Статья "Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников"
Лилия Рогудеева
11.02.2015
4406
1
Метод проектов
Рогудеева Лилия Анатольевна –
учитель ИЗО, МХК,
МОБУ Новобурейская СОШ № 3,
П.Новобурейский, Бурейский р-он,
Амурская область.
«Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников»
Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников.
Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы.
Однако детальное ознакомление с их работами позволяет выделять некоторые тенденции в выборе путей формирования социальной компетентности: это уделение огромного внимания самостоятельности и инициативности школьников, субъектно-субъектного характера педагогического общения, усиление прикладного, практического характера предметного обучения и др.
Влияние метода проектов на процесс развития социальной компетентности школьников
В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали внедряющимся подходам к отбору содержания образования. Одной из широко известных педагогических технологий является метод проектов.
Выделим характерные черты метода проектов:
· Сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;
· Использование комплекса знаний и навыков из различных сфер;
· Соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;
· Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;
· Творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности;
· Направленность на практический, социально-значимый результат.
Даже при первом ознакомлении с характерными особенностями (активность и самостоятельность учеников, практическая направленность, соответствие тем проектов интересам учащихся) метода проектов становится очевидным его направленность на социализацию личности и, как следствие, развитие социальной компетентности.
Список социальных компетенций обучающихся и воспитанников образовательного учреждения (Надежда Николаевна Ушакова):
1. знать этические нормы поведения и следовать их предписаниям;
2. иметь гуманистическую направленность;
3. быть социально ответственным и правопослушным;
4. владеть культурой мышления;
5. быть способным адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим обстоятельствам;
6. владеть навыками межличностного общения;
7. уметь работать в команде (в том числе междисциплинарной);
8. владеть навыками самоконтроля;
9. быть готовым к выбору индивидуальных образовательных траекторий;
10. проявлять эмоциональную устойчивость;
11. проявлять социальную активность.
Это позволяет нам сделать вывод, что метод проектов должен быть более полно использован в педагогической деятельности, направленной на развитие социальной компетентности и получить максимально широкое применение в современной школе.
Как справедливо отмечает С.В. Аласова, «Развитие социальной компетентности школьников может быть эффективным при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, её противоречиям и тенденциям, которая и происходит в работе над проектом». Необходимо синтезировать личный опыт и научную информацию и на их основе эффективно развивать социальную компетентность школьников».
Таким образом, для результативного внедрения метода проектов в современный образовательный процесс в дальнейшем становится необходимым выявление условий эффективности использования данного метода в деятельности педагогов.
Метод проектов на данном этапе развития образования становится максимально эффективным способом развития социальной компетентности позволяющим учитывать индивидуальные особенности школьников и делать акцент на их активную деятельность в обучении.
Среди причин положительного отношения учителей к данному виду деятельности учеников, можно назвать
Метод проектов развивает
помогает в более полной мере реализовывать такую функцию школы, как воспитательного учреждения, в процессе социализации, как автономизация подрастающих поколений от взрослых.
В рамках создания проектов появляется возможность реализовать целый арсенал различных методов обучения и воспитания, таких как
Более того, анализ учебных программ преподавания позволяет с уверенностью заявить, что сами разработчики уверены в гармоничном использовании метода проектов в рамках обучения данных предметов. В этом убеждают многочисленные проекты, предлагаемые ученикам на всех этапах работы над различными темами.
Изучение проектов, а также опросы учеников позволяют сделать вывод о непосредственной связи предлагаемых тем с возрастными интересами и потребностями школьников. Таким образом, в своей работе педагог реализует основные принципы организации проектной деятельности, такие как:
Что касается роли учителя в проектной деятельности учеников, то метод проектов требует очень гибкого подхода и не всегда легко реализуем в педагогической деятельности, так как предполагает
Изучение продуктов деятельности, являющихся результатом работы над проектами позволяют с уверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные по доминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражение
Также нужно отметить ценность творческих проектов, которые находят широкое применение в организации различных внеурочных мероприятий и праздников.
Исходя из тем и ходе реализации проектов, можно сказать, что они, изначально являясь монопроектами, имеют многочисленные межпредметные связи, так как предмет ИЗО, МХК в данном случае выступает лишь средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др.
В основном для опыта работы педагогов характерны групповые или парные проекты, с четкой детерминацией всех этапов организации проектной деятельности (подготовка и организация, работа над проектом, защита и презентация проектов).
Метод проектов, применяемый в системе обучения, играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учениками механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным.
· Для более эффективного применения метода проектов с целью развития социальной компетентности учеников должны быть соблюдены следующие условия:
1. Анализ и учет особенностей ученического коллектива в организации педагогом работы над проектом и координации проектной деятельности.
