С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Проектная деятельность по английскому языку: сотрудничество учителя и учащихся"
Ваторопина Елена Васильевна,
учитель английского языка,
МАОУ СОШ № 67 с углубленным изучением
отдельных предметов города Екатеринбурга
 
Проектная деятельность по английскому языку:
сотрудничество учителя и учащихся
 
Аннотация. Статья посвящена применению интерактивных методов обучения английскому языку в школе. Большое внимание уделяется технологиям сотрудничества, которые успешно используются на уроках и во внеклассной работе по английскому языку.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, метод проектов, работа в группах,  развитие коммуникативной и информационной компетенции, технология сотрудничества, компетентностный подход, внеурочная деятельность, дискуссионный клуб, школьный журнал, персональный сайт.
 
       Инновационный проект "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся" осуществляется в нашей школе в течение нескольких лет. Его цель: внедрение метода проектов в учебную деятельность; развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности; использование результатов проектной работы учащихся на уроках английского языка. Данный проект предполагает выявление и поддержку талантливых детей; использование проектной методики в обучении иностранному языку; внедрение системы непрерывного образования в условиях общеобразовательной школы.
       Практическая значимость проекта определяется тем, что он имеет четко выраженный практико-ориентированный характер. Проект нацелен на развитие у обучающихся навыков и умений работы с ИКТ, развитие коммуникативных навыков, формирование познавательных стратегий и функциональной грамотности, а также развитие культуры презентации и публичного выступления. Материалы исследования, педагогические технологии, их элементы могут быть перенесены в новые условия, использованы в учебно-воспитательном процессе другими школами. Имеется банк творческих работ обучающихся, методические разработки педагогов, публикации по теме проекта.
В рамках инновационного проекта был разработан план проекта, проведены обучающие занятия, семинары, факультативы для учащихся и педагогов с целью изучить теорию, практику метода проектов, его возможности и способы применения в процессе изучения и преподавания иностранного языка. Проведены занятия по обучению основам исследовательской работы, с подробным объяснением и описанием стадий, этапов, способов реализации, типов проектов, их структуры, критериев оценивания и т.д. Велись факультативы "Что такое учебный проект?", "Как сделать хорошую презентацию?", "Как сделать успешный журнал?", "Верстка журнала" и др. Для учителей проводились обучающие семинары и мастер-классы "Проект на уроке английского языка" и "Использование результатов проектной деятельности на уроках иностранного языка".
       Одним из наиболее значимых результатов своей работы считаю создание в нашей школе журнала  на английском языке "TeenLife", который пользуется большой популярностью среди участников образовательного процесса. В работу над журналом вовлечены учащиеся всех параллелей школы, и число желающих принять участие в создании журнала выросло за этот учебный год в несколько раз. Работа над журналом помогает учащимся  развить навыки и умения работы с ИКТ, расширить кругозор, научиться основам журналистики, развить исследовательские навыки, умение работать в команде и т.д. В результате реализации данной программы достигнута главная цель создания журнала – повысилась мотивация учащихся к изучению английского языка.
Со свежим номером журнала "TeenLife" всегда можно ознакомиться на школьном стенде, что дает возможность прочитать его не только учащимся, но и их родителям и всем заинтересованным посетителям, владеющим английским языком, в школьной библиотеке. Кроме этого, частью тиража в обязательном порядке обеспечиваются кабинеты иностранного языка, что позволяет использовать журнал в качестве дополнительного (очень интересного, красочного, с примерами из жизни родной школы, одноклассников, своих учителей! – Это, на мой взгляд, один из наиболее эффективных способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка) пособия на уроках, расширяет кругозор учащихся, предоставляет им дополнительную необходимую на занятиях информацию. Проектная работа нравится школьникам, потому что она дает им возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы проекта, подбора литературы и материалов, составления плана проекта, проведения опроса, подбора оформления, написания работы, создания презентации или видеофильма.
