С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Преемственность эстетического воспитания между дошкольным образованием и начальной школой"
 Ганжала Любовь Александровна, 
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа № 44 с углубленным
изучением отдельных предметов»,
г. Полысаево, Кемеровская область
 
Преемственность эстетического воспитания
между дошкольным образованием и начальной школой
 
«Красота не истина, не нравственность:
Но красота – родная  сестра истин и нравственности»
В.Г. Белинский
 
«Задача школы – делать так,
чтобы уже в годы отрочества
человек жил в мире красоты.
Через красивое – к человечному –
такова закономерность воспитания»
В.А.Сухомлинский
 
  «Очень важно, - писал, опираясь на свой опыт, В.А, Сухомлинский, - чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью»
   Учение в первые месяцы и годы школьной жизни не должно превратиться в единственный вид деятельности. Ребенок лишь тогда полюбит школу, когда учитель щедро откроет перед ним те же радости, которые были у него раньше.
  Подлинное эстетическое воспитание детей – это длительная глубокая творческая работа по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Главенствующую роль играет начальная школа, так как младший школьный возраст – это период становления человека, когда он находится под влиянием не только родителей, но и педагогов. Именно в этом периоде зарождаются  и крепнут истоки творческих сил и способностей ребенка, могут быть созданы все условия для развития его духовных и эстетических потребностей, развиты чувства, основы будущей деятельности.
   Учебные планы и программа начальной школы способствуют эстетическому развитию на всех предметах учебного процесса, но наиболее продуктивными выступают уроки окружающего мира, технологии, музыки, литературы и изобразительного искусства. Дополняя и пополняя друг друга, в совокупности данные предметы способствуют повышению уровня эстетической воспитанности младших школьников.
    Осуществляя преемственность между МДОУ № 50 и МБОУ "СОШ № 44" г. Полысаево по эстетическому воспитанию, мы в первые дни школьных занятий проводим беседы: «Что такое красота?», «Мы видим красоту в окружающем нас мире» и др. Особое место этой теме уделяется на уроках.
    Эстетическое воспитание на уроках окружающего мира определяет развитие не только органов чувств, но и интеллектуальных способностей. Это значит, что восприятие  окружающего мира требует специальных познаний, определенных мыслительных процессов. Как ни важно уметь ощущать гармонию цветов, красок, форм, контуров, творческое восприятие окружающей действительности означает способность замечать необычное, анализировать, размышлять. Эстетическое постижение требует чувства, страсти, взволнованности. Развивать их помогают постоянные упражнения на уроках, которые могут увлечь, стать творчеством, привычкой.
   Большое значение в эстетическом воспитании  на уроках окружающего мира имеют загадки, применяемые учителем в качестве занимательного материала. Основное назначение загадок – развитие любознательности и организация игровых моментов в учебном процессе.
   Мы вводим в учебный процесс загадки, обостряющие чувствительность сенсорной системы, способствующие воспитанию чуткой эмоционально богатой личности. К загадкам подходим избирательно. Загадка, в которой отгадываемый образ представлен четко, ярко, образно, дает большие возможности для воссоздающего воображения.
     Она приносит нам морозы,    
 И речку сковывает льдом.
      И белым нежным покрывалом
Оденет поле, лес и холм.
За нею вьюги прилетают.
            А как зовут её, кто знает? (зима)
       Живые и ритмичные загадки духовно ближе детям. Они вводят школьника в эстетическую атмосферу природы, учат мыслить художественными образами, обогащают словарный запас ребенка чудесным поэтическим языком.
      Щиплет уши, щиплет нос,
 Лезет в валенки мороз.
     Брызнешь воду – упадет,
Не вода – уже, а лед.
  Даже птице не летится,
    От мороза стынет птица.
     Повернуло солнце к лету
                     Что, скажи за месяц это?   (январь)
      Природа широко отражена и в искусстве – краской, словом, мелодией. Художники и писатели, изображая природу, учат видеть не только самое броское, яркое, громадное, величественное, мощное. Они обращают внимание на то, что не очень приметно, буднично, что сопровождает повседневную жизнь и труд человека в природе. Благодаря произведениям искусства, мы вновь обращаемся к жизни. Обогащенные знаниями, которые они нам дают, начинаем видеть лучшее, больше замечать, лучше понимать себя и других. Поэтому во время проведения экскурсий  мы обращаемся  к художественной литературе, живописи, музыке.
      Организуя осеннюю экскурсию в 1 классе,  мы ставим следующие задачи: раскрыть и умножить творческие возможности детей, стимулировать их эстетическое развитие. Перед экскурсией проводится беседа с детьми:
  • Какие краски осенней природы вам запомнились?
  • Формы каких листьев и деревьев вам нравятся?
  • Какие чувства вы испытываете от голосов птиц?
  • Как действуют на ваше настроение звуки ветра? Дождя?
   На экскурсии мы предлагаем детям активную деятельность по восприятию динамичных, своеобразных природных ситуаций, отличающихся от учебных.
  • Понаблюдайте и цветными карандашами нарисуйте оттенки коры различных деревьев.
  • Зарисуйте не менее пяти самых красивых форм листьев и трав.
  • Рассмотрите и сравните форму ягод, плодов, овощей, грибов, семян растений. Найдите сходство и различия.
  • Осмотрите издали массивы и заросли деревьев, отметьте оттенки их общей окраски.
  • Понаблюдайте, как осыпаются, падают, летят и ложатся на землю листья разных пород деревьев. Что напоминает их полет? Как играет ветер опавшими листьями, как собирает и несет их по земле?
  • Понаблюдайте за облаками (форма, цвет, движение), какого цвета небо? Как меняется окраска облаков в зависимости от освещенности солнцем? Понаблюдайте игру солнечных лучей на влажных листьях, на воде.
  • Понаблюдайте осеннюю реку или озеро. Какого цвета вода? Вслушайтесь в звуки плеска воды.
      Направляя внимание детей на выявление эстетических признаков явлений природы, мы наводим мысль ребят на поиск лексически точных определений этих признаков, предлагая в затруднительных ситуациях путем сравнений, сопоставлений с другими предметами и их свойствами подобрать по ассоциации нужное слово.
      Детям доставляет эстетическое удовольствие открытие красоты формы крон деревьев, замшелых стволов и даже пней.
      На экскурсии идет формирование видения цветовых оттенков осенней природы. В этом помогают различные игры, например, игра «Что изменилось?» (играющие встают в круг, а водящий описывает цвет листьев у деревьев летом. Указанный им игрок должен сказать, каким цветом стали листья осенью).
   Таким образом, благодаря расширению объема впечатлений и эстетических воздействий со стороны природных явлений увеличивается потенциал творчества личности школьника. Художественная литература – органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности. Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование её потребностей, мотивов поведения, способствует развитию личностных процессов, расширяет кругозор  человека, углубляет его познание. Эстетическое воспитание при общении с литературой есть, прежде всего, воспитание творческого читателя, развитие литературно-творческих способностей младших школьников. На уроках литературного чтения мы используем такие приемы:
  • чтение «про себя»
  • слушание литературного произведения
  • сравнение вариантов одного произведения
  • «словесное рисование»
  • инсценировка литературных произведений
  • литературно –творческие задания»: «Продолжи сказку или рассказ», «Сочини стихотворение».
  Особую роль в эстетическом воспитании младших школьников на уроках чтения играют художественно изобразительные средства и в целом стиль писателя. Мы очень тесно сотрудничаем с библиотекой - школьной и городской. Проводим:
  • классные часы;
                
