С нами 15523 учителя, 5320 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников"

Рогудеева Лилия Анатольевна –
учитель ИЗО, МХК, 
МОБУ Новобурейская СОШ № 3,
П.Новобурейский, Бурейский р-он,
Амурская область.
 
«Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников»
 
Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников.
Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы.
Однако детальное ознакомление с их работами позволяет выделять некоторые тенденции в выборе путей формирования социальной компетентности: это уделение огромного внимания самостоятельности и инициативности школьников, субъектно-субъектного характера педагогического общения, усиление прикладного, практического характера предметного обучения и др.
Влияние метода проектов на процесс развития социальной компетентности школьников
В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали внедряющимся подходам к отбору содержания образования. Одной из широко известных педагогических технологий является метод проектов.
Выделим  характерные черты метода проектов:
· Сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;
· Использование комплекса знаний и навыков из различных сфер;
· Соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;
· Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;
· Творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности;
· Направленность на практический, социально-значимый результат.
Даже при первом ознакомлении с характерными особенностями (активность и самостоятельность учеников, практическая направленность, соответствие тем проектов интересам учащихся) метода проектов становится очевидным его направленность на социализацию личности и, как следствие, развитие социальной компетентности.
Список социальных компетенций обучающихся и воспитанников образовательного учреждения (Надежда Николаевна Ушакова):
1.       знать этические нормы поведения и следовать их предписаниям;
2.       иметь гуманистическую направленность;
3.       быть социально ответственным и правопослушным;
4.       владеть культурой мышления;
5.       быть способным адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим обстоятельствам;
6.       владеть навыками межличностного общения;
7.       уметь работать в команде (в том числе междисциплинарной);
8.       владеть навыками самоконтроля;
9.       быть готовым к выбору индивидуальных образовательных траекторий;
10.   проявлять эмоциональную устойчивость;
11.   проявлять социальную активность.
Это позволяет нам сделать вывод, что метод проектов должен быть более полно использован в педагогической деятельности, направленной на развитие социальной компетентности и получить максимально широкое применение в современной школе.
Как справедливо отмечает С.В. Аласова, «Развитие социальной компетентности школьников может быть эффективным при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, её противоречиям и тенденциям, которая и происходит в работе над проектом». Необходимо синтезировать личный опыт и научную информацию и на их основе эффективно развивать социальную компетентность школьников».
Таким образом, для результативного внедрения метода проектов в современный образовательный процесс в дальнейшем становится необходимым выявление условий эффективности использования данного метода в деятельности педагогов.
Метод проектов на данном этапе развития образования становится максимально эффективным способом развития социальной компетентности позволяющим учитывать индивидуальные особенности школьников и делать акцент на их активную деятельность в обучении.
Среди причин положительного отношения учителей к данному виду деятельности учеников, можно назвать
  • развитие познавательных интересов школьников,
  • возможность во время самостоятельно работы учеников более тщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего применения личностно-ориентированного подхода в обучении,
  • а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности.
Помимо этого, методу проектов отдается предпочтение при выборе методов обучения ввиду того, что он обладает огромным воспитательным воздействием.
Метод проектов развивает
  • ответственность,
  • активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца.
Преимущество метода проектов, как показывает практика, состоит в том, что он, помимо приобщения учеников к культуре общества, создания условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации,
помогает в более полной мере реализовывать такую функцию школы, как воспитательного учреждения, в процессе социализации, как автономизация подрастающих поколений от взрослых.
В рамках создания проектов появляется возможность реализовать целый арсенал различных методов обучения и воспитания, таких как
  • дискуссии,
  • мозговые штурмы,
  • поисковые и исследовательские методы.
Более подробно остановимся на использовании метода проектов в системе обучения изобразительному искусству, мировой художественной культуре.
Более того, анализ учебных программ преподавания позволяет с уверенностью заявить, что сами разработчики уверены в гармоничном использовании метода проектов в рамках обучения данных предметов. В этом убеждают многочисленные проекты, предлагаемые ученикам на всех этапах работы над различными темами.
Изучение проектов, а также опросы учеников позволяют сделать вывод о непосредственной связи предлагаемых тем с возрастными интересами и потребностями школьников. Таким образом, в своей работе педагог реализует основные принципы организации проектной деятельности, такие как:
  • принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность)
  • учета индивидуальности учащихся и принцип кооперации, который проявляется в широком взаимодействии педагога, участников в группе и между группами на различных этапах проекта.
Подготовительная работа педагога по разработке широкого ряда подтем в рамках некой текущей темы позволяет также реализовывать принцип
  • свободного выбора и принцип
  • опоры на субъектный опыт учащихся, так как ученики часто определяются с темой проекта, исходя из накопленных знаний и умений.
Согласно наблюдениям педагогов это позволяет существенно повысить мотивацию на учебный процесс, что чрезвычайно важно в нынешней ситуации развития негативного отношения школьников к обучению.
Что касается роли учителя в проектной деятельности учеников, то  метод проектов требует очень гибкого подхода и не всегда легко реализуем в педагогической деятельности, так как предполагает
  • развитое умение адаптироваться и, бесспорно,
  • умение вовремя принять точку зрения ученика, если она оказывается более корректной.
Это порой вызывает трудности, ввиду неосознаваемого желания педагогов навязать ученикам свою точку зрения, продиктованного в некоторой степени педагогической деформацией. Во время проекта педагоги стараются «отойти в тень», играя роль фасилитатора (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию) и консультанта во время самостоятельной активной деятельности школьников. Педагогу необходимо
  • грамотно корректировать свою деятельность в зависимости от особенностей конкретного коллектива, чередуя проекты с явной и скрытой коммуникацией, или меняя характер координации на различных этапах проектной деятельности.
 Так, например, координация чаще всего является явной на подготовительном и организационном этапах, но ее роль заметно понижается на деятельностном этапе.
Изучение продуктов деятельности, являющихся результатом работы над проектами позволяют с уверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные по доминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражение
  • исследовательские,
  • игровые проекты.
Однако большее предпочтение отдается
  • ознакомительным проектам (исходя из типологии Э. Коллингза, их можно определить как органичный союз storyprojects(проекты по рассказам) и handprojects (ручные или конструктивные проекты))
Такие проекты позволяют преподавателю выйти за рамки учебной программы, приобщая учеников к ценностям современной культуры. Поиск новой информации активизирует познавательный интерес школьников и развивает умение сотрудничать, работать с различными источниками информации.
Также нужно отметить ценность творческих проектов, которые находят широкое применение в организации различных внеурочных мероприятий и праздников.
Исходя из тем и ходе реализации проектов, можно сказать, что они, изначально являясь монопроектами, имеют многочисленные межпредметные связи, так как предмет ИЗО, МХК в данном случае выступает лишь средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др.
В основном для опыта работы педагогов характерны групповые или парные проекты, с четкой детерминацией всех этапов организации проектной деятельности (подготовка и организация, работа над проектом, защита и презентация проектов).
Метод проектов, применяемый в системе обучения, играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учениками механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным.
· Для более эффективного применения метода проектов с целью развития социальной компетентности учеников должны быть соблюдены следующие условия:
1. Анализ и учет особенностей ученического коллектива в организации педагогом работы над проектом и координации проектной деятельности.
2. Предоставление широкого выбора тем для будущего проекта, отвечающих потребностям и интересам школьников.
3. Чередование различных способов формирования проектных групп для корректировки развития социальной компетентности каждого ученика.
4. Наличие социальной направленности в темах учебных проектов и общественно-значимого результата.

