Статья "Внутренний аудит как один из способов формирования новых механизмов управления профессиональной образовательной организацией (из опыта работы)"
Вера Ермакова
18.06.2015
2023
0
Управление образовательным процессом
Ермакова Вера Николаевна
Заместитель директора по учебно-методической работе
ГБПОУ ВО «Воронежский музыкально-педагогический колледж»,
кандидат педагогических наук,
г. Воронеж, Воронежская область
Источники
Заместитель директора по учебно-методической работе
ГБПОУ ВО «Воронежский музыкально-педагогический колледж»,
кандидат педагогических наук,
г. Воронеж, Воронежская область
Внутренний аудит как один из способов формирования новых механизмов управления профессиональной образовательной организацией (из опыта работы)
Сегодня ни у кого из руководителей не вызывает сомнений необходимость системного управления образовательной организацией. Понятие «менеджмент», которое еще 15-20 лет назад воспринималось как принадлежащее исключительно сфере экономики, теперь стало реалией управления любой организацией, в том числе образовательной. Системность управления включает в себя множество компонентов, среди которых: стратегическое планирование, управление качеством образования, оценка эффективности деятельности.
«Воронежский музыкально-педагогический колледж» («ВМПК»), созданный в 1961 г. как школа-интернат музыкального воспитания, сегодня представляет собой многоуровневый комплекс, реализующий образовательные программы начального общего. основного общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования художественно-эстетической направленности. В 1963 г. на базе школы-интерната было открыто Воронежское музыкально-педагогическое училище, осуществлявшее подготовку учителей музыки. Отвечая на потребности региона в педагогических кадрах, администрация колледжа по заказу учредителя (сегодня это департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области), открывала новые отделения – «Преподавание в начальных классах» (1983), «Иностранный язык» (2000), «Дошкольное образование» (2010).
С 1993 г. колледж тесно сотрудничает с Воронежским государственным педагогическим университетом: на его базе были открыты два новых факультета: музыкально-педагогический (специальность «Музыкальное образование») и психолого-педагогический (специальность «Педагогика и методика начального образования»), что позволило осуществлять в колледже подготовку специалистов по первому уровню базового высшего образования.
В 2014 г., реагируя на потребность дошкольных образовательных организаций Воронежской области в специалистах с профессиональным образованием, а также в связи с введением ФГОС дошкольного образования и Профессионального стандарта педагога мы набрали на соответствующее отделение колледжа группу по заочной форме обучения.
«Воронежский музыкально-педагогический колледж» («ВМПК»), созданный в 1961 г. как школа-интернат музыкального воспитания, сегодня представляет собой многоуровневый комплекс, реализующий образовательные программы начального общего. основного общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования художественно-эстетической направленности. В 1963 г. на базе школы-интерната было открыто Воронежское музыкально-педагогическое училище, осуществлявшее подготовку учителей музыки. Отвечая на потребности региона в педагогических кадрах, администрация колледжа по заказу учредителя (сегодня это департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области), открывала новые отделения – «Преподавание в начальных классах» (1983), «Иностранный язык» (2000), «Дошкольное образование» (2010).
С 1993 г. колледж тесно сотрудничает с Воронежским государственным педагогическим университетом: на его базе были открыты два новых факультета: музыкально-педагогический (специальность «Музыкальное образование») и психолого-педагогический (специальность «Педагогика и методика начального образования»), что позволило осуществлять в колледже подготовку специалистов по первому уровню базового высшего образования.
В 2014 г., реагируя на потребность дошкольных образовательных организаций Воронежской области в специалистах с профессиональным образованием, а также в связи с введением ФГОС дошкольного образования и Профессионального стандарта педагога мы набрали на соответствующее отделение колледжа группу по заочной форме обучения.
Однако на протяжении всей истории существования «ВМПК» основой его всегда оставалось отделение «Музыкальное образование» и структурное подразделение колледжа – базовая школа-интернат музыкального воспитания. До сих пор «ВМПК» – единственная из шести педагогических профессиональных организаций СПО Воронежской области, которая осуществляет подготовку учителей музыки СОШ и музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций.
