Программа "Проекты младших школьников". 1-4 класс
Наталья Шумилова
15.08.2014
3862
389
0
Доп. образование / Программы
Шумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Программа «Проекты младших школьников»
1- 4 класс
реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности
Автор-составитель: Шумилова Наталья Крестьяновна,
учитель начальных классов
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Учебно-тематический план
Содержание программы
Список литературы
Пояснительная записка
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Новизна программы заключается в том, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников.
Программа «Проекты младших школьников» составлена на основе программы «Первые шаги» (авторы-составители В.И. Кабышева, Н.И. Кузьминых) и на основе программы «Учебные творческие проекты» (автор –составитель: Е.В. Штрафметова).
Цель программы – формирование проектной деятельности обучающихся
Задачи программы:
Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа № 44».
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 135ч (в 1-м классе – 33ч, во 2-4 классах – 34ч).
Программа «Проекты младших школьников» способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на предметах русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства.
Учебные предметы Примерные темы проектов, связанные с учебными предметами
Русский язык • Путешествие в Скороговорию
• Дидактические игры
• Мир фразеологизмов
Математика • Задачи-шутки
• Магические квадраты
• Логические игры
• Старинные единицы измерения
Окружающий мир • Планеты солнечной системы
• Сезонные изменения в природе
• Полезные ископаемые нашего города
• Были о пыли
• Живые кондиционеры
• История моей фамилии
• Генеалогическое древо
• Моя улица
• Редкие виды животных Кемеровской области
• Редкие виды растений Кемеровской области
• Водоёмы нашего края
• Кроссворд по ПДД
Литературное чтение • Загадки
• Сказки
• Русский фольклор
• Постановка спектакля
Технология • Подарок маме
• Модель одежды
Изобразительное искусство • Оформление модели обложки
• Виды узоров
Занятия по программе «Проекты младших школьников» проводятся в библиотеках, на различных объектах города: парки, скверы, улицы, школьный двор, актовый зал и др.). Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов, соревнований, представление и оформление проектов. Благодаря этому 80 % занятий проходит в активной форме.
Подведение итогов занятий по программе может происходить в форме устного журнала, сборника произведений устного народного творчества, инсценировки произведений фольклора и др.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опята решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальны проектов по самостоятельно выбранному направлению.
В ходе реализации программы «Проект» у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работать по составленному плану, соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Для оценки планируемых результатов освоения программы используется диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» :
Диагностический инструментарий Оцениваемые универсальные учебные действия
Методика «Беседа о школе»;
проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»;
Опросник мотивации; Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.
Типовые учебные задачи (Ж.Пиаже);
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже);
Методика «кто прав» (Г.Цукерман и др); Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой);
Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха; Сформированность действия личностного самооценивания
Уровни сформированности целеполагания (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина) Формирование целеустремлённости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей
Уровни развития контроля (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина) Формирование актуального рефлексивного контроля
Уровни развития оценки (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности
Уровни сформированности учебных действий (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Учебно-тематический план
1 класс (33ч)
№п/п Темы занятий Количество часов
Теория Практика
1-3 Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой). Умозаключения, выводы увиденного. 1 2
4
5 Проект. Что это?
