Статья "Обобщение опыта работы учителя музыки по теме "Взаимосвязь всех видов искусств""
Светлана Трушина
28.07.2014
5106
0
Методика преподавания
Трушина Светлана Юрьевна
Учитель музыки МБОУ СОКШ
с. Знаменка Нерчинский район.
Забайкальский край
"Взаимосвязь всех видов искусств"
Тему «Взаимосвязь всех видов искусств» можно трактовать и по-другому- интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческих способностей школьников.
В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей.
Привлечение на урок музыки других видов искусства- это межпредметные связи- связи между отдельными науками в программа одного предмета.
Наиболее характерной чертой межпредметных связей является их интегративность. Интеграция- это объединение в целое, восстановление какого-либо единства. Интеграция есть процесс и результат создания единого, цельного. В обучении она осуществляется путём слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов, слияние научных понятий и методов разных дисциплин. Средствами реализации является наглядность, систематичность, связь с практикой, активизация обучения.
Интегрированные уроки имеют определённые преимущества:
Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
способствует формированию целостной, научной картины мира, рассмотрению предмета , явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
способствует развитию творческих способностей, изобразительных и музыкальных умений и навыков;
позволяют систематизировать знания;
способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя ,т.к. требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
В программу по музыке широко включены синтетические по своей природе жанры музыкального искусства , неразрывно связанные с художественной литературой, поэтическим словом, драматургией, изобразительным искусством (опера ,оратория, кантата, романс, песня)
Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека , его духовным ценностям. Для целостного восприятия произведений искусства важно сочетать их разные виды на уроках.
Виды искусства многочисленны, границы между ними гибки и подвижны, и вместе с тем, все они являются гранями одного единого процесса- приобщения ребёнка к художественному освоению мира. Каждый вид искусства обладает своим художественно- образным языком, своей спецификой воссоздания действительности.
То, что подвластно музыке, не может выразить скульптура, то , что описывает живопись, не всегда подвластно литературе и т.д.
Дети, особенно, младшие, предрасположены к восприятию различных видов искусств. Ребёнку необходимо помочь войти в сложный мир музыки (особенно классической). Одним из путей решения этой проблемы является использование на уроках произведений других, более доступных ребёнку видов искусства и прежде всего- изобразительного и художественной литературы.
Уже с первых уроков в 1 классе учащиеся прислушиваются к звукам природы, к самим себе. Вглядываясь в пейзажи художников, определяют, какая по характеру музыка подходит для той или иной картины, накапливается багаж эмоциональных терминов (спокойно, нежно, задумчиво, протяжно, плавно, напевно, радостно, звонко и т.д.)
Впервые знакомясь с фортепианным циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки» , свои музыкальные впечатления от «Балеты невылупившихся птенцов» дети выражают в рисунках.
Тема во 2 классе- «О чём рассказывает музыка» акцентирует проблему, связанную с многообразием музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка).
Кроме того, ряд внутренних тем освещает влияние содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (вариации, рондо).
Интерес к истории Отечества прививаю, обращаясь к темам патриотизма. Так, со 2 класса дети слушают главную песню России- гимн РФ.
Знакомятся ученики и с другими героическими персонажами русской истории. Дети узнают о подвиге Ивана Сусанина, пожертвовавшего собою ради спасения Москвы от врагов.
Ярким примером взаимосвязи разных видов искусств является кантата «Александр Невский». На примере исторических событий в одном образе легендарного Невского ,сливаются кино, ИЗО и музыка.
На уроках разучиваются патриотические песни «Солдатушки , бравы ребятушки», «Шёл ленинградский паренёк», «С чего начинается Родина».. и др. Эти и другие песни связаны с историей страны, поэтому на уроках используются репродукции разных войн и эпох ,декламируются стихи.
В 3 классе учащиеся знакомятся с творчеством С. Прокофьева и его симфонической сказкой «Петя и волк». Раскрывая тему «»Изобразительность интонации», начинаю с вопроса: «Какие портреты «рисовала» музыка в этой сказке?»
В 5 классе –«Музыка- живопись, поэзия…Может ли музыка «Нарисовать» портрет?»
Музыкальный портрет мы отождествляем с живописным портретом в литературном описании того или иного персонажа. Любому мастеру свойственно умение видеть, а композитору- слышать и музыкальными средствами передавать черты изображаемого предмета или человека.
Некоторые музыкальные произведения обладают яркой портретностью. Ярким примером музыкального портрета является пьеса «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Сквозь звуки, передающие хромающую походку и угловатые прыжки фантастического уродца, неожиданно проглядывает глубокое душевное страдание, живая человеческая тоска, боль, одиночество. Это уже не просто иллюстрация к картине В. Гартмана- это творческое развитие и углубление образа сказочного героя.
