С нами 17294 учителя, 7327 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Айвазовский – повелитель морской стихии
Просмотров: 9539, дата: 29.07.2015, автор: Нина Васильевна Ефимова
Айвазовский в живописи
равен  Пушкину в поэзии

 
      Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (1817 – 1900)— всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.  Это – необычный человек – талантливый и влюбленный в море. Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии.
 
       
       Александр Айвазовский, единственный из внуков, носящий фамилию столь знаменитого деда, посвятил стихотворение Ивану Константиновичу Айвазовскому. Оно так и называется «Художнику-маринисту И. К. Айвазовскому» и до революции было опубликовано в журнале «Нива» :
Ревело море… Вал седой
О скалы с шумом разбивался,
И с ветром вой его сливался,
Грозя несчастьем и бедой.
Утихло море… Даль манила
Простором, негой, тишиной…
Но и под стихнувшей волной
Таилась дремлющая сила…
 
  
      Море всегда очень привлекало художников не только нашей страны, но и за границей. Многие отдали дань морю, но только один Айвазовский отдал всего себя магической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, и всю силу своего таланта он отдал морю.
 

      Уже будучи знаменитым художником Айвазовский писал о себе: «Первые картины, виденные мною, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что высказывали все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго ... Мысль о этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море».
 

       Романтика подвигов, сражавшихся на море героев, правдивая молва о них пробуждала воображение художника, наверное, она и создала нам художника – мариниста Айвазовского. Уже первая картина «Воздух над морем» (1835 года) принесла ему славную серебряную медаль. С тех пор картины Айвазовского появляются на выставках, и с тех пор он радует всех своим творчеством.
 

 .      В 1839 году Айвазовский участвует в военно-морском походе, здесь он познакомился и подружился с нашими великими флотоводцами М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. За время пребыванию в Крыму (2 года) Айвазовский написал «Лунную ночь в Гурзудге», «Морской берег».
 
   
 
     Вернувшись из Италии, Айвазовский пишет одну из «гордых» своих картин «Чесменский бой». Вся она – это наша победа, но радость победы далась тяжкими потерями, к русскому флагману подходит штопка лейтенанта Ильина, взорвавшего свой корабль среди турецкой флотилии, но все равно в картине очень слышна «музыка боя».

 
 
      «Девятый вал» написан Айвазовским в 1850 году, в ней он рассказывает о борьбе людей со стихией, грозный девятый вал готов поглотить немногих людей, которые остались живы, после страшной бури. Сюжет картины страшный, но картина полна солнца, света, воздуха и от этого совсем не страшна. Эта картина сразу понравилась зрителям и до сих пор она так же любима нами. Как только Айвазовский узнал о Сионском сражении, он сейчас же уехал в Севастополь увидеться с участниками боя, а вскоре появились и картины «Бой ночью» и «Бой днем «Нахимов об этих картинах сказал: «Они чрезвычайно верно сделаны». Айвазовский любил Украину и посвятил ей несколько своих картин, эти широкие украинские степи были близки не только Гоголю и Шевченко, но и Айвазовскому.

 
  Девятый вал
 
      Необычайно красивы картины «Лунная ночь на море» и «Восход луны». Только он мог передать игру лунного света на морских волнах, и луна среди облаков казалась настолько живой, что забываешь, что ты стоишь около полотна.
 
 .     

       В 1836 году академическую выставку посетил Пушкин. Вспоминая об этом, Айвазовский писал, что поэт «ласково меня встретил», «спросил меня, где мои картины».
        Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии, может быть, поэтому Айвазовскому так хотелось изобразить поэта у моря, наверное, не только стихотворение «К морю» пленяло художника, но и свободная непреклонная натура поэта была похожа на свободное море. В 1887 году Айвазовский вместе с Репиным пишет картину о Пушкине и называет ее первой строкой стихотворения. От этой картины нельзя оторваться, и море, и поэт нечто гармонически целое, и глядя на картину, еще больше веришь словам поэта;
 Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красотой
!
А.С. Пушкин
 

      Мы все помним пронзительные и гордые строки Пушкина: «Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан...». Кажется, что строки оживали вновь и вновь на картинах Айвазовского. Его картины всегда волнуют и впечатляют. Наверное, потому, что вечное движение воды, переменчивый лик моря – то спокойный и умиротворенный, то нетерпеливый и грозный – рождал в душе художника множество чувств.
 