  • тематические уроки по произведениям писателей;
              
  • конкурсы чтецов;
     
  • встречи с писателями
                  
      Урок музыки в эстетическом воспитании занимает важное место, но не исключительное. На музыкально-эстетическом воспитании большую роль играет активное развитие навыков восприятия музыки, формирование любви к прекрасному в искусстве и окружающей жизни и способности к творческому проявлению своих чувств на языке музыки. На уроках музыки используем приемы:
  • хоровое пение
  • слушание музыки
  • игра на детских музыкальных инструментах
  Урок музыки дает осознание  радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или всем народом. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства осуществляется в процессе разнообразных занятий на уроке. Это:
  • беседы об изобразительном искусстве,
  • тематическое или декоративное рисование,
  • рисование с натуры.
      В целях преемственности первые уроки изобразительного искусства проходят в форме экскурсий. Ребята получают задания:
  • Кто больше соберет опавших листьев одного цвета, но разных оттенков.
  • Чей букет из листьев красивее?
  • Составить букет из осенних листьев, веток деревьев и травы на тему: «Грусть», «Золотая осень», «Праздник природы», «Какой  я красивый».
    Изобразительное искусство развивает эмоциональность, богатство и тонкость образного мышления и зрительного восприятия, а также предоставляет детям доступные для них средства для выражения своих эмоций. С помощью средств изобразительного искусства решается важная сторона воспитания – введение детей в круг человеческих переживаний и взаимоотношений.
      На уроках технологии мы стараемся добиваться того,  чтобы ребенок знал, что получится из того, что он делает.. Одним из самых эффективных психологических средств воспитания интереса к любому виду работы и ее положительной оценки является пример увлеченной деятельности педагога  и вовлечение детей в совместную деятельность. Случается, что результат труда отдален во времени. В такой ситуации нужно добиваться того, чтобы ребенок представлял себе стадию процесса, в которую он вложил долю и в перспективе мог увидеть свой результат, пусть даже через большой отрезок времени.
            
