С нами 17218 учителей, 7318 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Методика социально-педагогического обследования детей"
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
 
Методика социально-педагогического обследования детей
 
         Социальный педагог в школе изучает психолого-педагогические особенности личности обучающихся  школьников, их условия жизни,  выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы в обучении и адаптации, конфликтные ситуации в коллективе сверстников, отклонения в поведении учащихся с особенностями развития  и своевременно оказывает им педагогическую помощь и поддержку,  выступает посредником между школьником  и образовательным учреждением, семьей и ребенком,  учеником и детским коллективом, а также  специалистами (педагогом-психологом, медицинским работником школы и др.), осуществляющими учебно-коррекционное сопровождение, специалистами различных социальных служб района. Социальный педагог определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, возможные способы решения личностных и социальных проблем в семье, в коллективе сверстников, принимает меры в пределах своей компетенции по  защите и социальной помощи детям с особенностями развития, содействует созданию благоприятной обстановки  и психологического комфорта в процессе обучения. 
         
         Схема обследования


         Социально-педагогическое обследование проводится социальным  педагогом  совместно с учителем общеобразовательного класса.
  1. Выявление социально-педагогических проблем, трудностей в обучении, поведении, проблем со здоровьем и т.д.
  2. Ознакомление с документами (акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, документы о заболеваниях ребенка, характеристики из детских учреждений, табель успеваемости по предметам и пропускам занятий и т.д.)
  3. Анкетные данные ребенка (Ф.И.О., год и дата рождения, домашний адрес и телефон):
детское учреждение, которое посещал ребенок до поступления в школу, класс, результаты учебы, взаимодействие семьи и школы, помощь родителей ребенку в учебе, интересы ребенка, необходимость оказания помощи родителям, имеет ли ребенок какие-нибудь поручения и его отношение к ним, посещает ли кружок, любимые занятия ребенка, социально-педагогическая запущенность, личностные особенности ребенка, черты его характера, склонности и привычки, причины неблагополучия,  как адаптируется и контактирует с одноклассниками, поведение дома, в школе, на улице, как неблагополучие отражается на  успеваемости.
  1. Социальные проблемы (характеристика жилищно-бытовых и материальных условий семьи, санитарное состояние условий проживания ребенка):
а) жилищные проблемы (отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, общежитие, изучение социального положения и среды, в которой воспитывается ребенок, наличие соседей и взаимоотношение с ними, возникновение проблем и их решение, социально-правовая помощь и защита несовершеннолетних)
б) материальное  состояние семьи (задержка заработной платы, пенсий, пособий, родители безработные)
в) психологическая помощь  (несовместимость  с  родителями, сверстниками, взаимоотношения в семье, отношение к подростку, приемы воспитания (физическое наказание, ласка, задаривание, окрик, оскорбление и т.д.).
  1. Изучение семьи (состав семьи, полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер, кто занимается воспитанием, отсутствие родителей, дети отобраны по суду, опекаемые, усыновленные, инвалиды, осужденные, ведущие аморальный образ жизни):
а) фамилия, имя, отчество матери, отца, опекуна, усыновителя, фактического воспитателя, приемных родителей, связь семьи с образовательным учреждением, ответственное отношение родителей к детям;
б) место работы родителей, их заработная плата, пенсии, пособия и др. доходы семьи.
  1. Обследование семьи на дому  (при необходимости).
  2. Заключение (впечатление о ребенке, принятие мер по социально- педагогической защите, оказании помощи детям, попавшим в кризисные ситуации, помощь специалистов, сохранение и укрепление здоровья, право на отдых, развитие, педагогическое влияние на поведение ребенка и его деятельности).
  3. Консультация и рекомендации родителям и ребенку, учителю.
 
