С нами 15660 учителей, 5375 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
"Письма о добром и прекрасном" Дмитрия Сергеевича Лихачёва
Просмотров: 11048, дата: 26.07.2015, автор: Ирина Щербакова
«Совесть, благородство и достоинство —
вот оно, святое наше воинство»
Булат Окуджава




Этими словами Б. Окуджавы можно охарактеризовать внутренний облик академика Лихачева. Дмитрия Сергеевича всегда отличала четкая гражданская позиция во всех его деяниях.
"У него не было никакой разницы между нравственными принципами и его поведением. Одно дело — пропагандировать, говорить о милосердии, бескорыстии, доброте, другое дело — вести себя так, — заметил писатель Даниил Гранин.- Велика была его (Лихачева) нравственная сила . И нравственный его вызов. …С годами значение Лихачева и его величина вырастают именно потому, что мы живем все в более безнравственное время. Нравственные ценности девальвируются, обесцениваются очень энергично. Честность, порядочность, бескорыстие, милосердие, отвращение ко всякого рода сделкам, взяткам — все уходит. На этом фоне нравственные принципы Лихачева растут в цене".
Личность Д.С.Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина. В пору всеобщего смятения умов академик Лихачев стал олицетворением идеи служения вечным, абсолютным ценностям. Его научный и нравственный авторитет в обществе был безупречен, он фактически стал светлым символом, идеалом современника для миллионов россиян. Воспоминания современников, людей, знавших академика Лихачева лично, позволяют нам постигать личность Дмитрия Сергеевича. Из воспоминаний В.А.Гусева, директора государственного русского музея: "Дмитрий Сергеевич Лихачев разделил с Россией все испытания, сохранив при этом в себе то, что и является, по существу, главным национальным достоянием: абсолютную порядочность в любых условиях, внутреннюю независимость вопреки внешней несвободе, то есть, проще говоря, природное человеческое достоинство".


"Это неправда, что незаменимых людей нет. Есть незаменимые люди! Никто не заменил Шостаковича, никто не заменил Сахарова, никто не заменил и Дмитрия Сергеевича Лихачева… Он спас своим духом многих людей от безверия, пошлости, цинизма»,- пишет режиссер и журналист, наша современница И.Е. Тайманова.

Эти высказывания из воспоминаний о Д.С. Лихачеве известного писателя и журналистки, подтверждают мысль о том, что Дмитрий Сергеевич Лихачев был олицетворением света, нравственности, доброты, уважения и понимания для многих людей.
Обаяние Дмитрия Сергеевича было именно в спокойной человеческой порядочности.
Книги Д.С. Лихачева "О добром и прекрасном", «Поэзия садов и парков», «Раздумья о России», публицистические статьи из журналов о России, ее истории очень актуальны сегодня и читаются с особым интересом.

"Мало кто знает о десяти заповедях Лихачева и о том морально — нравственном климате, который он порождал вокруг себя,- вспоминает В. Е. Триодин ,доктор педагогических наук, профессор, в течение многих лет сотрудничавший с Дмитрием Сергеевичем. — Дмитрий Сергеевич — это совершенно особый тип личности, я бы сказал — концентрированная совесть России. Это выражалось как в большом, так и в мелочах. Его кабинет в Пушкинском Доме всегда был открыт. Позвонить ему — он всегда брал трубку. О чем — либо договориться с ним — не имело значения, Президент ты, Римский Папа или рядовой человек, — он всегда очень ответственно относился к своему слову… У него был дар вести беседу. Дмитрий Сергеевич никогда, ни при каких обстоятельствах не мог унизить другого человека. Лихачев мог быть с вами принципиально не согласен, но он никогда никого не принижал. Он всегда говорил тихим, добрым, уважительным тоном, так, что, это было не обидно, человек не чувствовал себя униженным".И далее автор воспоминаний В. Триодин пишет:
…Я убежден, что тип личности человека определяет и концепцию его науки, его философии. Демократическая сущность Дмитрия Сергеевича породила своеобразную гуманистическую философию . Он нас гуманно мыслить научил«,- сказал Некрасов о Белинском. Это абсолютно точные слова, которые можно было бы применить и к Лихачеву.
Каждая эпоха находила своих пророков и свои заповеди. На рубеже ХХ-ХХI веков также появился человек, сформулировавший вечные принципы жизни применительно к новым условиям . По Лихачеву эти заповеди человечности звучали примерно так.

*Не убий и не начинай войны.
*Не помысли народ свой врагом других народов
*Не укради и не присваивай труда брата своего.
*Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
*Уважай мысли и чувства братьев своих.
*Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
*Чти природу как матерь свою и помощницу.
*Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
*Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
*Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.



Д. И. Менделеев сказал, что знания без нравственности — меч в руках сумасшедшего. Сегодня это особенно остро чувствуется. Дмитрий Сергеевич нес в себе высочайший интеллект, энциклопедические знания, умноженные на нравственность. Если бы персонифицировать культурную жизнь последних двух десятилетий, то, на мой взгляд, в наибольшей степени для этой цели подошло бы имя академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он, как никто другой, воплощает черты российской интеллигенции, духовности, доброты, образованности, благородства, подлинно народной мудрости.
Одна из главных идей Лихачева состояла в том, что человека нужно воспитывать не извне — человек должен воспитать себя из себя. Он должен не усваивать истину в готовом виде, но всей своей жизнью быть приближен к выработке этой истины.

