С нами 17283 учителя, 7323 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Гусиное перо и чернильница
Просмотров: 6552, дата: 21.08.2015, автор: Ирина Щербакова


Гусиное перо, а иногда воронье, павлинье, лебединое применяли для письма, уже начиная с VII века. А вот перья кур, индюшек, цесарок, голубей для этого не годились, так что ни одна курица, индюк или голубь не могли бы похвалиться тем, что они помогли знаменитым писателям создавать книги. Только гуси! Ведь и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь писали свои бессмертные произведения, обмакивая в бронзовые чернильницы-непроливашки гусиные перья. От того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. Наш великий поэт Пушкин никому не доверял этого важного дела. Мало того, он, как и некоторые другие любители хорошего пера, знал одну тайну. Гусиные перья, взятые из левого крыла, гораздо лучше, красивее выписывают буквы, потому что их изгиб удобнее для руки.

Хорошее перо считалось ценным подарком. Гёте, известный немецкий поэт, прислал в подарок Пушкину прекрасно отточенное перо в богатом футляре. Оно и сейчас хранится в музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге.

А писать гусиными перьями совсем непросто. В неумелых руках каждая линия, выведенная справа налево или снизу вверх, любой овал заставляли перо брызгать мелкими противными брызгами. При сильном нажиме оно «раскорячивалось» и довольно скоро списывалось. А скрип!.. Вот как Гоголь описывает одну петербургскую канцелярию: «Шум перьев был больше похож на то, как несколько телег с хворостом проезжали на четверть аршина иссохшими листьями...». Очень успокаивающая музыка!

И все-таки, несмотря на все свои недостатки, гусиные перья успешно прослужили пишущему человечеству целое тысячелетие. Десять веков упругое гусиное перо скрипело по пергаменту рукописных книг. Сколько королевских указов подписано им!

Сколько таинственных сообщений, сколько формул вдохновенных алхимиков, рецептов аптекарей написано им!

Говорят, владычество гусиных перьев окончилось таким образом. У одного человека, которому приходилось много писать, был слуга. С жалостью смотрел он на своего хозяина, который то и дело менял перья. И тогда у слуги появилась идея: а что если сделать точно такое же перо, но только из прочного материала? Например, из стали? И слуга смастерил такое перо. Он очень старался, но все же перо выглядело немного неказистым, а главное, изобретатель не догадался сделать на кончике пера продольную прорезь. Перо очень брызгало чернилами и писало без нажима. Но вскоре догадались такую прорезь сделать, и тогдакетальное перо совершенно вытеснило гусиное.

Казалось, что чернильницам ничего не грозит, и тогда еще мало кто предполагал, что они тоже уйдут в небытие. Мысль изоб­ретателей упорно работала над тем, как соединить в одно целое перо, ручку и чернильницу. В муках творчества, которые продолжались около ста лет, родилось наконец так называемое «стилографическое» перо. Оно работало так: в полую ручку заливали чернила. Ручка заканчивалась тонкой металлической трубочкой, в которую вставлялась проволочка. В результате образовывался узкий канал, через который просачивались, а не текли (что было очень важно!) чернила.

Изобретатели — люди удивительные. Порой их мысль взлетает так высоко, что достает прямо до потолка. Они придумали такое сооружение: под потолком висел бачок с чернилами, которые по резиновым трубочкам стекали вниз к металлическим стержням и краникам. Если повернуть краник и сжать пальцами стерженек, чернила течь не будут, если отпустить — потекут вниз. Такие «вечные перья» устанавливали в конторах, банках, других присутственных местах. А дома? Кто же захочет держать у себя под потолком бочку с чернилами? Тогда один догадливый человек придумал вот что: он разрезал металлический стержень на несколько частей, каждую заточил и вставил в палочку. Так появилась «вставочка» — ручка, которую помнят еще те, кто учился в школе в шестидесятые, а в глубинке и в семидесятые годы. Канцелярские перья, надетые на крашеную деревянную палочку, можно встретить еще и сейчас, например, на некоторых почтах.

Каких только перьев не придумали за два последних столетия! Остроконечные и с загнутым носиком — канцелярские. Плакатные для художников, картографические для составления географических карт, нотные с двойным расщепом — для переписчиков нот. Перья в форме Эйфелевой башни, перья с портретами Наполеона и английской коро­левы. Существовали именные перья, украшенные гербами. Это, конечно, для знатных людей, у которых гербы имелись.

Однако нельзя сказать, что гусиное перо было самым древним пишущим приспособлением. В Древнем Египте, например, еще четыре с половиной тысячи лет назад поль­зовались каламом — заостренной тростниковой палочкой, которую обмакивали в чернила. Каламы не сохранились до наших дней, их не увидишь в музее, но зато до нас дошли подробные описания, как их изго­товляли и как ими пользовались.