       Внедрение метода проектов в урочную деятельность, а также использование результатов проектной деятельности учащихся на уроках английского языка считаю одной из главных задач урока и эффективным способом обучения. Проектные работы школьников (или их фрагменты) часто использую на разных этапах урока, во время дискуссий, в качестве иллюстративного материала и т.д. Это могут быть результаты опросов, проведенных ребятами среди одноклассников на важные для молодежи темы, исследования злободневных проблем, а также творческие проекты – создание диалогов, сценок по теме урока, выступления с песнями и стихами на английском языке. Фрагменты урока-дискуссии в 9 классе "Подростки и конфликты" можно увидеть на сайте школы  в разделе «Школа сегодня. Инновации. Использование метода проекта»  http://67школа.рф/index/ispolzovanie_metoda_proekta_pri_obuchenii_anglijskomu_jazyku/0-60, а также на моем персональном сайте в разделе "Видео". Здесь же – фрагменты из видеофильма к уроку по теме "Здоровый образ жизни". Хочу отметить, что это не подготовленные заранее задания, не домашняя заготовка, а экспромт. Возможны грамматические ошибки. Но в данном случае грамматика, на наш взгляд, вторична. Учитель не должен акцентировать внимание говорящих на их возможных ошибках, тем более прерывать их. Для нас важнее решение коммуникативных задач. А диалог, как мы можем видеть, состоялся. Это – главное. Также здесь можно увидеть выступления учащихся на региональном музыкальном конкурсе "English For Arts".
       Таким образом, проект может успешно интегрироваться в традиционную систему обучения языку, разнообразя и обогащая ее. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает у ребят воображение, творческое мышление, самостоятельность. Проекты своих учеников я использую на уроках на темы: "ТВ в жизни общества", "Проблемы молодежи", "Молодежь и конфликты", "Молодежная субкультура", "Образование в России и за рубежом", "Путешествие", "Знаменитые люди" и др. Разработки моих уроков, одной из главных задач которых стало использование проектной методики, имеются в школьной библиотеке, опубликованы на сайте ИД "Первое сентября" (http://festival.1september.ru/articles/603580/, http://festival.1september.ru/articles/561625/, http://festival.1september.ru/articles/586170/ и др.), а также в периодических изданиях, методических сборниках.
       Материалы по проекту (инновационная разработка, паспорт, пояснительная записка, основные показатели проекта, публикации по теме проекта), электронный вариант журнала "TeenLife", видео и фотоматериалы с уроков и внеклассных мероприятий, выступления учащихся на конкурсах разного уровня, мои публикации и публикации  учащихся по теме проекта, достижения – см. на сайтах:  http://67школа.рф/ (Разделы – Школа сегодня. Инновационный проект; Школьная пресса); http://portfolio.1september.ru/work.php?id=595623 (School Magazine "TeenLife"); http://pedsovet.org/forum/member68175.html (раздел – Материалы); http://portfolio.1september.ru/person.php?id=106-036-293 (раздел – Публикации учащихся); http://vt-l.ru/index.php?page=proekty-uchaschihsya (раздел – Проекты учащихся).
       Для повышения мотивации и активности учащихся и педагогов мы широко используем в своей работе информационно–коммуникационные технологии, дистанционные технологии. Школьный сайт – эффективное средство обучения и получения важной информации, способствующее развитию интерактивных технологий и пользующееся большой популярностью среди всех участников образовательного процесса.  На сайте нашей школы широко освещена деятельность учителей английского языка, их достижения, портфолио, результаты конкурсов и т.д. На школьном сайте размещены ссылки на наши сайты:
  • Сайт Методического Объединения учителей иностранного языка школы – http://englishteacher67.pedmix.ru/;
  • Персональный сайт руководителя Методического Объединения учителей иностранного языка Ваторопиной Е.В. – http://nsportal.ru/vatoropina-elena-vasilevna ;
  • Сайт школьного журнала на английском языке "TeenLife" – http://teenlife67.ksdk.ru/.
 На страницах этих сайтов подробно освещена наша школьная жизнь: портфолио педагогов (большинство наших учителей английского языка имеет персональные сайты), достижения учащихся и их учителей в многочисленных конкурсах разного уровня, материалы по подготовке к экзаменам, творческие и исследовательские работы учащихся, фотоотчеты о проведенных мероприятиях и др. 
       Среди основных рубрик сайта нашего Методического Объединения есть страница "Онлайн–конкурсы"–http://englishteacher67.pedmix.ru/pages.php?pid=65. Здесь можно найти информацию о наших школьных конкурсах по английскому языку: "Мое языковое портфолио" http://konkurs.pedmix.ru/konkurs.php?id=15; Конкурс тематических кроссвордов на http://konkurs.pedmix.ru/konkurs.php?id=17; Конкурс творческих презентаций "Диалог культур в современном мире" http://konkurs.pedmix.ru/konkurs.php?id=14. Нами были разработаны положения о конкурсах, критерии оценивания, определены цели и задачи, а также сроки приема работ и подведения итогов. Вся эта информация доступна каждому.
       Важность проведения онлайн–конкурсов, на мой взгляд, заключается не только в необходимости  решения познавательных, учебных, творческих задач по изучаемому предмету, но и в удобстве проведения конкурсов – педагог в онлайн–режиме может отслеживать поступившие работы, принять решение о приеме их на конкурс или отклонить заявку, вернув проект на доработку. Большое значение имеет также тот факт, что все работы, участвующие в данном конкурсе, доступны всем желающим  (авторам проектов, другим учащимся, родителям, учителям). Это способствует расширению знаний учащихся по предмету, а также объективности результатов конкурсов.
 
       Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку:
  • Очень важно на первом этапе проекта провести диагностику исходного уровня развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся с тем, чтобы составить план дальнейшей работы с учетом особенностей и уровня обученности учащихся, а также подготовленности педагогов к данному виду деятельности.
  • Обязательно проведение занятий по обучению участников проекта методу проектов, с подробным объяснением и описанием основных стадий, этапов, способов реализации, типов проектов, их структуры, критериев оценивания и т.д.
  • В кабинете английского языка необходимо создать банк методических разработок и работ учащихся и педагогов по теме проекта.
  • Эффективно использование проектных работ (или их фрагментов) в урочной деятельности. Это разнообразит урок, делает его более наглядным, насыщенным и информативным.
  • Важна индивидуальная работа с каждым учеником, когда есть возможность исправить, посоветовать, придти к совместному решению сложного вопроса.
  • При работе над проектами очень важен психологический контакт с обучающимися. Мой принцип: подбадривать за малейший успех, одобрять за  победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим.  Своевременно поощрять и документально оформлять успехи и достижения учеников во всех видах деятельности (грамотами, дипломами, и т.п.). Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика. Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями к языкам, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т.д. Использовать на уроках групповые формы работы, когда оценка за выполнение задания выставляется группе в целом, способствуя возможности взаимопомощи. В такие группы нужно включать ребят с разными способностями, чтобы слабоуспевающие могли выполнить работу, ориентируясь на сильных и с их же помощью.
  • Информировать учащихся о мероприятиях в школе, районе, городе. Как правило, недостаток информированности является часто причиной того, что дети не принимают в участие в конкурсах. Мотивировать детей. Их успехи должны стать известны в школе.

       Вместе с моими учениками я стараюсь в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют Интернет и современные компьютерные и информационно–коммуникационные технологии. Сотрудничество "ученик–учитель" в этой работе способствует формированию дружного коллектива, повышению мотивации и творческой активности учащихся в изучении английского языка.

Список литературы
  1. Ваторопина Е.В. Внедрение метода проектов в учебную деятельность по английскому языку // Языковое образование – векторы развития. Материалы III международной научно-практической конференции-форума. ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т.  Екатеринбург, 2012. – 232 с.
  2. Ваторопина Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе работы над школьным журналом на английском языке // Сборник работ по материалам VIII Всероссийского конкурса педагогов "Образовательный потенциал России".  Обнинск – Москва, 2012. – 276 с.
  3. Журнал на английском языке «TeenLife». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://xn--67-8kc3bfr2e.xn--p1ai/index/quot_teenlife_quot/0-84

 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