С нами 17311 учителей, 7331 ученик.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Программа "Лик"(Лидер Интеллектуального Кружка). 1-4 класс
Шумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов

Программа «ЛИК»
(Лидер Интеллектуального Кружка
1- 4 класс
реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности

Автор-составитель: Шумилова Наталья Крестьяновна,
учитель начальных классов

Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Содержание программы
Учебно-тематический план
Список литературы

Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «ЛИК» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной).
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Цель данного кружка: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи кружка:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли¬тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе¬ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре-шать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности организации внеурочной деятельности
Материал каждого занятия в 1-м классе рассчитан на 35 минут(во 2-4 классах – на 45 мин.). Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. В содержание занятий включены тренировочные упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Определённое время на занятиях занимает самостоятельное реше-ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют¬ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп¬равлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре¬шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми¬руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож¬ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви¬ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара¬тельностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла¬бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото¬рые они могут решать успешно).
Ребенок на этих заняти¬ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус¬ловно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це¬лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас¬пределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формирова¬нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен¬но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре¬шая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер-шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе¬циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз¬личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве¬личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива¬ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады¬вается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на-чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв¬ления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит¬мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто¬ряются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расши¬рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально¬го развития.
Программа «ЛИК» соответствует цели и задачам основной образовательной программы МОУ ООШ № 44.
Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс - 66ч. 2 класс – 68ч, 3 класс – 68 ч, 4 класс – 68ч., включает в себя четыре раздела: «Мир математики», «Мир литературы», «Мир грамматики», «Мир природы».
80 % занятий проводится в активной форме. При изучении разделов «Мир природы» и «Мир литературы» занятия проводятся в форме экскурсий, а при изучении других разделов предусмотрены конкурсы, соревнования, игры, проекты, которые проходят в активной форме.
Данная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир.

Учебная деятельность
(разделы учебных предметов) Внеурочная деятельность
(темы программы внеурочной деятельности)
Математика
 Сходства и различия предметов.
 Соотношение предметов (фигур).
 Число и счёт.
 Арифметические действия с числами.
 Величины.
 Логико-математическая подготовка. Удивительный мир чисел. Измени свойство. Поиск закономерностей. Думай, считай. Старинные меры длины. Логические задачи. Математическая ярмарка.
Литературное чтение
 Народная мудрость.
 О детях и для детей.
 Уж небо осенью дышало.
 Там чудеса… Герои сказок. Мир пословиц и поговорок. Загадки и шарады. По дорогам любимых сказок. Егоркины скороговорки. Путешествие по сказкам. Осенняя поэзия. Произведения Н. Носова. Зарубежные сказочники.
Русский язык
 Фонетика и графика.
 Орфоэпия.
 Состав слова.
 Лексика. Развитие речи. Необыкновенные превращения слов. Фонетическая минутка. Ударение меняет значение. Синонимичное и антонимичное лото. Фразеологизмы. Слова-двойники. Омонимы. Из глубины веков. Архаизмы.
Окружающий мир
 Родная природа.
 Что тебя окружает.
 Мы жители Земли Живое-неживое. Лесные загадки. Природа весной. Природа зимой. Мир животных. Эти забавные животные. Гиганты природы. Мир птиц. Здравствуй, лето.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий.
 Учиться высказывать своё предположение (версию).
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель¬ности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьни¬ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой¬стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор¬мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значе¬ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со¬циальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значе¬ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре¬де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са¬мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру¬гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель¬но положительно к нему настроены, юный человек действи¬тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко¬торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
• Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
• Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
• Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся.
• Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Формы подведения итогов: игры, конкурсы, соревнования, праздники (проекты).


