С нами 17167 учителей, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Введенское. Покровская Свято-Введенская Островная женская пустынь
Просмотров: 4845, дата: 16.07.2015, автор: Надежда Юрьевна Чихачёва

  Введенская Островская пустынь,  общежительная, близ города Покрова, на острове Вятского озера. Основана около 1695 года двумя иноками, Сергием и Тимофеем. В пустыни находится особо чтимая икона Введения во храм Божией Матери; с этой святой иконой 20 июля совершается крестный ход в городе Покров, в память избавления в 1863 году жителей от холеры. При пустыни школа и странноприимный дом.
 

Свято-Введенская Островная пустынь


Свято-Введенский Островной монастырь

Покровская Свято-Введенская Островная женская пустынь (Свято-Введенский Островной монастырь) — в 1708—1918 гг. мужской монастырь, с 1993 г. — женский монастырь.
Подворье Владимирской и Суздальской епархии Русской Православной Церкви.
Расположен монастырь на острове посреди Вятского (Введенского) озера.
Монастырь основан в самом кон. XVII в. иноками Антониевой пустыни Сергием и Тимофеем, удалившимся на остров Вятского озера и поставившими там деревянную часовню и деревянную же келью. Уединение, по преданию, длилось недолго — о «старцах» пошёл слух по округе и начали приходить желающие стать насельниками новой пу́стыни. Иноки принимали всех. К началу нового, XVIII в., островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить о благословлении на постройку собственного островного храма. Что и было сделано.

Церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы

В декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола, Митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), в которой монахи благословлялись: … на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте … построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы …
Храм был построен в центре острова, на очищенном от леса месте, и 14 января 1710 г. освящён приехавшим из Москвы иеромонахом Иоакинием. Был тот храм деревянным: … осмерик, а поверх шестерик, крыша тёсом, глава и шея обиты чешуёю деревянной, на главе крест деревянный опаен жестью...


Купальня

Прежнюю островную часовню перенесли на Владимирский тракт и использовали в дальнейшем «для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря». Часовня простояла возле дороги до 1740-х гг., доход приносила небольшой, неоднократно разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы — когда Владимирская дорога сместилась — часовня была перенесена вслед за трактом. Возле неё построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Ежегодно, до 1918 г., в Ильин день от пустыни к часовне совершался Крестный ход.
Инок Сергий по постройке храма был рукоположен в иеромонахи и назначен первым настоятелем (строителем) монастыря. Его наставничество длилось недолго — в 1713 г. он почил в Бозе и на его место из Москвы был прислан монах Нектарий.
Вятское озеро, равно как и земли вокруг, являлись вотчиной князей Голицыных. С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной. В 1711 г. — ещё при Сергии — монастырской братии отошли рыбные промыслы, ранее принадлежавшие Антониевой пу́стыни: Лета 1711 июня 11 дня по указу Великого Государя … отданы по разряду … рыбные ловли Антониевы пустыни … озеро Вяцкое … и большое озеро Беленское … из него проток в Шитское озеро … озеро Ланковское … для того, что прежние обротчики отказали, а вновь никого не нашлось, а оброку платить ему строителю с братией присланного канцелярского три рубли шестнадцать алтын четыре деньги.

Свято-Введенский собор

Свято-Введенский собор (слева), Церковь Св. Николая Чудотворца (справа

Иными словами, налог на рыбную ловлю в названных озёрах платить было некому, и промысел отдали — с обязательством этот налог платить — только что возникшему монастырю. Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал — сбор денег в городах и на Владимирском тракте не спасал, — и в 1722 или 1724 г. потерял самостоятельность. Его приписали к Иоанно-Богословской пу́стыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда (ныне — село Богослово на трассе М7). «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богослово, предварительно продав за 17 руб. храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол за 11 руб. — священнику села Воскресенского Алексею Амбросиеву. В пу́стыни осталось 14 монахов.

