С нами 17186 учителей, 7306 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Заседание клуба «ЛИК». Тема: «Почемучки».
Ганжала Л.А.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Заседание клуба «ЛИК».
Тема: «Почемучки».
I. При входе дети получают разные отличительные знаки.
II. Президент открывает заседание. Песня, девиз.
III. Вступление, настрой на работу.
IV. Интеллектуальная разминка.
Вопросы 1-й команде.
1. Яркий праздничный цветок и пряность с острым, резким запахом. (Ответ: гвоздика; 1 балл.)
2. У этого дерева вязкая древесина, его очень трудно расколоть топором. Какое название по¬лучило дерево за это свойство? (Ответ: вяз; 1 балл.)
3. Индюк весит 4кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (4 кг)
4. Кто написал сказку «Каменный цветок»? (Бажов)
5. Какая птица высиживает яйца на ногах? (пингвин)
6. Разгадайте метаграмму:
Со звуком (С) я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С (М) – берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто. (соль - моль)
Вопросы 2-й команде.
1. Где надо построить дом, чтобы все его окна выходили на север? (Ответ: на южном полюсе; 2 балла.)
2. Цветная, красная, соленая, квашеная. О чем так можно сказать? (Ответ: капуста; 1 балл.)
3. У трех маляров был брат Поликарп, а у Поликарпа братьев не было. Как это могло случиться? (Маляры – сестры)
4. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)
5. Назовите самое маленькое рогатое животное. (Улитка)
6. Замени словосочетание наречием. На пустой желудок. (натощак)
Вопросы 3-й команде.
1. Слово"гиппо" переводится как"лошадь". Название какого животного переводится как"речная лошадь"? (Ответ: гиппопотам; 1 балл.)
2. Контуры какой страны на карте напоминают сапог? (Ответ: Италия; 7 балл.)
3. Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? (7 распилов)
4. Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук.)
5. Так называется и рассказ Николая Носова, и стихотворение Корнея Ивановича Чуковского. («Телефон»)
6. Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
V. «Эти забавные животные». Презентация
Каждый по-своему чем-то хорош:
Поганка и ежик, лягушка и еж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы не встретилась нам красота.
Т.А. Пушкарев
Замечательный русский писатель – большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». На протяжении многих столетий человек ведет наблюдение за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает удивляться им. Ведь они такие забавные, эти животные. Итак, мы начинаем игру «Эти забавные животные».
Просмотр музыкального клипа «В мире животных». (Автор Герланд Е.В. viki.rdf.ru)
Библиотекарь (по страницам удивительных книг). Знакомство с выставкой художественных и научно-популярных книг о животных и растениях края.
Вдумайтесь в эти строки. Каждая из них дышит любовью и восхищением, каждое слово – гимн вечно прекрасному миру Жизни, всему, что живет, дышит, радуется и радует каждого, кто умеет и хочет видеть и слышать, чья душа открыта добру и свету.
«В этот вечер барсук принес яйцо степной курочки и положил его нетронутым перед ребёнком. Мальчик охотно съел его и снова утолил жажду, напившись от дождевой лужицы. Ночью шел дождь, и Гарри, наверно, сильно замерз бы, но пришел барсук и свернулся калачиком возле него. Один или два раза он лизнул мальчика в лицо.
Отныне у мальчика появились две привычки. Гарри прятался от людей, которые днем проходили мимо норы, и ждал барсучиху, которая кормила и оберегала его. Часто пища оказывалась ему совсем не по вкусу: барсучиха приносила дохлых мышей и бурундуков. Но иногда ей попадались пчелиные соты с медом, яйца домашних птиц, а однажды кусок хлеба, который выпал, вероятно, на дорогу из сумки случайного путника. Главная беда заключалась в нехватке воды. Лужа почти совсем высохла, на ее месте осталась липкая грязь, и мальчик безуспешно пачкал в ней свои губы и язык. Возможно, барсучиха-мать недоумевала, почему новый детеныш отвергал ее молоко. Впрочем, дожди шли достаточно часто, чтобы спасти мальчика от серьезных мучений».
(Эрнест Сетон-Томпсон. МОИ ДИКИЕ ДРУЗЬЯ.)

