С нами 17336 учителей, 7337 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Обобщение опыта работы по внедрению ФГОС"
Наталия Кузичкина   09.09.2015   5100   3   ФГОС
Кузичкина Наталия Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ "Жердевская СОШ" Тамбовской области
 
Обобщение опыта работы по внедрению ФГОС
 
   В 2013 году при наборе первоклассников я начала обучение на основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Этому предшествовала большая работа по подготовке образовательной организации: создана нормативно-правовая база, основная образовательная программа начального общего образования, проведена курсовая подготовка, улучшены материально-технические условия.
   Кабинет начальных классов оснащен в соответствии с требованиями ФГОС: имеется интерактивный комплекс, программное обеспечение к нему, печатные и электронные пособия, раздаточные материалы. Расширен библиотечный фонд начальной школы (художественная, справочная литература, цифровые образовательные ресурсы); подключены к локальной сети и сети Интернет. Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки.          
   В 2014-2015 уч. г. продолжена организация методического сопровождения ОУ на работу по ФГОС: проведен анализ модельных заданий, позволяющих оценить метапредметные и личностные результаты освоения обучающимися ООП; разработаны задания уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП обучающимися начальной школы; организована психолого-педагогическая диагностическая работа:
 – определены методики диагностики готовности детей к обучению в школе;
 – проведена входная и итоговая психолого-педагогическая диагностика;
 –  начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших
    школьников; организовано психологическое сопровождение образовательного
    процесса в начальной школе:
 – проведена индивидуальная работа по устранению психологических проблем
    обучающихся; педагогом-психологом осуществлены консультации педагогов
    с целью повышения эффективности уроков посредством обеспечения
    психологической грамотности учителей.
 
Анализ второго этапа мониторинга образовательных достижений учащихся 1 класса май 2014 года
Основными направлениями данного мониторинга являются:
- изучение готовности первоклассников к обучению в школе,
- оценка образовательных достижений в процессе обучения в начальной школе,
- особенности адаптации школьников к обучению в школе.


Анализ достижений учащихся по математике
 
Цель – определение достижения учащимися уровня обязательной подготовки по курсу математики 1-го класса, а также сформированности некоторых учебных действий универсального характера (ориентация в пространстве, работа с информацией, представленной в разной форме, правильное восприятие математической задачи и поиск разных решений, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения заданий и др.)
 
Всего
уч-ся
Участво
вало
Не достигли уровня базовой подготовки
(1-6 зад.)
Достигли уровня базовой подготовки
(7 зад.)
Достигли прочного базового уровня
(9-10 зад.)
Справились с нестандартными заданиями
 
(4 зад.)
24 21 0 10 11 2
0% 48% 52% 10%
По району 6% 43% 51% 23%
 
Анализ достижений учащихся по русскому языку
 
Цель – определение достижения учащимися 1–го класса уровня обязательной подготовки по русскому языку, а также сформированности некоторых учебных умений – правильного восприятия учебной задачи, умения работать самостоятельно, контролировать свои действия, находить несколько правильных ответов.
 
Всего
уч-ся
Участво
вало
Не достигли уровня базовой подготовки
(1-6 зад.)
Достигли уровня базовой подготовки
(7 зад.)
Достигли прочного базового уровня
(9-10 зад.)
Справились с нестандартными заданиями
 
(3 зад.)
24 20 0 12 8 2
0% 60% 40% 10%
По району 13% 49% 79% 53%
 


Анализ достижений учащихся по чтению
 
Цель – определение уровня осознанности чтения у учащихся 1 – го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.
 
Всего
уч-ся
Участво
вало
Не достигли уровня базовой подготовки
(1-5 зад.)
Достигли уровня базовой подготовки
(6 зад.)
Достигли прочного базового уровня
(10 зад.)
24 18 0 12 6
0% 70% 30%
По району 19% 53% 38%
 
 Вывод: учебная мотивация первоклассников достаточная, ученики готовы и способны проявлять самостоятельность в учении, ориентироваться в нестандартной учебной и практической ситуации.  Все обучающие достигли базового уровня. Необходимо продолжить работу над заданиями повышенной трудности.
 