2. Предоставление широкого выбора тем для будущего проекта, отвечающих потребностям и интересам школьников.
3. Чередование различных способов формирования проектных групп для корректировки развития социальной компетентности каждого ученика.
4. Наличие социальной направленности в темах учебных проектов и общественно-значимого результата.
Проведена диагностика для выявления уровеня социализированности личности учащегося
Больше 3 – высокая степень.
Больше 2, но меньше 3 – средняя степень развития социальных качеств.
Меньше 2 – низкий уровень социальной адаптированности
Таким образом, обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что метод проектов – являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе и по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности. Можно сказать, что данный метод может быть одним из многочисленных методов обучения, направленных на развитие социальной компетентности школьников.
Источники:
1. Бехтенова, Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дис. канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 276 c.
2. Беляева, Т.Б., Сидоренкова, Л.И. Динамика социальной компетентности студентов в процесс подготовки к инновационной деятельности в системе образования. [Текст]/ Т.Б. Беляева, Л.И. Сидоренкова
3. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ О.А. Гребенникова. - Великий Новгород, 2005. - 181 с.
4. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность старшеклассников: предпочтения, мотивы, формы организации [Текст]/О.А. Гребенникова // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Вып. 6 - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - Кн. 2. - С. 37-41
5. Пахомова Н. Ю. Что такое метод проектов? [Текст] / Н. Ю. Пахомова // Школьные технологии, 2004. — № 4. — С.93–96
учитель ИЗО, МХК,
МОБУ Новобурейская СОШ № 3,
П.Новобурейский, Бурейский р-он,
Амурская область.
«Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников»
Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников.
Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы.
Однако детальное ознакомление с их работами позволяет выделять некоторые тенденции в выборе путей формирования социальной компетентности: это уделение огромного внимания самостоятельности и инициативности школьников, субъектно-субъектного характера педагогического общения, усиление прикладного, практического характера предметного обучения и др.
Влияние метода проектов на процесс развития социальной компетентности школьников
В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали внедряющимся подходам к отбору содержания образования. Одной из широко известных педагогических технологий является метод проектов.
Выделим характерные черты метода проектов:
· Сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;
· Использование комплекса знаний и навыков из различных сфер;
· Соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;
· Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;
· Творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности;
· Направленность на практический, социально-значимый результат.
Даже при первом ознакомлении с характерными особенностями (активность и самостоятельность учеников, практическая направленность, соответствие тем проектов интересам учащихся) метода проектов становится очевидным его направленность на социализацию личности и, как следствие, развитие социальной компетентности.
Список социальных компетенций обучающихся и воспитанников образовательного учреждения (Надежда Николаевна Ушакова):
1. знать этические нормы поведения и следовать их предписаниям;
2. иметь гуманистическую направленность;
3. быть социально ответственным и правопослушным;
4. владеть культурой мышления;
5. быть способным адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим обстоятельствам;
6. владеть навыками межличностного общения;
7. уметь работать в команде (в том числе междисциплинарной);
8. владеть навыками самоконтроля;
9. быть готовым к выбору индивидуальных образовательных траекторий;
10. проявлять эмоциональную устойчивость;
11. проявлять социальную активность.
Это позволяет нам сделать вывод, что метод проектов должен быть более полно использован в педагогической деятельности, направленной на развитие социальной компетентности и получить максимально широкое применение в современной школе.
Как справедливо отмечает С.В. Аласова, «Развитие социальной компетентности школьников может быть эффективным при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, её противоречиям и тенденциям, которая и происходит в работе над проектом». Необходимо синтезировать личный опыт и научную информацию и на их основе эффективно развивать социальную компетентность школьников».
Таким образом, для результативного внедрения метода проектов в современный образовательный процесс в дальнейшем становится необходимым выявление условий эффективности использования данного метода в деятельности педагогов.
Метод проектов на данном этапе развития образования становится максимально эффективным способом развития социальной компетентности позволяющим учитывать индивидуальные особенности школьников и делать акцент на их активную деятельность в обучении.
Среди причин положительного отношения учителей к данному виду деятельности учеников, можно назвать
- развитие познавательных интересов школьников,
- возможность во время самостоятельно работы учеников более тщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего применения личностно-ориентированного подхода в обучении,
- а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности.
Метод проектов развивает
- ответственность,
- активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца.
помогает в более полной мере реализовывать такую функцию школы, как воспитательного учреждения, в процессе социализации, как автономизация подрастающих поколений от взрослых.
В рамках создания проектов появляется возможность реализовать целый арсенал различных методов обучения и воспитания, таких как
- дискуссии,
- мозговые штурмы,
- поисковые и исследовательские методы.
