Программа "Мой край". 1-4 класс
Наталья Шумилова
17.08.2014
2886
389
0
Краеведение / Планирование
Шумилова Н.К.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Программа «Мой край»
1- 4 класс
реализует социальное направление внеурочной деятельности
Автор-составитель: Шумилова Наталья Крестьяновна,
учитель начальных классов
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Учебно-тематический план
Содержание программы
Список литературы
Пояснительная записка
Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края, его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. Одной из актуальных задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, к родным корням. Программа «Мой край» знакомит ребят с родным краем, его историей, помогает ощутить связь с прошлым и настоящим страны. Знакомство с историей родного края позволяет увидеть многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, своеобразие животного мира, жилища, одежды.
Программа внеурочной деятельности «Мой край» направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его гражданской и нравственной позиции.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по социальному направлению.
Программа «Мой край» составлена на основе программы «Мой край - Югра» (автор-составитель М.Н. Макарова) и программы «Историческое краеведение Кемеровской области» (автор-составитель О.А. Кихаева).
Цель программы – формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи программы:
способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своего родного края;
содействовать толерантному отношению к окружающим;
развивать познавательный интерес учащихся к истории родного края, расширять кругозор;
формировать исследовательскую культуру у младших школьников.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа № 44».
В основе реализации программы «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Программа рассчитана на 135 ч ( в 1-м классе – 33ч, во 2-4 классах – 34ч).
Учебные предметы Внеурочная деятельность
Окружающий мир Наблюдения, экскурсии по городам Кемеровской области, история своего края
Физическая культура Подвижные игры вокруг ёлки в Томской писанице, народные игры в с. Беково
Литературное чтение Произведения малых фольклорных жанров, которые используются в праздниках (проектах)
Русский язык Во время экскурсий происходит знакомство с новыми словами, понятиями, расширяется словарный запас слов.
Музыка Музыкальные произведения в соответствии с тематикой праздников (проектов)
Технология Оформление к праздникам (проектам)
Программа «Мой край» реализуется в форме выездных экскурсий по городам Кемеровской области. В конце каждого года обучения проходит итоговое занятие: праздник (проект). Занятия по программе предусматривают экскурсии на свежем воздухе, подвижные игры, участие в практических занятиях. Поэтому 80% занятий проходит в активной форме.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
2. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
3. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
У обучающегося будут сформированы:
1. основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.
2. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
3. эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области;
4. чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
5. эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
2. проявлять инициативу действия в сотрудничестве;
3. самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;
4. использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения:
1. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
2. уметь в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом;
4. вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные учебные универсальные действия
Обучающийся научится:
1. используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
2. на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
3. узнавать символику Кемеровской области, города;
4. описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;
5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
6. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
7. использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой Кемеровской области и атласом;
8. работать с атласом, глобусом и картой;
9. находить на карте свой регион и его главный город;
10. устанавливать причинно‐следственные связи;
11. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
12. устанавливать аналогии.
У обучающегося будут сформированы умения:
1. самостоятельно подбирать литературу по теме;
2. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
3. работать в семейных архивах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
2. ориентироваться на позицию партнера в общении;
3. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
У обучающегося будут сформированы умения:
1. выступать с сообщениями;
2. формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
3. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Итоговые занятия проходят в форме творческих проектов (праздников).
Программа «Мой край» предусматривает следующие формы контроля: тесты по итогам экскурсий, викторина, игры, защита проектов, создание презентации по результатам экскурсии.
Содержание программы
1 класс
Достопримечательности нашего города- 8ч
Экскурсии по родному городу в парк им. Горовца, в ДК «Родина», в сквер «Единый Кузбасс», знакомство со школьным музеем, встреча с ребятами из научного объединения «Поиск», в городскую школьную библиотеку.
Экскурсии в г. Полысаево и в г. Ленинске-Кузнецком – 8ч
Игровая программы «Зимние забавы» в ДК «Родина, выездная экскурсия в Выставочный зал г. Ленинска-Кузнецкого: знакомство с животными террариума, игровая программа в ДДТ.
Экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница» - 9ч
Выездная экскурсия в г.Кемерово. Знакомство с писанными скалами, наблюдение за животным и растительным миром Кемеровской области, с её историческим прошлым.
Праздник(проект) «Мир растений» - 8ч
Создание творческих групп по подготовке проекта. Презентация проекта.
Содержание программы
2 класс
Экскурсия в Ботанический сад г. Кемерово- 8ч
Выездная экскурсия в г.Кемерово. Спектакль «Чудо-папа» в театре драмы, экскурсия в музее театра. Знакомство с разнообразием растений в Ботаническом саду, живой уголок Ботанического сада.
