С нами 17314 учителей, 7333 ученика.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Очаровательная и талантливая Шарлотта Мэйсон
Просмотров: 1301, дата: 20.01.2019, автор: Ольга Степанова
Шарлотта Мейсон (1842 – 1923) – британский педагог,
целью своей жизни сделавшая
улучшение качества образования для детей.
Ее идеи и взгляды были настолько прогрессивными,
что до сих пор из ее книг родители и учителя
черпают вдохновение и ответы на многие вопросы.

История удивительной жизни,  посвященной детям



Шарлотта Мария Шоу Мейсон родилась в новогодний день 1942 года в английском городе Бангор, рядом с морем.

Вспоминая родителей и детство, она писала:

«Моей матери по состоянию здоровья требовался морской воздух, поэтому так получилось, что я родилась в городе Багор и мои первые воспоминания связаны с морем. Мой отец был коммерсантом в Ливерпуле, торговал солью… Это был изысканный и простой человек, который очень любил книги. У меня не было братьев и сестер, а мои родители сами были как дети… Они были рады взять мое образование на себя (с привлечением учителей только для некоторых уроков). Отец взял на себя некоторые предметы, мама – остальные. В роли учебников выступали Орфографический словарь Генри Баттера, с его длинными списками и сложной орфографией, баснями Эзопа и письмами лорда Честерфилда сыну» (Essex Cholmondeley, «The Story of Charlotte Mason»). 

Мать умерла, когда Шарлотте было 16 лет. Так и не оправившись от потери, в следующем году ушел из жизни и отец. Оставшись сиротой, Шарлотта до 18 лет жила у друзей, а затем поступила в единственный в то время в Англии педагогический колледж – «Местное и Колониальное Школьное Сообщество»
(«The Home and Colonial School Society»).



В 1860 году Шарлотта начала свое трехгодичное обучение там, а уже в 1961 Школьное Сообщество специальным распоряжением назначило ее на пост начальницы одного из первых дошкольных учреждений страны, школы Дэвисон. 
После получения сертификата учителя и 3х лет преподавания в начальной школе, будучи в возрасте 22 лет, Шарлотта Мейсон организовала первую в стране среднюю школу для девочек. Она преподавала там до 29-летнего возраста, когда по состоянию здоровья была вынуждена взять длительный отпуск. 

Но уже в 32 года, после периода путешествий, она поступила учителем в Bishop Otter College в Chichester. В качестве автора методики она читала лекции о методах воспитания, гигиене и физиологии для будущих учителей. Но через 4 года серьезные проблемы со здоровьем опять вынуждают ее прекратить преподавание и уехать за границу.



После возвращения в Англию она много путешествовала по стране. Сделанные во время этих путешествий заметки стали материалами для ее книг «Сорок графств: их история», «Пейзаж», «Искусство и легенды», опубликованные в 1880 году, когда ей исполнилось 38 лет. Эти и последующие книги обрели такую популярность среди читателей, что Шарлотта теперь могла жить за счет прибыли с них и переехать в Брэдфорд. Однако, она продолжала часто посещать поэтические и философские сообщества в Лондоне. 

В 1885 году Шарлотта Мейсон в рамках благотворительной акции прочитала цикл лекций про образование. Впоследствии они были напечатаны в сборнике под общим названием «Домашнее образование». Годом позже одна из слушательниц этих лекций, миссис Фрэнсис Штейнтал, помогла организовать просветительское общество для родителей в Брэдфорде – Национальный Образовательный Союз Родителей (PNEU).



В 1892 году в Эмблсайд был открыт Дом образования (House of Education) для гувернанток и других людей, работающих с детьми. При колледже была организована «Школа Родительского Объединения», которую бесплатно могли посещать дети, чьи родители являлись подписчиками ежемесячного журнала «Parents’ Review».

В последующие годы были изданы работы Шарлотты Мейсон «Родители и дети», «Школьное образование», «Формирование характера», «Философия образования». Многие школы приняли ее взгляды на образование и Эмблсайд стал педагогическим колледжем, который должен был готовить преподавателей для вновь открывающихся школ «Образовательного Объединения Родителей».

