В Москве обсуждают тенденции развития лидерства в школьном и дошкольном образовании
дата: 19.02.2015, опубликовал: Ирина Матюшина
Стоит отметить, что эту проблему в последние годы регулярно затрагивают на самом разном уровне. Причём вопрос ставится достаточно остро: стране в целом и каждой организации, в том числе, школе, нужны люди, которые не просто хотят, но и могут вести за собой, готовы стать центром средоточия позитивных инициатив, организовать коллектив для решения тех или иных задач, направить усилия других людей в нужное русло.При этом, однако, до сих пор не вполне понятно, кого же на самом деле стоит считать лидером. По мнению декана факультета “Менеджмент в образовании” Высшей школы социальных и экономических наук Елены Ленской, это тот, кто видит ситуацию в целом, готов взять инициативу в свои руки, возглавить людей, а также нести ответственность за достижение результата.
А вот ректору Московского городского педагогического университета Игорю Реморенко гораздо ближе точка зрения Лао Цзы, который говорил: “Истинно мудрым руководителем следует считать того, о существовании которого народ не подозревает, а всё хорошее, что происходит в обществе, люди приписывают себе”. Иными словами, лидер – это, во-первых, тот, кто ведёт за собой, вовсе не обязательно находясь при этом в центре внимания, а во-вторых - человек, который не мешает развиваться другим, не подавляет окружающих, а организует их деятельность в процессе достижения общей для всех цели.
Представления о лидере в различных культурах в разное время несколько отличалось друг от друга. У одних народов лидеру необходимо подчиняться беспрекословно, его следует боготворить и почитать. У других лидеров выбирают или назначают, а если он не устраивает общество – снимают и заменяют более достойным.
В определённые моменты развития нашего общества возникали условия для того, чтобы лидерские качества либо проявлялись во всей красе, либо, наоборот, угнетались, поскольку при наличии уже готовых лидеров никакие другие, новые, не были нужны.
Тем не менее, в нынешних условиях, когда от системы образования требуют развивать гражданскую инициативу, когда есть установка растить людей, способных в дальнейшем построить свой собственный бизнес, стать предпринимателями, когда нужны кадры, которые не ждали бы каждый раз приказа сверху, а действовали бы в зависимости от обстоятельств, ставка на воспитание лидерских качеств вполне понятна.
Остаётся вопрос: как же выявить лидеров из общей массы? Вряд ли можно рассчитывать, что они сами проявятся, по принципу “шила в мешке не утаишь”. Следовательно, нужно создать условия, в которых лидерские качества у людей могут проявиться во всей красе.
В качестве примера грамотного подхода к решению этой проблемы Игорь Реморенко привёл организованное в 2010 году в Интернете обсуждение проекта закона “Об образовании в Российской Федерации”. Тогда на сайт поступило несколько тысяч замечаний и предложений по поводу этого документа. Причём граждане могли активно комментировать друг друга, высказывать свою точку зрения, предлагать собственные аргументы. Проведя анализ количества и качества всех этих записей, организаторы обсуждения пришли к весьма интересному выводу: с одной стороны, в ходе обсуждения сразу были выявлены самые активные пользователи, которые оставались виду у всех и находились в центре внимания; с другой стороны, самые дельные и продуманные предложения исходили вовсе не от них, а от более малочисленной аудитории, чьё мнение, в итоге, и было признано наиболее авторитетным. Возникает вопрос: кто же, в этом случае, лидер? При всей кажущейся простоте ответа, всё, на самом деле, отнюдь не так однозначно.
…Конференция рассчитана на два дня и закончится в пятницу вечером. Однако уже сейчас можно сказать, что предложенные темы “круглых столов” будут не только интересными, но и весьма полезными. Ведь сюда приехали люди, которые знают, как выявить лидеров среди учеников и учителей, как их воспитать и что с ними в дальнейшем делать.
http://www.ug.ru/news/14310
А вот ректору Московского городского педагогического университета Игорю Реморенко гораздо ближе точка зрения Лао Цзы, который говорил: “Истинно мудрым руководителем следует считать того, о существовании которого народ не подозревает, а всё хорошее, что происходит в обществе, люди приписывают себе”. Иными словами, лидер – это, во-первых, тот, кто ведёт за собой, вовсе не обязательно находясь при этом в центре внимания, а во-вторых - человек, который не мешает развиваться другим, не подавляет окружающих, а организует их деятельность в процессе достижения общей для всех цели.
Представления о лидере в различных культурах в разное время несколько отличалось друг от друга. У одних народов лидеру необходимо подчиняться беспрекословно, его следует боготворить и почитать. У других лидеров выбирают или назначают, а если он не устраивает общество – снимают и заменяют более достойным.
В определённые моменты развития нашего общества возникали условия для того, чтобы лидерские качества либо проявлялись во всей красе, либо, наоборот, угнетались, поскольку при наличии уже готовых лидеров никакие другие, новые, не были нужны.
Тем не менее, в нынешних условиях, когда от системы образования требуют развивать гражданскую инициативу, когда есть установка растить людей, способных в дальнейшем построить свой собственный бизнес, стать предпринимателями, когда нужны кадры, которые не ждали бы каждый раз приказа сверху, а действовали бы в зависимости от обстоятельств, ставка на воспитание лидерских качеств вполне понятна.
Остаётся вопрос: как же выявить лидеров из общей массы? Вряд ли можно рассчитывать, что они сами проявятся, по принципу “шила в мешке не утаишь”. Следовательно, нужно создать условия, в которых лидерские качества у людей могут проявиться во всей красе.
В качестве примера грамотного подхода к решению этой проблемы Игорь Реморенко привёл организованное в 2010 году в Интернете обсуждение проекта закона “Об образовании в Российской Федерации”. Тогда на сайт поступило несколько тысяч замечаний и предложений по поводу этого документа. Причём граждане могли активно комментировать друг друга, высказывать свою точку зрения, предлагать собственные аргументы. Проведя анализ количества и качества всех этих записей, организаторы обсуждения пришли к весьма интересному выводу: с одной стороны, в ходе обсуждения сразу были выявлены самые активные пользователи, которые оставались виду у всех и находились в центре внимания; с другой стороны, самые дельные и продуманные предложения исходили вовсе не от них, а от более малочисленной аудитории, чьё мнение, в итоге, и было признано наиболее авторитетным. Возникает вопрос: кто же, в этом случае, лидер? При всей кажущейся простоте ответа, всё, на самом деле, отнюдь не так однозначно.
…Конференция рассчитана на два дня и закончится в пятницу вечером. Однако уже сейчас можно сказать, что предложенные темы “круглых столов” будут не только интересными, но и весьма полезными. Ведь сюда приехали люди, которые знают, как выявить лидеров среди учеников и учителей, как их воспитать и что с ними в дальнейшем делать.
http://www.ug.ru/news/14310
Другие новости
- Минкульт разработал программу развития системы музыкального образования в РФ на 2015–2020 годы
- Минобрнауки законодательно ограничит время на выполнение школьниками домашнего задания
- Число общественных наблюдателей на ЕГЭ увеличат вдвое
- Российскую команду-победительницу Всемирной зимней универсиады поздравил Владимир Путин
- Состоялся финал Всероссийского синхронного чемпионата по интеллектуальным играм среди школьников
- Общественная палата проводит дистанционное обучение наблюдателей на ЕГЭ-2015
- Борцы с киберпреступностью просят дополнить школьную программу "Основами информационной безопасности"
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.