 
   Организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы, тестовые задания; ведется эффективная работа по нравственному воспитанию, второклассники могут адекватно оценивать свою работу. У детей сформированы навыки познавательной деятельности. Они могут организовать совместную работу по заданным условиям и продуктивно выполнять её. По итогам диагностики проводятся психолого-педагогические консультации для родителей, ведется работа с детьми группы риска.
 
   С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование системы накопительной оценки – портфолио обучающихся. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки в нашей школе является портфолио учащегося, которое позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка, предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Я, как педагог на каждом этапе обучения вместе с ребенком выбираю, что является для него результатом на сегодняшний день. Отбирая в своё портфолио творческие, проектные работы, ребенок проводит рефлексию сделанного, а я отслеживаю как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Портфолио способствует повышению самооценки обучающегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Отрадно видеть, как к концу второго класса обучающиеся уже осознанно подходят к оформлению своего портфолио.
 
   Отмечаю следующие положительные тенденции в процессе реализации  ФГОС:
- положительная динамика использования  в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
- использование в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
- ориентация на организацию здоровьесберегающей среды;
- осознание необходимости перехода на развивающие системы обучения;
- возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;
- положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.
 
    Второй год работаю по УМК "Перспектива". "Перспектива" -  это учебно-методический комплекс для  начальных классов общеобразовательных учреждений, который представляет собой целостную информционно-образовательную среду, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, отвечающие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Система учебников «Перспектива» сегодня — это:
- современный информационный и образовательный ресурс для детей, учителей и семьи;
- эффективные образовательные инновации;
- успешное будущее для наших детей.
Система учебников «Перспектива» в Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ от 31 марта 2014 г. № 253)
 
   Детская самостоятельность формируется через:  работу в группах,  дифференцированные задания,  проекты по каждому предмету.  Действия контроля формируются через:  отдельную страницу достижений обучающихся, самопроверку,  работу в парах.
    В соответствии с ФГОС реализую как урочную, так и внеурочную деятельность.
Для 2 класса мною разработана и успешно внедряется  программа по ДО кружка «Занимательная информатика». Посещение занятий – 100%. Дети с увлечением занимаются. Наибольший интерес вызывает самостоятельное составление заданий и графические диктанты.
   Для  2 -  4 классов  мною  разработана  и  активно  внедряется  программа  «Занимательная математика» (платные услуги).  Цель  программы -  развитие математического образа мышления. Задачи программы: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики, расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; учить правильно применять математическую терминологию;  развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.   Основными видами деятельности обучающихся является: решение занимательных задач; оформление математических газет; участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность, самостоятельная работа; работа в парах, в группах; творческие работы. Качество знаний по данному предмету составляет – 100%.
 
   Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.
На уроках применяю системно-деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектные, игровые, информационно- коммуникативные, групповые технологии; компетентностный подход; личностно- ориентированный подход.
   Проектная деятельность, которой уделяю много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Представление проектов происходит как в классе, так и на школьных научно-практических конференциях. Так во 2 классе была проведена исследовательская работа «Что такое шоколад?» в рамках проекта «Виват, наука!». Организую и провожу конкурсы как предметные, так  и творческие.
 
   Итоги творческих конкурсов
 
Грамота (1 место) регионального фотоконкурса "Семейный альбом" - 2015
Сертификат. Творческий конкурс «Мой кумир» minobr.org - 2014
Сертификат. Творческий конкурс «Мой учитель» minobr.org - 2014
Сертификат. Творческий конкурс «Пластилиновая фантазия» minobr.org - 2014
Сертификат. Творческий конкурс «Кормушка своими руками» minobr.org - 2014
Диплом 3 степени. Конкурс детских творческих работ «В стране фантазии», посвящённого писателям-юбилярам Н.Н.Носову и В.Ю.Драгунскому - 2013
Сертификат. Конкурс «Зёрнышки нашего таланта» Номинация «Расцветает красками планета» (синквейн) - 2014
Грамота. VII творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвящённый Сергию Радонежскому 2014
 
   Публикации детей на сайте «Международный детский творческий фестиваль «Апельсин». Обучающиеся с удовольствием выполняют творческие задания по программе и с моей помощью размещают в сети Интернет. Многие из них имеют сертификаты, свидетельства и даже грамоты из сети.

