В ОНФ раскритиковали попытки внедрения инклюзивного образования в регионах
дата: 03.05.2015, опубликовал: Виктория Чувикова
Специалисты Центра мониторинга исполнения указов президента "Народная экспертиза" провели экспертный опрос в 85 субъектах РФ. По его итогам сделали вывод: попытки внедрить инклюзивное образование в регионах не носят системного характера, выглядят неподготовленными и в результате оборачиваются механическим сокращением коррекционных школ.
ладимир Путин, выступая на форуме ОНФ в Пензе, отметил важность как коррекционного образования, так и введения инклюзивного обучения детей-инвалидов в обычных общеобразовательных школах. По мнению главы государства, в коррекционных школах дети с ограниченными возможностями вырваны из общей среды, им потом труднее адаптироваться в обществе, в жизни. При этом президент отметил, что за последнее время было закрыто 150 коррекционных школ.
- Безусловно, закрытие школ, если оно происходит, должно быть сопоставлено с возможностями инклюзивного образования, а этого, к сожалению, нет, – подчеркнул президент, призвав Минобрнауки и глав регионов обратить на это самое пристальное внимание.
В ОНФ ссылаются на данные, которые привел в апреле этого года замминистра образования и науки РФ Вениамин Каганов. Так, за последние 10 лет всего в стране закрыли 280 коррекционных школ. При этом, согласно данным Росстата и отчетам Минобрнауки, из 44 тысяч общеобразовательных школ на конец 2014г. лишь в 3 345 учебных заведений (то есть только в каждом 13-м) были созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (имелся специально обученный педагогический персонал, архитектурная доступность, спецтранспорт, адаптированные образовательные программы, специальное оборудование для обучения).
"Эта статистика позволяет сделать вывод, что внедрение инклюзивного образования в стране по сути только начинается", - подчеркивают в организации.
В интернет-анкетировании "Народной экспертизы" приняли участие 407 экспертов, в том числе люди с инвалидностью, представители общественных объединений и волонтерских организаций, школ с внедренной системой инклюзивного образования, реабилитационных центров для детей-инвалидов, специальных коррекционных учреждений, родители.
Практически все опрошенные считают, что последовательное внедрение инклюзивного образования повысит качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Также успешному освоению предметов и в целом адаптации в социуме будет содействовать введение института тьюторов – педагогов, которые сопровождают ребенка-инвалида в процессе индивидуального обучения.
При этом эксперты отметили объективные риски и ключевые проблемы на пути внедрения инклюзивного образования. Среди основных рисков они, помимо непродуманного закрытия коррекционных школ, назвали риск ухудшения качества образования здоровых детей при совместном обучении с детьми-инвалидами и увеличение нагрузки на педагогов общеобразовательных школ при внедрении инклюзивного образования.
В качестве ключевых проблем респонденты назвали нехватку специализированных кадров – тех же тьюторов, а также логопедов, психологов, дефектологов и т.д., отсутствие безбарьерной среды, нехватку специальных средств обучения и полное или частичное отсутствие программ преподавания совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями.
По выводу экспертов Центра, главная проблема состоит в том, что отсутствует общее концептуальное понимание системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования и, соответственно, отсутствуют региональные "дорожные карты".
http://www.ug.ru/news/14997
ладимир Путин, выступая на форуме ОНФ в Пензе, отметил важность как коррекционного образования, так и введения инклюзивного обучения детей-инвалидов в обычных общеобразовательных школах. По мнению главы государства, в коррекционных школах дети с ограниченными возможностями вырваны из общей среды, им потом труднее адаптироваться в обществе, в жизни. При этом президент отметил, что за последнее время было закрыто 150 коррекционных школ.
- Безусловно, закрытие школ, если оно происходит, должно быть сопоставлено с возможностями инклюзивного образования, а этого, к сожалению, нет, – подчеркнул президент, призвав Минобрнауки и глав регионов обратить на это самое пристальное внимание.
В ОНФ ссылаются на данные, которые привел в апреле этого года замминистра образования и науки РФ Вениамин Каганов. Так, за последние 10 лет всего в стране закрыли 280 коррекционных школ. При этом, согласно данным Росстата и отчетам Минобрнауки, из 44 тысяч общеобразовательных школ на конец 2014г. лишь в 3 345 учебных заведений (то есть только в каждом 13-м) были созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (имелся специально обученный педагогический персонал, архитектурная доступность, спецтранспорт, адаптированные образовательные программы, специальное оборудование для обучения).
"Эта статистика позволяет сделать вывод, что внедрение инклюзивного образования в стране по сути только начинается", - подчеркивают в организации.
В интернет-анкетировании "Народной экспертизы" приняли участие 407 экспертов, в том числе люди с инвалидностью, представители общественных объединений и волонтерских организаций, школ с внедренной системой инклюзивного образования, реабилитационных центров для детей-инвалидов, специальных коррекционных учреждений, родители.
Практически все опрошенные считают, что последовательное внедрение инклюзивного образования повысит качество обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Также успешному освоению предметов и в целом адаптации в социуме будет содействовать введение института тьюторов – педагогов, которые сопровождают ребенка-инвалида в процессе индивидуального обучения.
При этом эксперты отметили объективные риски и ключевые проблемы на пути внедрения инклюзивного образования. Среди основных рисков они, помимо непродуманного закрытия коррекционных школ, назвали риск ухудшения качества образования здоровых детей при совместном обучении с детьми-инвалидами и увеличение нагрузки на педагогов общеобразовательных школ при внедрении инклюзивного образования.
В качестве ключевых проблем респонденты назвали нехватку специализированных кадров – тех же тьюторов, а также логопедов, психологов, дефектологов и т.д., отсутствие безбарьерной среды, нехватку специальных средств обучения и полное или частичное отсутствие программ преподавания совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями.
По выводу экспертов Центра, главная проблема состоит в том, что отсутствует общее концептуальное понимание системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования и, соответственно, отсутствуют региональные "дорожные карты".
http://www.ug.ru/news/14997
Другие новости
- Президент РФ вручил золотую звезду Героя Труда учительнице из Калининградской области
- Первые в этом сезоне студотряды прибыли на стройку космодрома "Восточный"
- 1 мая Россия отмечает Праздник весны и труда
- Минобрнауки предлагает создавать на базе школ добровольные дружины юных пожарных
- В Казани состоялось выездное заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России»
- Разработана примерная рабочая программа учебного предмета "Математика" для основной школы
- Россия впервые примет Международную олимпиаду школьников по информатике
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.