Дмитрий Сергеевич всегда отстаивал свои убеждения, принципы в искусстве, в литературе, в жизни. Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же , как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек.- писал Д.С. Лихачев. — Я верю в волю человека. От нас зависит, станем мы проводниками добра или не станем. Нас ждет то, что мы сделаем сами, потому что таких законов, которые бы вели нас по строго определенному пути и не давали никуда отклониться, в истории нет. К сожалению, нас постоянно приучают к тому, что мы не вольны управлять ни собой, ни нашим обществом Может быть именно в этом причина роста преступности в нашей стране. Возьмите хотя бы следующее: в газетах часто печатаются астрологические предсказания… Человек, выходя из дому, смотрит в астрологический прогноз и решает, будет ли он сегодня что-либо делать или не будет…Это лишает человека свободы воли.
В настоящее время Россия переживает многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: изменился общественно- политический строй, экономический уклад. Но это еще кризис культуры, происходящий в душах людей. Распространяется система ложных ценностей массовой культуры: развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество.

Особенно настораживает то, что в последние годы появилась тенденция к сокращению объема знаний гуманитарного цикла. А ведь именно такие знания способствуют становлению и нравственных нормативов, и норм общения разных поколений, взаимопониманию людей разных культурных традиций.

Академик Д.С. Лихачев подчеркивал: "Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, …. так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Память — основа совести и нравственности…"
Сейчас много стали говорить о воспитании национальной гордости, о патриотизме, но эти слова лишь тогда обретут смысл, если каждый из нас постарается узнать историю своей семьи (какой бы тяжелой она ни была), начнет участвовать в очищении загрязненной речки, текущей мимо дома ,станет сознательным потребителем, ориентирующимся в новом мире разных предложений и возможностей. Дмитрию Сергеевичу Лихачеву принадлежат слова: "Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне — будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати — поле."

 На одной из встреч с молодежью Дмитрию Сергеевичу был задан вопрос: "В чем вы видите смысл жизни?" Он ответил: «Жизнь — это драгоценнейший дар… Нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря». Доброта — это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки".

 "Письма о добром и прекрасном", книга, адресованная прежде всего — молодым, « кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями». Д.С .Лихачев на конкретных примерах показывает, «что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и природой». С присущим ему педагогическим тактом Дмитрий Сергеевич учит мудрости.

Дмитрий Сергеевич неоднократно подчеркивал: "Мы не должны надеяться, что сохранение культуры прошлого — дело государственных и общественных организаций Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры".
Хочется верить, что слова Дмитрия Сергеевича Лихачева будут услышаны, ибо "понять Лихачева — означает понять лучшее, что есть в России, понять те крупицы хорошего и ценного, что есть в нас самих".

В одном из последних интервью Дмитрий Сергеевич обращается с напутствием к молодому поколению: "Спешите учиться, спешите получать образование. Образованность — это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира".
www.tambovlib.ru/?view=conferenc.2006.lihachev...

Письма о добром и прекрасном


Уже в 80-х годах XX века, будучи пожилым человеком, учёный собрал свои собственные заметки и наблюдения, посвящённые родной культуре, образованию и воспитанию, и составил на их основе своеобразное послание молодому поколению России. Свой труд он назвал просто: «Письма о добром и прекрасном».

Эти письма, адресованные современному читателю, молодому человеку, — не просто мысли большого учёного и мыслителя, много совершившего в жизни и получившего мировое признание, — для нас это ещё и «письма» от десятков поколений наших предков, наших предшественников (жизнь и культуру которых учёный так хорошо знал).

Заканчивая свой труд, в последнем письме Лихачёв так отзывается о своей работе: «Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам» (Письмо 46-е).

Лихачёв имел полное право закончить книгу своих писем простыми словами: «Поверьте мне!». Ведь сам он был подлинно счастливым человеком. И даже по меркам современности он был успешным человеком. Он дожил до глубокой старости. В своей профессии — (и далеко за её пределами) он получил мировое признание. Но самое удивительное то, что Лихачёв умел быть счастливым в таких страшных обстоятельствах, когда, наверное, сам вопрос о счастье становится бессмысленным. Его воспоминания о годах, проведённых в Соловецком лагере особого назначения, о времени Ленинградской блокады и других тяжёлых испытаний, показывают: Лихачёв умел видеть и запоминать среди окружающих его ужасов эпохи доброе и прекрасное, и именно это позволяло ему испытывать радость, делало его счастливым человеком. Принципы этой «науки быть счастливым» он и постарался изложить языком, доступным современному человеку, в своих «Письмах о добром и прекрасном».
По своей сути эта книга — голос нашей собственной культуры, её послание нам; это мудрость и опыт тысячелетней русской традиции, подмеченный и записанный великим исследователем.

Содержание книги


Письма к молодым читателям

Письмо первое. Большое в малом

Письмо второе. Молодость — вся жизнь

Письмо третье. Самое большое

Письмо четвертое. Самая большая ценность жизни

Письмо пятое. В чем смысл жизни

Письмо шестое. Цель и самооценка

Письмо седьмое. Что объединяет людей

Письмо восьмое. Быть веселым, но не смешным

Письмо девятое. Когда следует обижаться?

Письмо десятое. Честь истинная и ложная

Письмо одиннадцатое. Про карьеризм

Письмо двенадцатое. Человек должен быть интеллигентен

Письмо тринадцатое. О воспитанности

Письмо четырнадцатое. О дурных и хороших влияниях

Письмо пятнадцатое. Про зависть

Письмо шестнадцатое. О жадности

Письмо семнадцатое. Уметь спорить с достоинством

Письмо восемнадцатое. Искусство ошибаться

Письмо девятнадцатое. Как говорить?

Письмо двадцатое. Как выступать?

Письмо двадцать первое. Как писать?

Письмо двадцать второе. Любите читать!

