С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"
Брашко  Евгения Владимировна,
зам.директора по научно-методической работе,
учитель технологии МАОУ СОШ № 67 с
углубленным изучением отдельных предметов
г.Екатеринбурга

 
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
 
     Говоря о профессиональном самоопределении выпускников школы, важно обозначить следующие моменты: во-первых, задача состоит в том, чтобы подготовить учащегося к осознанному выбору дальнейшего маршрута обучения; во-вторых,  профессиональная ориентация осуществляется путем внешнего ориентирования учащегося в мире профессий, внутреннего осознания им своих индивидуально-психологических особенностей и выбора профессии. То есть, результатом психологического консультирования является профессиональное самоопределение учащегося [4].
     Главная психологическая причина заключается в том, что перед значительным количеством молодых людей возникла проблема свободы выбора, которая, в свою очередь,  порождает множество проблем и главная из них - это ответственность за важные жизненные выборы, к которым большинство не готовы. Именно поэтому многие учащиеся не в состоянии на этапе завершения школы определиться с будущей сферой профессиональной деятельности и соответственно будущим учебным заведением профессионального образования.
     Следует отметить, что сегодня хорошо зарекомендовавшие себя методы в прошлом, не работают. Учащиеся не любят и в большинстве своем не хотят выполнять тесты типа ДДО, ОПГ, КАИ, так как готовые формулировки не удовлетворяют глубинного запроса подростка: чего я хочу на самом деле. Нет  в школах и возможности организовать профессиональные пробы школьников по интересующим их направлениям. Предлагаемые методики в сети интернет обрекают выпускника школы самостоятельно искать выход в лабиринте вопросов. Это приводит к разочарованию учащихся. Большинство из них перекладывает решение вопроса на близких. Частично сильно упование на ЕГЭ («какие предметы сдам хорошо, такую специальность и выберу»). В результате, по данным исследований ВЦИОМ, лишь от  5% до 17% выпускников вузов продолжают работать по выбранной специальности по окончанию учреждения ВПО. Всё это говорит о том, что вопросам профессионального самоопределения нужно заниматься в школе, используя новые формы работы.  Предлагается заменить традиционный подход в профориентации, используемый последние десятилетия в работе со школьниками, от диагностики по известным наборам тестов, на сопровождение процесса поиска себя выпускником школы, осознания им своих противоречий, своих возможностей и ограничений. Необходима помощь старшеклассникам в построении дальнейшего образовательного маршрута с учетом возможных препятствий на пути к осуществлению цели.
     Под сопровождением профессионального самоопределения старшеклассников понимается поиск противоречий, затрудняющих адаптацию, которые надо диагностировать на всех уровнях. Работа по развитию профессиональных навыков и коррекции противоречивых взглядов происходит в удобном для школьника режиме – через ассоциации, подбор прилагательных, оформление ментальных карт, упражнения с последующей рефлексией. Таким образом, работа ведется на двух уровнях - глубинном (ассоциативные, метафорические карты, фотоколлаж) и личностном (сочинение, рефлексия), когда захвачены и бессознательный, и сознательный уровни.
     Особенность групповой профориентационной работы со старшеклассниками в школе заключается в том, что приходится работать в рамках классно-урочной системы. Необходимо создать безопасную среду для учащихся, в рамках которой они могут высказывать свои мысли, пробовать модели поведения. Еще одна особенность – количество участников группы 22 - 25 человек возраста 16-18 лет. Время на работу ограниченно 40 минутами урока, которые включают в себя постановку проблемного вопроса, обсуждение, упражнения или деловую/ролевую игру, обратную связь (рефлексию).
     Работая с учебным коллективом необходимо помнить, что старшеклассники обладают правами участников группы – право на информацию, выход из группы (заняться своими делами в конце класса, не мешая остальным членам группы), получение и предоставление обратной связи, продолжение обучения и самопознания. В классе учащиеся не всегда готовы прорабатывать свои проблемы полностью (это и не безопасно для них), поэтому всегда должна быть возможность продолжения разговора в безопасном режиме, иногда за рамками группового занятия.
     Анализ результатов проделанной работы в 2012 – 2014 гг. позволяет сделать вывод, что не обнаружено статистических различий между мальчиками и девочками по степени проработанности. Процедуры дискрименантного анализа показали, что не существует специфических категорий, выделяемых только девочками или только мальчиками.    Имеются небольшие качественные отличия. У мальчиков представления о будущей профессиональной деятельности связаны с карьерой. У девочек ожидания связаны с возможностью создать свою семью, общением.  У тех и других присутствует категория «свобода». Выбор профессией у многих выпускников связан с процессом социализации и автономизации от родительской семьи.
      Положительная динамика наблюдается у 85% старшеклассников, участвующих в исследовании, что также подтверждается статистическими данными: 85% старшеклассников соотнесли требования профессии со своими личными качествами, осознали требования, предъявляемые профессией к человеку, рассмотрели возможные для себя виды деятельности, расширили горизонты профессиональной деятельности, осознали свои мечты и желания. Анализ поступлений учащихся в августе позволил сделать следующие выводы.
     72% учащихся информационно-технологических классов и 78% учащихся гуманитарного класса выбрали дальнейшее обучение, связанное с профилем в школе. В отличие от прошлых лет, увеличилось количество учащихся, выбравших специальности, связанные с промышленностью и производством (автоматизация промышленных процессов, машиностроение, лазерные технологии, теплофак, электроэнергетика и электрофикация) – 21% от числа выпускников 11 классов, или каждый пятый выпускник выбрал специальности, связанные со сферой промышленного производства региона.
     Подтвердили свой первоначальный выбор и поступили на соответствующие специальности 12 учащихся или 17%.      Передумали, выбрав вариант, соответствующий глубинному запросу – 10 чел. (14%).  1 человек не сдал ЕГЭ по выбору и поэтому поступил по «запасному варианту» (1,5%).  4 человека (6%) считали, что родители им навязывают свой выбор. Все они нашли компромиссное решение, которое удовлетворяет и их, и родителей. Учащиеся, длительное время относящиеся себя к категории тех, кто не может выбрать профессию,  работали над собой, изучая свои склонности, плюсы и минусы и в соответствии со своими размышлениями выбрали профессию (24 чел., что составляет 34%). 27,5% учащихся предпочли выбрать вуз в зависимости от успешно сдавших предметов на ЕГЭ (первоначально таких учащихся было 67%).
     Таким образом, можно признать работу по психолого-педагогическому сопровождению выбора профессии учащихся старших классов успешной. Данную форму работы можно рекомендовать для дальнейшей деятельности.
 
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М: Академия, 2005.
  2. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
  3. Джеймс Ф.Т.Бьюдженталь. Предательство человечности: миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности. Пер. Гнездицкой А., Данченко В. – Эволюция психотерапии: В 3-х т. -  М.: Класс, 1988. т.3
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Электронный ресурс. Режим доступа: www.koob.ru
  5.  Кори Д. Теория и практика группового консультирования/Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 640 с. (Серия «Искусство консультирования»).
  6.  Кочюнос Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. Электронный ресурс. Режим доступа: www.koob.ru
  7.   Кризис идентичности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.insai.ru/slovar/krizis-identichnosti-2 (ссылка на 19.10.2013).
  8. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 350 с.
9. Кац Г., Мухаматулина Е. Метафорические карты. Руководство для психолога. – М.: Генезис, 2013.
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