Статья " Тренажёры на уроках русского языка как способ формирования универсальных учебных действий"
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ "Центр образования" для детей-инвалидов Забайкальского края
г. Чита, Забайкальский край
Использование тренажёров на дистанционных уроках
русского языка как способ формирования универсальных учебных действий
Что такое тренажёр? С какой целью употребляются учебные тренажёры на уроке? В чём заключается актуальность и эффективность применения тренажёров? Какова технология использования тренажёров на уроках русского языка? Значение слова «тренажер» находим в словаре С. Ожегова : «Тренажер — устройство для тренажа, тренировки». В Энциклопедическом словаре даётся такое толкование слова тренажер - (от англ. train - тренировать - обучать), учебно-тренировочное устройство для выработки навыков и совершенствования техники управления машиной (механизмом). Из двух определений выделяем главное: тренажёр предназначен для обучения, тренировки, выработки учебных навыков.
Цель использования тренажёров на современном дистанционном уроке русского языка определена стандартами второго поколения:
- развитие коммуникативных навыков (понимание информации устного и письменного сообщения, владение разными видами чтения, умение создавать устные и письменные тексты, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме);
-развитие познавательных навыков (анализировать информацию, пользоваться знаками, символами, схемами, давать определение понятиям, строить логические рассуждения).
-развитие регулятивных учебных действий (способность осуществлять самоконтроль, самопроверку в процессе учебной деятельности, применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни);
- развитие предметных навыков (освоение базовых понятий лингвистики по орфографии, морфологии, синтаксису, лексике, применение теоретических понятий на практике)
- развитиие личностных учебных действий (совершенствование интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, стремление к речевому самосовершенствованию, воспитание любви к русскому языку и предмету).
Типология тренажёров разнообразна: таблицы, рисунки, анимация, интерактивные таблицы, тесты, тексты. Все они успешно используются учителями Центра Дистанционного образования. Тренажёры-таблицы, рисунки, созданные мною в программе «ЛогоМиры 3.0», удобны в применении на дистанционном уроке русского языка: теоретический и практический материал располагается на одном слайде. Поэтому они эффективны, а порой незаменимы на разных этапах дистанционного урока: при объяснении, закреплении учебного материала.
Тренажёры позволяют применить метод исследования на уроке при изучении тем по лексике «Антонимы» и «Синонимы». Ученик, рассматривая и анализируя рисунки, сам формулирует правило. Он строит ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом на тренажёре. Сформулированное правило закрепляется при выполнении задания, расположенного на этом же тренажёре: (составить словосочетания, предложения или текст по картинам). Удобно применять такие тренажёры при дифференцированном обучении. Тема, рисунки, записи, даже цвета подобраны таким образом, чтобы школьник осознанно понял тему урока. Значит, тренажёр — это помощник, который учит ребёнка анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков.
При изучении важной и трудной темы «Правописание чередующихся корней» ученик сначала анализирует, сопоставляет, исследует предложения, выдвигает гипотезу-предположение. Затем он делает вывод на основе наблюдений, потом проверяет правильность своего ответа по тренажёру. Таким образом, осуществляется самопроверка и самоконтроль, тем самым мы развиваем регулятивные учебные действия. Школьники учатся пользоваться знаками, символами, схемами, которые развивают аналитическое мышление и учат строить логические рассуждения. Школьники учатся давать определение понятиям. Налицо проявление активности во взаимодействии для решения учебной задачи на этапе объяснения, изучения нового материала. Следовательно, развивается познавательный интерес к новым знаниям
Познавательные и предметные навыки формируются при закреплении нового материала, когда школьники выполняют разнообразные задания: диктанты (выборочный, объснительный, словарный), творческие упражнения (составь текст, допиши, придумай ), письмо по памяти, игра «Найди лишнее». При этом развивается и орфографическая грамотность, и системное мышление. Формируется и регулятивный навык: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания.
В тренажёрах написаны интересные познавательные тексты из художественной, публицистической литературы. При комплексном анализе текста ученик определяет тему, идею, стиль, тип речи. Работая над орфографией, морфологией, лексикой, стилистикой, тропами, поэтическим синтаксисом, ученик анализирует текст в единстве формы и содержания. Таким образом, русский язык изучается как целостная комплексная система. А межпредметная связь с литературой воспитывает эстетическое чувство, развивает творческое мышление. Красочные рисунки вдохновляют ученика на создание своего текста, сочинения-миниатюры.
Познавательный дидактический материал (скороговорки, пословицы, загадки, стихотворения), используемый в тренажёрах, способствует развитию слухо-речевой среды учащихся. А интересные произведения устного народного творчества, стихотворения русских поэтов повышают кругозор наших школьников. Занимательный материал нравится многим детям. Учитель повышает интерес к изучению темы, воспитывает ценностное отношение к русскому языку как выразительному средству общения. Тренажёры красочны, они способны пробудить положительные чувства, повысить эмоциональное восприятие учащихся.
Используя один тренажёр, мы развиваем не только предметные, познавательные, но и коммуникативные, регулятивные, личностные учебные действия.
источники:
www.ozhegov.org/
www.vedu.ru/bigencdic/
- ПОС и ФГОС
- Воспитание патриотизма школьников средствами английского языка
- Проектная деятельность по английскому языку: сотрудничество учителя и учащихся
- Онлайн-доска в образовательном процессе
- Оценка метапредметных результатов освоения учебного предмета «Искусство»
- Методические рекомендации по обследованию ребенка специалистами внутришкольного медико-психолого-педагогического консилиума
- Раздельное обучение мальчиков и девочек в Великобритании
- Использование компьютерного моделирования при работе с историческими источниками
- Мир добра в творчестве омского художника Евгения Дорохова
- контрольная для взрослых