Бытие определяет сознание
Просмотров: 947, дата: 11.01.2018, автор: Нина Васильевна ЕфимоваВсякая нация может и должна
учиться у других.
К. Маркс
учиться у других.
К. Маркс
Многие фразы, которыми люди пользуются в повседневной жизни, имели первоначально другой смысл и произносились при других ситуациях.
![](/users_content/6a6610feab86a1f294dbbf5855c74af9/images/01(58).jpg)
Например, знаменитая фраза Карла Маркса из предисловия к "К критике политической экономии" - "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Карл Марк пытался донести до читателя, что каждый общественный строй меняет общественное сознание, из-за этого этот строй и устанавливается и появляется новая форма общественного сознания. До нас эта фраза дошла в более сокращенном варианте "Бытие определяет сознание", и, как пишут психологи, такая трактовка несет немного другой, более узкий смысл: как живешь - так и мыслишь.
![](/users_content/6a6610feab86a1f294dbbf5855c74af9/images/970_ru.jpg)
Общество полностью исказило смысл изречения "Своя рубаха ближе к телу", имея ввиду, что собственные интересы дороже. На самом деле в старину эта фраза несла абсолютно другой смысл и произносилась на похоронах павшего в бою товарища - воины снимали с тела свои рубахи и бросали их в могилу — ближе к телу погибшего. Тем самым они показывали, как он им был дорог.
![](/users_content/6a6610feab86a1f294dbbf5855c74af9/images/2018-01-11_183136.jpg)
Еще одно толкование знаменитой фразы исказило общество - "Ты кашу заварил, тебе и расхлебывать", то есть, твои проблемы меня не волнуют (сам решай свои проблемы).
В древности эти слова произносились, когда крестьянин приходил в гости к соседу, и его угощали кашей. Вежливый крестьянин в таких случаях отказывался от каши — дескать, тебе еда нужнее. «Ты кашу заварил, тебе и расхлёбывать», то есть кушай сам.
![](/users_content/6a6610feab86a1f294dbbf5855c74af9/images/c6a9f4c9655d7bd86f5901aa8bb0b382_400x400.jpeg)
Со временем изменился смысл у другой фразы "Не свое – не жалко", имея ввиду, что на чужое наплевать. Русский крестьянин, когда говорил эти слова, подразумевал другое - все вещи, по большому счёту, принадлежат Богу. Поэтому, когда крестьянина просили чем-нибудь поделиться, он отвечал: «Берите. Не своё — не жалко». Дескать, всё равно эта вещь принадлежит не мне, а Богу, так чего я буду о ней жалеть?»
![](/users_content/6a6610feab86a1f294dbbf5855c74af9/images/Hata.jpg)
Абсолютно изменилось толкование фразы "Моя хата с краю – ничего не знаю". Современное общество употребляет её в смысле - отстаньте от меня, мне до вас, ничего не хочу знать.
Но раньше на Руси деревни располагались длинной линией домов вдоль дороги. И на живших с краю людях была особая ответственность — первыми встречать любую опасность и, при необходимости, давать отпор любой опасности. Поэтому, заявляя "моя хата с краю, ничего не знаю" крестьянин на самом деле говорил: всё спокойно, не волнуйтесь, я ничего не слышал, никакой опасности для деревни нет.
![](/users_content/6a6610feab86a1f294dbbf5855c74af9/images/1698666_original.jpg)
Выражение «танцевать от печки» впервые появилось в романе русского писателя XIX века Василия Слепцова «Хороший человек». Книга вышла в 1871 году. В ней есть эпизод, когда главный герой Серёжа Теребенев вспоминает, как его учили танцевать, а требуемые от учителя танцев «па» у него никак не получались. В книге есть фраза:
— Эх, какой ты, брат! — с укором говорит отец. — Ну, ступай опять к печке, начинай сначала.