Письмо двадцать третье. О личных библиотеках

Письмо двадцать четвертое. Будем счастливыми

Письмо двадцать пятое. По велению совести

Письмо двадцать шестое. Учитесь учиться!

Письмо двадцать седьмое. Четвертое измерение

Письмо двадцать восьмое. Быть вместе

Письмо двадцать девятое. Путешествуйте!

Письмо тридцатое. Нравственные вершины и отношение к ним

Письмо тридцать первое. Круг нравственной оседлости

Письмо тридцать второе. Понимать искусство

Письмо тридцать третье. О человеческом в искусстве

Письмо тридцать четвертое. О русской природе

Письмо тридцать пятое. О русской пейзажной живописи

Письмо тридцать шестое. Природа других стран

Письмо тридцать седьмое. Ансамбли памятников искусства

Письмо тридцать восьмое. Сады и парки

Письмо тридцать девятое. Природа России и Пушкин

Письмо сороковое. О памяти

Письмо сорок первое. Память культуры

Письмо сорок второе. Уметь заметить красоту наших городов и сел

Письмо сорок третье. Еще о памятниках прошлого

Письмо сорок четвертое. Об искусстве слова и филологии

Письмо сорок пятое. Космический Эрмитаж

Письмо сорок шестое. Путями доброты

Четыре цитаты из «Писем о добром»

Письмо 28. Быть вместе.

Игра — будь это лапта, волейбол, горелка или ещё какая-нибудь — воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера, ощущать противника.

Письмо 29. Путешествуйте!

Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест — есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.

Письмо 32. Понимать искусство.

Если сравнить жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми, в него приглашенными на торжество.

Письмо 47. Путями доброты.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Высказывания Д.С.Лихачёва


«Добро не может быть глупо»
«Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть»
«Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души»
«Человек должен быть интеллигентен»
«Самая большая ценность - жизнь»
«Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто»
«Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими»
«Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека. …Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо»
«Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть легким, незаметным, … а красота его – в чувстве меры»
«Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой»
«Подлинные друзья приобретаются в молодости. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости….»
«Жизнь – прежде всего дыхание. «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту»
«Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали»
«Привязанность к семье и дому создается той атмосферой, которая царит в семье»
«Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным»
«О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу, самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания»
«Оружие знания – мирное оружие»
«Память противостоит уничтожающей силе времени»
«Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести»
«Память – основа совести и нравственности»
«Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».
 
 
Д.Лихачев
И пробил ча
с

 

Когда-то, очень давно, мне прислали важное издание «Слова о полку Игореве». Я долго не мог понять: в чем дело? В институте расписались в том, что книгу получили, а книги нет. Наконец выяснилось, что взяла ее одна почтенная дама. Я спросил даму: «Вы взяли книгу?». «Да, — отвечает она. — Я ее взяла. Но если вам она так нужна, я могу ее вернуть». И при этом дама кокетливо улыбается. «Но ведь книга прислана мне. Если она вам нужна, вы должны были ее у меня попросить. Вы же поставили меня в неловкое положение перед тем человеком, который ее прислал. Я даже не поблагодарил его».

Повторяю; давно это было. И можно было бы забыть об этом случае. Но все-таки вспоминаю иногда о нем — жизнь напоминает.

Ведь действительно, кажется, какой пустяк! «Зачитать» книгу, «забыть» вернуть ее владельцу... Сейчас это стало как бы в порядке вещей. Многие оправдываются тем, что мне, мол, эта книга нужнее, чем владельцу; я без нее обойтись не могу, а он обойдется! Распространилось новое явление — «интеллектуального» воровства, вроде бы вполне извинительного, оправдываемого увлеченностью, тягой к культуре. Иногда даже говорят, что «зачитать» книгу — это вовсе не воровство, а признак интеллигентности. Подумайте только: бесчестный поступок — и интеллигентность! А не кажется ли вам, что это попросту дальтонизм? Нравственный дальтонизм: мы разучились различать цвета, точнее — отличать черное от белого. Кража есть кража, воровство есть воровство, бесчестный поступок остается бесчестным поступком, как бы и чем бы они ни оправдывались! А ложь есть ложь, и, в конце концов, я не верю, что ложь может быть во спасение.
Ведь даже проехать «зайцем» в трамвае — это то же воровство. Нет малой кражи, нет малого воровства — есть просто воровство и просто кража. Не бывает малого обмана и большого обмана — есть просто обман, ложь. Недаром же говорится: верен в малом — и в большом верен. Когда-нибудь случайно, мимолетно, вспомнится вам незначительный эпизод, когда вы поступились совестью в самом будто бы безобидном и ничтожном — и вы почувствуете укор совести. И вы поймете, что если кто и пострадал от вашего пустякового, ничтожного поступка, то пострадали прежде всего вы сами — ваша совесть и ваше достоинство.

...Новое противостоит старому, хотя, может быть, не всякое новое лучше старого. Как свет противостоит мраку, так разум и мудрость противостоят невежеству и безрассудству. Это вечное противостояние. И если продолжить цепочку сопоставлений, вернее, противопоставлений, то звеньями ее должны связаться любовь и ненависть, жестокость и милосердие, вражда и мир, дружба и неприязнь и, конечно, правда и ложь. Окажется, таким образом, что вся наша жизнь находится в постоянном борении, в преодолении одними силами других. Это извечный закон, и, вероятно, не будь такого вековечного противостояния, не существовало бы ни самой жизни, ни самого мира. Однако когда нарушается в душах людских равновесие сил, противоборство обостряется.

