Глава Рособрнадзора: вредно сравнивать деятельность школ по результатам ЕГЭ
дата: 16.01.2016, опубликовал: Марина КуприяновичРуководитель надзорной службы в сфере образования ответил на вопросы корреспондента «Учительской газеты», в которых он выразил государственную политику по оценке качества образования в учебных заведениях страны.
Дело в том, что некоторые регионы и школы продолжают оценивать эффективность своей работы только по результатам ЕГЭ. Такой подход не может правильно выявить все проблемы и достижения в образовании. В течение нескольких последних лет государственные органы образования и профильное ведомство требуют от руководителей регионов и муниципалитетов отойти от порочной практики оценки школ по итогам государственной аттестации.
Оценить деятельность конкретной школы по результатам итоговых испытаний выпускников проще всего – для этого нужен лишь калькулятор. Однако за полученными цифрами могут скрываться необъективный подход и завышение результатов, так как никто не хочет числиться отстающим. Для искоренения данного подхода нужно время и усилия властей на местах. Результаты ЕГЭ свидетельствуют лишь о личных достижениях в учёбе школьников, интерпретироваться по-другому не должны.
Самое опасное в данной ситуации – это по цифрам оценивать эффективность школ, при этом наказание и кадровые решения недопустимы в отношении тех учебных заведений, которые показали недостаточные результаты и ниже среднего уровня по стране или региону.
Для объективной оценки школ следует привлекать незаинтересованных специалистов, например, сотрудники институтов повышения квалификации смогут более эффективно и полезно провести этот анализ. Они не имеют личной заинтересованности, не имеют отношения к самому процессу ЕГЭ, поэтому их действия смогут показать нормальную картину деятельности каждой школы, а главное выявить все недостатки и упущения образовательного процесса по каждой дисциплине.
Но и этого мало, необходимо выправлять ситуацию с качеством подготовки школьников. Для этого нужно выполнить несколько практических действий:
- на месте организовать и провести курсы для школьных учителей, при необходимости индивидуально поработать с ними;
- правильно подобрать программу для повышения профессиональной компетенции директоров школ;
- принять участие в разработке новых методических пособий.
Федеральные структуры Рособрнадзора также будут оказывать необходимую помощь в работе с педагогами школ. Для этого и был создан Институт оценки качества образования, который призван анализировать результаты деятельности регионов и школ на основании всех проверочных форм – мероприятия в рамках национальных исследований качества российского образования, всероссийские проверочные работы, которые школьники уже начинают выполнять.
Только после этого можно говорить об эффективности каждого учебного заведения – если результаты начнут постепенно улучшаться, то это будет свидетельствовать о повышении качества подготовки учеников.
Официльный информационный портал ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/ru/main/news/index.php?id_4=20982
Дело в том, что некоторые регионы и школы продолжают оценивать эффективность своей работы только по результатам ЕГЭ. Такой подход не может правильно выявить все проблемы и достижения в образовании. В течение нескольких последних лет государственные органы образования и профильное ведомство требуют от руководителей регионов и муниципалитетов отойти от порочной практики оценки школ по итогам государственной аттестации.
Оценить деятельность конкретной школы по результатам итоговых испытаний выпускников проще всего – для этого нужен лишь калькулятор. Однако за полученными цифрами могут скрываться необъективный подход и завышение результатов, так как никто не хочет числиться отстающим. Для искоренения данного подхода нужно время и усилия властей на местах. Результаты ЕГЭ свидетельствуют лишь о личных достижениях в учёбе школьников, интерпретироваться по-другому не должны.
Самое опасное в данной ситуации – это по цифрам оценивать эффективность школ, при этом наказание и кадровые решения недопустимы в отношении тех учебных заведений, которые показали недостаточные результаты и ниже среднего уровня по стране или региону.
Для объективной оценки школ следует привлекать незаинтересованных специалистов, например, сотрудники институтов повышения квалификации смогут более эффективно и полезно провести этот анализ. Они не имеют личной заинтересованности, не имеют отношения к самому процессу ЕГЭ, поэтому их действия смогут показать нормальную картину деятельности каждой школы, а главное выявить все недостатки и упущения образовательного процесса по каждой дисциплине.
Но и этого мало, необходимо выправлять ситуацию с качеством подготовки школьников. Для этого нужно выполнить несколько практических действий:
- на месте организовать и провести курсы для школьных учителей, при необходимости индивидуально поработать с ними;
- правильно подобрать программу для повышения профессиональной компетенции директоров школ;
- принять участие в разработке новых методических пособий.