   Итоги предметных конкурсов
(лучшие результаты)
 
Диплом за 3 место по России Всероссийской олимпиады по окружающему миру, 2 класс, Глинко А., 2015 г.
Призёр I тура Международной эвристической олимпиады младших школьников "Совёнок - 2014", 1 класс, Глинко А., 2014 г.
Лауреат I тура Международной эвристической олимпиады младших школьников "Совёнок - 2014", 1 класс, Ипполито В., 2014 г.
Лауреат I тура Международной эвристической олимпиады младших школьников "Совёнок - 2014", 1 класс, Трунова К., 2014 г.
Лауреат I тура Международной эвристической олимпиады младших школьников "Совёнок - 2014", 1 класс, Мищенко Д., 2014 г.
Диплом за 1 место по России Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2 класс, Глинко А., 2014 г.
Диплом за 2 место по России Всероссийской олимпиады по русскому языку, 2 класс, Токмакова А., 2014 г.
Диплом за 3 место в регионе Всероссийской олимпиады по информатике, 2 класс, Татаев Н., 2014 г.
 
 
   Большое внимание уделяю решению проектных задач, которые помогают мне увидеть, как дети учатся использовать полученные знания в модельных и практических ситуациях, сотрудничать друг с другом в совместной деятельности. На уроках у обучающихся развивается умение учиться, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, ведется работа по формированию ИКТ-компетентности.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности предполагается организация отдыха детей и их оздоровление в летнем лагере, созданном на базе школы.
 
   Ведется серьезная работа с родителями. На родительских собраниях проводится анкетирование по вопросам введения ФГОС, обсуждаются основные положения, успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной деятельности - творческие работы детей, организуются консультации по результатам диагностики УУД. Родители оказывают помощь в ведении портфолио, в оформлении проектов, в организации праздников, принимают активное участие в конкурсах.
 
   Как учитель постоянно прохожу курсы повышения квалификации,
 
Название курса Количество часов Сроки
1 Технологии и местное сообщество
Дистанционный курс "Учимся с Intel"
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Федеральный
72 2013...
2 Технологические особенности реализации программ дополнительного образования естественно-научной направленности
ТОГОАУ ДПО ИПКРО
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 2014...
3 Технология оценки достижения планируемых результатов
ТОГОАУ ДПО ИПКРО
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
72 2012
4 Технология проблемного обучения
ТОИПКРО
Тип: Повышение квалификации
Уровень: Региональный
36 2012...
 
   Являюсь постоянным слушателем вебинаров издательства «Просвещение»
 
Описание
1 «Формирование и оценка универсальных учебных действий при преподавании окружающего мира» - 11 марта 2015
2 "Формирование и оценка универсальных учебных действий при преподавании математики" - 4 марта 2015
3 "Подходы к организации внеурочной деятельности на основе интеграции содержания учебника и дополнительных пособий для обучающихся к курсу Окружающий мир - 26 января 2015
4 "Универсальные учебные действия как важная составляющая современных школьных стандартов" - 11 февраля 2015
5 "Как выбрать устройство для работы с электронным учебником" - 12 февраля 2015
6 "Различные подходы к организации работы в классе. Смешанное обучение" - 4 февраля 2015
7 "Планируемые результаты и оценка их достижения как структурообразующий элемент ФГОС ООО" - 3 февраля 2015
8 "Организация проектной деятельности на уроках технологии в 1-4 классах" - 21 января 2015
9 «Учителю начальной школы – основы преподавания музыки для неспециалистов (по УМК «Музыка» авт. Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной издательства «Просвещение»)» - 2 февраля 2015
10 «Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспектива». - 30 января 2015
11 «Инновационные процессы в образовании: методические и организационные условия преподавания курса ОРКСЭ на примере учебно-методических комплексов издательства «Просвещение» - 22 января 2015
12 « Проектирование урока русского языка с позиций достижения планируемых результатов ФГОС НОО» - 22 января 2015
13 «Формирование и развитие учебной самостоятельности школьника на уроках русского языка - 15 января 2015
14 «Проектирование урока математики в начальной школе с позиции системно-деятельностного подхода (на примере завершенной предметной линии учебников «Математика» авторов Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука – УМК «Перспектива»)» - 23 мая 2014
15 «Формирование понимания места и роли портфолио в системе работы по ФГОС ООО» - 21 мая 2014
16 «Использование компонентов ИОС УМК на уроках курса «Окружающий мир» системы «Перспектива» - 19 мая 2014
17 «Учебно-методические материалы для учителей как инструмент профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС общего образования» - 14 мая 2014
 