         Банк диагностических методик социального педагога

         В работе используются  методики диагностики трех наиболее типичных в школьной практике видов отклоняющегося поведения, характерных для учащихся:
  1. педагогически запущенных;
  2. дезадаптированных;
  3. с ослабленным психическим здоровьем.
         1. При диагностике  отклоняющегося поведения  педагогически запущенного учащегося используется программа изучения учащихся, составленная на кафедре возрастной педагогики и педагогических  технологий Уральского государственного педагогического университета под руководством доктора педагогических  наук, академика  А.С. Белкина. 
         2. При диагностике  дезадаптированного поведения используется карта наблюдений  Д. Скотта. Она  помогает диагностировать  внутренние проблемы рассогласования личности со средой через фиксацию внешних особенностей дазадаптированного поведения  ребенка.
         3. При диагностике отклоняющегося поведения учащихся с ослабленным психическим здоровьем, педагог может  лишь предположить, что за странностями поведения может скрываться болезнь, а не низкая воспитанность или асоциальный характер. Чтобы самостоятельно провести дифференциальную диагностику на педагогическом макроуровне нужно хорошо ориентироваться в поведенческих признаках наиболее распространенных в настоящее время отклонений в психоневрологическом  статусе. При диагностике используется программированное наблюдение за психическим здоровьем учащегося (Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М., 1995 г.)
Педагогическая диагностика семьи
         При диагностике семьи  используются методики, позволяющие обследовать основные параметры семьи как субъекта воспитательной деятельности.
         1. Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» - помогает проникнуть в эмоционально-психологический климат семьи, характер взаимоотношений детей и родителей.
         2. Алешина Ю.Е., Коновалова А.С. Методика «Список личностных черт» - позволяет дополнительно объектировать отношения  близости – отчуждения ребенка и родителей, степень понимания личности  ребенка родителями.
         3. Карпова Г.А. Методика «Тип семьи» - помогает обобщить и определить тип семьи, уровень педагогической культуры родителей и стиль педагогических отношений в семье.
         4. Авторская  анкета В.С. Безруковой, Г.А. Карповой. Анкета «Наша семья» ориентирована на комплексное обследование семьи: ее материально-бытовых средств воспитания, образовательных потребностей, наличие и характер семейных традиций и обычаев, педагогическую позицию взрослых в семье.
         В ходе диагностики, используя  диагностические методики, выявляются проблемные семьи учащихся.
         Далее используется программа коррекции  недостатков семейного воспитания, разработанная доктором психологических наук Овчаровой Раисой Викторовной.
         Цель программы: ликвидация причин неэффективного родительского отношения к  детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьми.
         Задачи коррекции:
  1. Повышение сензитивности к ребенку.
  2. Выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях.
  3. Ликвидация  психолого-педагогической неграмотности.
  4. Продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
         Предметы коррекции:
  1. Межличностные отношения в семье.
  2. Авторитарное подавление ребенка.
  3. Равнодушие родителей к проблемам ребенка.
  4. Гиперсоциализация  в отношении к ребенку.
         Объект коррекции:  родители социально и педагогически запущенных детей.
         
         Педагогическое обследование


         В комплексной оценке психического развития в выявлении индивидуальных типологических особенностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование, которое  проводится  в целях  диагностики уровня педагогической запущенности, выявления готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении учебной программы, и  должно включать в себя задания на определение готовности к обучению, на сформированность школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта.
         На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов диагностики  зависит от целей каждого  обследования и от индивидуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность).
 
     Обследование проводится по следующим направлениям.


