значение играет парное взаимодействие учащихся.
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты 1 поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Главное изменение – это изменение результата образования. Если раньше результатом были прочные знания, то теперь это и умения ими пользоваться.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» (К.Д. Ушинский).
Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).
В своей статье я бы хотела рассмотреть организацию парной работы на уроке.
Работу в парах начинаю вводить с пятого класса. В малокомплектной сельской школе, где многие обучающиеся поступают из разных школ, в адаптационный период необходима работа по приучению детей к единым требованиям. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». Следующий этап: научить тренироваться в парах (разные виды примеров на вычисление, устный счёт, диктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Мне довелось побывать на курсах у Лебединцева Владимира Борисовича, кандидата педагогических наук, доцента, ведущего научного сотрудника лаборатории теории и технологии коллективного способа обучения Центра современной дидактики Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. На занятии мы выяснили как за счет работы в парах можно эффективно обеспечивать разные аспекты закрепления изученного материала. Когда важно довести действия до автоматизма, можно использовать взаимотренаж. Работая в парах, можно эффективно закреплять изученный материал, доводить действия до автоматизма. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося. Цель тренировки – инициировать алгоритмичные учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет.
Задача “тренера” – предложить “тренирующемуся” задачу или задать, а затем сверить ответ напарника со своим. Если “тренер” владеет материалом, то ему достаточно иметь только набор заданий. Однако тренировка удобна тем, что позволяет быть тренером даже тем ученикам, которые пока не могут сами по некоторой теме проверить напарника. Поэтому учащийся-тренер должен иметь готовые ответы. Чтобы приготовить карточку с ответами можно на первом уроке провести небольшую самостоятельную работу, где учащиеся прорешивают все задания с карточки, записывают на ней ответы. Учитель или ученики, которые владеют материалом проверяют правильность решения и ответы. На следующем уроке можно использовать эти карточки для тренировки. Можно составление карточки поручить в виде домашнего задания.
Техника взаимотренажа :
1. Первый ученик озвучивает первое задание своей карточки, второй ученик отвечает. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он задает второй вопрос. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу еще раз на него ответить. Если напарник ошибается, то первый ученик сообщает правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу.2. Когда первый ученик продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задает вопросы своей карточки, а первый на них отвечает. Когда все вопросы продиктованы, пара распадается.
На выполнение таких заданий дается 5–10 мин.
Научившись работать в постоянной паре, ученики начинают осваивать механизм взаимодействия в парах сменного состава. Когда в одной паре все вопросы продиктованы, ученики заканчивают работу и расходятся. Далее ученик ищет нового напарника и работает так же, как и в первой паре. При этом ученик не меняет свою карточку, сменяя несколько напарников. На следующем занятии взаимотренаж может быть продолжен, но ученику предстоит работать с новой карточкой. Для знакомства с методикой взаимотренажа на каждую пару изготавливается памятка.
Примерный план работы в паре по методике взаимотренажа:
- Найди себе напарника для работы.
- Продиктуй ему первое задание из своей карточки, не говоря ответа. Проверь ответ напарника по своей карточке.
- Если напарник ответил правильно, то продиктуй ему второе задание своей карточки, затем проверь правильность ответа. Если напарник ответил неправильно, повтори ему задание снова. Если напарник ошибается несколько раз, то скажи ему правильный ответ. Перейди к следующему заданию.
- Поменяйся с напарником ролями. Ответь поочередно на задания из карточки напарника.
- Возьми свою карточку. Найди нового партнера.
Источники:
- Лебединцев В.Б., Горленко Н.М. Организация деятельности учащихся в парах и малых группах // Справочник заместителя директора школы. – 2012. – № 2. – С. 64-73.
- Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. 2005. №4. С. 102-112.
Другие статьи
- Моё призвание - ПЕДАГОГ
- Из истории Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря в конце XIX – начале ХХ века.
- «Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период»
- «Формирование культуры здоровья педагога»
- Учебно-методическая разработка на тему "Работа школьного МО "Развивающего цикла"
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
- "Пять шагов к педагогическому успеху"
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и начального литературного образования на основе использования технологии коллективно–творческого этюда
- «Использование информационных технологий на современном уроке истории в условиях введения ФГОС».
- С ВЕРОЙ В СЕРДЦЕ
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.