Стали привыкать жить двойной жизнью: говорить одно, а думать другое. Разучились говорить правду — полную правду, а полуправда есть худший вид лжи: в полуправде ложь подделывается под правду, прикрывается щитом частичной правды.

Стала исчезать у нас совестливость. Говорю об этом, обязан говорить, потому что мне в своей жизни множество раз не по личным делам, а по таким, которые имеют огромное значение для сохранения нашей культуры, приходилось сталкиваться с людьми, у которых чувство совестливости отсутствовало.

Тот, кто бывал в Ленинграде, знает портик Руска — один из шедевров градостроительства в нашем городе. Стоит он теперь не на своем месте, а чуть в стороне от общего порядка Невского проспекта. Как он тут оказался? Запланировано было строительство станции метро. Портик «мешал»: его собирались убрать. Я пришел к бывшему главному архитектору Ленинграда и как профессионалу объяснил ему, что портик Руска очень важен именно на этом месте, потому что он прямой перспективой связан с портиком Русского музея, что в этом и был градостроительный замысел Руска. Главный архитектор выслушал меня, не возразил, вызвал помощника и сказал: «Значит, надо обдумать положение. Вот Дмитрий Сергеевич Лихачев просит не разрушать портик Руска, и у него есть основания. Обдумайте, как тут быть, как, не разрушая, построить станцию метро». То есть до какой степени человек врал! Полагаясь на его слово, я не стал обращаться к помощи прессы. Через некоторое время портик Руска был разрушен, а на все последующие недоумения главный архитектор отвечал: «А мы его и не разрушали. Мы его разобрали, мы его и восстановим».

И действительно — восстановили... Но ведь есть вещи невосстановимые, невоспроизводимые, например — колонна. Она — как живое тело, она ведь немножко неправильна, сужение кверху у колонны идет не по прямой линии. Колонна — это скульптура... Что сейчас с портиком Руска? Внешне он как будто бы такой же, а все-таки колонны — не те. Кроме того, портик отнесен на несколько метров назад, и это уже меняет перспективу: исчезло противостояние Русскому музею. Вторжение в сложившийся архитектурный ансамбль нанесло ущерб Невскому проспекту.

Обычная тактика наших градостроителей — внезапность и темпы. Когда общественность поднимает свой голос в защиту памятников старины, которые предназначаются к сносу, градостроители делают вид, будто прислушались к этому голосу. Всячески успокаивают, чтобы усыпить бдительность — и нанести внезапный удар. Успешная, беспроигрышная тактика!

По этой тактике в одну ночь (или в один день)с лица земли в Ленинграде был стерт Пироговский музей. В нашем городе, пожалуй, нет здания, которое так резко вторгалось бы в ландшафт с открывающимся невским простором, как гостиница «Ленинград». Построена она на месте Пироговского музея. Музей был построен хотя и очень поздно, в конце XIX в., но все же в лучших архитектурных традициях Петербурга — Ленинграда. Архитектор, строивший его, понимал, что в этом месте нельзя возводить высокого здания — он построил одноэтажное здание, и сзади виднелось вытянутое вдоль берега длинное двухэтажное здание Военно-медицинской академии. Пространство Невы как бы увеличивалось от того, что здания вдали были низкими и вытянутыми по берегу. Музей был поставлен правильно, у берега. Ко всему прочему, он был построен на народные деньги по подписке. Не наше право было его сносить. Однако повторилась та же история моих переговоров с главным архитектором: то же обещание «учесть» — и тот же обман.

Вроде бы горький опыт уроков должен был бы научить нас бережно относиться к культуре прошлого, к природе — беречь малый мир и большой мир, в которых мы живем и которые теснейшим образом взаимосвязаны. И вроде бы он чему-то научил нас... Но — научил ли? Вот в Москве, в заповеднике Коломенское, идет наступление Метростроя. Уже давно территория заповедника урезается под разными предлогами, а теперь предполагается построить станцию неглубокого залегания. Таким образом, один из важнейших историко-культурных заповедников, а вместе с ним и один из прекраснейших ландшафтов находится под угрозой разрушения. Конечно, и на сей раз обошлись без мнения общественности.

А разве можно забыть совсем недавнюю историю, которая произошла в Ленинграде с домом Дельвига? Произошла она потому, что за сохранность исторических зданий у нас отвечает несколько организаций и согласие одной организации расходится с несогласием других. Метрострой — опять Метрострой! — получил согласие на снос дома Депьвига на Владимирской площади в ГлавАПУ. Думаю, дать такое согласие могли лишь те, кто не знает, кто такой Дельвиг, что такое дружба между Дельвигом и Пушкиным, кто не слышал о лицейской дате — 19 октября. Ибо именно 19 октября начали сносить дом Дельвига. Возле него собрались школьники, читали стихи Дельвига, читали стихи Пушкина, ведь Пушкин и Дельвиг для них—это символы товарищества! Школьники поставили на каждом окне по свечке: это была панихида по дому Дельвига, это была настоящая трагедия юношеских чувств, достойная экранизации. Даже сами метростроевцы осознали, что они наделали, но ничем не могли помочь, дом уже был подкопан — и разрушается.

Когда-то, помните, герои Достоевского стремились в Европу, чтобы прикоснуться к древним камням. Не пора ли нам наконец прикоснуться к своим древним камням, к своей памяти, к своей культуре?

Правда, сейчас в общественном сознании происходят очень важные перемены: люди уже не стремятся изображать из себя упорных, последовательных, узких исполнителей чужой воли, что раньше считалось чуть пи не достоинством. Отношение к истории изменилось настолько, что защитники старины появились как раз из числа тех, кто раньше старину разрушал.
И это очень отрадное явление.