   Активно участвую в конкурсах, мастер-классах, фестивалях
 
1 Фестиваль «Интерактивный калейдоскоп» на портале "Методсовет.су", 2015
2 Сетевой конкурс "Личный сайт-портфолио педагога как средство повышения эффективности образовательного процесса", Диплом 3 степени, 2015
3 Областной виртуальный семинар с элементами тренинга «Личный сайт учителя как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса», Сертификат, 2015
4 Всероссийский Мастер-класс «Интерактивная раскраска». Сертификат, 2015
5 Международный сетевой проект исследовательского образовательного проекта «Глобальная школьная лаборатория». Диплом, 2013
6 Всероссийский Мастер-класс «Знакомство с платформой для ШДО (школьного дистанционного образования)». Свидетельство, 2013
7 Региональный Мастер-класс «Сервисы визуализации информации в проектной деятельности». Свидетельство, 2013
8 Всероссийская Педагогическая интернет-олимпиада «Учитель XXI века» - Сертификат 2012
 
 
   По результатам работы в 1-2 классах можно сделать вывод: как учитель начальных классов, я добилась выполнения тех целей, которые были поставлены в начале 2013 года, стараюсь создавать условия для получения обучающимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных учебных действий, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
 
   В  2015- 2016 учебном году, учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки, ставлю следующие задачи:
1. Продолжить работу по повышению качества образования, через внедрение в свою педагогическую практику актуальных педагогических технологий, ориентированных на системно – деятельностный подход в обучении.
2. Разработать авторские программы по формированию метапредметных результатов в реализации различных видов деятельности
3. Составить план и вести систематическую работу с одаренными детьми;
4. Повысить качество проектно-исследовательской деятельности учащихся;
5. Продолжить работу по изучению и внедрению в практику новых стандартов (ФГОС)
6. Продолжить работу по предупреждению неуспеваемости учащихся через индивидуализацию и дифференциацию обучения, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
7. Использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с целью сохранения физического и психологического здоровья младших школьников

Источник: систематизация данных на сайте uchportfolio.ru/s2530566155
 
 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Уважаемая коллега, в вашей статье, вами представлено обобщение опыта работы учителя в рамках введения ФГОС на высоком профессиональном уровне: представлен анализ мониторинга по основным предметам, проведен анализ результативности и эффективности деятельности учителя в рамках организации проектной деятельности, самостоятельной деятельности учащихся, подведены итоги по каждому пункту. Спасибо вам за содержательность статьи и ваш профессионализм. Вы профессионал своего дела!!!
Наталья Чубаева, дата: 11.09.2015 в 8:07  
#2 Спасаибо за статью, большая и трудоёмкая работа. Очень важно проводить мониторинг, чтобы видеть результ своей работы. А на мониторинг уходит очень много времени, но без него никак. Ещё раз спаибо.
Наталья Фокина, дата: 22.09.2015 в 4:34  
#3 Наталия Ивановна, спасибо за содержательную работу в рамках введения ФГОС.
Ирина Кисиленко, дата: 18.01.2016 в 0:00  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