ФИПИ представил проекты критериев оценки итогового сочинения выпускников для школы и вуза
дата: 25.09.2014, опубликовал: Татьяна Мазурова
Специалисты Федерального института педагогических измерений разработали проекты критериев оценки итогового сочинения школьников. В число критериев включены соответствие теме, аргументация, композиция, качество речи и грамотность. В то же время, институт продолжает принимать предложения по совершенствованию проектов.
Напомним, начиная с 2014-2015 учебного года итоговое сочинение вводится в перечень выпускных экзаменов. Писать его выпускникам предстоит в декабре, феврале и мае. ФИПИ опубликовал на официальном сайте проекты критериев оценивания итоговых сочинений выпускников для школ и вузов. Они успешно прошли содержательную и тестологическую экспертизу, а также апробацию в субъектах РФ и были согласованы с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.
Так, согласно проекту, школам предлагается оценивать сочинение по пяти критериям, при этом первый и второй являются основными. Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям №1 и №2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Критерий №1 "Соответствие теме". Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). "Незачет" ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №2 "Аргументация. Привлечение литературного материала". Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. "Незачет" ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №3 "Композиция". Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами... "Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №4 "Качество речи". Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. "Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №5 "Грамотность". Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. "Незачет" ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
При выставлении оценки также предлагается учитывать объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Кроме того, на сайте ФИПИ опубликованы также рекомендации по оцениванию сочинений для высших учебных заведений. Вуз вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии, а также создать собственные.
Между тем, в ФИПИ обращают внимание: институт продолжает принимать предложения по совершенствованию критериев от экспертного сообщества и учителей-предметников до 30 сентября.
http://www.ug.ru/news/12958
Напомним, начиная с 2014-2015 учебного года итоговое сочинение вводится в перечень выпускных экзаменов. Писать его выпускникам предстоит в декабре, феврале и мае. ФИПИ опубликовал на официальном сайте проекты критериев оценивания итоговых сочинений выпускников для школ и вузов. Они успешно прошли содержательную и тестологическую экспертизу, а также апробацию в субъектах РФ и были согласованы с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.
Так, согласно проекту, школам предлагается оценивать сочинение по пяти критериям, при этом первый и второй являются основными. Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям №1 и №2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Критерий №1 "Соответствие теме". Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). "Незачет" ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №2 "Аргументация. Привлечение литературного материала". Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. "Незачет" ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №3 "Композиция". Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами... "Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №4 "Качество речи". Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. "Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №5 "Грамотность". Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. "Незачет" ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
При выставлении оценки также предлагается учитывать объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Кроме того, на сайте ФИПИ опубликованы также рекомендации по оцениванию сочинений для высших учебных заведений. Вуз вправе использовать их в готовом виде, доработать критерии, а также создать собственные.
Между тем, в ФИПИ обращают внимание: институт продолжает принимать предложения по совершенствованию критериев от экспертного сообщества и учителей-предметников до 30 сентября.
http://www.ug.ru/news/12958
Другие новости
- В сочинении аргументация станет важнее грамотности?
- ФИПИ проведет семинар по вопросам сдачи устной части ЕГЭ по иностранным языкам
- Как будут оценивать сочинение, нормы ГТО и заслуги перед Отечеством
- Лучшие школы России-2014
- Депутаты Госдумы РФ предлагают установить надбавки за классное руководство на уровне закона
- Средствами материнского капитала могут разрешить оплачивать дошкольное и дополнительное образование и услуги по присмотру и уходу за детьми
- Глава Рособрнадзора поблагодарил социальные сети за сотрудничество во время проведения ЕГЭ-2014
Комментарии
#1 - То, что нам сегодня предлагают под названием “сочинение”, ни в коем случае нельзя отождествлять с тем сочинением, которое мы писали когда-то, - убеждён ректор МГПУ Игорь Реморенко. – И тем более нельзя считать всё это неким возвратом системы к предыдущему, дореформенному состоянию. Раньше у нас всё было иначе, и даже названия тем уже определённым образом задавали ученикам вполне определённое направление. “Катерина – луч света в тёмном царстве” - и сразу понятно, что этот персонаж по умолчанию положительный и надо его раскрывать только в этом ракурсе. Однако теперь темы совсем иные, проблемные, и сейчас у детей есть гораздо больше возможностей для выражения собственной точки зрения, они имеют право отстаивать свою позицию. Главное, чтобы она была обоснованной и аргументированной.
