Статья " Этика, такт, стиль –основные составляющие профессиональной культуры педагога"
Валентина Титова
13.06.2015
7448
26
Научно-исследовательская деятельность учителя
Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым
Этические заповеди современного педагога.
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического такта являются:
– требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
– деловой тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.
Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя.
Тактичность совсем не предполагает то, что учитель будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки учеников. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребенка с разумной требовательностью к нему.
1. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 5-е. изд. - М., 1983.
2. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Доро-
шенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.:
ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
3.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.
4.Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.
Интернет ресурсы
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым
Этика, такт, стиль –основные составляющие профессиональной культуры педагога
Спорят и ученый, и священник.
Ведь науке - не грозит предел.
Есть еще учение об этике.
Важный, человечеству раздел!
Нонна Гросс
Ведь науке - не грозит предел.
Есть еще учение об этике.
Важный, человечеству раздел!
Нонна Гросс
“Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения” (“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”)
Глаз не смыкай, прежде чем перечтешь
Каждый поступок прошедшего дня.
Коль на закате увидишь себя тенью великой,
Пойми, тень та - ложь. Пифагор
Каждый поступок прошедшего дня.
Коль на закате увидишь себя тенью великой,
Пойми, тень та - ложь. Пифагор
Много требований предъявляется к педагогической культуре учителя, но среди них есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. В сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный личный измерительный прибор педагогической совести учителя должен быть чувствительным в высокой степени.
Профессиональная культура педагога.
Профессиональная культура учителя является самой важной предпосылкой успеха воспитательной работы. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. Поэтому необходим высокий уровень профессиональной культуры педагога.
Учитель, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, любит детей, защищает их права и интересы. Заботится об их здоровье, проявляет доброту и уважение к школьнику независимо от успехов в учении, понимает психологию школьника, владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету, творчески подходит к обучению и воспитанию, во всех ситуациях проявляет высокую культуру поведения.
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.
Учитель призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого ему необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.
Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.
Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями и с родителями. Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Учитель, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, любит детей, защищает их права и интересы. Заботится об их здоровье, проявляет доброту и уважение к школьнику независимо от успехов в учении, понимает психологию школьника, владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету, творчески подходит к обучению и воспитанию, во всех ситуациях проявляет высокую культуру поведения.
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.
Учитель призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого ему необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.
Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.
Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями и с родителями. Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Учитель тот, кто сам растёт
И в росте том преуспевает;
Пример зовущий подаёт,
Движению преград не ставит.
И устремляясь сам вперёд,
С собой учеников влечёт.
Н.Д.Спирина
И в росте том преуспевает;
Пример зовущий подаёт,
Движению преград не ставит.
И устремляясь сам вперёд,
С собой учеников влечёт.
Н.Д.Спирина
Этические заповеди современного педагога.
Самый главный фактор в воспитательно-образовательном процессе - фактор человеческий: сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников
(боль, радость, горе, печаль и другие);
-умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства;
- педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника;
- терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться,
-принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении;
-умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,
-умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не
проявлять чрезмерной симпатии к другим, умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали;
-стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке;
-поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ;
-не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями;
-нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика;
-никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не
следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если
они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается;
- нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые
доставляют неприятности;
-если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.
Педагогический такт и авторитет учителя.
(боль, радость, горе, печаль и другие);
-умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства;
- педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника;
- терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться,
-принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении;
-умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,
-умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не
проявлять чрезмерной симпатии к другим, умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали;
-стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке;
-поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ;
-не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями;
-нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика;
-никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не
следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если
они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается;
- нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые
доставляют неприятности;
-если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.
Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие, авторитет такого учителя стойкий.
Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе. Такой учитель на всю жизнь остаётся в сердце.
Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе. Такой учитель на всю жизнь остаётся в сердце.
Они в судьбе у каждого из нас,
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: "Это мой учитель»
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: "Это мой учитель»
Педагогический авторитет основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся. «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, - указывал А.С. Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание». Доброжелательность и искренность - неотъемлемые черты авторитетного педагога.
Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического такта являются:
– требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
– деловой тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.
Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя.
Тактичность совсем не предполагает то, что учитель будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки учеников. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребенка с разумной требовательностью к нему.
Учитель может быть возмущенным, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия учителя не должны унижать достоинство личности. По мнению А.С. Макаренко, педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».
Обычно педагогический такт нужен учителю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Великий Гете говорил, что юмор – это мудрость души.. Иногда хватает улыбки учителя, чтобы изменить ситуацию, снять появившееся в классе напряжение. «Улыбка – это знак, через который выражаются разные спектры отношений и передается человеку мощь того спектра, в котором он в данный момент нуждается больше всего». Но это должна быть улыбка, которая пронизана любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка-суррогат: злорадная, ехидная, насмешливая.
Нормы, которые определяет педагогическая этика для учителя, не должны мешать ему оставаться человеком, который понимает свое несовершенство и не пытается воспринимать и подавать себя как учителя-эталона.Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм. Роберт Рождественский.
Литературауважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни – как в клетку, другие – как в храм. Роберт Рождественский.
1. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 5-е. изд. - М., 1983.
2. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Доро-
шенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.:
ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
3.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.