Проведена диагностика для выявления уровеня социализированности личности учащегося
Больше 3 – высокая степень.
Больше 2, но меньше 3 – средняя степень развития социальных качеств.
Меньше 2 – низкий уровень социальной адаптированности

Таким образом, обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что метод проектов – являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе и по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности. Можно сказать, что данный метод может быть одним из многочисленных методов обучения, направленных на развитие социальной компетентности школьников.
 
Источники:
1. Бехтенова, Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дис. канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 276 c.
2. Беляева, Т.Б., Сидоренкова, Л.И. Динамика социальной компетентности студентов в процесс подготовки к инновационной деятельности в системе образования. [Текст]/ Т.Б. Беляева, Л.И. Сидоренкова
3. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ О.А. Гребенникова. - Великий Новгород, 2005. - 181 с.
4. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность старшеклассников: предпочтения, мотивы, формы организации [Текст]/О.А. Гребенникова // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Вып. 6 - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - Кн. 2. - С. 37-41
5. Пахомова Н. Ю. Что такое метод проектов? [Текст] / Н. Ю. Пахомова // Школьные технологии, 2004. — № 4. — С.93–96
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Лилия Анатольевна, ваша статья интересна и важна. Спасибо!
Елена Маратовна Онищук, дата: 15.02.2015 в 7:35  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.