Федеральные структуры Рособрнадзора также будут оказывать необходимую помощь в работе с педагогами школ. Для этого и был создан Институт оценки качества образования, который призван анализировать результаты деятельности регионов и школ на основании всех проверочных форм – мероприятия в рамках национальных исследований качества российского образования, всероссийские проверочные работы, которые школьники уже начинают выполнять.
Только после этого можно говорить об эффективности каждого учебного заведения – если результаты начнут постепенно улучшаться, то это будет свидетельствовать о повышении качества подготовки учеников.
Официльный информационный портал ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/ru/main/news/index.php?id_4=20982
Другие новости
- Путин поручил снизить нагрузку на учителей
- Минобрнауки России проконтролирует соблюдение норм рабочего времени учителей
- В 2017 году пройдет апробация Всероссийских проверочных работ в пятых классах
- По итогам Года литературы наградили самых творческих и читающих школьников
- Стали известны результаты итогового сочинения-2015
- В шести российских регионах появятся межрегиональные центры компетенций для подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям среднего специального образования
- Российские школьники завоевали 6 медалей на международной естественнонаучной олимпиаде юниоров-2015
Комментарии
#1 Полностью согласна со статьёй.Нельзя оценивать школы только по результатам ЕГЭ.Это не даст полной картины деятельности выпускников и учителей, только по результатам ЕГЭ невозможно правильно выявить все проблемы и достижения в образовании.
Валентина Титова, дата: 16.01.2016 в 18:28
#2 Я считаю деятельность школ надо оценивать не по результатам ЕГЭ, а какую роль сыграют полученные знания в той или иной школе при поступлении выпускников в высшие учебные заведения на бюджетной основе, а не на коммерческой. А так же немаловажен тот факт, каких высот достигнет выпускник в жизни, каким он будет человеком. Это и есть, наверное взаимосвязь процесса обучения и воспитания.
Наталья Чубаева, дата: 16.01.2016 в 21:38
#3 Почему-то сравнивают результаты сдачи ГИА, не учитывая тип образовательного учреждения: есть же просто общеобразовательные школы, а есть гимназии, лицеи, профильные классы в школах. Всех стригут под один аршин. В сельских школах, а их в России большинство, при всём нашем желании невозможно открыть профильные классы из-за небольшого количества учащихся. Подвоз в большую базовую школу, а она находится за 40 км не решает вопросы. Вот и ложится всё на плечи учителей. Надо не просто и не только анализировать результаты, а всем школам - и городским, и сельским дать равные условия для осуществления нормального образовательного процесса. Пока же это только на словах. Для примера взять хотя бы школы нашу школу: Интернет не работает - второй год - нет денег оплатить услуги связи, программное обеспечение, средств не выделяется ни на наглядные пособия (давали некоторую сумму на бесплатные учебники, но их было недостаточно, сбрасывались сами, чтобы детям было по чему заниматься), на текущий ремонт тоже в этом году ничего не выделялось. Школе нашей в 2015 году исполнилось 115 лет, а в школе как не было, так и нет спортзала. Всё время в течение года занимаются дети на улице, а мы ведь живём в Сибири, где очень суровые зимы. Вот и верь тут и правительству, и чиновникам. Школа наша не очень большая - 150 учащихся, но ведь это тоже будущее нашей страны. И не всё зависит от учителя.
Татьяна Медведева, дата: 16.01.2016 в 22:03
#4 В Санкт-Петербурге Комитет по образованию составил 4 рейтинга школ и два из них учитывают результаты ЕГЭ: uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2686
Евгения Александровна Леденева, дата: 16.01.2016 в 23:48
#5 В данной статье затронут очень неоднозначный вопрос. С одной стороны, оценивать школы по результатам ЕГЭ нельзя. Тип учреждения, а также кто в ней обучается, играет огромную роль. С другой стороны, не оценивать годы работы учителя, в том числе и по подготовке учащихся к экзаменам – ЕГЭ и ОГЭ, неправильно и даже безответственно. Также считаю, принижать роль учителя в обучении детей, вспомнив о репетиторах, тоже некорректно. Какие в сельской местности репетиторы, да и в городах очень много людей, которые живут "от зарплаты до зарплаты". Поэтому надежда у родителей только на школьного учителя. Мне лично дети, на выпускном вечере в прошлом году, сказали огромное спасибо за то, что никто из них "не доучивался" у репетиторов. А поступление в институты и университеты моих учеников от нашего родного города Архангельска до Москвы и Санкт-Петербурга, на бюджетной основе, составляет 98%. Мне очень будет неприятно и обидно, если данную статистику не будут учитывать.
Марина Куприянович, дата: 17.01.2016 в 13:30
#6 Как хочется, чтобы перестали составлять рейтинги школ по результатам ЕГЭ!
Евгения Брашко, дата: 17.01.2016 в 17:54
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.