Экскурсия в г. Ленинск-Кузнецкий в Выставочный зал – 4ч
Выездная экскурсия в г. Ленинск-Кузнецкий по теме «Динозавры Ледникового периода». Рисование динозавров, наблюдение за появлением динозавра с помощью «чудо-колеса», коллективное составление переносных пазлов.
Экскурсия в г. Ленинск-Кузнецкий в городской краеведческий музей - 4ч
Выездная экскурсия в г. Ленинск-Кузнецкий в городской краеведческий музей. Археология и палеонтология края, вклад трудящихся в годы Великой Отечественной войны. Знакомство с историей музея, с представителями животного и растительного мира.
Экскурсия в музей «Чолкой» с. Беково - 10ч
Выездная экскурсия в село Беково. Знакомство с коренными жителями Кемеровской области – шорцами, с особенностями их быта, народного творчества. Национальные костюмы, игры, блюда. Первые животные нашей области.
Праздник (проект) «Животные нашего края» - 8ч
Создание творческих групп по подготовке проекта. Презентация проекта.
Содержание программы
3 класс
Экскурсия в музей «Красная горка» г. Кемерово- 8ч
Выездная экскурсия в г. Кемерово в музей «Красная горка». Знакомство с транспортом, с добычей угля подземным способом, с историей Кемеровского рудника.
Экскурсия в резиденцию Деда Мороза в Томской писанице г. Кемерово – 10ч
Выездная экскурсия в г. Кемерово в Томскую писаницу. Наблюдение за природой области в зимний период. Игры у Новогодней ёлки, знакомство с резиденцией Деда Мороза, прогулка по зимнему лесу.
Экскурсия в музей ГБДД Кузбасса - 8ч
Выездная экскурсия в музей ГБДД в г. Кемерово. Знакомство с историей ГИБДД Кузбасса, практические занятия в музее, изучение механических транспортных средств.
Праздник (проект) «История Кузбасса» - 8ч
Создание творческих групп по подготовке проекта. Презентация проекта.
Содержание программы
4 класс
Экскурсия в г. Новокузнецк – 9 ч
Выездная экскурсия в г. Новокузнецк. Экскурсия по Кузнецкой крепости (в помещении и на улице), знакомство с историей создания крепости, с особенностями её сооружения. Правила поведения в Софийском соборе, церковные обычаи. Экскурсия в Планетарий: звёздная карта планеты Земля. Памятник первому космонавту Ю.А. Гагарину.
Экскурсия в г. Кемерово – 9 ч
Выездная экскурсия в г. Кемерово в областной краеведческий музей. Знакомство с геологией края, с живописью художников Кузбасса, с историей и культурой Кемеровской области, с предметами быта 19-20 века.
Экскурсия в музей «Пожарная часть» г.Ленинск-Кузнецкий - 8ч
Выездная экскурсия в г. Ленинск-Кузнецкий в музей «Пожарная часть». Знакомство с историей пожарной охраны России, Кузбасса, изучение средств для тушения пожара, практические занятия. Экскурсия в парке Победы на центральной площади города.
Праздник (проект) «Мой край Кузбасс» - 8ч
Создание творческих групп по подготовке проекта. Презентация проекта.
Список литературы
Список литературы для учителя
1. Квасникова, Н.Ю. Авторская программа по курсу «Краеведение» [Электронный ресурс] / Н.Ю. Квасникова. -festival.1september.ru/articles/527267/.
2. Кихаева, О.А. Программа Историческое краеведение Кемеровской области [Электронный ресурс] / О. А. Кихаева - nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-vneurochnoi-deyatelnosti-%C2%ABistoricheskoe-kraevedenie-kemerovskoi-o
3. Панафидина, Е.М. Научно-практическая конференция по краеведению для учащихся 3-х классов «Кузбасс — мой край родной» [Электронный ресурс] – URL: festival.1september.ru/articles/573480/ .
4. Солосвьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа [Текст] / Л.И. Соловьёв. - Кемерово, 2006 – 213с.
Список литературы для учащихся
1. Куприянов, А. Природа Кузбасса или Приключения кузнечика Кузи [Текст] : краеведение для детей / А. Куприянов, Ю. Манаков. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 72 с.
2. Лаврина, В. История Кузбасса в рассказах для детей [Текст] : краеведение для детей / В. Лаврина. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2007. – 80 с.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов
Программа «Мой край»
1- 4 класс
реализует социальное направление внеурочной деятельности
Автор-составитель: Шумилова Наталья Крестьяновна,
учитель начальных классов
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Учебно-тематический план
Содержание программы
Список литературы
Пояснительная записка
Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края, его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. Одной из актуальных задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, к родным корням. Программа «Мой край» знакомит ребят с родным краем, его историей, помогает ощутить связь с прошлым и настоящим страны. Знакомство с историей родного края позволяет увидеть многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, своеобразие животного мира, жилища, одежды.