Более того, анализ учебных программ преподавания позволяет с уверенностью заявить, что сами разработчики уверены в гармоничном использовании метода проектов в рамках обучения данных предметов. В этом убеждают многочисленные проекты, предлагаемые ученикам на всех этапах работы над различными темами.
Изучение проектов, а также опросы учеников позволяют сделать вывод о непосредственной связи предлагаемых тем с возрастными интересами и потребностями школьников. Таким образом, в своей работе педагог реализует основные принципы организации проектной деятельности, такие как:
- принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность)
- учета индивидуальности учащихся и принцип кооперации, который проявляется в широком взаимодействии педагога, участников в группе и между группами на различных этапах проекта.
- свободного выбора и принцип
- опоры на субъектный опыт учащихся, так как ученики часто определяются с темой проекта, исходя из накопленных знаний и умений.
Что касается роли учителя в проектной деятельности учеников, то метод проектов требует очень гибкого подхода и не всегда легко реализуем в педагогической деятельности, так как предполагает
- развитое умение адаптироваться и, бесспорно,
- умение вовремя принять точку зрения ученика, если она оказывается более корректной.
- грамотно корректировать свою деятельность в зависимости от особенностей конкретного коллектива, чередуя проекты с явной и скрытой коммуникацией, или меняя характер координации на различных этапах проектной деятельности.
Изучение продуктов деятельности, являющихся результатом работы над проектами позволяют с уверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные по доминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражение
- исследовательские,
- игровые проекты.
- ознакомительным проектам (исходя из типологии Э. Коллингза, их можно определить как органичный союз storyprojects(проекты по рассказам) и handprojects (ручные или конструктивные проекты))
Также нужно отметить ценность творческих проектов, которые находят широкое применение в организации различных внеурочных мероприятий и праздников.
Исходя из тем и ходе реализации проектов, можно сказать, что они, изначально являясь монопроектами, имеют многочисленные межпредметные связи, так как предмет ИЗО, МХК в данном случае выступает лишь средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др.
В основном для опыта работы педагогов характерны групповые или парные проекты, с четкой детерминацией всех этапов организации проектной деятельности (подготовка и организация, работа над проектом, защита и презентация проектов).
Метод проектов, применяемый в системе обучения, играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учениками механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным.
· Для более эффективного применения метода проектов с целью развития социальной компетентности учеников должны быть соблюдены следующие условия:
1. Анализ и учет особенностей ученического коллектива в организации педагогом работы над проектом и координации проектной деятельности.
2. Предоставление широкого выбора тем для будущего проекта, отвечающих потребностям и интересам школьников.
3. Чередование различных способов формирования проектных групп для корректировки развития социальной компетентности каждого ученика.
4. Наличие социальной направленности в темах учебных проектов и общественно-значимого результата.
Проведена диагностика для выявления уровеня социализированности личности учащегося
Больше 3 – высокая степень.
Больше 2, но меньше 3 – средняя степень развития социальных качеств.
Меньше 2 – низкий уровень социальной адаптированности
Таким образом, обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что метод проектов – являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе и по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности. Можно сказать, что данный метод может быть одним из многочисленных методов обучения, направленных на развитие социальной компетентности школьников.
Источники:
1. Бехтенова, Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дис. канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 276 c.
2. Беляева, Т.Б., Сидоренкова, Л.И. Динамика социальной компетентности студентов в процесс подготовки к инновационной деятельности в системе образования. [Текст]/ Т.Б. Беляева, Л.И. Сидоренкова
3. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ О.А. Гребенникова. - Великий Новгород, 2005. - 181 с.
4. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность старшеклассников: предпочтения, мотивы, формы организации [Текст]/О.А. Гребенникова // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Вып. 6 - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - Кн. 2. - С. 37-41
5. Пахомова Н. Ю. Что такое метод проектов? [Текст] / Н. Ю. Пахомова // Школьные технологии, 2004. — № 4. — С.93–96
Другие статьи
- Духовная эстетика на уроке музыки в 5 классе как поиск духовного начала в самом себе
- "Роль коллективно - творческих дел в формировании личности"
- Применение лингвокультурологического подхода как одного из средств познания культуры учащимися на уроках русского языка
- Техническое конструирование и моделирование в условиях модернизации российского образования
- Игры с компьютерной поддержкой. для урока СБО
- В предверии юбилея школы
- Работа с газетой на английском языке: из опыта работы в старших классах средней школы
- Саморазвитие специалиста в профессии как фактор его профессиональной самореализации (из опыта работы)
- Нужны ли педагогам профессиональные сообщества?
- Посеешь привычку - пожмешь судьбу
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Лилия Анатольевна, ваша статья интересна и важна. Спасибо!
Елена Маратовна Онищук, дата: 15.02.2015 в 7:35
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.