Учебно-тематический план
Учебно-тематический план для 1-го класса (33ч)


№ п/п
Темы занятий Количество часов
теория практика
1. Мир математики- 11ч
1-2 Удивительный мир чисел 1 1
3-4 Смекай, отгадывай 1 1
5-7 Мозговая гимнастика 1 2
8-9 Измени свойство 1 1
10-11 Логические задачи 1 1
2. Мир литературы-8ч
12 Герои сказок 1
13-14 Мир пословиц и поговорок 1 1
15 Загадки и шарады 1
16-17 По дорогам любимых сказок 2
18-19 Егоркины скороговорки 1 1
3. Мир грамматики-8ч
20-21 Отгадываем кроссворд 1 1
22-23 Необыкновенные превращения слов 1 1
24-25 Фонетическая минутка 1 1
26-27 Весёлые рифмы 1 1
4.Мир природы- 6ч
28 Живое - неживое 1
29-30 Лесные загадки 1 1
31-32 Это интересно! 1 1
33 Игра «Самый умный» 1
Итого - 33ч


Учебно-тематический план для 2-го класса (34ч)


№ п/п
Темы занятий Количество часов
теория практика
1. Мир математики- 8ч
1 Найди фигуру 1
2 Поиск закономерностей 1
3-4 Фантазёры 2
5-6 Весёлые вопросы 1 1
7-8 Математический марафон 2
2. Мир литературы-10ч
9-11 Путешествие по сказкам 1 2
12-14 Осенняя поэзия 1 2
15-16 Литературные загадки 1 1
17-18 Произведения Н.Носова 2
3. Мир грамматики-7ч
19-21 Ударение меняет значение 1 2
22-23 Анаграммы 1 1
24-25 Синонимы и антонимы 1 1
4.Мир природы- 9ч
26-28 Природа весной 1 2
29-31 Мир животных 1 2
32 Птичьи хлопоты 1
33-34 КВН «Что я знаю о…» 2
Итого – 34ч

Учебно-тематический план для 3-го класса (34ч)


№ п/п
Темы занятий Количество часов
теория практика
1. Мир математики- 7ч
1-2 Думай, считай 1 1
3-5 Математическая ярмарка 1 2
6-7 Старинные меры длины 2
2. Мир литературы-8ч
8-10 Зарубежные сказочники 1 2
11-12 Ребусы 1 1
13-15 Литературный марафон 1 2
3. Мир грамматики-9ч
16-18 Фразеологизмы 1 2
19-20 Шарады 1 1
21-22 Синонимичное лото 1 1
23-24 Антонимичное лото 1 1
4.Мир природы- 10ч
25-27 Природа зимой 1 2
28-30 Проект «Кормушка» 3
31-32 Мир птиц 2
33-34 Праздник «Здравствуй, лето!» 2
Итого – 34ч

Учебно-тематический план для 4-го класса (34ч)


№ п/п
Темы занятий Количество часов
теория практика
1. Мир математики- 7ч
1-3 Эрудит-шоу 1 2
4-5 Самый любознательный 2
6-8 Самый быстрый 1 2
2. Мир литературы-10ч
9-11 Басни И.А. Крылова 1 2
12-15 Произведения о войне 1 3
16-18 Сказы П. Бажова 1 2
3. Мир грамматики-11ч
19-21 Слова-двойники. Омонимы. 1 2
22-23 Из глубины веков. Архаизмы. 1 2
24-26 Откуда ты, имя? 1 2
27-28 Счастливый случай 2
4.Мир природы- 6ч
29-31 Эти забавные животные 1 2
32 Гиганты природы 1
33-34 Праздник «Что, где, когда и почему всегда ответить я смогу» 2
Итого – 34ч

Содержание программы
1 класс
1. Мир математики - 11ч
Математические игры, задачи-шутки, ребусы, логические задачи, развивающие смекалку, сообразительность и умственную активность школьников. Изменение свойств предметов по цвету, размеру, форме.
2. Мир литературы - 8ч
Знакомство с героями русских народных сказок. Составление пословиц и поговорок из двух частей. Разгадывание загадок и различных шарад. Определение названия сказки по её отрывку. Отличие скороговорки от других жанров фольклора, учиться «говорить» скороговорку.
3. Мир грамматики - 8ч
Отгадывание кроссвордов по русскому языку. Образование новых слов путём перестановки букв, убирая буквы, заменяя буквы. Фонетические головоломки. Весёлые рифмы про ударение.
4.Мир природы - 6ч
Игра «Живое-неживое». Разгадывание удивительных лесных загадок о растениях и животных. Увлекательные рассказы о колбасном и хлебном дереве.