Программа внеурочной деятельности «Мой край» направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его гражданской и нравственной позиции.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по социальному направлению.
Программа «Мой край» составлена на основе программы «Мой край - Югра» (автор-составитель М.Н. Макарова) и программы «Историческое краеведение Кемеровской области» (автор-составитель О.А. Кихаева).
Цель программы – формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
Задачи программы:
способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своего родного края;
содействовать толерантному отношению к окружающим;
развивать познавательный интерес учащихся к истории родного края, расширять кругозор;
формировать исследовательскую культуру у младших школьников.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа № 44».
В основе реализации программы «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Программа рассчитана на 135 ч ( в 1-м классе – 33ч, во 2-4 классах – 34ч).
Учебные предметы Внеурочная деятельность
Окружающий мир Наблюдения, экскурсии по городам Кемеровской области, история своего края
Физическая культура Подвижные игры вокруг ёлки в Томской писанице, народные игры в с. Беково
Литературное чтение Произведения малых фольклорных жанров, которые используются в праздниках (проектах)
Русский язык Во время экскурсий происходит знакомство с новыми словами, понятиями, расширяется словарный запас слов.
Музыка Музыкальные произведения в соответствии с тематикой праздников (проектов)
Технология Оформление к праздникам (проектам)
Программа «Мой край» реализуется в форме выездных экскурсий по городам Кемеровской области. В конце каждого года обучения проходит итоговое занятие: праздник (проект). Занятия по программе предусматривают экскурсии на свежем воздухе, подвижные игры, участие в практических занятиях. Поэтому 80% занятий проходит в активной форме.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
2. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
3. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
У обучающегося будут сформированы:
1. основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.
2. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
3. эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области;
4. чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
5. эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
2. проявлять инициативу действия в сотрудничестве;
3. самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;
4. использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения:
1. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
2. уметь в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом;
4. вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные учебные универсальные действия
Обучающийся научится:
1. используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
2. на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
3. узнавать символику Кемеровской области, города;
4. описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;
5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
6. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
7. использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой Кемеровской области и атласом;
8. работать с атласом, глобусом и картой;
9. находить на карте свой регион и его главный город;
10. устанавливать причинно‐следственные связи;
11. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
12. устанавливать аналогии.
У обучающегося будут сформированы умения:
1. самостоятельно подбирать литературу по теме;
2. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
3. работать в семейных архивах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
1. понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
2. ориентироваться на позицию партнера в общении;
3. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
У обучающегося будут сформированы умения:
1. выступать с сообщениями;
2. формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
3. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Итоговые занятия проходят в форме творческих проектов (праздников).
Программа «Мой край» предусматривает следующие формы контроля: тесты по итогам экскурсий, викторина, игры, защита проектов, создание презентации по результатам экскурсии.
Содержание программы
1 класс
Достопримечательности нашего города- 8ч
Экскурсии по родному городу в парк им. Горовца, в ДК «Родина», в сквер «Единый Кузбасс», знакомство со школьным музеем, встреча с ребятами из научного объединения «Поиск», в городскую школьную библиотеку.
Экскурсии в г. Полысаево и в г. Ленинске-Кузнецком – 8ч
Игровая программы «Зимние забавы» в ДК «Родина, выездная экскурсия в Выставочный зал г. Ленинска-Кузнецкого: знакомство с животными террариума, игровая программа в ДДТ.
Экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница» - 9ч
Выездная экскурсия в г.Кемерово. Знакомство с писанными скалами, наблюдение за животным и растительным миром Кемеровской области, с её историческим прошлым.
Праздник(проект) «Мир растений» - 8ч
Создание творческих групп по подготовке проекта. Презентация проекта.
Содержание программы
2 класс
Экскурсия в Ботанический сад г. Кемерово- 8ч
Выездная экскурсия в г.Кемерово. Спектакль «Чудо-папа» в театре драмы, экскурсия в музее театра. Знакомство с разнообразием растений в Ботаническом саду, живой уголок Ботанического сада.
Экскурсия в г. Ленинск-Кузнецкий в Выставочный зал – 4ч
Выездная экскурсия в г. Ленинск-Кузнецкий по теме «Динозавры Ледникового периода». Рисование динозавров, наблюдение за появлением динозавра с помощью «чудо-колеса», коллективное составление переносных пазлов.