Но жизнь не стоит на месте, предъявляя новые требования как к качеству, так и спектру предоставляемых образовательных услуг. Усилилась конкуренция между образовательными организациями, что привело к жесткой борьбе за каждого абитуриента. Это в свою очередь обусловливает продуманность рекламной политики, применение пиар-технологий.
Последние десятилетия XX и начало XXI в. оказались для многих образовательных организаций периодом выживания. Оптимизация системы СПО Воронежской области имела своим последствием сокращение учреждений СПО до 51, и этот процесс продолжается.
В 2013 г. колледж возглавил И.Д. Образцов, в недавнем прошлом – руководитель департамента культуры и архивного дела Воронежской области. С его приходом многое в колледже изменилось. Новый директор вдохнул в колледж новую жизнь, начав с укрепления материально-технической базы. Только за один год его работы в должности директора колледж преобразился и внешне, и внутренне. Впервые за всю историю существования в колледже перекрыли крышу учебного корпуса, заменили часть оконных рам, отремонтировали фасад и входную группу, спортивный зал, 4 кабинета для индивидуальных занятий по музыкальным дисциплинам, помещения раздевалки и буфета; приобретены новые музыкальные инструменты, оборудован второй компьютерный класс, 10 учебных кабинетов (включая 4 кабинета начальных классов) оборудованы интерактивными досками. На территории колледжа установлена детская игровая площадка. На очереди – ремонт студенческого общежития и детского корпуса школы-интерната, оборудование открытой современной спортивной площадки; продолжение ремонта классов для индивидуальных музыкальных занятий; благоустройство территории колледжа (а это без малого 4 га) – укладка тротуарной плитки на дорожках, установка скамеек, декоративного освещения, а в отдаленной перспективе – строительство открытой концертной площадки на территории колледжа. Основная стратегическая цель – преобразование колледжа в культурно-образовательный центр районного, а в перспективе – городского значения.
За прошедший 2014 г. немало педагогическим коллективом немало сделано для создания и укрепления позитивного имиджа колледжа: проведение на его базе I областного детского музыкального фестиваля «Поющая весна», творческий отчет в зале Воронежской областной филармонии; участие хоровых коллективов и солистов в фестивалях и конкурсах разного уровня; положительные отзывы в СМИ. 21-22 марта на базе колледжа будет проведен XI межрегиональный хоровой фестиваль «Певческий край».
В ноябре 2014 г. колледж с официальным визитом посетил губернатор Воронежской области А.В. Гордеев. В ходе визита была дана высокая оценка деятельности руководителя «ВМПК», намечены перспективы дальнейшего развития уникального по своей структуре образовательного учреждения и конкретные меры по укреплению его материально-технической базы.
Вместе с тем руководство колледжа продумывает вопросы, связанные с расширением спектра образовательных услуг и повышения качества образования. С этой целью проведены опросы обучающихся и работодателей, следующий шаг – опросы родителей обучающихся и выпускников, работающих по специальности. Расширение спектра образовательных услуг пока коснулось обучающихся в колледже сегодня: организована работа театральной и хореографической студий, фотокружка, фольклорного и эстрадно-джазового студенческих ансамблей. В ближайшей перспективе – с сентября 2015 г. – мы планируем предложить разного рода услуги в области дополнительного образования для населения.
С целью повышения качества образования в январе-феврале 2015 г. нами проведен внутренний аудит организации деятельности отделения «Музыкальное образование» и музыкального образования в школе-интернате. Для этого была создана рабочая группа, в состав которой в качестве независимых экспертов включены преподаватели факультета художественного образования и искусств Воронежского государственного педагогического университета, выполнен анализ кадрового состава (возраст, образования, квалификационная категория, объем учебной нагрузки, соответствие квалификации по диплому профилю преподаваемой дисциплины); эффективности работы преподавателей по обеспечению преемственности непрерывного образования в системе школа-интернат – колледж; используемых педагогических технологий.
Выбор направления внутреннего обследования обусловлен тем, что в последние годы наметилась негативная тенденция – снижение количества абитуриентов, поступающих в колледж на отделение «Музыкальное образование», в том числе из числа выпускников школы-интерната, призванной по определению служить базой именно для этого отделения.