Дети самостоятельно делают вывод о том, что в музыкальном портрете характер музыки выражает характер человека.
В теме «Можем ли мы услышать живопись» детям предлагается к картине «Сикстинская мадонна» - «Аве Мария» Ф. Шуберта- одно из самых светлых и лирических вокальных произведений композитора. Учащиеся отмечают простоту, ясность, гармоничность, уравновешенность образа в музыке и картине Леонардо да Винчи.
Велика роль песни в жизни человека. « Как кому на свете дышится, живётся- такова и песня у него поётся», - писал о песне поэт XIX века И. Суриков. Песни «Вечерний звон», репродукции Шишкина т Левитана помогают понять и почувствовать облик Родины, душу старой России.
Балет, как и опера, неразрывно связана с литературой. В балете сочетается музыкальность, танец и зрелищность, что делает его одним из синтетических видов искусства. Это балет «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П. Чайковского , «Золушка» С. Прокофьева.
Глубокое внутреннее родство поэтической и музыкальной формы ощущается в произведениях С. Есенина, которое вызвано, прежде всего, влиянием русской народной песни.
В классах среднего звена живая связь искусств продолжается. У детей уже накоплен определённый запас знаний, понятий и умений. Музыкальные образы мы продолжаем рассматривать в сопоставлении с образами изобразительного и словесно-поэтического искусств.
В 6 классе учащиеся знакомятся с оперой «Повесть о настоящем человеке», с одноимённым литературным произведением, узнают, что этот подвиг запечатлён в кино.
Также продолжается связь музыки (оперы) с литературными произведениями. Это опера «Золотой петушок», «Снегурочка», «Руслан и Людмила» , сюита «Зимний костёр», где используются стихи С. Маршака.
В 7 классе- опера, кино и роман с одноимённым названием «Война и мир», песня-баллада «Лесной царь» на стихи И. Гёте, «Песня туристов» из фильма и оперы « А зори здесь тихие» на сюжет одноимённой повести Б.Васильева.
Смена видов деятельности, использование ассоциативных связей между различными видами искусств придают урокам оживлённый характер, способствуют созданию определённого ритма и настроения , ибо «чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения» ( Л. Выготский)
Учитель музыки МБОУ СОКШ
с. Знаменка Нерчинский район.
Забайкальский край
"Взаимосвязь всех видов искусств"
Тему «Взаимосвязь всех видов искусств» можно трактовать и по-другому- интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческих способностей школьников.
В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей.
Привлечение на урок музыки других видов искусства- это межпредметные связи- связи между отдельными науками в программа одного предмета.
Наиболее характерной чертой межпредметных связей является их интегративность. Интеграция- это объединение в целое, восстановление какого-либо единства. Интеграция есть процесс и результат создания единого, цельного. В обучении она осуществляется путём слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов, слияние научных понятий и методов разных дисциплин. Средствами реализации является наглядность, систематичность, связь с практикой, активизация обучения.
Интегрированные уроки имеют определённые преимущества:
Повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
способствует формированию целостной, научной картины мира, рассмотрению предмета , явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
способствует развитию творческих способностей, изобразительных и музыкальных умений и навыков;
позволяют систематизировать знания;
способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя ,т.к. требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
В программу по музыке широко включены синтетические по своей природе жанры музыкального искусства , неразрывно связанные с художественной литературой, поэтическим словом, драматургией, изобразительным искусством (опера ,оратория, кантата, романс, песня)
Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека , его духовным ценностям. Для целостного восприятия произведений искусства важно сочетать их разные виды на уроках.
Виды искусства многочисленны, границы между ними гибки и подвижны, и вместе с тем, все они являются гранями одного единого процесса- приобщения ребёнка к художественному освоению мира. Каждый вид искусства обладает своим художественно- образным языком, своей спецификой воссоздания действительности.
То, что подвластно музыке, не может выразить скульптура, то , что описывает живопись, не всегда подвластно литературе и т.д.
Дети, особенно, младшие, предрасположены к восприятию различных видов искусств. Ребёнку необходимо помочь войти в сложный мир музыки (особенно классической). Одним из путей решения этой проблемы является использование на уроках произведений других, более доступных ребёнку видов искусства и прежде всего- изобразительного и художественной литературы.
Уже с первых уроков в 1 классе учащиеся прислушиваются к звукам природы, к самим себе. Вглядываясь в пейзажи художников, определяют, какая по характеру музыка подходит для той или иной картины, накапливается багаж эмоциональных терминов (спокойно, нежно, задумчиво, протяжно, плавно, напевно, радостно, звонко и т.д.)
Впервые знакомясь с фортепианным циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки» , свои музыкальные впечатления от «Балеты невылупившихся птенцов» дети выражают в рисунках.