VI. «Загадки». Презентация
Угадайте загадки:

1. Впрок маслят набрать стараюсь,
Нанизать их на сучки,
Словно делать собираюсь
Я грибные шашлычки. (Белка). Фильм «Белки»

2. Живет в лесу,
Ухает как разбойник.
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)

3. Чтоб здоровье было лучше,
Пух роняя в сосняке,
Кувыркаюсь я на сучьях,
Как гимнаст на турнике. (Тетерев)

4. Мех наш очень прочен, ценен.
Шуба ценится сто лет.
Он когда-то вместо денег
Расходился по Руси. (Куница)

VII. «Кто это?». Презентация

- Назовите животных по портрету.

Песец. Норка.
Синица. Клест.
Барсук. Выдра.

Заранее подготовленные ученики сообщают краткую информацию о зверях и птицах.

Песец
В сравнении с лисицей тело песца менее вытянутое и более приземистое, а голова более круглая, с короткой мордой. Уши короткие, закругленные, хвост пышный. Меховой покров пышный, у большинства особей чисто-белый, а у отдельных - «голубой». Белые песцы летом приобретают бурый цвет спины и грязно-желто-белый цвет брюшка. Живут в норах со сложным лабиринтом. В рационе питания преобладают лемминги и полёвки. Голос напоминает лай собаки.

Барсук

Приземистый и неуклюжий зверь. Туловище толстое, голова удлиненная. Мех грубый и редкий со слабо развитым подшерстком. Окраска спины и боков серебристо-серая, испещренная рябью, низ черноватый. Барсук- пример аккуратности: возле норы у него всегда чисто, нет следов и остатков еды. Подстилку в гнезде – сухие листья и мох – барсук меняет по нескольку раз за лето. Он ведет спокойную размеренную жизнь: днём спит, ночью бродит по лесу. Поедает как животные, так и растительные корма.

Клест

Птицы немного крупнее воробья, с коротким вырезанным хвостом. Клюв с перекрещивающимися концами, позволяет клесту отгибать чешуи шишек ели, сосны, лиственницы и липким языком извлекать семена. Окрас самцов красный или красно-малиновый, самок – зеленоватый, молодые птенцы – серые в пестринах. Лесные птицы, держатся стайками. Гнезда хорошо утепленные, размещают на деревьях под защитой густых ветвей. Клесты играют положительную роль в лесной жизни, распространяя семена, подлежат охране.

Синица

Небольшие и очень мелкие лесные птицы плотного сложения с коротким клювом. Ноги крепкие с развитыми пальцами и сильно загнутыми когтями, хорошо приспособленными для лазания по ветвям деревьев. Гнезда в дуплах, за отставшей корой, в старых гнездах белок. Корм – различные насекомые, их яйца, личинки и куколки, семена травянистых растений, ягоды и плоды. Приносят большую пользу, уничтожая насекомых – вредителей леса.

Норка

В регионе – 2 вида, отличающиеся размерами: европейская и американская. Тело норки тонкое, вытянутое, гибкое, конечности короткие. Мех густой, блестящий, однотонный бурого цвета, темнеющий на конечностях и хвосте. Норки питаются рыбой, мелкими млекопитающими, птицами и их яйцами, лягушками, раками насекомыми. Оба вида тесно связаны с лесной зоной, предпочитают селиться по речкам, озёрам, болотам. Хорошо плавают и ныряют.

Выдра

Тело вытянутое, очень гибкое. Общий тон окраски темно-коричневый, но низ тела серебристого цвета, и эта контрастность усиливается с возрастом. Выдра прекрасно приспособлена к жизни в воде и никогда от нее не удаляется. День она проводит в норе, которую роет сама или занимает убежище другого животного. В сумерках она покидает нору и охотится на рыб, ракообразных, земноводных и даже на мелких млекопитающих.

VIII. «Экология устами младенца». Презентация
Малыши детского сада подготовили для вас вопросы.
- Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьер)
- Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели. (Парк)
- Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и ничего нельзя там делать. (Заповедник)

IX. «Эрудит»

- К каждому вопросу будут предложены ответы. Выберите правильный вариант ответа.

1. Чем комар может быть полезен?

а) Опылением растений;
б) служит пищей рыбам и птицам;
в) только вреден.

Ответ: (а). Назойливые, кусачие комары могут быть полезны? Оказалось, могут. Совсем недавно ученые выяснили, что за Полярным кругом по ночам и самцы и самки комаров перелетают от цветка к цветку, питаются нектаром и попутно опыляют растения. Ведь в тундре и тайге очень мало пчел и шмелей.