Где использует человек проекты, с какой целью? 1
1
6 Как увидеть проблему? Что такое суждение. Чем проект отличается от исследования. 1
7-8 Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему 1 1
9-10 Главное и второстепенное. 1 1
11-13 Рисунок, схема, график. 1 2
14-16 Классификация. Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. 1 2
17-18 Первоначальные навыки работы с книгой. 1 1
19 Как найти научные книги 1
20-21 Где можно найти информацию( ответы на вопросы) 2
22-23 Коллективная игра «Как работает завод» 2
24-29 Проект (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание) 1 5
30-32 Мини-конференция. (Обработка полученных результатов. Оформление проекта. Представление проекта) 2
33 Анализ результатов выполнения проекта. Оценка продукта. 1
Итого: 33
Учебно-тематический план
2 класс (34ч)
№п/п Темы занятий Количество часов
теория практика
1-2 Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. 1 1
3-4 Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты. 1 1
5-11 Выбор темы творческого проекта
Индивидуальные проекты 2 5
12-15 Подбор методов исследования 4
16-19 Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. 1 3
20-23 Проектирование – познание в действии. Практическая работа. 1 3
24-25 Гипотезы и идеи. 1 1
26-30 Виды презентаций. Искусство делать сообщения. 1 4
31-32 Презентации проектов. 2
33-34 Анализ результатов работы. 1
Итого: 34
Учебно-тематический план
3 класс (34ч)
№п/п Темы занятий Количество часов
теория практика
1 Этапы проектной деятельности 1
2-3 Определение темы проекта 1 1
4-7 Планирование работы 1 3
8-12 Поиск информации 1 4
13-16 Обработка информации 4
17-24 Оформление проекта 8
25-28 Подготовка презентации 4
29-31 Подготовка выступлений 3
32-34 Представление проектов 3
Итого: 34
Учебно-тематический план
4 класс (34ч)
№п/п Темы занятий Количество часов
теория практика
1-4 Как подготовить сообщение 1 3
5-8 Выбор темы проекта. Определение цели и задач. 1 3
9-10 Ассоциации и аналогии 2
11-13 Источники информации 1 2
14-18 Сбор информации 5
19-23 Систематизация полученной информации 1 4
24-27 Оформление проекта 4
28-30 Подготовка к защите проекта 3
32-33 Презентация проекта 3
34 Итог работы 1
Итого: 34
Содержание программы
1 класс
Мир вокруг нас (экскурсия в парк). Умозаключения, выводы увиденного (игра «Кто скажет лучше», рассказ от имени объектов живой и неживой природы).
Проект . Что это? (знакомство с понятием).
Где использует человек проекты, с какой целью (практическая работа).
Как увидеть проблему? Что такое суждение. Чем проект отличается от исследования (практическая работа, экскурсия по школьному двору).
Главное и второстепенные (практическое занятие «Что сначала, а что потом», экскурсия по школе).
Рисунок, схема, график (практическое занятие в группах, по составлению рисунков, схем, графиков).
Классификация. Практические задания на классификацию предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок (игры «Продолжи ряд», «Набор картинок», «Четвёртый лишний» и др. ).
Первоначальные навыки работы с книгой (практическое занятие, экскурсия в школьную библиотеку).
Как найти научные книги (экскурсия в городскую библиотеку).
Где можно найти информацию (ответы на вопросы). Экскурсия по школе: в 4-е классы, в кабинет информатики, библиотека).
Коллективная игра «Как работает завод» (игра, направленная на изучение принципа конвейерного производства).
Проект (практическое занятие по выбору проекта, составлению плана, распределение по этапам, выбор источников поисковой информации, описание).
Мини-конференция (презентация проекта).
Анализ результатов выполнения проекта. Оценка продукта.
Содержание программы
2 класс
Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности.
Изучение этапов проектной деятельности и форм продуктов проектной деятельности.
Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты. Игра «Что мне интересно». Распределение учащихся на персональные и групповые проекты.
Выбор темы творческого проекта. Индивидуальные проекты. Игра-упражнение «Я люблю больше всего…», «Учимся работать над темой проекта».
Подбор методов исследования. Тренинговые занятия в группах с карточками (символизируют методы исследования): «подумать», «задать вопросы самому себе», «посмотреть в книгах», «понаблюдать», «посмотреть в Интернете», «спросить у взрослых».
Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. Наблюдение младших школьников за солнцем, погодой, за растениями и животными. Практическая работа с приборами, созданными для наблюдения (микроскопы и др.).
Проектирование – познание в действии. Практическая работа. Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)
Гипотезы и идеи. Практические упражнения «Учимся выдвигать гипотезы».
Виды презентаций. Искусство делать сообщения. Знакомство с видами презентаций: доклад, слайд-шоу, компьютерная презентация, игра, концерт, видеофильм, реклама и т.д. Практическая работа по составлению сообщений о проекте. Подготовка выступлений.
Презентации проектов. Практическая работа по презентации проектов. Представление проектов. Вопросы авторам.
Анализ результатов работы. Подведение итогов.
Содержание программы
3 класс
Этапы проектной деятельности. Практическое занятие по структурированию этапов проектной деятельности.
Определение темы проекта. Экскурсии в школьную библиотеку и на природу. Обсуждение проблематики темы возможных проектов. Выбор наиболее интересных тем.
Планирование работы. Составление плана работы над проектом: пошаговое планирование.
Поиск информации. Практическая работа по сбору информации (экскурсии в библиотеку, в кабине информатики (Интернет), экскурсии на территорию школы(наблюдение за природой), задать вопросы взрослым).
