Статья ""Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида""
Наталья Трачук
12.11.2014
4287
0
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Трачук Наталья Михайловна
учитель биологии Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области
«Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"»
Можно отметить несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей;
Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения (общеизвестно, что без них невозможно преподавание естественнонаучных дисциплин), что хорошо реализуется при использовании информационно-коммуникативных технологий. Множество объектов, изучаемых в школьном курсе естествознания, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться обучающимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Изучение биологии требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели, муляжи, аудио-, кино-, и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного.
Компьютер, как универсальное средство сбора, хранения, обработки обмена и представления информации, способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, фильмы). Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов. Используя базу данных, можно подготовить раздаточный материал (карточки, схемы, перфокарты, дидактические игры), иллюстративный материал (таблицы, схемы, видеофрагменты), создать мультимедийную учебную презентацию.
Существующие мультимедийные учебные комплексы по биологии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых обучающихся. Поэтому, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий – мультимедийных презентаций.
Мультимедийная учебная презентация - электронное пособие, разработанное с помощью мультимедийных технологий, которое исполняет роль наглядного представления учебного материала и предъявляется учащимся на мониторе или на специальном экране посредством компьютера.
Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная анимация, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.
Информационная функция презентации заключается в том, что посредством ее демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.
Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, фрагментов учебных кино- видеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных способностей умственно отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых объектах или явлениях.
Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях и на печатной основе, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.д.
ММП презентация позволяет:
· Регулировать темп предъявления информации в соответствии с возможностями у/о школьников (благодаря управлению сменой слайдов учителем);
· Регулировать объем информации, что будет способствовать лучшему усвоению материала (учитывая небольшой объем восприятия (в 3 р. меньше), замедленный темп усвоения);
· Включать задания, тесты, вопросы, дидактические игры разного уровня сложности – способствует актуализации имеющихся знаний, закреплению и обобщению полученных в ходе урока сведений, осуществляя индивидуальный подход;
· В случае затруднений – есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду (для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа);
· Реализовать принцип многократного повторения – при изучении нового материала всегда идет повторение или опора на ранее изученный материал. Это предполагает использование большого количество таблиц, схем и т.д. ММП позволяет заменить 1-2 слайдами.
· Осуществлять самопроверку обучающимися при показе на экране правильного ответа;
· Осуществлять коррекцию речи обучающихся, облегчает работу с основными понятиями и словарными словами. Трудные орфограммы следует выделять в словах цветом или увеличивать в размере. Обучающиеся могут переписать словарные слова с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, школьники с интеллектуальной недостаточностью пополняют свой словарный запас, закрепляют навыки грамотного написания терминов.
Обучающимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся.
Опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках естествознания целесообразно в тех случаях, когда необходимо:
· Познакомить обучающихся с природными объектами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (растительный и животный мир, нехарактерный для проживающей местности, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.);
· Продемонстрировать опыты, связанные с трудоемкостью («Обнаружение в почве минеральных солей»);
· Показать обучающимся скрытые процессы и явления (движение крови в организме, влияние курения и алкоголя на внутренние органы);
· Продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие процессы (образование плодов и семян);
· Познакомить с микро или макрообъектами (клетка, планета и т.д.);
· Провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и т.д.);
· Продемонстрировать животных в движении (птицы в полете, добывающие пищу хищники, вскармливание детенышей).
Требования к созданию презентаций:
1. Четкий, крупный шрифт (размер букв, знаков, цифр, их контрастность определяются возможностью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт);
2. Заливка фона, букв- краской спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз; для текста приемлемым являются коричневые, бордовые цвета.
3. Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, заполнять все экранное поле. Не перегружать слайды зрительной информацией;
4. Звуковое сопровождение не должно быть резким, отвлекающим;
5. Отводить достаточное время на просмотр одного слайда (не менее 2-3 минут).
Таким образом, можно сделать вывод, что использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания биологии, способствует росту профессионализма и самообразованию учителя, а также активизирует познавательную активность учащихся, меняет отношение учащихся к компьютеру, как к игрушке, а начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
Список литературы
1. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников //Начальная школа.- 2009.-№ 2.-с. 38-43
2. Подвальная Е.В. К вопросу об использовании компьютерных технологий на уроках географии и естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида. http://www.shishkova.ru/library/articles/items/a04.htm
учитель биологии Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области
«Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"»
Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.
Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья (в нашей школе – обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью (у/о)- лица со стойкими, необратимыми нарушениями преимущественно познавательной сферы, возникающие вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта является нарушение высших психических функций, что выражается в нарушении познавательных процессов – ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи, страдает ЭВС, моторика) компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия; как помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации, что особенно актуально в условиях школы-интерната.Можно отметить несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей;
Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения (общеизвестно, что без них невозможно преподавание естественнонаучных дисциплин), что хорошо реализуется при использовании информационно-коммуникативных технологий. Множество объектов, изучаемых в школьном курсе естествознания, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться обучающимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Изучение биологии требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели, муляжи, аудио-, кино-, и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного.