Церковь Св. Николая Чудотворца


Церковь Св. Николая Чудотворца

    Самостоятельность монастырю вернул своим указом «правительствующий Синод» в 1729 г. На место Нектария приехал иеромонах Александр из Антониево-Любецкого монастыря Черниговской губернии.
Колокол возвратили в 1735 г., при новом настоятеле Лаврентии, а церковь так и осталась в Покровском — взамен неё на острове возвели новый, каменный, храм. Храм был пятиглав, при нём была построена шатровая колокольня с колоколом и часами с боем.
   Рядом поставили каменную же церковь во имя Николая Чудотворца — «тёплую», для служб в зимние времена.
   На воротах пу́стыни выстроили деревянную церковку в честь пророка Илии.
Лаврентий оставался настоятелем обители по 1758 г. — до самой своей кончины — с небольшим перерывом в 1752-54 гг. (настоятель — Иоасаф). Затем строителем был игумен Алимпий, а с 1760 по 1778 г. — старец Клеопа, ученик преподобного Паисия Величковского.
  Будучи строителем монастыря, иеромонах Клеопа ввел в пу́стыни строгое общежитие и особый Афонский устав, требовавший от монастырской братии молитвенного подвига. Ища уединённой иноческой жизни, он дважды, в 1765 и в 1770 гг., внезапно покидал обитель, но всякий раз просьбами монахов по возвращении восстанавливался в чине настоятеля. После исчезновения и возвращения 1770 года, некоторое время — до 1773 — пребывал в монастыре рядовым монахом, затем вновь стал его строителем. Почил в Бозе, в полном согласии со своим предсказанием, 9 марта 1778 г., в свой любимый праздник — День памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся.
При Клеопе, в 1768 г., пу́стынь посетил академик П. С. Паллас со своею экспедицией, предпринятой по Высочайшему указу Екатерины II Великой. Об этом событии в его дневнике имеется запись: Недалеко от Покрова … протекающая река Воля делает залив или озеро с островом, на котором находится Введенская пустыня, имеющая наиприятнейшее положение в свете.
  В XIX в. монастырь прирастал имуществом и богател. Павел I пожаловал пустыни сенные покосы и мельницу на реке Мелёже при деревне Новой (ныне — деревня Глазуны Фряновского городского поселения). Мельница сдавалась монахами в аренду и приносила доходу 200 руб. в год. В 1831 г. княгиня Татьяна Михайловна Прозоровская, владевшая селом Ивановским в 7-и км от обители, передала монастырю 20 десятин земли на ближайшем берегу озера: … пожертвована в вечное монастырское владение болотная, находящаяся на берегу Вятского озера земля.
  На этой территории со временем возвели монастырскую гостиницу со двором, где по обычаю, введённому ещё Клеопой, богомольцы могли бесплатно провести три дня — но не более,— и так же бесплатно столоваться в обители. В 1856 г. эти 20 десятин стали предметом спора между монастырём и ротмистром князем К. Ф. Голицыным, который к тому времени стал владельцем Ивановского и пожелал забрать себе «самовластно присвоенную в пользу Пустыни» землю. Тяжба длилась 5 лет и завершилась 28 октября 1861 г. вердиктом Гражданского суда, по которому спорная земля передавалась «в полное и неотъемлемое владение Введенской островной пустыни без права апелляции со стороны князя Голицына».
  В 1876—1878 гг., при настоятеле Иосифе, была перестроена и расширена зимняя церковь святителя Николая Чудотворца. В числе жертвователей на реконструкцию значатся промышленники Морозовы. В 1891—1894 гг. прежний   Введенский храм был заменён новым — из красного кирпича — также пятиглавым. Иконостас был посеребрён и позлащён, а соборные стены — расписаны образами «греческого письма». Этому храму досталось пережить в следующем XX веке разорение, реконструкцию и новое освящение. При храме поставили колокольню (не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и кирпичную же ограду.
   К нач. 10-х гг. монастырь выглядел вполне благополучным: его запасной капитал в 1910 г. оценивался в 65 тыс. руб., пахотной земли в 1911 г. было 15 десятин 128 саженей, сенокосной — 23 дес. 230 саж., лесу — 227 дес. 936 саж., болота и неугодий — 52 дес. 1152 саж. Из этого числа в аренду сдавалось 34 дес. 1124 саж., обрабатывалось собственными силами 8 дес. 1512 саж[1]. Братии было 30 человек, в обитель тянулись паломники — в том же 1911 г. монастырь отпустил 1500 бесплатных обедов, — при обители работала школа (в 1911 г. учились: 12 мальчиков и 11 девочек).
   В 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт — имущество национализировали. Богослужение в бывших монастырских церквях происходило до 1924 г., хором руководили покровские монахини Екатерина и Евпраския. Остальные островные здания и сама территория острова использовались сначала под дом престарелых и инвалидов, затем — под детский дом. В 1932 г. в бывшем монастыре обосновалась женская подростковая колония, с 1935 г. переданная в ведение МВД и поменявшая в связи с этим название на «трудовую воспитательную колонию». В 1940 г. всю оставшуюся монастырскую собственность перевезли в Покров и начали перестраивать здания. Срубили купола и подкупольные барабаны, во Введенском храме устроили школу для заключённых девиц, а в Никольской церкви — клуб и кинозал.
16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сразу — 2 этаж Свято-Введенского собора и Николькая церковь отошли монастырю только через 3 года, в 1994 г. Оба были в «жалком» виде: с протёкшими кровлями, без какого-либо ремонта и без куполов — кресты пришлось устанавливать непосредственно на крышах. К этому времени в Веденском соборе на 2-ом этаже располагался музей, а на первом — спортзал, мастерские и склад мебели. Никольская церковь оставалась клубом.
6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковно-приходская община островных храмов была закрыта, и на её месте образована община иноческая — как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. Ещё в августе 1993 г. из названной обители на остров прибыли первые насельницы, старшей из которых была инокиня Христина.
6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворью присвоен статус «женской обители», а сестра Христина, ставшая к этому времени монахиней Февроньей, назначена настоятельницей возрождённого монастыря.