       Кто-то сказал, что лучшей мерой жизни человека являются не годы, а дела его. Иван Константинович Айвазовский прожил жизнь долгую – он умер на пороге нашего века, в канун первой русской революции. Ему было тогда 83 года. Но того, что сделал этот замечательный художник, не уместить и в три обычные жизни
 

.       И.К. Айвазовский говорил: «Для меня жить – значит работать». Написав первую картину в 18 лет, он не оставлял кисти на протяжении десятилетий – к 1900 году им было создано более 6 тысяч картин и графических рисунков. И даже в день смерти он работал; те, кто бывал в Феодосийской галерее, помнят его незавершенное полотно «Взрыв корабля»... 
 
 

      Замечательные полотна И. К. Айвазовского украшают многие музеи мира. Но поистине сокровищницей его творений была и остается картинная галерея в Феодосии: в ней выставлено более 400 картин художника. Идут и идут сюда люди. Советскому народу близко искусство, воспевающее красоту природы и человека... Шестьдесят лет творческого труда – редкая удача! Айвазовский оставил после себя огромное творческое наследие.  
 
 

Высказывания великих людей о творчестве И. Айвазовского.
  •      Стасов   высоко ценил его  творчество: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий, самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами...»
  •   И. Н. Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще» .
  • П. М. Третьяков, желая купить для своей галереи картину, писал художнику: «…Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант» .
  • Знаменитый английский маринист Тёрнер, живший в 1842 году в Риме, посвятил Айвазовскому и его картине «Неаполитанский залив лунной ночью» восхищенные стихи по поводу картины::
 На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром,
Стоящую над морем, в нем отражающуюся.
Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет
Трепетную зыбь, кажется полем искорок…
Прости мне, великий художник, если я ошибся,
Приняв картину за действительность,
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твое вечно и могущественно,
Потому что тебя вдохновляет гений  .

 
  
     И еще слова  английский пейзажиста Тернера, который, восхищаясь живописью Айвазовского, посвятил ему такие строки:
Прости мне, художник,
Если я ошибся, приняв картину
за действительность, –
Но работа твоя очаровала меня,
и восторг овладел мною.
 
       Согласно воле Айвазовского его погребли в Феодосии во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись — высеченные по-древнеармянски слова историка V века Мовсесе Хоренаци — гласит: Родился смертным, оставил по себе бессмертную память”.  Эта память живет в веках. И вот уже наши современники  посвящают ему стихи, очарованные его прекрасными полотнами:
 Во власти полотна  его
 Мы удовольствуемся  малым,-
 И дивной гаммой цветовой,

 И чёткостью мазков...

До той поры, как  океан
Накроет нас девятым валом,
И ощутим мы   на себе,
Сколь нрав его суров!
   Вадим Константинов
 
 Источники:
1. http://hanzen.ru/?an=onestat&uid=41
2. http://bibliotekar.ru/100hudozh/56.htm
3. festival.1september.ru/articles/625890/
4. ru.wikipedia.org/wiki/
 5. otvet.mail.ru › Искусство и Культура › Живопись, Графика