Обработка информации. Изучение и анализ полученной информации. Выделение главного и существенного.
Оформление проекта. Зафиксировать полученные данные (текст, таблицы, схемы, рисунки и т.д.).
Подготовка презентации. Распределение ролей в группе, подготовка праздника, игры, спектакля и т.д.
Подготовка выступлений. Репетиция представления проекта.
Представление проекта.
Содержание программы
4 класс
Как подготовить сообщения. Практическое занятие «Как заинтересовать слушателей», упражнения «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму.
Выбор темы. Определение цели и задач. Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Выбор тем по трём группам:
• Фантастические - ориентированные на разработку несущест¬вующих, фантастических объектов и явлений (воплощение в техниче¬ских рисунках и макетах);
• Эмпирические - связанные с практикой и предполагающие про-ведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее ин-тересное и перспективное направление проектной деятельно¬сти. В качестве объектов могут быть и люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы;
• Теоретические темы - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретиче-ских источниках.
Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий.
Источники информации. Практическая работа по определению источников информации.
Сбор информации. Проведение наблюдений, опросов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернете и др.)
Систематизация полученной информации. Анализ и обобщение полученных результатов (структурировать ма¬териал, использовать известные логические правила и приёмы). Составление определённого алгоритма систематизации определённых данных.
Оформление проекта. Практическая работа по оформлению проекта в соответствии с требованиями.
Подготовка к защите проекта. Практические занятия по подготовке к защите. Определить, какие вопросы должны быть освещены в выступлении. Подготовка презентации проекта.
Презентация проекта. Представление групповых и индивидуальных проектов.
Итог работы. Анализ результатов работы.
Список литературы для учителя
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.: под ред.А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151с.
2. Гайдаенко, Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса [Текст] / Е. Гайдаенко // Начальная школа: Первое сентября.-2006. - № 10. – С.2-3.
3. Григорьев, Д.В., Куприянов, В.В. Программы внеурочной деятельности. [ Текст] / Д.В. Григорьев // Стандарты второго поколения. - Москва, 2010.- С.40.
4. Комашинский, А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе [Текст] / А.И.Комашинский // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 6. - С.65-70.
5. Метод проектов в начальной школе: система реализации [Текст] / авт.-сост. Н.В. Засоркина и др. – Волгоград : Учитель, 2010. – 135с.
6. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] / авт.-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград : Учитель, 2008. – 131с.
7. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. – Самара : Учебная литература, 2006. – 208 с.
8. Савенков, А.И. Я- исследователь : учебник – тетрадь для младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. - Самара : Учебная литература, – 2004. – 32 с.
Интернет - ресурсы
Образовательные сайты
www.school.edu.ru - "Российский общеобразовательный портал".
www.int-edu.ru - "Институт новых технологий образования" (ИНТ).
www.mschools.ru – Портал "Москва школьная".
www.mto.ru - Cайт Республиканского центра экспертизы, мультимедиа.
news.mto.ru - Новости учебного книгоиздания.
www.pedsovet.org/ - Все образование Интернета.
www.mega.km.ru/ - Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
www.schools.tehno.ru/ - Образовательный сервер "Школы в Интернете"
www.college.ru/ - Реальное обучение и образование в Интернет.
www.school.holm.ru/ - Каталог ссылок о школьном образовании.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/
Интернет – ресурсы для обучающихся
Информационно-познавательные сайты
Изучаем правила безопасности teremoc.ru/pravila/pravila.htm
Детям о безопасности - Спас-Экстрим www.spas-extreme.ru/ -детский портал "Спас-экстрим"
Игры, кроссворды, конкурсы, загадки www.murzilka.org/info/murzilka/ -игры, кроссворды, конкурсы, раскраски
Умные детки www.umnyedetki.ru/ -сайт для родителей "Умные детки
Детский интернет-журнал "Солнышко" www.solnet.ee/sol/index.html -Детский портал «Солнышко» - интернет-журнал
www.bezpeka.com/ru – портал БЕЗПЕКА все об информационной безопасности ИНТ. Программные продукты Лого (www.int-edu.ru/logo/)
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Программа «Проекты младших школьников»
1- 4 класс
реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности
Автор-составитель: Шумилова Наталья Крестьяновна,
учитель начальных классов
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Учебно-тематический план
Содержание программы
Список литературы
Пояснительная записка
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Новизна программы заключается в том, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников.