Я имею возможность сравнивать с иными годами и могу сказать, что временами общественное сознание становилось иным: честным людям было очень трудно. Сейчас оно изменилось и дает возможность выдвинуться хорошим людям, значит, и дурные люди вынуждены прятаться, маскироваться, скрывать свое озлобление, свои дурные качества, неблаговидные поступки. Им приходится притворяться хорошими, доброжелательными, воспитанными и т.д. Пусть притворяются: со временем их сменят подлинно хорошие, потому что — я верю в это — за переменой общественного сознания наступит перелом и в характерах людей. Будет больше по-настоящему добрых и честных людей. В здоровом, открытом обществе при наших сегодняшних требованиях гласности, общественного обсуждения уже вряд ли кто пойдет на обман общественности, на принятие каких-то своих волевых решений, на анонимки или доносы. Это будет уже труднее.

Отсутствие совестливости у людей, занятых в хозяйстве, в экономике, наносит ущерб материальный. Отсутствие совестливости у людей, ответственных за культуру, наносит ущерб, не выражающийся материально. Но если в экономике можно наверстать упущенное, то ущерб в культуре чаще всего невосполним. Впрочем, без перемены климата в нашей культуре и экономика не сдвинется ни на шаг.
Честь, порядочность, совесть — это качества, которыми дорожить нужно так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек — не человек.

Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. Учительница литературы дала задание этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. Учительница сочла это неуместным и очень ее бранила. И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чем не ошибался. Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

Но еще и другая сторона есть в этом вопросе. Может ли ученица высказывать мнение, не соответствующее взглядам учителя? Мне кажется, что учитель должен поощрять самостоятельность мышления своих учеников. Потому что, если он будет заставлять придерживаться только своего собственного мнения, то представьте, что может получиться с тем учеником, когда он выйдет из школы, окажется рядом какая-то сильная, но дурная личность, которая будет внушать ему свои мнения. Он не сможет им противостоять, Да ему нечего противопоставить, потому что у него нет ничего своего. Ведь если человек не умеет отстаивать свое мнение, а умеет только слушаться, он может послушаться дурного человека, забыв о совести и чести. И ведь бывает, что первые ученики, глядящие в рот своему учителю, потом оказываются на самом деле иногда и плохими людьми, у них нет самостоятельности, у них нет умения отстаивать свою точку зрения. Они привыкли слушать других, слушать только то, что им говорят, и повторять только то, что им говорит преподаватель. Умение отстаивать свою точку зрения — это же очень важно. И оно крайне важно в нашей государственной и общественной жизни. Только тогда мы сможем быть уверены, что человек не попадет под дурное влияние, будет жить по совести.

Совесть — понятие очень сложное и, конечно, сложно требовать от каждого человека совестливости. Но требовать чести можно, потому что бесчестный поступок на виду, он явно замечается общественным мнением. Бесчестные поступки рождают разные обстоятельства. Допустим, человек не ищет личных выгод, привилегий, он хороший товарищ, хороший директор учреждения. Это ведь большое достоинство — быть хорошим товарищем и хорошим директором учреждения. И для того, чтобы учреждение получило дополнительные средства, фонды, он придумывает ему большую работу, которая, в сущности, неадекватна расходам на эту большую работу, неадекватна штатам. Он защищает штаты, защищает людей. Выполняет долг руководителя. Но все-таки нарушает закон чести, идет на сделку с совестью, хотя перед лицом своей личной совести он, может быть, и прав: ему удалось сохранить место Ивана Ивановича и Марьи Ивановны. Но тут возникает сложнейшее расхождение между долгом, честью и совестью. Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на различие между совестью и честью.

Совесть подсказывает. Честь действует. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере человек очищается. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезли такие несвойственные нашему обществу понятия, как, скажем, дворянская честь, но «честь мундира» остается. Точно человек умер, а остался мундир, с которого сняты ордена и внутри которого уже не бьется совестливое сердце. «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники людьми («наша стройка важнее») и т.д.
Честь истинная — всегда в соответствии с совестью. Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее — «чиновничьей») души. И мираж вредный, созидающий ложные цели, ведущий к расточительству, а иногда и к гибели подлинных ценностей.
Поэтому честь должна быть в гармонии с совестью. 

Честь и совесть надо рассматривать не только в плане личных отношений, но и в государственном масштабе. Если человек совершает добрые поступки, как это часто бывает, не за свой счет, а за счет государства, то это уже не доброта, не бескорыстие, а делячество и хитрость.

В чем выражается внутренняя честь? В том, что человек держит слово. И как официальное лицо, и просто как человек. Ведет себя порядочно — не нарушает этических норм, соблюдает достоинство, не пресмыкается перед начальством, перед любым «благо-дающим», не подлаживается к чужому мнению, не упрямится, чтобы доказать свою правоту, не сводит личные счеты, не расплачивается с нужными людьми за счет государства различными поблажками, устройством на работу нужных людей и так далее. Вообще умеет отличать личное от государственного, субъективное от объективного в оценке окружающего. Честь — это достоинство нравственно живущего человека.

Вот в «Литературной газете» не так давно была напечатана хорошая статья о том, что на выборах надо выдвигать не одного, а нескольких кандидатов. И это правильно. Это очень важно, потому что тогда человек, которого выбрали в органы государственной власти, будет активен; будет дорожить своей репутацией и своей честью, он будет знать, что если станет трудиться не на благо общества, а только ради собственных привилегий и выгод, то в следующий раз выберут другого.

Да и просто руководитель, который запятнал свою честь хитростью или обманом, должен быть снят со своего поста. Ему нельзя быть руководителем, пусть он и обманывал ради интересов своего учреждения.