Сегодня эта методика очень популярна в США и Канаде, а также среди хоумскулеров всего мира. 

Суть этого хорошо сбалансированного и всестороннего подхода к образованию заключается в следующих постулатах:

«Образование – это окружающая обстановка (атмосфера), дисциплина, жизнь» и «Образование – это наука об отношениях».

Девиз учеников ее школы гласил:
 «Я есть, я могу, я должен, я сделаю».


«Образование – это атмосфера»
Под окружающей обстановкой (в оригинале «atmosphere») Шарлотта Мейсон подразумевала развивающую среду, которая питает ум и чувства ребенка.

Она считала, что в раннем возрасте ребенка не стоит замыкать в «детском пространстве», специально упрощенном и адаптированном, который наполняют искусственно созданные «аналоги» взрослых предметов мебели, инструментов и материалов. Дети как можно больше времени должны проводить на свежем воздухе. Шарлотта Мейсон утверждала (и мало кто с ней не согласится), что величайший педагог – это Природа. Мудрость родителей заключается в том, что они позволяют детям играть, наблюдать и таким образом учиться.


«Образование – это дисциплина»
Шарлотта Мейсон подчеркивала важность «дисциплины», под которой понимала прививание детям полезных привычек, которые, по ее образному сравнению, похожи на хорошие железнодорожные пути, проложенные родителями, по которым ребенку будет легко и приятно путешествовать во взрослой жизни.



Привычки касаются не только тела, но и ума, и имеют огромное влияние на поведение человека. Дисциплину Шарлотта Мейсон советовала прививать с младенчества: уделять большое внимание чистоте, свежему воздуху, регулярным купаниям, порядку в игровой комнате, определенному времени для укладывания в кровать и для еды, ежедневные физические упражнения.

«Образование – это жизнь»
Самой, пожалуй, знаменитой частью методики являются так называемые «живые» книги. Они должны быть написаны авторами, которые искренне любят то, про что пишут. Это касается не только литературных произведений, но также книг по всем остальным учебным дисциплинам (таким как математика, физика, биология и т.д.).

Шарлотта Мейсон была убеждена в том, что каждый ребенок способен воспринимать идеи великих авторов непосредственно из их книг, а не с помощью переработанных, сухих выжимок в учебниках.



Дети от природы обладают сильнейшим стремлением к познанию и идеальной концентрацией внимания. Эти способности сами по себе дают сильнейшую мотивацию к обучению. И поэтому применяемые искусственные методы, такие как призы, награды, наказания, внушение чувства вины излишни и наносят лишь вред.

Для пробуждения искреннего интереса к книгам, ребенку нужно предоставить доступ к первоисточникам работ лучших умов человечества. Причем читать отрывки и главы следует только один раз, после чего ребенок пересказывает прочитанное (или услышанное) своими словами, без подсказок и корректив со стороны взрослых.



Источник:
Образовательная политика Шарлотты Мэйсон http://radetel.ru/rubric/education/72.html
Все изображения взяты на сайте    http://yandex.ru   Чтобы проверить подлинность этих картинок на указанном сайте, нужно нажать кнопкой на мышку слева и
затем нажать на строку НАЙТИ ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ЯНДЕКСЕ! 
 Условия использования сайта https://yandex.ru/legal/fotki_termsofuse/
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Интерес к личностям с годами увеличивается видимо. На этот раз – Шарлотта Мэйсон. Читать про её методику было весьма интересно, увлекательно. Надеюсь, коллегам, интересующимся проблемами образования, тема будет не менее интересна.
Ольга Степанова, дата: 20.01.2019 в 17:54  
#2 Ольга Михайловна, познавательный, глубокий материал. Читается легко, поэтому интересен. Дисциплина в образовании не на последнем месте. На это обратила особое внимание. И очень приглянулись мне слова про "Живые книги". Как чудно сказано. Та книга "живая", которая с любовью к предмету написана. А наши учебники, интересно, можно назвать "живыми"? Они написаны с любовью к тому, про что пишут? Или прибыль затмевает чувство любви к предмету?
Любовь Хабарова, дата: 20.01.2019 в 22:32  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