Программа «Проекты младших школьников» составлена на основе программы «Первые шаги» (авторы-составители В.И. Кабышева, Н.И. Кузьминых) и на основе программы «Учебные творческие проекты» (автор –составитель: Е.В. Штрафметова).
Цель программы – формирование проектной деятельности обучающихся
Задачи программы:
Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа № 44».
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 135ч (в 1-м классе – 33ч, во 2-4 классах – 34ч).
Программа «Проекты младших школьников» способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на предметах русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства.
Учебные предметы Примерные темы проектов, связанные с учебными предметами
Русский язык • Путешествие в Скороговорию
• Дидактические игры
• Мир фразеологизмов
Математика • Задачи-шутки
• Магические квадраты
• Логические игры
• Старинные единицы измерения
Окружающий мир • Планеты солнечной системы
• Сезонные изменения в природе
• Полезные ископаемые нашего города
• Были о пыли
• Живые кондиционеры
• История моей фамилии
• Генеалогическое древо
• Моя улица
• Редкие виды животных Кемеровской области
• Редкие виды растений Кемеровской области
• Водоёмы нашего края
• Кроссворд по ПДД
Литературное чтение • Загадки
• Сказки
• Русский фольклор
• Постановка спектакля
Технология • Подарок маме
• Модель одежды
Изобразительное искусство • Оформление модели обложки
• Виды узоров
Занятия по программе «Проекты младших школьников» проводятся в библиотеках, на различных объектах города: парки, скверы, улицы, школьный двор, актовый зал и др.). Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов, соревнований, представление и оформление проектов. Благодаря этому 80 % занятий проходит в активной форме.
Подведение итогов занятий по программе может происходить в форме устного журнала, сборника произведений устного народного творчества, инсценировки произведений фольклора и др.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов, которые распределяются по трем уровням.
Первый уровень предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опята решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальны проектов по самостоятельно выбранному направлению.
В ходе реализации программы «Проект» у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работать по составленному плану, соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Для оценки планируемых результатов освоения программы используется диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» :
Диагностический инструментарий Оцениваемые универсальные учебные действия
Методика «Беседа о школе»;
проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»;
Опросник мотивации; Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.
Типовые учебные задачи (Ж.Пиаже);
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже);
Методика «кто прав» (Г.Цукерман и др); Сформированность действий, направленных на учёт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой);
Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха; Сформированность действия личностного самооценивания
Уровни сформированности целеполагания (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина) Формирование целеустремлённости в достижении целей, готовность к преодолению трудностей
Уровни развития контроля (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина) Формирование актуального рефлексивного контроля
Уровни развития оценки (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности
Уровни сформированности учебных действий (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Учебно-тематический план
1 класс (33ч)
№п/п Темы занятий Количество часов
Теория Практика
1-3 Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой). Умозаключения, выводы увиденного. 1 2
4
5 Проект. Что это?
Где использует человек проекты, с какой целью? 1
1
6 Как увидеть проблему? Что такое суждение. Чем проект отличается от исследования. 1
7-8 Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему 1 1
9-10 Главное и второстепенное. 1 1
11-13 Рисунок, схема, график. 1 2
14-16 Классификация. Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. 1 2
17-18 Первоначальные навыки работы с книгой. 1 1
19 Как найти научные книги 1
20-21 Где можно найти информацию( ответы на вопросы) 2
22-23 Коллективная игра «Как работает завод» 2
24-29 Проект (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание) 1 5
30-32 Мини-конференция. (Обработка полученных результатов. Оформление проекта. Представление проекта) 2
33 Анализ результатов выполнения проекта. Оценка продукта. 1
Итого: 33
Учебно-тематический план
2 класс (34ч)
№п/п Темы занятий Количество часов
теория практика
1-2 Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. 1 1
3-4 Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты. 1 1
5-11 Выбор темы творческого проекта
Индивидуальные проекты 2 5
12-15 Подбор методов исследования 4
16-19 Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. 1 3
20-23 Проектирование – познание в действии. Практическая работа. 1 3
24-25 Гипотезы и идеи. 1 1
26-30 Виды презентаций. Искусство делать сообщения. 1 4
31-32 Презентации проектов. 2
33-34 Анализ результатов работы. 1
Итого: 34
Учебно-тематический план
3 класс (34ч)
№п/п Темы занятий Количество часов
теория практика
1 Этапы проектной деятельности 1
2-3 Определение темы проекта 1 1
4-7 Планирование работы 1 3
8-12 Поиск информации 1 4
13-16 Обработка информации 4
17-24 Оформление проекта 8
25-28 Подготовка презентации 4
29-31 Подготовка выступлений 3
32-34 Представление проектов 3
Итого: 34
Учебно-тематический план
4 класс (34ч)
№п/п Темы занятий Количество часов
теория практика
1-4 Как подготовить сообщение 1 3
5-8 Выбор темы проекта. Определение цели и задач. 1 3
9-10 Ассоциации и аналогии 2
11-13 Источники информации 1 2
14-18 Сбор информации 5
19-23 Систематизация полученной информации 1 4
24-27 Оформление проекта 4
28-30 Подготовка к защите проекта 3
32-33 Презентация проекта 3
34 Итог работы 1
Итого: 34
Содержание программы
1 класс
Мир вокруг нас (экскурсия в парк). Умозаключения, выводы увиденного (игра «Кто скажет лучше», рассказ от имени объектов живой и неживой природы).
