Минкульт разработал программу развития системы музыкального образования в РФ на 2015–2020 годы
дата: 19.02.2015, опубликовал: Людмила Запольских
Глава Департамента по науке и образованию Минкультуры России Александра Аракелова рассказала, что основная цель программы — сохранить уникальную поэтапную подготовку музыкантов, которой нет ни в одном государстве (за исключением бывших союзных республик): "Сначала идет музыкальная школа, потом — музыкальное училище, далее — консерватория или другой вуз искусств, то есть в России учатся 17–19 лет, чтобы стать музыкантом. Поэтому среди основных задач программы — повышение качества музыкального образования и привлечение как можно большего количества детей к музыкальному искусству. Если раньше, в советскую эпоху, почти в каждой общеобразовательной школе был хор, проводились смотры хоров, то сейчас эта традиция ушла, а предмет "музыка" в большинстве общеобразовательных школ превратился в прослушивание музыкальных произведений с беседами о музыке. Ушла творческая составляющая, дети перестали петь, играть на музыкальных инструментах, исчезли детские хоры и инструментальные ансамбли. Мы решили эти традиции для детей возродить, для этого совместно с Минобрнауки будут приняты конкретные меры по решению этой весьма важной для страны задачи".
Глава департамента также напомнила, что уже разработана общеобразовательная программа по учебному предмету "музыка" с определенными к этому предмету требованиями и задачами: "В 2014 году она проходила апробацию в ряде школ 15 регионов России, и полученные результаты будут учтены при разработке этих требований. Сейчас к программе разрабатывается методическое обеспечение".
Авторы программы развития музыкального образования рассчитывают, что в случае ее реализации увеличится не только число детей, занимающихся музыкой, но и повысится качество подготовки самих музыкантов. Кроме того, на базе ведущих вузов, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства, планируется создать специальные методические центры. Ожидается, что они будут обеспечивать методическую и творческую координацию деятельности детских школ искусств, музыкальных училищ, общеобразовательных школ и педагогических вузов, в которых обучаются будущие учителя музыки. Также один из основных пунктов документа посвящен возрождению практики функционирования в общеобразовательных школах хоровых коллективов, духовых оркестров и других коллективных форм детского музыкального творчества. Для оценки результатов реализации программы ежегодно будет проводиться мониторинг.
Всего в России насчитывается 3 089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями, 176 средних учебных заведений и 45 вузов, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства.
В числе наиболее острых проблем, с которыми столкнулась система музыкального образования, — кадровый дефицит, уменьшение количества обучающихся по ряду основополагающих музыкальных специальностей. Региональные и муниципальные оркестры, детские школы искусств и даже некоторые музыкальные училища испытывают острую потребность в музыкантах-оркестрантах, преподавателях музыкально-теоретических дисциплин. Особенно не хватает преподавателей по классам духовых и струнных инструментов. А количество детей, обучающихся в детских школах искусств на скрипке, виолончели и других струнных инструментах, за последние 10 лет снизилось почти на 35 тысяч. Уменьшение детей, которые обучаются в детских школах искусств на отделениях струнных и народных инструментов, отрицательно сказывается и на качестве профессионального образования: при приеме в музыкальные училища конкурсы по этим дисциплинам практически отсутствуют, а значит, и нет возможности отобрать лучших.
Кроме того, серьезную озабоченность у экспертов вызывает состояние материально-технической базы образовательных организаций, в первую очередь регионального и муниципального уровней.
http://www.ug.ru/news/14300
Глава департамента также напомнила, что уже разработана общеобразовательная программа по учебному предмету "музыка" с определенными к этому предмету требованиями и задачами: "В 2014 году она проходила апробацию в ряде школ 15 регионов России, и полученные результаты будут учтены при разработке этих требований. Сейчас к программе разрабатывается методическое обеспечение".
Авторы программы развития музыкального образования рассчитывают, что в случае ее реализации увеличится не только число детей, занимающихся музыкой, но и повысится качество подготовки самих музыкантов. Кроме того, на базе ведущих вузов, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства, планируется создать специальные методические центры. Ожидается, что они будут обеспечивать методическую и творческую координацию деятельности детских школ искусств, музыкальных училищ, общеобразовательных школ и педагогических вузов, в которых обучаются будущие учителя музыки. Также один из основных пунктов документа посвящен возрождению практики функционирования в общеобразовательных школах хоровых коллективов, духовых оркестров и других коллективных форм детского музыкального творчества. Для оценки результатов реализации программы ежегодно будет проводиться мониторинг.
Всего в России насчитывается 3 089 детских музыкальных школ и школ искусств с музыкальными отделениями, 176 средних учебных заведений и 45 вузов, реализующих образовательные программы в области музыкального искусства.
В числе наиболее острых проблем, с которыми столкнулась система музыкального образования, — кадровый дефицит, уменьшение количества обучающихся по ряду основополагающих музыкальных специальностей. Региональные и муниципальные оркестры, детские школы искусств и даже некоторые музыкальные училища испытывают острую потребность в музыкантах-оркестрантах, преподавателях музыкально-теоретических дисциплин. Особенно не хватает преподавателей по классам духовых и струнных инструментов. А количество детей, обучающихся в детских школах искусств на скрипке, виолончели и других струнных инструментах, за последние 10 лет снизилось почти на 35 тысяч. Уменьшение детей, которые обучаются в детских школах искусств на отделениях струнных и народных инструментов, отрицательно сказывается и на качестве профессионального образования: при приеме в музыкальные училища конкурсы по этим дисциплинам практически отсутствуют, а значит, и нет возможности отобрать лучших.
Кроме того, серьезную озабоченность у экспертов вызывает состояние материально-технической базы образовательных организаций, в первую очередь регионального и муниципального уровней.
http://www.ug.ru/news/14300
Другие новости
- Минобрнауки законодательно ограничит время на выполнение школьниками домашнего задания
- Число общественных наблюдателей на ЕГЭ увеличат вдвое
- Российскую команду-победительницу Всемирной зимней универсиады поздравил Владимир Путин
- Состоялся финал Всероссийского синхронного чемпионата по интеллектуальным играм среди школьников
- Общественная палата проводит дистанционное обучение наблюдателей на ЕГЭ-2015
- Борцы с киберпреступностью просят дополнить школьную программу "Основами информационной безопасности"
- Минобрнауки РФ приглашает поучаствовать в конкурсе авторских проектов в сфере образования
Комментарии
#1 Замечательно будет, если сохранится 3-х ступенчатая система музыкального образования!
Валентина Федоровна Шайдурова, дата: 19.02.2015 в 18:12
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.