      Эстетическое воспитание усваивается ребенком лучше и успешнее, если на уроке присутствуют элементы игры, занимательности. Ребята с большим удовольствием разгадывают загадки, ребусы. Младшие школьники очень любят, когда к ним на урок приходят сказочные герои.
                                              
     На уроках мы предлагаем  учащимся представить себя в роли сказочника, изготавливающего игрушки для детского сада. Этот прием способствует развитию воображения ребят, они не выполняют  задание учителя, а просто мыслят, мечтают, фантазируют. Нередко случается так, что ребенок затрудняется в выборе цвета для своего изделия, не может украсить свою работу. Приходится побуждать детей к воспоминаниям виденных ими в природе причудливых форм, тонких сочетаний красок.
    Все, что делают дети, может быть красивым и некрасивым, прекрасным и безобразным. На занятиях трудового обучения мы учим ребят помнить о том, что вещь должна быть не только удобной и качественной, но и отвечать эстетическим требованиям, иметь эстетическую ценность.
     Прежде, чем дети приступают к работе, мы настраиваем их на созидание красоты: кто выполнит свою работу красивее, лучше оформит результат труда,  приведет в порядок свое рабочее место. Организуя соревнование на уроке, важным показателем учета деятельности детей мы выделяем эстетическое качество. Именно оно в процессе труда побуждает и стимулирует детей к творчеству. 
     Практика показывает, что огромное значение  на уроках  технологии имеет взаимопомощь ребят на уроке. Помогая друг другу, ребята дают ценные советы по выполнению изделия, творчески проявляют себя в работе. Эстетическое воспитание не возможно без творчества. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду.
                  
      Создание продукта труда - процесс нелегкий, требующий больших усилий. Изготовленные вещи детей мы сравниваем, сопоставляем, анализируем. Причем на уроках существует не односторонняя критика со стороны учителя, в оценке поделок участвуют и сами дети. На наш взгляд, самооценка, критика, самокритика, выступление в дискуссии не только развивают самостоятельность личности, но и учат всесторонне, глубже видеть конечный продукт труда с эстетической точки зрения. Нам такая оценка и самооценка детей необходима для того, чтобы у каждого учащегося попытаться найти положительную тенденцию в творчестве, стимулировать эстетически качественное выполнение дела. Не остается эта тема без внимания и во внеклассной работе. В школе функционируют:
  1. Кружок «Художественное слово».
      Мой ученик, выпускник МДОУ № 50, Лыткин Дима занимает призовые места в конкурсе «Успех» (номинация литературное чтение). 
  1. Кружок «Вокальное пение».
          Выпускница МДОУ № 50 Маланина Алина победитель муниципального конкурса «Успех».
         
  1. Вокальная группа «Солнышко», участниками которой являются выпускники МДОУ № 50: Фомичева Настя, Проскурина Алена.
  1. В городских конкурсах по изобразительному искусству выпускники МДОУ № 50 активно участвуют и получают призовые места.
  2. Посещаем «Водный мир».
  1. Проводим предметные недели.
            
 
  1. Организуем поездки в цирк г. Кемерово.
  1. Проводим спортивные праздники совместно с подготовительной группой МБДОУ № 50.
             
  1. Привлекаем родителей к участию в городских конкурсах.
                         


Литература
  1. Пеленков Александр Игоревич. Преемственность художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 229 c. РГБ ОД, 61:98-13/346-9.
  2. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2002. С. 92.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