Проект . Что это? (знакомство с понятием).
Где использует человек проекты, с какой целью (практическая работа).
Как увидеть проблему? Что такое суждение. Чем проект отличается от исследования (практическая работа, экскурсия по школьному двору).
Главное и второстепенные (практическое занятие «Что сначала, а что потом», экскурсия по школе).
Рисунок, схема, график (практическое занятие в группах, по составлению рисунков, схем, графиков).
Классификация. Практические задания на классификацию предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок (игры «Продолжи ряд», «Набор картинок», «Четвёртый лишний» и др. ).
Первоначальные навыки работы с книгой (практическое занятие, экскурсия в школьную библиотеку).
Как найти научные книги (экскурсия в городскую библиотеку).
Где можно найти информацию (ответы на вопросы). Экскурсия по школе: в 4-е классы, в кабинет информатики, библиотека).
Коллективная игра «Как работает завод» (игра, направленная на изучение принципа конвейерного производства).
Проект (практическое занятие по выбору проекта, составлению плана, распределение по этапам, выбор источников поисковой информации, описание).
Мини-конференция (презентация проекта).
Анализ результатов выполнения проекта. Оценка продукта.
Содержание программы
2 класс
Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности.
Изучение этапов проектной деятельности и форм продуктов проектной деятельности.
Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты. Игра «Что мне интересно». Распределение учащихся на персональные и групповые проекты.
Выбор темы творческого проекта. Индивидуальные проекты. Игра-упражнение «Я люблю больше всего…», «Учимся работать над темой проекта».
Подбор методов исследования. Тренинговые занятия в группах с карточками (символизируют методы исследования): «подумать», «задать вопросы самому себе», «посмотреть в книгах», «понаблюдать», «посмотреть в Интернете», «спросить у взрослых».
Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. Наблюдение младших школьников за солнцем, погодой, за растениями и животными. Практическая работа с приборами, созданными для наблюдения (микроскопы и др.).
Проектирование – познание в действии. Практическая работа. Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)
Гипотезы и идеи. Практические упражнения «Учимся выдвигать гипотезы».
Виды презентаций. Искусство делать сообщения. Знакомство с видами презентаций: доклад, слайд-шоу, компьютерная презентация, игра, концерт, видеофильм, реклама и т.д. Практическая работа по составлению сообщений о проекте. Подготовка выступлений.
Презентации проектов. Практическая работа по презентации проектов. Представление проектов. Вопросы авторам.
Анализ результатов работы. Подведение итогов.
Содержание программы
3 класс
Этапы проектной деятельности. Практическое занятие по структурированию этапов проектной деятельности.
Определение темы проекта. Экскурсии в школьную библиотеку и на природу. Обсуждение проблематики темы возможных проектов. Выбор наиболее интересных тем.
Планирование работы. Составление плана работы над проектом: пошаговое планирование.
Поиск информации. Практическая работа по сбору информации (экскурсии в библиотеку, в кабине информатики (Интернет), экскурсии на территорию школы(наблюдение за природой), задать вопросы взрослым).
Обработка информации. Изучение и анализ полученной информации. Выделение главного и существенного.
Оформление проекта. Зафиксировать полученные данные (текст, таблицы, схемы, рисунки и т.д.).
Подготовка презентации. Распределение ролей в группе, подготовка праздника, игры, спектакля и т.д.