 
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Излюбленной темой его творчества, со времени возвращения в Феодосию, стала тема моря. Своеобразие творчества Айвазовского – в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морских стихий, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 29.07.2015 в 10:26  
#2 Айвазовский чаще всего изображал не чисто морские виды, как это обычно делали и делают художники-маринисты. В его творчестве очень широко раскрыта основная идея, волновавшая его многие годы. Он нашел и ярко воплотил в живописи образ морской стихии, полный первозданной мощи и „гордой красоты".
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 29.07.2015 в 10:29  
#3 Художник словно бы тщательно исследует малейший изгиб волны, легкое кружево пены, и эта тщательность не мешает ему создать пейзаж, в котором все частности сведены воедино, благодаря чему возникает героический и в то же время проникновенно-лирический образ моря.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 29.07.2015 в 10:31  
#4 До последних дней жизни Айвазовский не утратил молодости души, охваченной творческим беспокойством,— черты характера, определившей непрерывный процесс развития его искусства.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 29.07.2015 в 10:31  
#5 Романтическая приподнятость, свойственная работам художника, особенно явственное выражение находила в морских пейзажах, главными «героями» которых были бури и штормы. Излюбленным остался у Айвазовского образ гордой, непокоренной морской стихии.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 29.07.2015 в 10:32  
#6 Смолоду художник любил писать вечернее море, передавая восход полной луны над морем в тихий летний час. Иногда он изображал море при штиле («Неаполитанский залив лунной ночью», 1850), когда влажная пелена поднимается над ровной гладью воды, и усиливая впечатление пространства между предметами, вслед за «лунной дорожкой» уводит наш взгляд в бесконечную даль. see-art.ru/osobennosti
Эльвие Алимова, дата: 29.07.2015 в 12:18  
#7 Айвазовский неподражаемо передавал впечатление искрящегося, отраженного в легкой морской зыби лунного света. Одну из своих картин он так и назвал «Лунный свет». Конечно, на картине было изображено что-то еще, быть может, морская лагуна в Венеции, с гондолами и парусными кораблями, а может быть, Ялтинское побережье и легкий прибой ночной волны или родная Феодосия в тот час, когда в лунном сиянии она преображается. Мрачные средневековые башни четко высятся над городскими постройками, а под ними, сверкая лунным блеском, плещет ленивая волна. Видимо, на этой картине лунный свет был передан настолько правдиво и так поэтично, что художник дал ей совершенно необычное для того времени название «Лунный свет» и послал картину на Всемирную выставку в Париж, откуда она не вернулась. Это почти всегда бывало с его произведениями, посланными за границу. Они приобретались коллекционерами. see-art.ru/osobennosti
Эльвие Алимова, дата: 29.07.2015 в 12:19  
#8 В искусстве Айвазовского заложена искренняя взволнованность, восхищение величием и красотой природы. Это передается зрителю и вызывает в нем, те же эмоции, какими был охвачен художник в процессе творчества. Искусство его содержит в себе энергию и бодрость; оно оптимистично в своей основе, укрепляет золю к жизни и к творческому труду. Художник впервые изобразил природу в постоянном движении, вне-прерывной изменчивости, в столкновении ее могучих сил. see-art.ru/osobennosti
Эльвие Алимова, дата: 29.07.2015 в 12:20  
#9 Айвазовский никогда не переписывал небо, оно всегда написано в один прием. Это сообщает небу в его картинах большую легкость, прозрачность, а облакам — слитность, вписанность в красочное тесто. Совсем иначе работал маринист, изображая воду. Обычно он широко прописывал форму волны, давая прописке «провянуть» и сверху, по вязнущей поверхности прорабатывал детали формы, кружево пены и т. п., завершая всю работу кладкой бликов на воде пастозным, то есть значительной толщины рельефным слоем краски. see-art.ru/osobennosti
Эльвие Алимова, дата: 29.07.2015 в 12:21  
#10 Айвазовский очень широко применял лессировки (нанесение очень тонких слоев прозрачных или полупрозрачных красок на «более плотные красочные слои), причем воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды. see-art.ru/osobennosti
