С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Ученик - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит...
Просмотров: 8199, дата: 05.12.2014, автор: Юлия Пасынок
Когда на свет появляется маленький человек, взрос¬лые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни. Многие хотят идти впереди на правах рож¬денных первыми. Хотят и требуют от ребенка следовать за ними – шаг в шаг, след в след. Но размер взрослого шага намного больше размера шага ребенка. Да и размер ноги отличается.

На самом деле чего же хотят взрослые, даря новую жизнь? Несомненно, они хотят вырастить человека. Че¬ловека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить.

Мне кажется, именно учитель и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым) научиться думать и любить.

Не люблю, когда меня кто-либо назидательно учит, и не люблю таким образом учить других! Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Считаю, что роль учителя не указывать до¬рогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их само¬стоятельно, используя различные источники информации. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Главное – позволить каждому быть собой, не по¬давить того, кто хочет быть другим, сберечь «непов¬торимую прелесть индивидуальности». Ведь человек имен¬но в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность. Академик Е.В. Бондаревская утверждает: «Становление личностного образа ребенка — процесс внутренний, он обусловлен становлением само¬сознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нор¬мативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его лич¬ностного саморазвития».

Опыт работы подтвержда¬ет, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю. Ведь «каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой», – писал Р. Роджерс.

Итак, ученик – творец. Он не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А. Дистверг писал: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать».

Я согласна с Я. Корчаком, который писал: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте не¬удачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жиз¬нью?». Мне так же близко мнение Ж.Ж. Руссо об автори¬тарности: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения... Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его». Поэтому нужно образовательные традиции связывать с исследовательской деятельностью, чтобы психическое разви¬тие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивно¬го, экстенсивного» – посредством преподавания перейти к «учению ак¬тивному, интенсивному» – посредством собственного опыта.

Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:

– всегда работать творчески;

– помогать детям действовать самостоятельно, неза¬висимо;

– избегать прямых инструкций;

– не сдерживать инициативу детей;

– не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;

– помогать детям формировать навыки самостоятель¬ного решения проблем;

– поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

– научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;

– верить в своего ученика.

Итак, ученик получает право на свободный поиск. Подчас этот поиск занимает длительное время, но в этом и заключается смысл образовательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты сможешь сделать их счастливыми.

Так хочется, чтобы спустя много лет мои ученики смогли сказать обо мне словами А. С. Пушкина:



«Он создал нас, он воспитал наш пламень…

Заложен им краеугольный камень,

им чистая лампада возжена».



PS. Если бы из множества предметов мне предложили выбрать один, который характеризовал собственное педагогическое кредо, я выбрала бы свечу, и неспроста, ведь горящая свеча – символ жизни. Между прочим, от одной свечи очень легко зажечь множество других.
Другие блоги пользователя
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Мысли важные, нужные, мудрые!!! И я всегда учусь чему-нибудь вместе со своими учениками!Спасибо за возможность еще раз об этом поразмышлять!
Людмила Запольских, дата: 06.12.2014 в 18:42  
#2 Очень приятно видеть, как "горят" глаза учеников, когда у них получается сделать какое-нибудь открытие!
Юлия Пасынок, дата: 06.12.2014 в 19:09  
#3 Прекрасная подборка высказываний по теме. Обязательно адресую на Ваш блог наших молодых специалистов.
Галина Мельничук, дата: 28.02.2015 в 6:27  
#4 Очень мудрые мысли! Многие учителя забывают, что главное заинтересовать ученика в своем предмете,а не просто сухо преподносить ему знания, которые без интереса вряд ли до него дойдут.
Галина Пожарова, дата: 29.05.2015 в 9:20  
#5 Спасибо за подборку высказывания. Я согласна с высказыванием Плутарха "Ученик не сосуд, который нужно ..." . На своих уроках я стараюсь разнообразить, сделать урок интересным.
Эльвие Алимова, дата: 16.06.2015 в 11:37  
#6 Спасибо за нужные, мудрые мысли. С интересом прочитала.
Татьяна Бянкина, дата: 23.10.2015 в 8:44  
#7 «Ученик это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь» , — говорили в древности. Слова И. П. Павлова о том, что он понимает под нервизмом и его слова уважения и благодарности, обращенные к С. П. Боткину, показывают, как рассматривал великий русский ученый взаимоотношения между учеником и учителем. Ученик должен не только подражать учителю, не только следовать ему, но и противопоставлять себя ему, пытаясь превзойти его, стремиться сделать больше, чем он в науке.
Елена Шевцова, дата: 14.01.2016 в 16:09  
#8 Мудрые рассуждения!!! Очень приятно, все интересно и полезно!
Людмила Петровна Трифонова, дата: 02.03.2016 в 10:35  
#9 Можно перечитывать и перечитывать.Интересно и важно не только как педагогу, но и как родителю.
Лилия Гаптуллина, дата: 17.04.2016 в 9:15  
#10 Юлия Юрьевна, очень много существует высказываний об учительстве, однако выказывания И. П. Павлова актуальны и должны служить девизом, того, чьё призвание - его Величество Учитель. Ваши учебные материалы, которые представлены в Вашем портфолио, говорят о том, что Вы можете зажечь пламя в любом ребёнке и активизировать деятельность каждого своего ученика, потому что "горите" и творите сами. Я об этом сужу по содержанию научно-исследовательских работ Ваших ребятишек. Вы и Ваши детки увлечены научно-исследовательской деятельностью, что является одним самых интереснейших технологий в требованиях ФГОС. Вы преуспеваете в использовании современных технологий на уроках, об этом говорит чётко отработанная Вами система мониторинга, в которой отражены все достижения Вашей совместной деятельности с детьми.
Наталья Чубаева, дата: 16.08.2016 в 17:18  
#11 Наталья Николаевна, огромное спасибо за столь высокую оценку моего скромного труда! Я всего лишь учу детей... И моя профессия мне очень нравится! Думаю, в педагогике должны оставаться только те люди, который увлечены своим делом и которые сами не стоят на месте. Вы это знаете лучше меня, потому что сами "горите" и "зажигаете" других. Ваше портфолио отражает всю работу, в которую Вы "вкладываетесь" до конца, и является одним из образцовых на сайте УчПортфолио. Творческих Вам успехов!
Юлия Пасынок, дата: 16.08.2016 в 17:56  
#12 Мудрые и важные слова.Да, «Мы, как строители всех зданий..."Ваши материалы замечательные, прочитала с удовольствием.
Мария Мукосий, дата: 19.08.2016 в 12:38  
#13 Возвращаясь вновь и вновь к прошлым материалам, хочется спросить вас, уважаемые коллеги, - насколько вы "горите" своей работой и "зажигаете" других?
Юлия Пасынок, дата: 28.07.2018 в 8:14  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