www.ug.ru/article/759
Татьяна Мазурова, дата: 25.09.2014 в 13:33
#2 Однако ректор Высшего театрального училища имени М.С.Щепкина Борис Любимов считает, что не стоит свободу самовыражения делать самоцелью.
- Предоставляя возможность изложить своё мнение, не надо скатываться в постмодернизм, по формуле “можно всё!”, – сказал Борис Николаевич. – Иначе некоторые люди, склонные к эпатажу, могут начать вполне обоснованно и аргументированно размышлять на тему “Так ли хорошо, что СССР победила фашистскую Германию, а не наоборот?”. Но это некие этические установки, которые должны быть понятны всем. А вообще, конечно, главная цель сочинения – научить детей грамотно выражать свои мысли, работать с литературой, расширить словарный запас. Посмотрите, какие абитуриенты сейчас поступают на гуманитарные и актёрские (!) отделения, по сравнению с ними Эллочка-Людоедка выглядит Цицероном. Причём они даже и не знают ни того ни другого персонажа!
www.ug.ru/article/759
Татьяна Мазурова, дата: 25.09.2014 в 13:34
#3 Учитель литературы центра образования № 57 Москвы, главный редактор журнала «Литература» Сергей Волков высказал мнение, что обнародование тематических направлений сочинений поможет педагогическому сообществу вздохнуть свободнее. Ведь неизвестность всегда пугает и страшит, а мало ли бывало случаев, когда министерство тянуло до последнего с публикацией каких-либо очень важных документов, в то время как люди не могли себе найти места, поскольку не знали, что их ждёт и к чему готовиться.
- В этом смысле надо сказать огромное спасибо Дмитрию Ливанову за то, что этот материал был обнародован ещё до начала учебного года, - сказал Сергей Волков. – И у педагогов есть “пространство для манёвра”, время для подготовки.
www.ug.ru/article/759
Татьяна Мазурова, дата: 25.09.2014 в 13:34
#4 По мнению Сергея Владимировича, главный и очень серьёзный недостаток ЕГЭ заключается в том, что в результате подготовки к нему ученик приучается действовать по шаблону. Сочинение же призвано разрушить шаблон, научить человека излагать свои мысли с соблюдением грамматических правил и норм, но сохраняя индивидуальность, так, чтобы не быть похожим на других.
- И ещё очень важно понять, что сочинение в его нынешнем варианте отнюдь не сводится к проверке знаний по русскому и литературе, - убеждён педагог. – Это было бы глубоко ошибочным заблуждением, ведь посредством сочинения мы хотим поднять общую культуру и грамотность, развить навыки, необходимые для успешного изучения всех остальных предметов и нормального общения в повседневной жизни.
www.ug.ru/article/759
Татьяна Мазурова, дата: 25.09.2014 в 13:35
#5 А ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов выразил надежду, что сочинение, которое напишут школьники, будет интересно не только каким-то определённым профильным вузам, где готовы учитывать при приёме их результаты (+10 к баллам, полученным на ЕГЭ), а также и всем остальным, включая технические. Ведь грамотные люди, способные рассуждать, анализировать и излагать свою точку зрения, нужны везде.
www.ug.ru/article/759
Татьяна Мазурова, дата: 25.09.2014 в 13:37
#6 Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам (текстам), сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. В первую среду февраля и мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).
Проверять сочинения (изложения) будут Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Ольга Спирочкина, дата: 25.09.2014 в 23:12
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.