В последние годы особенно остро мы почувствовали недостаток, дефицит гражданской совести. Не то чтобы в нашей общественной жизни скопилось так много пороков, неприглядных явлений; не то чтобы слишком много людей оказались замешанными в махинациях, в неблаговидных поступках и эти неблаговидные поступки слишком долго оставались безнаказанными. Мы почувствовали дефицит гражданской совести потому, что молчали. Вроде бы были и объективные причины у нашего молчания: совершавшие дурные поступки люди занимали ключевые посты. И тем не менее это не снимает ответственности и с нас самих, не оправдывает и нашей с вами вины. Мы же все видели — и... молчали. Молчала наша совесть.

Что же мы — боялись? В правде нет страха. Правда и страх — несовместимы. Мы должны бояться только своих порочных мыслей, мыслей, неуважительных по отношению к нашим друзьям, неуважительных по отношению к любому человеку, к нашей Родине. У нас должен присутствовать единственный страх: страх лжи. Вот тогда и будет в нашем обществе здоровая нравственная атмосфера.

С самого начала, как только повеяло ветром перемен, некоторые стали поговаривать, что продержится это недолго, что перестройка — явление временное, что это якобы очередная кампания. Так они пытались успокоить самих себя и окружающих. И, разумеется, они ждали — и сейчас еще ждут, — что волна пойдет на убыль, на спад. Кое-кто предпочитал присмотреться, в какую сторону подует ветер. Наблюдались, одним словом, и настороженность, и растерянность, и хотя не явное, но все же вполне ощутимое желание противодействовать тому подъему, который охватил наше общество. А это ведь — настоящий подъем!

Вы посмотрите, что происходит в нашей литературной жизни, какое оживление в ней: на глазах меняется атмосфера. Стали появляться публикации произведений писателей, которые по тем или иным причинам длительное время не печатались (я не говорю о том, что они были преданы забвению — забыты они не были никогда). Читатели, по крайней мере подавляющее их большинство, доброжелательно встретили публикации. Однако раздались и голоса: зачем нам это нужно? Кое-кто из «чиновников от литературы» — противников обновления — прибегает к недозволенным приемам: в качестве как бы некоего аргумента на первый план выставляются сложности пути, сложности биографии этих писателей или поэтов, как, скажем, Гумилева, или же наименее удачные их произведения, уязвимые стороны их творческих дарований, и на этом основании делаются выводы о мнимой «вредности» их творчества, «вредности» их взглядов для наших читателей. Тут уместно напомнить, как Ленин отнесся к острейшей сатире Аверченко, вопреки ее недоброжелательности: посоветовал перепечатать некоторые рассказы, назвав их талантливыми.

И если мы издадим неопубликованные произведения Андрея Платонова «Чевенгур» и «Котлован», некоторые все еще остающиеся в архивах произведения Булгакова, Ахматовой, Зощенко, то это, как мне кажется, тоже будет полезно для нашей культуры.

Мне совсем недавно привелось прочесть роман Пастернака «Доктор Живаго». Меня попросили написать о нем статью, и я ее написал. Я вспоминаю: мнение об этом романе в свое время высказали наши уважаемые писатели. Но вот о чем я подумал, читая роман: многое сейчас воспринимается по-иному, и, видимо, он нуждается в новой оценке, как это мы делали по отношению к некоторым другим произведениям нашей литературы.

Помните: двадцать лет назад вошел в нашу жизнь Булгаков со своей острейшей и веселой сатирой, со своим романом «Мастер и Маргарита». Так что же произошло? Случилось что-нибудь? Да, случилось: мы получили прекрасное произведение, которое «работает» на нас, а не против нас! Нам нужна сатира — острая, бичующая наши пороки и веселая. Она нам будет помогать!

Нам давно пора было начать «разгребать» архивные «залежи». Широко открыть двери для той литературы, которую мы так долго замалчивали. Вернуть ее народу, нашей культуре. Это и неизбежность, и необходимость. Благодаря тому, что журналы стали публиковать «залежавшиеся» в архивах произведения, создаются благоприятные условия и для развития литературы современной: возрастает культура — повышается уровень требований к тому, что пишется сегодня. Произведениям серым, проходным, конъюнктурным, роняющим достоинство литературы, не выдержать духа соперничества с произведениями высокой культуры, требовательного нравственно-этического содержания. А разве не радость то, что мы широко открываем двери для нашей богатейшей литературы и прошлого, и настоящего?! А разве не радость сознание того, что торжествует справедливость и дань должного воздается тем писателям, к творчеству которых мы так долго и упорно относились с несправедливой и унижающей наше достоинство подозрительностью!

Вместе с тем как ученый я могу согласиться с тем, что подобным публикациям вредна атмосфера ажиотажа, некоего «бума». Они должны стать обычным делом, как всякая нормальная, естественная работа, но работа последовательная и непрерывная, без всяких заминок и пауз. Между тем здоровая мысль о том, что не следует создавать «бума», ажиотажа, особенное юбилейном году, иногда понимается превратно: под этим флагом в иных журналах и издательствах «перекраиваются» планы, выбрасываются произведения, которые столь долгое время ждали своего часа и которых ждали и ждут читатели.

Наша сегодняшняя литература необычайно богата и разнообразна. Однако на литературном небосклоне наряду с заметными, действительно заметными явлениями немало и ложных звезд: якобы крупнейшие писатели на самом деле оказываются пустышками. Я знаю случай, когда никто не хотел подписываться на собрание сочинений одного такого писателя. Выход был найден: подписка чуть ли не в приказном порядке была разверстана по всем армейским библиотекам. Но зачем эти «сочинения» (добро бы они были на военную тему!) в армии, если они не нужны читателям гражданским!