Экскурсия в г. Ленинск-Кузнецкий в городской краеведческий музей - 4ч
Выездная экскурсия в г. Ленинск-Кузнецкий в городской краеведческий музей. Археология и палеонтология края, вклад трудящихся в годы Великой Отечественной войны. Знакомство с историей музея, с представителями животного и растительного мира.
Экскурсия в музей «Чолкой» с. Беково - 10ч
Выездная экскурсия в село Беково. Знакомство с коренными жителями Кемеровской области – шорцами, с особенностями их быта, народного творчества. Национальные костюмы, игры, блюда. Первые животные нашей области.
Праздник (проект) «Животные нашего края» - 8ч
Создание творческих групп по подготовке проекта. Презентация проекта.
Содержание программы
3 класс
Экскурсия в музей «Красная горка» г. Кемерово- 8ч
Выездная экскурсия в г. Кемерово в музей «Красная горка». Знакомство с транспортом, с добычей угля подземным способом, с историей Кемеровского рудника.
Экскурсия в резиденцию Деда Мороза в Томской писанице г. Кемерово – 10ч
Выездная экскурсия в г. Кемерово в Томскую писаницу. Наблюдение за природой области в зимний период. Игры у Новогодней ёлки, знакомство с резиденцией Деда Мороза, прогулка по зимнему лесу.
Экскурсия в музей ГБДД Кузбасса - 8ч
Выездная экскурсия в музей ГБДД в г. Кемерово. Знакомство с историей ГИБДД Кузбасса, практические занятия в музее, изучение механических транспортных средств.
Праздник (проект) «История Кузбасса» - 8ч
Создание творческих групп по подготовке проекта. Презентация проекта.
Содержание программы
4 класс
Экскурсия в г. Новокузнецк – 9 ч
Выездная экскурсия в г. Новокузнецк. Экскурсия по Кузнецкой крепости (в помещении и на улице), знакомство с историей создания крепости, с особенностями её сооружения. Правила поведения в Софийском соборе, церковные обычаи. Экскурсия в Планетарий: звёздная карта планеты Земля. Памятник первому космонавту Ю.А. Гагарину.
Экскурсия в г. Кемерово – 9 ч
Выездная экскурсия в г. Кемерово в областной краеведческий музей. Знакомство с геологией края, с живописью художников Кузбасса, с историей и культурой Кемеровской области, с предметами быта 19-20 века.
Экскурсия в музей «Пожарная часть» г.Ленинск-Кузнецкий - 8ч
Выездная экскурсия в г. Ленинск-Кузнецкий в музей «Пожарная часть». Знакомство с историей пожарной охраны России, Кузбасса, изучение средств для тушения пожара, практические занятия. Экскурсия в парке Победы на центральной площади города.
Праздник (проект) «Мой край Кузбасс» - 8ч
Создание творческих групп по подготовке проекта. Презентация проекта.
Список литературы
Список литературы для учителя
1. Квасникова, Н.Ю. Авторская программа по курсу «Краеведение» [Электронный ресурс] / Н.Ю. Квасникова. -festival.1september.ru/articles/527267/.
2. Кихаева, О.А. Программа Историческое краеведение Кемеровской области [Электронный ресурс] / О. А. Кихаева - nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-vneurochnoi-deyatelnosti-%C2%ABistoricheskoe-kraevedenie-kemerovskoi-o
3. Панафидина, Е.М. Научно-практическая конференция по краеведению для учащихся 3-х классов «Кузбасс — мой край родной» [Электронный ресурс] – URL: festival.1september.ru/articles/573480/ .
4. Солосвьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа [Текст] / Л.И. Соловьёв. - Кемерово, 2006 – 213с.
Список литературы для учащихся
1. Куприянов, А. Природа Кузбасса или Приключения кузнечика Кузи [Текст] : краеведение для детей / А. Куприянов, Ю. Манаков. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 72 с.
2. Лаврина, В. История Кузбасса в рассказах для детей [Текст] : краеведение для детей / В. Лаврина. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2007. – 80 с.
Скачать
Другие материалы автора
- Исследовательская работа "Профилактика заболеваний младшего школьника". 4 класс
- Урок семьи и семейных ценностей
- Рабочая программа по литературному чтению. 1-4 класс
- Программа "Игры на воде". 1-4 класс
- Урок литературного чтения в 4 классе "Дети войны" (УМК "Начальная школа 21 века)
- Урок литературного чтения в 1-м классе. Мир сказок. В. Сутеев "Дядя Миша"
- Как я с семьёй безопасно проведу каникулы
- Проект "Мой класс"
- Технологическая карта урока "Деревья леса" (2 класс, окружающий мир)
- Родительское собрание "Азбука дорог для родителей"
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.