Эльвие Алимова, дата: 29.07.2015 в 12:21  
#11 Была несколько раз с семьёй и со школьниками в картинной галерее Айвазовского и на могиле Великого художника в Феодосии во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись высечена на древнеармянском языке. Слова историка V века Мовсесе Хоренаци — гласит: “Родился смертным, оставил по себе бессмертную память”.Впечатления на всю жизнь о величии картин, о мощи и страсти моря, о красоте тонов и многоцветья красок.
Валентина Титова, дата: 29.07.2015 в 18:43  
#12 1856 год. Награждён орденом Почётного легиона (Франция); Награждён османским орденом «Нишан-Али» IV степени; 1874 год Награждён орденом Османие II степени; 1880 год вручена «Алмазная медаль» (Османская империя) 1890 год Награждён султаном Абдульхамидом II орденом Меджидие I степени
Валентина Титова, дата: 29.07.2015 в 18:51  
#13 Интересные факты. Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров св. Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате великого поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка. Известного английского мариниста Дж. Тернера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение: Прости меня, великий художник, если я ошибся, Приняв твою картину за действительность Но работа твоя очаровала меня, И восторг овладел мною. Искусство твое высоко и монументально, Потому что тебя вдохновляет гений. (дословный перевод)
Валентина Титова, дата: 29.07.2015 в 18:52  
#14 15 сентября 2007 года в Кронштадте был открыт первый в постреволюционной и постсоветсткой России памятник Айвазовскому. Бюст художника находится на Макаровской набережной у морской крепости, прикрывающей морские подходы к Санкт-Петербургу. Скульптор — заслуженный художник России, лауреат государственной премии Владимир Горевой.
Валентина Титова, дата: 29.07.2015 в 18:54  
#15 Географические названия. Феодосия: Проспект Айвазовского и улица Айвазовского Ж/Д стация Айвазовская в черте города. Другие города: Айвазовский (Железнодорожная станция /остановочный пункт/ на территории Калининградской области). Улица Айвазовского в Бердянске. Улица Айвазовского в Виннице. Улица Айвазовского в Керчи. Улица Айвазовского в Липецке. Улица Айвазовского в Минске. Улица Айвазовского в Москве. Улица Айвазовского в Новомосковске. Улица Айвазовского в Севастополе. Улица Айвазовского в Судаке. Улица Айвазовского в Екатеринбурге. Улица Айвазовского в Томске.
Валентина Титова, дата: 29.07.2015 в 18:56  
#16 С детства Ивану Айвазовскому везло на встречи с хорошими людьми. Местный городской архитектор Я.Х.Кох и губернатор Тавриды А.И.Казначеев помогли поступить в Таврическую гимназию в Симферополе. А в 1833 году влиятельные столичные вельможи способствовали его зачислению без экзаменов в императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге и обучению за счет государственной казны.
Гульнара Айтуганова, дата: 29.07.2015 в 19:22  
#17 Учителями Айвазовского были М.Н.Воробьев, Ф.Таннер и А.И.Зауервейд. После конфликта с французским живописцем Ф.Таннером в 1838 году Иван Айвазовский был отправлен в родную Феодосию на два года для написания морских пейзажей, «состоя под особым наблюдением Академии». В том же году Айвазовский принял участие в военно-морском походе отряда русских кораблей под командованием Николая Раевского к берегам Кавказа.
Гульнара Айтуганова, дата: 29.07.2015 в 19:23  
#18 В 1840 году Айвазовский для продолжения обучения отправляется в Европу, где сразу становится известным художником. Его картину «Неаполитанский залив» высоко оценил английский художник-маринист Джозеф Тернер, а картину «Хаос» приобрел глава Ватикана Папа Григорий XVI.
Гульнара Айтуганова, дата: 29.07.2015 в 19:24  
#19 Айвазовский объездил почти всю Европу, бывая в некоторых странах неоднократно. Продажи картин и персональные выставки приносили ему хороший доход. К концу заграничной поездки в паспорте Айвазовского насчитывалось 135 виз.
Гульнара Айтуганова, дата: 29.07.2015 в 19:26  
#20 В 1844 году (на два года раньше срока) Айвазовский возвратился в северную столицу. Академия художеств присвоила ему звание академика «по части живописи морских видов» и наградила его орденом Святой Анны 3-й степени. Также он получил звание первого живописца Главного морского штаба с правом ношения мундира Морского министерства.
Гульнара Айтуганова, дата: 29.07.2015 в 19:27  