Содержание программы
2 класс
4. Мир математики - 8ч
Игра «Найди фигуру», конкурс «Поиск закономерностей», игра «Фантазёры»(«На что похоже»), конкурс «Весёлые вопросы» определяет, кто больше задаст вопросов, соревнование по станциям «Математический марафон».
5. Мир литературы - 10ч
Путешествие по сказкам (экскурсия в городскую библиотеку). Экскурсия в школьную библиотеку и конкурс чтецов «Осенняя поэзия», конкурс «Литературные загадки», игровая программа «Произведения Н.Носова»
6. Мир грамматики - 7ч
Ударение меняет значение (игра «Как получаются новые слова»). Заочная экскурсия в мир слов «Анаграммы». Синонимы и антонимы (игра «Кто больше»).
4.Мир природы - 6ч
Природа весной (экскурсия в парк). Мир животных (экскурсия в живой уголок ДДТ). Птичьи хлопоты (практическая работа в группах на территории школы). КВН «Что я знаю о…»

Содержание программы
3 класс
7. Мир математики - 7ч
Математический бой «Думай, считай». На «Математической ярмарке» продукция смекалистых, изобретательных и сообразительных. Экскурсия по территории школы «Старинные меры длины».
8. Мир литературы - 8ч
Викторина по зарубежным сказочникам и экскурсия в городскую библиотеку. Конкурсная программа «Ребусы». «Литературный марафон» проходит как соревнование по станциям.
9. Мир грамматики - 9ч
Фразеологизмы (практическая работа со словарями и КВН «Фразеологический зверинец». Конкурс «Шарады». Игры «Синонимичное лото» и «Антонимичное лото».
4.Мир природы - 10ч
Экскурсия в парк «Природа зимой». Проект «Кормушка» (изготовление кормушки и её крепление). Экскурсия в парк «Мир птиц». Праздник (проект) «Здравствуй, лето!»

Содержание программы
4 класс
10. Мир математики - 7ч
Развлекательная программа «Эрудит-шоу». Игра-соревнование «Самый любознательный». Математический спринт «Самый быстрый».
11. Мир литературы - 10ч
Басни И.А. Крылова (игра «Узнай басню», конкурс рисунков по басням Крылова, конкурс кроссвордов по басням). Практическая работа с детскими книгами о войне. Акция «Открытка ветерану». Поздравление ветеранов с Днём защитника Отечества. Викторина по сказам П. Бажова и экскурсия в городскую библиотеку.
12. Мир грамматики - 11ч
Игра «Отгадай омоним», кроссворд «Слова-двойники». Путешествие в историю архаизмов. Экскурсия в городскую библиотеку., практическая работа со словарями «Откуда ты, имя?». Игра «Счастливый случай».
4.Мир природы - 6ч
Эти забавные животные (экскурсия в живой уголок ДДТ). Занимательная викторина о гигантских растениях и животных. Праздник (проект) «Что, где, когда и почему всегда ответить я смогу».

Литература
1. Агеева, И. Д. занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие [Электронный ресурс] / И. Д. Агеева. – Режим доступа: zanimatika.narod.ru/Book8.htm
2. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы [Текст] /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Игровая копилка. Занимательная математика в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа : igraemsdetmy.ru/?p=1696
4. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продлённого дня. 4 класс [Текст] / авт.-сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география [Текст] / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
6. Соколова, Т.Е. Информационно-аналитические умения; система индивидуального мониторинга [Текст] / Т.Е.Соколова. - Самара: Учебная литература, 2008. – 85 с.
7. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. [Текст] /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.
8. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса [Текст] /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.
9. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продлённого дня. 4 класс [Текст] / авт.-сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2008.


Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