Монастырская звонница



Келейный корпус

   В 2001 г. взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами. Часть из них сделали в мастерской братьев Шуваловых в Романове-Борисоглебске (ныне: Тутаев), а часть — на заводе им. М.В. Хруничева.
  По свидетельствам очевидцев, передача Никольского храма возрождённому монастырю произошла не вполне обычно. В мае 1994 г. игуменья Февронья (тогда — будущая) обратилась к директору колонии В.С. Карпенко с просьбой о разрешении отслужить в храме, который всё ещё в этой колонии обретался, молебен на Николу вешнего. На что директор в свою очередь ответил, что передаёт Никольскую церковь монастырю, ибо во сне к нему пришёл «какой-то седой старичок» и сказал, что храм нужно отдать. Первая служба в Никольской церкви прошла на Рождество 1995 г.

Трапезная

Монастырский огород

Монастырская ограда и башни

Южные Ворота монастыря

 

Детский приют "Ковчег"


http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/istorija/pokrov/svjato_vvedenskaja_ostrovnaja_pustyn/84-1-0-1691
http://sobory.ru/article/?object=04008
 

Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Да, так красиво соборы, купола...
Эльвие Алимова, дата: 16.07.2015 в 15:13  
#2 красота)))
Сергей К, дата: 16.07.2015 в 16:27  
#3 В таких местах царит покой и умиротворение.Божией милостью монастырь стал для детей родным домом. Годы, проведенные в стенах приюта, станут им духовной и нравственной опорой на всю жизнь.
Наталья Фокина, дата: 16.07.2015 в 16:40  
#4 Стихира на литии Пройти путь длиной в тысячу лет непросто и нелегко. Пройти без передышки, не прекращая служения Богу ни на один день.
Валентина Титова, дата: 16.07.2015 в 17:18  
#5 Святыней монастыря была икона Введения Божией Матери, заступничеством которой в 1863 году жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. В обители находилась могила княгини Анны Борисовны Прозоровской, дочери Бориса Алексеевича Голицына, сподвижника Петра I. При монастыре существовали школа и странноприимный дом.
Валентина Титова, дата: 16.07.2015 в 17:23  
#6 Несмотря на запустение некогда процветающего монастыря, атмосфера острова всегда была пронизана тихой радостью и благодатью. Настоятельница с сестрами прошли нелёгкий путь восстановления обители. Первым был восстановлен Никольский храм: отреставрированы росписи, устроен новый иконостас, написаны иконы. Восстанавливается и Введенский собор. Теперь с самого отдалённого берега озера как символы возрождающейся обители видны купола храма, увенчанные крестами.www.vladpalomnik.ru/
Ольга Даниловская, дата: 16.07.2015 в 17:30  
#7 при возрождённой обители действует православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних малообеспеченных, бездомных и беженцев – для всех тех, кто нуждается в социальной защите. 1 сентября 2009 года в этом здании начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Сёстры монастыря обучают воспитанниц вышивке – ремеслу, которым славится обитель с первых дней основания. Дети участвуют в богослужениях, старшие поют в монастырском хоре.www.vladpalomnik.ru/
Ольга Даниловская, дата: 16.07.2015 в 17:31  
#8 Милостью Божией от года к году Свято-Введенский женский монастырь восстанавливается.www.vladpalomnik.ru/
Ольга Даниловская, дата: 16.07.2015 в 17:31  