#21 Весной 1845 года Айвазовский в составе экспедиции географа адмирала Ф.П.Литке отправился в длительное морское путешествие по Средиземному морю (Греция, Малая Азия, Турция). Из этого похода художник привез множество карандашных набросков, в том числе виды Константинополя и его окрестностей.
Гульнара Айтуганова, дата: 29.07.2015 в 19:28  
#22 Море приоткрыло свои тайны... И легли живыми на холсты, Разными оттенками играя, Волны небывалой красоты. Кто водил рукой твоей незримо? Море под покровом темноты, Когда волны дышат еле слышно В отблеске мерцающей звезды.
Светлана Трушина, дата: 29.07.2015 в 19:31  
#23 Или словно вздыбленные кони, Радостно готовятся к прыжку, И в слепом предчувствии погони С шумом вовлекаются в игру. Тайна башмачка навек осталась, Грустью неразвеянной твоей, В экипаже молодость умчалась, Та,что много значила в судьбе. Богом Данный город возле моря Имя твоё бережно хранит... Сын армянский, - русского народа, Этой дружбе памятник воздвиг. Стихи- Наира Багдасарова
Светлана Трушина, дата: 29.07.2015 в 19:32  
#24 А уже осенью 1845 года, отказавшись от службы в столице, Айвазовский отправляется в родную Феодосию, где приступает к строительству собственного дома в итальянском стиле. В мае 1846 года художник с размахом отметил десятилетний юбилей своей творческой деятельности. Три дня гуляла вся Феодосия, а в бухту для приветствия юбиляра вошла эскадра под командованием В.А.Корнилова.
Гульнара Айтуганова, дата: 29.07.2015 в 19:34  
#25 Айвазовский очень много путешествовал. Он часто бывал в Петербурге, Москве и других городах России, неоднократно посещал Европу. В 1868 году он отправился на Кавказ и в Закавказье, а в 1869 году – в Египет, на открытие Суэцкого канала. В возрасте 77 лет Айвазовский решился на путешествие в Америку, где в разных городах устраивал свои выставки картин.
Гульнара Айтуганова, дата: 29.07.2015 в 19:35  
#26 В 1865 году Айвазовский открыл в Феодосии «Общие художественные мастерские» (филиал Петербургской академии художеств), из стен которых вышли такие художники, как Константин Арцеулов, Михаил Латри, Алексей Ганзен, Лев Лагорио и другие.
Гульнара Айтуганова, дата: 29.07.2015 в 19:55  
#27 Несколько раз Айвазовский посещал Константинополь, где ему удалось получить от турецкого султана Абдул-Азиза большой заказ на изображение видов Босфора. Для султана он написал 40 работ, за что и был награжден высшим турецким орденом «Османие» (Nishani Osmani).
Гульнара Айтуганова, дата: 29.07.2015 в 19:59  
#28 За всю свою долгую жизнь Айвазовский написал колоссальное количество картин, официально более шести тысяч, и организовал свыше 120 персональных выставок! Такие великие мастера художественной кисти, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Александр Иванов, писавший картину «Явление Христа народу» двадцать лет, и многие другие «нервно курят».
Гульнара Айтуганова, дата: 29.07.2015 в 20:04  
#29 Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I. Известный коллекционер П. М. Третьяков стал интересоваться успехами Айвазовского, отслеживал его произведения на выставках и посещал мастерскую живописца в Феодосии. В одном из восторженных писем художнику Третьяков писал: « ...дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! .. уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».
Татьяна Образцова, дата: 30.07.2015 в 0:46  
#30 Изысканная и утонченная картина "Гурзуф" великого мариниста Айвазовского переносит каждого в мир красоты и совершенства. Богатство красок, живость композиции, и глубина мысли - это те впечатляющие моменты, благодаря которым картина становится живой. muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1289-kartina-ayvazovskogo-gurzuf-1859.html
Татьяна Образцова, дата: 30.07.2015 в 0:50  
#31 Великолепный материал, можно сразу брать на классный час. Всё о море. Действительно человек влюблённый в море. Он точно подмечал такие особенности как морской воздух, луна над морем,морской берег,восход луны, шум прибоя. Это всё незабываемо. Спасибо.
нина гунькина, дата: 30.07.2015 в 2:06  
#32 В творчестве Айвазовского можно встретить картины на самые разнообразные темы. Нас привлекают в его картинах широкие просторы моря и неба, особенно море в разную погоду, разное время суток.
Татьяна Образцова, дата: 03.08.2015 в 10:25  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