1. Особенности  и оценка познавательной деятельности
  • активность познавательной деятельности
  • целенаправленность деятельность
  • планирование деятельности
  • темп деятельности
  • понимание инструкции
  • навыки самоконтроля
  • восприимчивость и помощь
2. Изобразительная деятельность. Где и как располагается  рисунок, аппликация; соблюдены ли пропорции; реальность окраски предметов, передача пространственных отношений на рисунке.
3. Краткая характеристика учебных навыков.
  • самостоятельные высказывания
  • описание предметных, сюжетных картинок
  • пересказ текста
  • творческий рассказ на заданную тему
  • звуко-буквенный анализ слова
  • анализ предложения
4. Чтение.
  • способ чтения, характер чтения
  • допущенные ошибки
  • скорость чтения
  • выразительность
  • осознанность
5. Письмо.
  • пропуски гласных и согласных  букв
  • звонкие и глухие согласные
  • твердые и мягкие согласные
  • деление слов на слоги
  • ударный слог
  • списывание с печатного текста
  • письмо под диктовку
  • фонетический разбор
  • разбор слов по составу
  • части речи
  • разбор предложения по членам
  • морфологический разбор слов
  • синтаксический разбор предложения
  • грамматические правила
6. Математика.
  • знание цифр
  • прямой и обратный счет
  • число и количество
  • сравнение двух групп предметов
  • состав чисел
  • десятичный состав чисел
  • название арифметических действий и знаков
  • вычислительные навыки устного, письменного счета
  • таблица умножения
  • порядок выполнения действий в примерах
  • решение задач
  • операции с долями, дробями
  • единица измерения, длины, массы, времени
  • сравнение предметов по величине
  • геометрические фигуры
         Внимательное и доброжелательное отношение к обследуемому  школьнику способствует созданию атмосферы доверительного общения.
         Учитель-дефектолог знакомится с данными обследований специалистов школы, результатами диагностики в районной Психолого-медико-педагогической комиссии  и их рекомендациями по обучению. Эта работа помогает учителю-дефектологу определиться  в подборе образовательной программы.
         Непосредственное общение с ребенком начинается с установления психологического контакта. До обследования проводится предварительная беседа. Ее  содержание должно быть направленно на выяснение кругозора ребенка, его знаний о себе, окружающих, особенностей его  ориентировки в окружающем мире. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создание условий  психоэмоциональной комфортности. Для поддержания интереса и работоспособности многие  задания  предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей, дефектолог оказывает разную степень помощи,  вплоть до совместного выполнения действий с ребенком, при  этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением.
         Могут быть использованы вопросы, направленные на получение следующих сведений:
         1. Знание о себе, семье, близких.
Цель – выявление знаний о возрасте ребенка, именах родителей, их профессии, составе семьи, понимание родственных отношений.
         2. Ориентировка в пространстве.
         3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер), узнать время по часам.
         4. Знание о явлениях природы.
С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их  признаках, может ли отгадать предложенную загадку, определить время года по признакам, знания ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о растениях, месте их произрастания и др.
         5. Общий кругозор.
         6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знания родовых понятий.
         7. отношение к учебе, познавательные интересы, мотивацию обучения.
         Педагогическая диагностика детей  включает в себя задания, основанные на учебном  и не учебном материале.  Учитель-дефектолог, наблюдая работу ребенка над тем или иным заданием, составляет мнение не только о состоянии сформированности его навыков, но и о способности воспринимать помощь, переносить действия на аналогичную ситуацию, об отношении ребенка к результатам собственной деятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие ребенку успешно усваивать учебный материал, степень дисциплинированности  и прилежания ученика.
         Таким образом, педагогическая диагностика позволяет выявить особенности ребенка в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить содержание индивидуальной  работы  с каждым школьником  для улучшения эффективности процесса обучения.
 
         Методики педагогического обследования

 
Педагогические параметры Методики
Временные и пространственные представления - времена года
- дни недели
- части суток
- пространственная ориентация
- Что?  Где?  Когда?
Обобщающие понятия, уровень обобщения и характер выбора сведений - четвертый лишний
- классификация картинок
- сравнение предметов
Восприятие формы и цвета - геометрические фигуры
- соотнеси фигуру с предметом
- цвет и форма
- назови, какого цвета
Обследования знаний, умений и навыков по программе, которая определена заключением по ПМПК - задания из учебных пособий
        
         По результатам обследования делаются выводы и на основании этого планируется дальнейшая учебно-коррекционная работа учителем-дефектологом и учителем общеобразовательного интегрированного класса.
 
         Источники:
  1.  «Психологические тесты» Москва «Лист» - 1996 – 320 с.
  2. Немов Р.С. Психология, 3 том, М.: «Владос» - 1995 – 512 с.
  3. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: «Линна-пресс», 1998 – 176 с.
  4. Психологическая диагностика при поступлении детей в школу. Чел. Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995 – 28 с.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: «Владос» , 1996, 529 с. 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очень подробно описаны методики социально-педагогического обследования детей. Информация полезная, особенно молодым (начинающим) педагогам.
Татьяна Образцова, дата: 14.06.2015 в 21:12  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