Безусловно, этому явлению есть объективные причины: общая демографическая ситуация в стране в последние девятилетия XX в.; незаинтересованность школ в потере учащихся в связи с подушевым финансированием; падение престижа профессии учителя; насыщение рынка педагогического труда.
В ноябре 2014 г. колледж с официальным визитом посетил губернатор Воронежской области А.В. Гордеев. В ходе визита была дана высокая оценка деятельности руководителя «ВМПК», намечены перспективы дальнейшего развития уникального по своей структуре образовательного учреждения и конкретные меры по укреплению его материально-технической базы.
Вместе с тем руководство колледжа продумывает вопросы, связанные с расширением спектра образовательных услуг и повышения качества образования. С этой целью проведены опросы обучающихся и работодателей, следующий шаг – опросы родителей обучающихся и выпускников, работающих по специальности. Расширение спектра образовательных услуг пока коснулось обучающихся в колледже сегодня: организована работа театральной и хореографической студий, фотокружка, фольклорного и эстрадно-джазового студенческих ансамблей. В ближайшей перспективе – с сентября 2015 г. – мы планируем предложить разного рода услуги в области дополнительного образования для населения.
С целью повышения качества образования в январе-феврале 2015 г. нами проведен внутренний аудит организации деятельности отделения «Музыкальное образование» и музыкального образования в школе-интернате. Для этого была создана рабочая группа, в состав которой в качестве независимых экспертов включены преподаватели факультета художественного образования и искусств Воронежского государственного педагогического университета, выполнен анализ кадрового состава (возраст, образования, квалификационная категория, объем учебной нагрузки, соответствие квалификации по диплому профилю преподаваемой дисциплины); эффективности работы преподавателей по обеспечению преемственности непрерывного образования в системе школа-интернат – колледж; используемых педагогических технологий.
Выбор направления внутреннего обследования обусловлен тем, что в последние годы наметилась негативная тенденция – снижение количества абитуриентов, поступающих в колледж на отделение «Музыкальное образование», в том числе из числа выпускников школы-интерната, призванной по определению служить базой именно для этого отделения.
Безусловно, этому явлению есть объективные причины: общая демографическая ситуация в стране в последние девятилетия XX в.; незаинтересованность школ в потере учащихся в связи с подушевым финансированием; падение престижа профессии учителя; насыщение рынка педагогического труда.
Однако, если мы обратимся к истокам создания «ВМПК», то обнаружим много интересного и полезного. Это касается в первую очередь принципа отбора детей, в соответствии с которым в школу-интернат принимались одаренные в музыкальном отношении дети со всей Воронежской области (и мы работаем сейчас в этом направлении: так, нами разосланы информационные письма главам районов Воронежской области, руководителям районных отделов образования, даны объявления по радио). Именно такой принцип отбора детей в школу-интернат будет закреплен в новой редакции Устава. Для выполнения задач непрерывного образования в новую редакцию Устава «ВМПК» планируется внести положения об условиях отчисления из школы-интерната в связи с невыполнением учебного плана по музыкальным дисциплинам, а также отразить эти условия в договорах о образовании, заключаемых с родителями первоклассников.
Привлекательность колледжа для потенциальных обучающихся и их родителей напрямую связана с содержанием образования, созданием творческой среды, в том числе – с функционированием творческих коллективов. Их в колледже немало: 3 студенческих хоровых коллектива и эстрадно-джазовый ансамбль; 6 хоровых коллективов школы-интерната. Среди них есть действительно брендовые: камерный хор «Благовест» (рук. Заслуженный учитель РФ Василевский И.В.), женский хор «Дольче» (рук. Почетный работник СПО Фабричных Е.В.), детский хор «Надежа» (рук. Заслуженный учитель РФ Карташова Л.В.). Надеемся, что в ближайшее время таких коллективов станет больше. Особые надежды мы возлагаем на вокальный ансамбль «От классики до джаза» ансамбль (рук. – известная джазовая певица, выпускница колледжа 1996 г. К. Кожевникова и Почетный работник СПО Фабричных Е.В.).