Компьютер, как универсальное средство сбора, хранения, обработки обмена и представления информации, способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, фильмы). Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов. Используя базу данных, можно подготовить раздаточный материал (карточки, схемы, перфокарты, дидактические игры), иллюстративный материал (таблицы, схемы, видеофрагменты), создать мультимедийную учебную презентацию.
Существующие мультимедийные учебные комплексы по биологии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых обучающихся. Поэтому, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий – мультимедийных презентаций.
Мультимедийная учебная презентация - электронное пособие, разработанное с помощью мультимедийных технологий, которое исполняет роль наглядного представления учебного материала и предъявляется учащимся на мониторе или на специальном экране посредством компьютера.
Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, видеофрагменты, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная анимация, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.
Информационная функция презентации заключается в том, что посредством ее демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.
Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, фрагментов учебных кино- видеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных способностей умственно отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых объектах или явлениях.
Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях и на печатной основе, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.д.
ММП презентация позволяет:
· Регулировать темп предъявления информации в соответствии с возможностями у/о школьников (благодаря управлению сменой слайдов учителем);
· Регулировать объем информации, что будет способствовать лучшему усвоению материала (учитывая небольшой объем восприятия (в 3 р. меньше), замедленный темп усвоения);
· Включать задания, тесты, вопросы, дидактические игры разного уровня сложности – способствует актуализации имеющихся знаний, закреплению и обобщению полученных в ходе урока сведений, осуществляя индивидуальный подход;
· В случае затруднений – есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду (для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа);
· Реализовать принцип многократного повторения – при изучении нового материала всегда идет повторение или опора на ранее изученный материал. Это предполагает использование большого количество таблиц, схем и т.д. ММП позволяет заменить 1-2 слайдами.
· Осуществлять самопроверку обучающимися при показе на экране правильного ответа;
· Осуществлять коррекцию речи обучающихся, облегчает работу с основными понятиями и словарными словами. Трудные орфограммы следует выделять в словах цветом или увеличивать в размере. Обучающиеся могут переписать словарные слова с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, школьники с интеллектуальной недостаточностью пополняют свой словарный запас, закрепляют навыки грамотного написания терминов.
Обучающимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов и явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся.
Опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках естествознания целесообразно в тех случаях, когда необходимо:
· Познакомить обучающихся с природными объектами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (растительный и животный мир, нехарактерный для проживающей местности, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.);
· Продемонстрировать опыты, связанные с трудоемкостью («Обнаружение в почве минеральных солей»);
· Показать обучающимся скрытые процессы и явления (движение крови в организме, влияние курения и алкоголя на внутренние органы);
· Продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие процессы (образование плодов и семян);
· Познакомить с микро или макрообъектами (клетка, планета и т.д.);
· Провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и т.д.);
· Продемонстрировать животных в движении (птицы в полете, добывающие пищу хищники, вскармливание детенышей).
Требования к созданию презентаций:
1. Четкий, крупный шрифт (размер букв, знаков, цифр, их контрастность определяются возможностью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт);
2. Заливка фона, букв- краской спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз; для текста приемлемым являются коричневые, бордовые цвета.
3. Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, заполнять все экранное поле. Не перегружать слайды зрительной информацией;
4. Звуковое сопровождение не должно быть резким, отвлекающим;
5. Отводить достаточное время на просмотр одного слайда (не менее 2-3 минут).
Таким образом, можно сделать вывод, что использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания биологии, способствует росту профессионализма и самообразованию учителя, а также активизирует познавательную активность учащихся, меняет отношение учащихся к компьютеру, как к игрушке, а начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
Список литературы
1. Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников //Начальная школа.- 2009.-№ 2.-с. 38-43
2. Подвальная Е.В. К вопросу об использовании компьютерных технологий на уроках географии и естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида. http://www.shishkova.ru/library/articles/items/a04.htm
Другие статьи
- Формирование УУД на этапах проектно-исследовательской деятельности
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- Система работы по организации дистанционного обучения с детьми – инвалидами в 2009 – 2011 учебном году в Гатчинском районе
- Учимся играя
- Результативность участия обучающихся и воспитанников во внеучебной деятельности
- Из опыта работы кружка
- Музей как средство патриотического воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
- Работа с газетой на английском языке: из опыта работы в старших классах средней школы
- Электронное портфолио - перспективы использования в персональной деятельности
- Неделя иностранного языка в школе
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.