Лет двадцать тому назад в Отделении литературы и языка АН СССР украинский ученый-статистик выступил с очень интересным сообщением о резком падении чтения классики. Думали, что оно в какой-то мере вызвано падением уровня культуры или падением читательского спроса на классику. Оказалось — ничего подобного: интерес и спрос есть, и они вовсе не понизились, а попросту издательства выпускают книги современных писателей за счет классики! И ведь посмотрите: сколько словесного мусора выпускается! Об этом говорилось на писательском съезде, правда, к сожалению, в довольно отвлеченной форме: никто не говорил о том, почему выпускаются серые произведения. А сказать надо: потому, что их авторы принадлежат к категории так называемых влиятельных людей в Союзе писателей. От них зависит издательство «Советский писатель», они могут потребовать, чтобы и «Художественная литература» выпускала их собрания сочинений. Сколько ныне живущих писателей обзавелись «собраниями» в пяти, это и в десяти томах! Между тем тридцатитомное собрание сочинений Достоевского выпускается вот уже пятнадцать лет! Допустимо ли это? Конечно, недопустимо. А попробуйте свободно купить Лескова, Бунина, да даже Пушкина, Гоголя, Лермонтова — то, что составляет нашу национальную гордость. Не купите. Сейчас выходит собрание сочинений замечательного писателя Михаила Зощенко. Но сколько усилий понадобилось для того, чтобы «пробить» его! Когда же зашел разговор о том, чтобы включить в собрание повесть «Перед восходом солнца», один из ответственных работников издательства заявил членам комиссии по литературному наследию Зощенко: «Повесть включать нельзя, о ней говорилось в постановлении, а постановление никто не отменял». «Да вы прочтите повесть! В ней нет никакого криминала!» — настаивали члены комиссии. «Мне незачем читать повесть. Я читал постановление».
К счастью, впоследствии все-таки удалось вернуть повесть в собрание сочинений, из которого она была выброшена.

Для меня лично нет никакого сомнения в том, что нам нужно научиться признавать собственные ошибки, ибо признание ошибки не только не умаляет достоинства и человека, и общества, а, напротив, вызывает чувство доверия и уважения как к человеку, так и к обществу.
Литература — это совесть общества, его душа. Честь и достоинство писателя состоят в том, чтобы правду, право на эту правду отстаивать при самых неблагоприятных обстоятельствах. Собственно, для писателя даже вопрос не стоит: говорить правду или не говорить. Для него это значит: писать или не писать. Я как специалист по древней русской литературе могу с убежденностью сказать, что русская литература не молчала никогда. Да и разве можно считать литературу литературой, а писателя писателем, если они обходят правду, замалчивают ее или пытаются подделаться под нее? Литература, в которой не бьется тревога совести, — это уже ложь. А ложь в литературе, согласитесь, — худший вид лжи.
Хотя есть у нас замечательная литература, замечательные писатели (не буду называть их, вы их прекрасно знаете), все же это открытия, в общем-то двадцати-тридцатилетней давности. Мы не обрели новых крупных открытий за последние годы. В литературе за последние десятилетия возобладал дух потребительства. Появилась тенденция писать «на продажу», то, что пройдет наверняка. Мне не раз приходилось слышать сетования, что вот, мол, не печатают.

Вас не печатают? Ну и что! Да вы пишите: напечатают, если напишете стоящее. Услышат ваш голос, услышат голос вашей совести. Терпение — мать мужества, а мужеству нужно учиться. Его нужно воспитывать. Нужно закалять себя, закалять свой талант, свой дар. Творчество требует мужества. Творчество — не слава, не лавры. Это тернистый путь, требующий полной самоотдачи.

Я не согласен с тем, что писатель — это профессия. Писатель — это судьба. Это жизнь. Свой гонорар писатель может получать только в результате огромного труда. У нас же писательство рассматривается как своего рода «кормушка»: выпускают книжки, локтями пробивают себе дорогу в Союз писателей, чтобы нигде не работать, забывая о том, что хлеб искусства — черствый и трудный хлеб.
Почему, например, прекрасный болгарский поэт Атанас Далчев за всю свою жизнь выпустил всего несколько поэтических произведений? Поэзия не была для него средством заработка. И все произведения, которые он выпустил, — первоклассные. Мы же в погоне за гонораром утратили чувство краткости. И не только краткости: мы забыли о том, что литература — это учительство и ее миссия — просветительство, то, что изначально составляло ее сущность. Да разве Пушкин, когда писал «Капитанскую дочку», мог думать о гонораре, о том, что ее нужно разогнать до размеров огромного романа? На первый план он ставил свое творчество, свою честь — честь литературы, которой он служил, хотя ведь и ему, как мы знаем, приходилось заботиться о гонораре.

Я приведу другой пример, более близкий нам, случай из жизни Андрея Платонова, о котором мне рассказали. Платонов, как известно, не был избалован вниманием издательств. Печатали его мало, трудно. Больше ругали. И вот в тридцатые годы, получив более чем скромный гонорар, Андрей Платонов встретил в издательстве другого писателя, который в те годы был в «чести». Его коллега, потрясая пачками денег, которые едва помещались у него в пригоршнях, обратился к Платонову: «Во, как нужно писать, Платонов! Во, как нужно писать!». Что ж, Платонов, как мы знаем, ныне известен во всем мире, но если бы я назвал имя литератора, который «учил» Платонова, как нужно писать, то вряд ли кто из читателей вспомнил бы его.