#9 В пустыни и сейчас находится особо чтимая икона Введения во храм Божией Матери, с этой святой иконой 20 июля совершается крестный ход в городе Покров, в память избавления в 1863 году жителей от холеры.
Валентина Титова, дата: 16.07.2015 в 17:43  
#10 По свидетельствам очевидцев, передача Никольского храма возрождённому монастырю произошла не вполне обычно. В мае 1994 г. игуменья Февронья (тогда — будущая) обратилась к директору колонии В. С. Карпенко с просьбой о разрешении отслужить в храме, который всё ещё в этой колонии обретался, молебен на Николу вешнего. На что директор в свою очередь ответил, что передаёт Никольскую церковь монастырю, ибо во сне к нему пришёл «какой-то седой старичок» и сказал, что храм нужно отдать. Первая служба в Никольской церкви прошла на Рождество 1995 г.
Гульнара Айтуганова, дата: 16.07.2015 в 17:47  
#11 По преданию, в 1994 году, перед возвращением монастырю Никольского храма, находившегося на территории колонии, ее директору явился во сне сам Николай Чудотворец и велел возвратить здание монастырю.
Гульнара Айтуганова, дата: 16.07.2015 в 18:10  
#12 Само Введенское озеро очень красиво. Окруженное со всех сторон деревьями, оно богато рыбой, продающейся в монастырской трапезной в копченом виде. Самому мне рыбу половить здесь, к сожалению, не удалось, но она тут есть совершенно точно. По крайней мере, выдры в озере плавают,sergeyurich.livejournal.com/23697.htm а это является доказательством наличия в нем рыбы, иначе выдрам было бы просто нечего есть (на одних лягушках ведь не проживешь).
Гульнара Айтуганова, дата: 16.07.2015 в 18:19  
#13 Хочется побывать в храме Николая Чудотворца
Галина Борискина , дата: 16.07.2015 в 19:04  
#14 Имя Николай имеет греческие корни. Оно происходит от глагола «νικαο», что значит «побеждать» и существительного «λαός», что значит «народ». Таким образом, Николай ни кто иной, как «победитель народов». Личное имя – всегда знак. Знак принадлежности его носителя к определенному кругу и миру. И если сейчас для нас в имени Николай не слышны ни лязганье оружия, ни победный клич, оно само по себе не рождает образов и примеров доблести, чести и справедливости, это не значит, что их там нет. Называя ребенка именем Николай, наши предки всегда имели это в виду. Впрочем, в России имя Николай, которое и по сей день прочно входит в десятку самых популярных имен, все-таки ассоциировалось с любимейшим святым – святителем Николаем Чудотворцем.
Галина Борискина , дата: 16.07.2015 в 19:07  
#15 Днесь память празднуя твою, Приносим мы тебе хваленье, И воссылаем в умиленье Молитву теплую свою.(Протоиерей Николай Гурьянов)
Галина Борискина , дата: 16.07.2015 в 19:09  
#16 Спасибо за такой великолепный духовный блог
Галина Борискина , дата: 16.07.2015 в 19:09  
#17 Адрес Свято-Введенской островной пустыни: Россия, 601120, Владимирская область, Петушинский район, город Покров, п/о Введенское Телефон: (49243) 6-31-36 Добраться до монастыря можно из города Покрова Владимирской области местным автобусом «Покров – посёлок Введенский» до остановки «Посёлок Введенский». Богослужения в обители совершаются ежедневно: 8.00 – Божественная литургия, 17.00 – Всенощное бдение
Татьяна Медведева, дата: 17.07.2015 в 16:12  
#18 К Тебе, о Мать святая, Я, бедный раб грехов, Со скорбью и слезами пришел под Твой покров. Прот. Николай (Гурьянов)с острова Залит
Людмила Петровна Трифонова, дата: 09.04.2016 в 21:27  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