С нами 17200 учителей, 7312 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Жесткий контроль или полифония: эксперты обсуждают подходы к системе образования
дата: 20.02.2015, опубликовал: Светлана Трушина
На международной научно-практической конференции "Тенденции развития образования", которая в данный момент проходит в РАНХиГС, обсуждают проблемы лидерства в детских и педагогических коллективах, а также сопутствующие этому вопросы. Огромный резонанс вызвало выступление академика РАО, заведующего кафедрой психологии личности МГУ Александра Асмолова.
Рассуждая на тему "Полифония ведущих деятельностей в развитии ребёнка дошкольного возраста: игра, исследование, общение", Александр Григорьевич ссылался на труды крупнейших российских психологов – Льва Выготского, Михаила Бахтина, Александра Бернштейна. Все они подтверждали главный тезис, который Асмолов разделяет целиком и полностью: системы с жёсткой структурой и вертикалью власти, все члены которой выполняют предписанные им законы и требования, гораздо менее устойчива перед внешним воздействием, гораздо сильнее подвержена кризисам, поскольку не способна оперативно адаптироваться к ним. В то же время там, где инициатива отдана самим гражданам, где их не ограничивают огромным количеством запретов, где от них не требуют отчёта за каждый шаг, общество развивается более энергично и, вообще, более успешно в целом.
Всё это имеет самое прямое отношение к системе образования, которая, по мнению Александра Асмолова, чрезвычайно заорганизована, выстроена очень нелогично. Не только дети, но также учителя, директора и все остальные участники процесса вынуждены делать не то, что они хотят, а то, что от них требуют. Хотя настоящее развитие возможно, только если каждый человек будет для себя решать, в какую сторону ему развиваться и чем заниматься. Хуже всего то, что во главу угла у нас поставлено даже не развитие само по себе (несмотря на то, что об этом постоянно говорят и к этому, якобы, стремятся), а контроль за развитием. И всё внимание уделяется, прежде всего, именно контролю. И это следствие той самой жёсткой структуры и централизации, ибо тому, кто сидит наверху и далёк от самого образовательного процесса, нужны отчёты обо всём, что происходит в системе, о выполнении приказов и распоряжений.- Мы живём в сложное время, которое имеет ряд отличительных признаков, - сказал академик. – Во-первых, это неопределённость, вызванная огромным количеством факторов, учесть которые просто невозможно. Во-вторых, это постоянное и неудержимое усложнение процессов, систем и продуктов. В-третьих, это увеличение разнообразия всего, что есть – подходов, технологий, методик и т.д. Необходимо учитывать все эти особенности, иначе мы будем катастрофически отставать, снизим темпы роста и развития. К сожалению, то, что мы видим, свидетельствует об обратном: нам предлагают единые учебники, единые концепции, существующие образовательные учреждения объединяют и унифицируют.

В этом смысле термин полифония применительно к системе образования – это грамотное сочетание разных подходов, точек зрения, мнений, теорий и т.д. А применительно к ведущей деятельности это сочетание трёх линий поведения – игры, исследования и общения. Почему-то считается, что в дошкольном возрасте дети должны только играть, потому что этот вид деятельности является ведущим. Между тем, это не так, дети вполне способны исследовать мир, заниматься проектной деятельностью, развивать коммуникативные навыки.
Полифония призвана разрушить иерархию и дать больше инициативы и власти отдельным людям, помочь им работать в команде, где распределены роли и создана почва для личностного роста каждого её участника. Система, где человек вынужден учиться чему-либо лишь потому, что его кто-то заставляет, очень непродуктивна. А уж в дошкольном учреждении, по убеждению Александра Асмолова, должна работать только формула “Я развиваюсь потому, что развиваюсь - то есть потому, что я сам так хочу! А не потому, что я должен развиваться, следуя заветам какого-то лидера”.
http://ug.ru/news/14318
 
Другие новости

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