Подготовка выступлений. Репетиция представления проекта.
Представление проекта.
Содержание программы
4 класс
Как подготовить сообщения. Практическое занятие «Как заинтересовать слушателей», упражнения «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму.
Выбор темы. Определение цели и задач. Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Выбор тем по трём группам:
• Фантастические - ориентированные на разработку несущест¬вующих, фантастических объектов и явлений (воплощение в техниче¬ских рисунках и макетах);
• Эмпирические - связанные с практикой и предполагающие про-ведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее ин-тересное и перспективное направление проектной деятельно¬сти. В качестве объектов могут быть и люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы;
• Теоретические темы - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретиче-ских источниках.
Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий.
Источники информации. Практическая работа по определению источников информации.
Сбор информации. Проведение наблюдений, опросов, экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернете и др.)
Систематизация полученной информации. Анализ и обобщение полученных результатов (структурировать ма¬териал, использовать известные логические правила и приёмы). Составление определённого алгоритма систематизации определённых данных.
Оформление проекта. Практическая работа по оформлению проекта в соответствии с требованиями.
Подготовка к защите проекта. Практические занятия по подготовке к защите. Определить, какие вопросы должны быть освещены в выступлении. Подготовка презентации проекта.
Презентация проекта. Представление групповых и индивидуальных проектов.
Итог работы. Анализ результатов работы.
Список литературы для учителя
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.: под ред.А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151с.
2. Гайдаенко, Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса [Текст] / Е. Гайдаенко // Начальная школа: Первое сентября.-2006. - № 10. – С.2-3.
3. Григорьев, Д.В., Куприянов, В.В. Программы внеурочной деятельности. [ Текст] / Д.В. Григорьев // Стандарты второго поколения. - Москва, 2010.- С.40.
4. Комашинский, А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе [Текст] / А.И.Комашинский // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 6. - С.65-70.
5. Метод проектов в начальной школе: система реализации [Текст] / авт.-сост. Н.В. Засоркина и др. – Волгоград : Учитель, 2010. – 135с.
6. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] / авт.-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград : Учитель, 2008. – 131с.
7. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. – Самара : Учебная литература, 2006. – 208 с.
8. Савенков, А.И. Я- исследователь : учебник – тетрадь для младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. - Самара : Учебная литература, – 2004. – 32 с.
Интернет - ресурсы
Образовательные сайты
www.school.edu.ru - "Российский общеобразовательный портал".
www.int-edu.ru - "Институт новых технологий образования" (ИНТ).
www.mschools.ru – Портал "Москва школьная".
www.mto.ru - Cайт Республиканского центра экспертизы, мультимедиа.
news.mto.ru - Новости учебного книгоиздания.
www.pedsovet.org/ - Все образование Интернета.
www.mega.km.ru/ - Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
www.schools.tehno.ru/ - Образовательный сервер "Школы в Интернете"
www.college.ru/ - Реальное обучение и образование в Интернет.
www.school.holm.ru/ - Каталог ссылок о школьном образовании.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/
Интернет – ресурсы для обучающихся
Информационно-познавательные сайты
Изучаем правила безопасности teremoc.ru/pravila/pravila.htm
Детям о безопасности - Спас-Экстрим www.spas-extreme.ru/ -детский портал "Спас-экстрим"
Игры, кроссворды, конкурсы, загадки www.murzilka.org/info/murzilka/ -игры, кроссворды, конкурсы, раскраски
Умные детки www.umnyedetki.ru/ -сайт для родителей "Умные детки
Детский интернет-журнал "Солнышко" www.solnet.ee/sol/index.html -Детский портал «Солнышко» - интернет-журнал
www.bezpeka.com/ru – портал БЕЗПЕКА все об информационной безопасности ИНТ. Программные продукты Лого (www.int-edu.ru/logo/)
Скачать
Другие материалы автора
- Программа "Игры на воде". 1-4 класс
- Милицейская служба такая
- Рабочая программа по литературному чтению. 1-4 класс
- Советы моей бабушки
- Как я помню войну
- Адаптационные тренинги. 1 класс
- Программа "Будем здоровы!". 1-4 класс
- Презентация к открытому уроку окружающего мира "Жизнь пресного водоёма"
- Презентация по теме "Использование эвристических методов на уроках в начальной школе как средство развития умственной деятельности"
- Урок здоровья в 4-м классе "Что мы знаем о здоровье"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.