Трудно жил Булгаков, трудно жила Ахматова, трудно жил Зощенко. Но трудности не сломили их волю к творчеству. Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже если он терпит нужду и лишения.

Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего — не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. А ведь в жизни могут быть и тяжелые ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора — быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. Человек должен уметь жертвовать собой. Конечно, такая жертва — это героический поступок. Но на него нужно идти.

Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. Однако человека, который оступился, подстерегает серьезнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное. Как-то один мой сослуживец сказал, что он не верит ни одному человеку, что все люди прохвосты. Оказалось, что когда-то, когда он очень нуждался, у него из письменного стола украли зарплату. Я понял, что и мне ему верить нельзя: человек, убежденный только в силе зла, может и сам украсть деньги из чужого стола.
Да, говорят: «Береги честь смолоду». Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, ее нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. И он мне рассказал об этом поступке. Сам признался. Как-то мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». Я даже не понял, о чем он: мое отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал...

Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. Но как же украшает мужество признать свою вину — украшает и человека, и общество.

Тревоги совести... Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство — достоинство нравственно живущего человека.

Д.С.Лихачев, академик

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА», 
1 января 1987 года

 

www.taday.ru/text/2118622.html
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Постоянно использую книгу "Письма о добром " в своей работе. Это интереснейший материал при подготовке к сочинениям, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Ирина Щербакова, дата: 26.07.2015 в 17:54  
#2 Слово Учительство Дмитрий Сергеевич любил писать с большой буквы. «Я не случайно пишу слово Учительство с большой буквы, — пояснял он. — Подлинное Учительство свято. Что может быть важнее в социальной жизни, чем передача опыта — эстафета поколений, эстафета памяти, эстафета культуры и трудовых традиций»
Ирина Щербакова, дата: 26.07.2015 в 17:57  
#3 О таких людях, как Д.С.Лихачев, говорят — «совесть нации». Он был человеком удивительной судьбы. Начав свое образование еще в дореволюционной России, Дмитрий Сергеевич Лихачев, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, — а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX века. Но и в тяжелейших жизненных испытаниях Д.С. Лихачев оставался верен самым высоким духовно-нравственным идеалам.
Гульнара Айтуганова, дата: 26.07.2015 в 19:37  
#4 «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачева, адресованные современному читателю, молодому человеку, — это не просто мысли большого ученого и мыслителя, много совершившего в жизни и получившего мировое признание, — для нас это еще и «письма» от десятков поколений наших предков, наших предшественников.
Гульнара Айтуганова, дата: 26.07.2015 в 19:38  
#5 Заканчивая свои «Письма» молодому поколению, вступающему в жизнь, Лихачев высказывает удивительную для современности мысль: «В жизни надо иметь служение — служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен... А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас»
Гульнара Айтуганова, дата: 26.07.2015 в 19:39  
#6 Д. С. Лихачеву Роберт Иванович Рождественский Раскачивается вагон. Длинный тоннель метро. Читающий пассажир выклевывает по слову... Мы пишем на злобу дня и — на его добро. Но больше, правда,— на злобу, на злобу, на злобу!.. Живем, озираясь вокруг. Живем, друзей хороня. Едем, не зная судьбы, и страшно проехать мимо. Длинный тоннель метро. Привычная злоба дня... Ненависть проще любви. Ненависть объяснима.
Гульнара Айтуганова, дата: 26.07.2015 в 19:54  
#7 "Посмотрите на маленького ребёнка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков) , нянчить куклы (у девочек) . Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравятся, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делающий окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-то предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового. Учитесь любить учиться!" по Д.С.Лихачеву
Гульнара Айтуганова, дата: 26.07.2015 в 20:00  
#8 Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 26.07.2015 в 21:37  
#9 Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:
 «По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.
 Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро".

Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 26.07.2015 в 21:38  
#10 Для своих бесед с читателем он избрал форму писем. Почему он расположил свои письма именно так? Сперва он пишет в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом переходит к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Он делает это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.
Надежда Юрьевна Чихачёва, дата: 26.07.2015 в 21:46  
#11 Ирина Фёдоровна, очень нужный блог для каждого из нас, а самое главное много мудрого для себя нашла, спасибо за интересный, жизненный блог. Материал этого блога весьма актуален и в наше время. Мысли о ценностях жизни, представленные в письмах Лихачёва, это нечто философское, над чем можно и стоит поразмышлять.
Елена Картавцева, дата: 02.07.2016 в 10:54  
#12 Мне очень нравятся строчки изз этой книги: " Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже".
Нина Васильевна Ефимова, дата: 02.07.2016 в 13:26  
#13 И еще...: " Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим".
Нина Васильевна Ефимова, дата: 02.07.2016 в 13:29  
#14 Приближается серьёзный экзамен - сочинение в 11 классе. "Письма о добром"Дмитрия Сергеевича Лихачёва - достойный аргумент к сочинению.
Ирина Щербакова, дата: 24.11.2018 в 11:28  
#15 Очень нравится его письма. У меня эта книжка с письмами с молодости на полке. Редко, но листаю. С удовольствием и наслаждением. Замечательный блог Вы создали. О самом жизненном. Мне понравилось здесь побывать и почитать не только блог, но и мысли учпортфолиевцев.
Ольга Степанова, дата: 24.02.2019 в 19:22  
#16 Спасибо за созданный блог. Актуальные темы рассматриваются в "Письмах о добром и прекрасном". Родовая память передаётся из поколения в поколение. Чем больше положительного передаётся, тем память должна быть чище и мощнее. Если нарушается генетическая память, то следующее поколение теряет эту историческую связь между поколениями.
Галина Борискина , дата: 25.02.2019 в 3:32  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.