Тема во 2 классе- «О чём рассказывает музыка» акцентирует проблему, связанную с многообразием музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка).
Кроме того, ряд внутренних тем освещает влияние содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (вариации, рондо).
Интерес к истории Отечества прививаю, обращаясь к темам патриотизма. Так, со 2 класса дети слушают главную песню России- гимн РФ.
Знакомятся ученики и с другими героическими персонажами русской истории. Дети узнают о подвиге Ивана Сусанина, пожертвовавшего собою ради спасения Москвы от врагов.
Ярким примером взаимосвязи разных видов искусств является кантата «Александр Невский». На примере исторических событий в одном образе легендарного Невского ,сливаются кино, ИЗО и музыка.
На уроках разучиваются патриотические песни «Солдатушки , бравы ребятушки», «Шёл ленинградский паренёк», «С чего начинается Родина».. и др. Эти и другие песни связаны с историей страны, поэтому на уроках используются репродукции разных войн и эпох ,декламируются стихи.
В 3 классе учащиеся знакомятся с творчеством С. Прокофьева и его симфонической сказкой «Петя и волк». Раскрывая тему «»Изобразительность интонации», начинаю с вопроса: «Какие портреты «рисовала» музыка в этой сказке?»
В 5 классе –«Музыка- живопись, поэзия…Может ли музыка «Нарисовать» портрет?»
Музыкальный портрет мы отождествляем с живописным портретом в литературном описании того или иного персонажа. Любому мастеру свойственно умение видеть, а композитору- слышать и музыкальными средствами передавать черты изображаемого предмета или человека.
Некоторые музыкальные произведения обладают яркой портретностью. Ярким примером музыкального портрета является пьеса «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Сквозь звуки, передающие хромающую походку и угловатые прыжки фантастического уродца, неожиданно проглядывает глубокое душевное страдание, живая человеческая тоска, боль, одиночество. Это уже не просто иллюстрация к картине В. Гартмана- это творческое развитие и углубление образа сказочного героя.
Дети самостоятельно делают вывод о том, что в музыкальном портрете характер музыки выражает характер человека.
В теме «Можем ли мы услышать живопись» детям предлагается к картине «Сикстинская мадонна» - «Аве Мария» Ф. Шуберта- одно из самых светлых и лирических вокальных произведений композитора. Учащиеся отмечают простоту, ясность, гармоничность, уравновешенность образа в музыке и картине Леонардо да Винчи.
Велика роль песни в жизни человека. « Как кому на свете дышится, живётся- такова и песня у него поётся», - писал о песне поэт XIX века И. Суриков. Песни «Вечерний звон», репродукции Шишкина т Левитана помогают понять и почувствовать облик Родины, душу старой России.
Балет, как и опера, неразрывно связана с литературой. В балете сочетается музыкальность, танец и зрелищность, что делает его одним из синтетических видов искусства. Это балет «Щелкунчик», «Лебединое озеро» П. Чайковского , «Золушка» С. Прокофьева.
Глубокое внутреннее родство поэтической и музыкальной формы ощущается в произведениях С. Есенина, которое вызвано, прежде всего, влиянием русской народной песни.
В классах среднего звена живая связь искусств продолжается. У детей уже накоплен определённый запас знаний, понятий и умений. Музыкальные образы мы продолжаем рассматривать в сопоставлении с образами изобразительного и словесно-поэтического искусств.
В 6 классе учащиеся знакомятся с оперой «Повесть о настоящем человеке», с одноимённым литературным произведением, узнают, что этот подвиг запечатлён в кино.
Также продолжается связь музыки (оперы) с литературными произведениями. Это опера «Золотой петушок», «Снегурочка», «Руслан и Людмила» , сюита «Зимний костёр», где используются стихи С. Маршака.
В 7 классе- опера, кино и роман с одноимённым названием «Война и мир», песня-баллада «Лесной царь» на стихи И. Гёте, «Песня туристов» из фильма и оперы « А зори здесь тихие» на сюжет одноимённой повести Б.Васильева.
Смена видов деятельности, использование ассоциативных связей между различными видами искусств придают урокам оживлённый характер, способствуют созданию определённого ритма и настроения , ибо «чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения» ( Л. Выготский)
Другие статьи
- Сценарий концерта, посвященный окончанию 5 класса
- Посеешь привычку - пожмешь судьбу
- Плюсы и минусы на сайте
- Я работаю с детством
- Реализация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС
- Английский язык как фактор вхождения в мировое образовательное пространство
- Компьютер помогает учиться
- Изучение миротворчества через исследование биографии подполковника запаса Геннадия Марленовича Камынина (род. в 1960 г., г. Владимир).
- Дезадаптация младших школьников
- Использование куклы на уроках английского языка.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.