В русском языке это выражение стали употреблять, говоря о людях, у которых привычка действовать по затверженному сценарию заменяет знания. Человек может выполнить определённые действия только «от печки», с самого начала, с самого простого и привычного действия:
![](/users_content/6a6610feab86a1f294dbbf5855c74af9/images/115830561_Sivuyy_merin.jpg)
Врёт, как сивый мерин
Врать, как сивый мерин, означает говорить небылицы, ничуть не смущаясь. В XIX веке в одном из полков русской армии служил офицер, немец по фамилии фон Сиверс-Меринг. Он любил рассказывать офицерам смешные истории и небылицы. Выражение «врёт, как Сиверс-Меринг», было понятное только его сослуживцам. Однако его стали употреблять по всей России, окончательно забывая об истоках. В народе появились поговорки: «ленив, как сивый мерин», «глуп, как сивый мерин», хотя лошадиная порода к этому никакого отношения не имеет.
![](/users_content/6a6610feab86a1f294dbbf5855c74af9/images/c29749436b67edbfb134a32f195d31de.jpg)
Во времена царя Петра I жил Иван Затрапезников — предприниматель, который получил от императора ярославскую текстильную мануфактуру. Фабрика выпускала материю под названием «пестрядь», или «пестрядина», в народе прозванную «затрапезом», «затрапезником» — грубое и низкокачественное сукно из пеньки (конопляного волокна). Из затрапеза шили одежду, в основном, бедные люди, которые не могли купить себе что-то лучшее. И вид у таких бедняков был соответствующий. С тех пор, если человек одет неряшливо, о нём и говорят, что у него затрапезный вид:
Источники:
Просто интересные факты http://invest-stil.blogspot.ru/2014/03/blog-post_19.html
12 крылатых выражений, значение которых известно не всем
www.aif.ru/dontknows/eternal/12_krylatyh_vyrazheniy_znachenie_kotoryh_izvestno_ne_vsem
Изображения в блоге взяты на сайте fotki.yandex.ru, в условиях сайта разрешается использование материала и изображений пользователями.
Условия использования сервиса Яндекс.Фотки (пункт 2.2) - https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/
Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
![](/users/988ffc07e6cc403de91ec70d5508767e/mini_mQp4A6MlWh6p.jpg)
#1 Особенно заинтересовало меня выражение изречения "Своя рубаха ближе к телу", имея ввиду, что собственные интересы дороже. На самом деле в старину эта фраза несла абсолютно другой смысл и произносилась на похоронах павшего в бою товарища - воины снимали с тела свои рубахи и бросали их в могилу — ближе к телу погибшего. Тем самым они показывали, как он им был дорог. Очень интересно!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 11.01.2018 в 19:22
![](/users/cbd7fb1bba4de3486f76147a75f3ec89/mini_5lVehBgT6If4.jpg)
#2 Спасибо, Нина Васильевна, за интересный экскурс в историю жизнедеятельности наших предков, историческое прошлое. Как можно много почерпнуть мудрого и удивительного для современного человека?!
Ольга Турова, дата: 11.01.2018 в 23:36
![](/users/f0282b5ff85e7c9c66200d780bd7e72e/mini_v54rt3QLCEOa.jpg)
#3 Нина Васильевна, спасибо за увлекательную экскурсию в мир русского языка. Обязательно воспользуюсь вашим материалом на своих уроках.
Галина Борискина , дата: 12.01.2018 в 3:17
#4 Спасибо, Нина Васильевна! Очень познавательная информация. Детям тоже будет интересно. Возможно, это хорошая тема для проекта.
Наталья Мирошниченко , дата: 12.01.2018 в 10:15
![](/users/ec20019911a77ad39d023710be68aaa1/mini_HMNy2VLwIdzf.jpg)
#5 Нина Васильевна, спасибо за интересный материал!
Юлия Пасынок, дата: 13.01.2018 в 13:40
![](/users/ae714b2895215ee6c844a04374bde7fb/mini_kj8QlfGdQJD7.jpg)
#6 Нина Васильевна, так здорово! В последнее время меня очень привлекают старинные присказки и выражения, подмечая, что люди в старину много разных премудростей передали нам. А оказывается не всё так просто...
Ольга Конотопова, дата: 13.01.2018 в 19:56
![](/users/4803eb7efe3ec7031867d3f9fe9f4dc5/mini_IgS7MA9s1ES4.jpg)
#7 Нина Васильевна, спасибо за представленный материал. Даже не задумывалась, что есть другое толкование этих выражений. Меня очень заинтересовало.
Наталья Кривополенова, дата: 21.01.2018 в 22:34
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.