2. Почему шмели лохматые?

а) Чтобы походить на медведя;
б) чтобы отличаться от пчел;
в) чтобы было потеплее.

Ответ: (в). Лохматая шубка позволяет шмелям собирать нектар и пыльцу. Под такой одежкой тело шмеля при усиленной работе мышц нагревается до 40 градусов. И чем севернее летает шмель, тем он крупнее и лохматее. В тропиках шмелей нет – перегреваются.

3. Как рыбы разговаривают?

а) Молча;
б) тайно;
в) шепотом.

Ответ: (в). Шепот – это когда голосовые связки не при чем. У рыб они и не при чем. Скрипят пузырями, жаберными крышками, скрежещут зубами, щелкают костяшками. А слышат как! Пескари звук камертона или свистка за 30 метров улавливают. А уши какие интересные! В черепе, позади глаз, есть пузырек с густой жидкостью, а в ней камешки плавают. Они-то и воспринимают колебания звуковых волн и через нервы передают сигнал мозгу.

4. Зачем рыбе жабры?

а) Чтобы поесть и поболтать;
б) чтобы лучше слышать;
в) только для дыхания.

Ответ: (а). Жабры нужны рыбам не только для дыхания, но и для болтовни (скрежещут ими), для еды и для питья (как через сито, отцеживают разную мелкую живность, да и вода становится чище). Не зря у селедки чувствительными вкусовыми луковицами не только рот усажен, но и жабры.

5. Что крот делает зимой?

а) Спит;
б) трудится так же, как и летом;
в) трудится, но не так, как летом.

Ответ: (в). Нет, крот зимой не спит, трудится, копается так же, как и летом, только больше не в земле, а … в снегу. А в снегу-то зачем, там же нет червей? В покрытой ледяной коркой почве тоннель не пробьешь, вот он и обходит препятствия, делая ходы под снегом. А дырки в снегу – это вентиляционные отверстия, через них наружу углекислый газ выходит. Много его при тяжкой работе выделяется.

6. Почему дрожит мышка?

а) Потому, что боится кошку;
б) чтобы согреться;
в) чтобы проветрить шкурку.

Ответ: (б). Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. Вот, оказывается, где следствие важнее причины. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется уж не так и много, но биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою отопительную систему.

X. «Гонка за лидером»
1. Сколько получится, если число 1 умножить само на себя тысячу раз? (1)
2. Человек ехал в Москву в такси. По дороге ему навстречу двигались 7 грузовиков и 5 автомашин. Сколько машин шло в Москву? (одна – такси)
3. Папе, маме и сыну вместе 70 лет. Сколько лет будет им вместе через 4 года? (на 12 лет больше - 82)
4. Назови следующий после 2002 год, который можно читать как слева направо, так и справа налево. (2112)
5. Вероника спросила своего брата: «Если сейчас я старше тебя на 4 года, то на сколько лет я буду старше тебя через 5 лет?» (на 4 года)
6. Половина диаметра окружности. (радиус)
7. Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? (7 распилов)
8. Чему равно число, если двенадцатая его часть равна 2? (24)
9. Назови пять дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
10. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см).
Презентация
11. Что тяжелее - 1 килограмм пуха или 1 килограмм железа?
12. Из зоопарка на пристань, расстояние между которыми 1 км, повели слона.
В этот же момент от пристани навстречу слону выбежала Моська. Она добежала до слона, тявкнула на него и побежала обратно на пристань, затем повернула обратно и т.д., пока слон не пришел на пристань. Моська двигалась в 10 раз быстрее слона. Сколько всего километров пробежала Моська?
13. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по кошке, а против каждой кошки - еще 3 кошки. Сколько всего кошек?
14. У меня 6 сыновей. У каждого сына есть родная сестра. Сколько у меня детей?

XI. «Заморочки из бочки». Презентация.
1. Объясните значение выражения «Быть не в своей тарелке».
2. Слово «полотно» многозначное. У него 5 значений. Назови эти значения.
3. Найдите не менее 7 близких по значению слов глаголу «говорить»
4. Найдите между строчек насекомое.
«Притих камыш, мелькнула птица.
Все спит, ничто не шевелится.»

9. Итог всей игры

Подведение итогов всей игры

Вот и закончилась игра.
Расходиться нам пора…
На табло взгляните все –
Подведем итог игре.

Награждение команд.


Скачать
Другие материалы автора
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