У тех же египтян существовало и другое изобретение, его обнаружили в гробнице Ту- танхамона. Оно представляло собой свинцовую трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставляли тростинку, наполненную темной жидкостью. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и когда трубочкой водили по папирусу, на нем оставался четкий черный след. Это изобретение древних египтян просто-напросто было забыто, и долгие века гусиное перо оставалось самым совершенным пишущим средством.

www.scientificlife.ru/publ/...gusinoe.../2-1-0-2



Напиши мне письмо гусиным пером,
Как живёшь ты одна в этом мире своём,
Кто с тобой танцевал на осеннем балу,
А потом получил от Эрота стрелу.

Может, юный корнет глаз не смог отвести -
Заказал фаэтон, чтоб тебя увезти,
Поглощённый твоей неземной красотой,
Поздно понял герой: его план был пустой!

Или пылкий поэт тебе стансы читал,
А потом музыкант наиграл мадригал,
Как он любит тебя беззаветно одну
И готов подарить тебе с неба луну.

А быть может сейчас ты по саду идешь
Вспоминаешь меня и по-прежнему ждёшь...
Шелестит под ногами цветная листва,
И звучат для меня дорогие слова:

«Напиши мне письмо
гусиным пером,
Как живёшь ты один
в этом мире своём,
Почему танцевал
не со мной этот вальс,
Я тоскую одна,
я тебя заждалась.

Почему танцевал
не со мной этот вальс,
Я тоскую одна,
я тебя заждалась».

  (ОСЕННИЙ ВАЛЬС)

Юлий Харисwww.proza.ru/2014/06/02/967

Свеча, чернильница, перо
Инна Агюлан


Из поэтической тетради
Глядят забытые давно
Три принадлежности поэта:
Свеча, чернильница, перо.

И хоть теперь в них надобности нету,
В музее им остаться суждено,
Есть в арсенале каждого поэта
Свеча, чернильница, перо.

При свете ламп чернилами не пишем.
Гусей не надо дергать за крыло.
Но какой чудной силой они дышат:
Слова: "Свеча, чернильница, перо!"

Свеча горит… Строка в чернильной влаге...
В Михайловском дороги замело…
Не спит поэт – и над листом бумаги
Гарцует весело гусиное перо.

Два века ничего не изменили.
Без вас пусто святое ремесло.
О, сколько вы поэтов нам открыли,
Свеча, чернильница, перо!

Все в жизни преходяще, без сомненья.
Но даже в Интернете все равно
Останутся как символ вдохновенья
Свеча, чернильница, перо…

Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Гусиным пером писал великий русский поэт А.С. Пушкин.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 21.08.2015 в 18:44  
#2 Да, не мешало бы некоторым научиться писать гусиным пером, а то пишут как курицы лапой: ничего не разберешь! Порой и сами-то прочитать не могут свои каракули! Нина Васильевна, спасибо за информацию!
Людмила Запольских, дата: 21.08.2015 в 19:18  
#3 Прошу прощения! Ирина Федоровна, благодарю Вас за предоставленный материал в блоге!
Людмила Запольских, дата: 21.08.2015 в 19:20  
#4 Все в жизни преходяще, без сомненья. Но даже в Интернете все равно Останутся как символ вдохновенья Свеча, чернильница, перо…
Ирина Щербакова, дата: 21.08.2015 в 21:36  
#5 Ирина Фёдоровна, спасибо за интересный материал. Подсказали тему для классного часа. Гусиное перо в современной культуре является негласным символом литературного творчества и поэзии.
Татьяна Образцова, дата: 22.08.2015 в 2:03  
#6 Огромное спасибо за интереснейший материал, чувствуется поэтическая душа и романтизм автора. Ирина Фёдоровна, творческого вдохновения Вам!
Валентина Титова, дата: 22.08.2015 в 12:17  
#7 Ирина Фёдоровна, для Вас стихи Беллы Ахмадулиной. Всего-то - чтоб была свеча, Свеча простая, восковая, И старомодность вековая Так станет в памяти свежа. И поспешит твоё перо К той грамоте витиеватой, Разумной и замысловатой, И ляжет на душу добро.
Валентина Титова, дата: 22.08.2015 в 12:19  
#8 Традиционный способ подготовки птичьих перьев к письму заключался в следующем: у здорового, крепкого, молодого гуся, обязательно весной, вырывалось одно из пяти внешних перьев левого крыла — перо из левого крыла лучше ложится в правую руку пишущего, левши использовали перья из правого крыла или затачивали праворучные перья с обратной стороны; с пера обрезалась часть бородки для более удобного хвата за стержень; перо вываривалось в щёлочи для обезжиривания не менее 10—15 минут; вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не более 65 °С; кончик заострялся при помощи перочинного ножа, причём в процессе эксплуатации затачивать («чинить») их приходилось часто, поэтому маленькие складные карманные ножи называются перочинными.
Ольга Даниловская, дата: 22.08.2015 в 18:08  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