Хотя мы и не выпускаем профессиональных музыкальных исполнителей, среди наших обучающихся есть свои «звездочки»: это Набатова Д. – учащаяся 4 класса школы-интерната, ставшая дипломантом открытого межрегионального конкурса музыкантов-исполнителей и инструментальных ансамблей «ГАРА» в номинации «солист – аккордеон» (ноябрь 2014 г.), призеры X региональной творческой олимпиады ВГПУ – учащаяся 3 класса Дрейман О. (лауреат II степени), учащийся 5 класса Оберемков К. (лауреат III степени), дуэт учащихся 6 класса Щербатова П. и 9 класса Ларионова К. (лауреат II степени).
В ходе педагогического обследования мы выявили наиболее успешных и потенциально перспективных учащихся и студентов, с тем, чтобы оказывать им адресную помощь и поддержку, стимулировать и поощрять работу преподавателей.
Итак, впереди у педагогического коллектива колледжа – большая работа, направленная на закрепление устойчивой позиции «ВМПК»; повышение его рейтинга среди профессиональных образовательных организаций СПО Воронежской области; расширение спектра образовательных услуг, оказываемых как обучающимся, так и населению; повышение качества образования (в том числе за счет использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий) и привлекательности колледжа как культурно-образовательного центра. Наш девиз (расшифровка аббревиатуры «ВМПК»), который определяет деятельность колледжа как в настоящее время, так и на перспективу, – Верность Музыке, Просвещению, Культуре. Сохраняя свои лучшие традиции, мы будем двигаться вперед.
Итак, впереди у педагогического коллектива колледжа – большая работа, направленная на закрепление устойчивой позиции «ВМПК»; повышение его рейтинга среди профессиональных образовательных организаций СПО Воронежской области; расширение спектра образовательных услуг, оказываемых как обучающимся, так и населению; повышение качества образования (в том числе за счет использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий) и привлекательности колледжа как культурно-образовательного центра. Наш девиз (расшифровка аббревиатуры «ВМПК»), который определяет деятельность колледжа как в настоящее время, так и на перспективу, – Верность Музыке, Просвещению, Культуре. Сохраняя свои лучшие традиции, мы будем двигаться вперед.
Источники
- Ермакова В.Н. Анализ миссий образовательных организаций // Инновационные подходы в современном художественном образовании : материалы 6-ой Международной научно-практической конференции. 3-4 декабря 2014 г. / ред. кол.: А.С. Петелин, Н.Н. Лихолет, Т.В. Петриченко. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. 2014. – С. 15-24.
- Ермакова В.Н. Воронежский музыкально-педагогический колледж: традиции и вопросы повседневной жизни образовательного учреждения // Музыка в провинции: традиции бытования и перспективы художественного образования: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / Гл. ред. М.Л. Космовская, отв. ред. В.А. Лаптева и Л.А. Ходыревская. – Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2013. – С. 270-277.
- Ермакова В.Н. Миссия образовательной организации СПО как основа стратегического планирования деятельности // Музыка: искусство, наука, образование : сборник научных статей по материалам заочной международной научно-практической конференции, 15-31 марта 2014 г., г. Воронеж: Вып. 1 / ред кол.: В.А. Хоник [и др.] ; отв. ред. Л.В. Яркина. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - С. 13-21.
- Ермакова В.Н. Формирование позитивного имиджа образовательной организации как дополнительный ресурс управления и развития // Профессионализм и гражданственность – важнейшие приоритеты российского образования XXI века : пед. чтения, посвящ. Году культуры в Российской Федерации и 80-летию образования учебного заведения (Воронеж, 16 окт. 2014 г.) : сб. ст. / департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. Обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж. – Воронеж : ВГПГК, 2014 . – Ч. 1. – С. 229-235 (http://www.vgpgk.vrn.ru).
Другие статьи
- Кукольный театр
- Методика социально-педагогического обследования детей
- Современный подход к проведению урока в коррекционной школе в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов
- РАБОТА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ
- Об информационной культуре
- Дистанционное образование "за" и "против"?
- К вопросу о деятельности отдела здравоохранения города Владимира в 1942 - 1943 годах.
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДОВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
- Использование проектных технологий на дистанционных уроках русского языка, литературы
- Игровые технологии на уроках русского языка
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.