4.Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.
Интернет ресурсы
- http://festival.1september.ru/
- http://revolution.allbest.ru/
- http://pandia.ru/text/79/002/53838.php
- http://www.studfiles.ru/
- http://92-school.ru/kodeks.html
- www.tinlib.ru/shpargalki/shpargalka_po_vvedeniyu_v_pedagogicheskuyu_dejatelnost/p9.php
- otlichnayashkola-5.narod.ru/AntonovaEtika.htm
Другие статьи
- Использование ИКТ в обучении английскому языку в школе
- ВВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
- Роль пропедевтического курса начальной геометрии в формировании положительной мотивации
- Кружковая работа по математике как средство развития мотивации учения школьников
- Ведущие виды деятельности учителя в современном мире
- Интерактивные методы обучения английскому языку: из опыта работы в средней школе
- Ансамбль " Забайкальские казаки" Песенно-танцевальный фольклор
- Учет гендерных различий при обучении иностранным языкам
- Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по математике
- Проект "Память, которой не будет конца". Из опыта работы.
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
#1 Несомненно, важная тема для разговора! Я всегда считала и считаю по сей день, что Учитель - ЧЕЛОВЕК с большой буквы во всех отношениях!
Людмила Запольских, дата: 13.06.2015 в 19:36
#2 Считаю, что учение о об этике -важный раздел о человеческих отношениях, он должен изучаться как в ВУЗе, так и в школе
Валентина Титова, дата: 13.06.2015 в 19:59
#3 В истории педагогической этики много интересного. Например, советы Квинтилиана.Марк-Фабий Квинтилиан разработал кодекс педагогической этики Его соблюдение должно воспитывать уважение и почет к учителю К основным положениям кодекса относятся:
1 Пусть учитель вызовет в себе отцовские чувства к своим ученикам и постоянно представляет себя на месте тех людей, которые доверяют ему своих детей
2 Пусть он сам не имеет изъянов и ие переносит их на других
3 Пусть суровость его не будет удручающей, а благоволение - розслабливою, чтобы отсюда не возникли ненависть или презрение
4 Да будут длительными беседы о нравственном и хорошо, ведь чем чаще будут уговоры, тем меньше - потребность в наказаниях
5 Да учитель не будет раздраженным и одновременно не потакает тем, кто нуждается в исправлении
6 Пусть он будет доступен в преподавании, терпеливым в работе, более усердным, чем требовательным
7 Да с желанием отвечает тем, кто спрашивает, и пусть спрашивает молчаливых
8 На похвалу пусть не будет слишком скупым, поскольку это уничтожает желание к труду, но и не будет слишком щедрым, что порождает беспечность
9 Наставляя ученика, он не должен быть слишком суровым, тем более сварливым Ведь во многих появляется отвращение к педагогу за то, что упреки некоторых учителей превращаются в ненависть
10 Пусть он каждый день скажет ученикам что-нибудь такое, что в них навсегда останется в памяти
Ирина Щербакова, дата: 13.06.2015 в 20:34
#4 Огромная благодарность за такое отличное дополнение к статье как "Кодекс педагогической этики" Марка-Фабий Квинтилиана -Здорово!
Валентина Титова, дата: 13.06.2015 в 20:52
#5 Очень полезная статья, произведен глубокий анализ очень сложной проблемы.
"Право быть собой"
Януш Корчак (1879–1942) – врач, детский писатель, польский педагог еврейского происхождения (Генрих Гольдшмит). Корчак делил общество на два класса – угнетенных детей и угнетателей взрослых. Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы. Его самая известная книга для взрослых – "Как любить ребенка" (1918). Основная идея – нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Дети имеют права. Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. Права на протест, на ошибку, тайну, собственность, игру. Книга "Право ребенка на уважение", написанная Корчаком в 1929 году, стала манифестом гуманистической педагогики. В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе в ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка.
Гульнара Айтуганова, дата: 13.06.2015 в 21:06
#6 Какая трогательная история и какая правильная человеческая позиция воспитателя: скрывай недостатки и используй достоинства ребёнка.Спасибо Вам за такое хорошее,глубокое и искреннее дополнение статьи, за материал о Великом Януше Корчаке.
Возьмите меру доброты, участья,
Добавьте сердца чистый свет,
Приправьте лучезарной горстью счастья
И каплей острой тайны на десерт.
Загадками дополните творенье,
Сотрудничества меру не забудьте взять,
На творческое, яркое горенье
Поставьте – и старайтесь не мешать.
А добавляйте лишь терпенье, пониманье
И креативность, что несёт нам новый век,
Приправьте всё культурой, состраданьем –
В итоге выйдет гармоничный человек,
Что все преграды превзойти сумеет,
Что новый путь всегда найдёт.
Он тернии невзгод преодолеет
И солнце творчества ярчайшее зажжёт!
socobraz.ru/index.php/
Спасибо огромное за такие отзывы, которые будируют мысль и греют сердце!
Валентина Титова, дата: 13.06.2015 в 21:32
#7 Наличие определённой ответственности за результат у педагогов является одной из причин возникновения конфликтов в школе. Действительно, учителя работают в состоянии постоянного эмоционального напряжения – ответственность за здоровье, жизнь, результат обучения детей. С другой стороны, детство само по себе предусматривает беззаботность, свободу духа и безграничную уверенность в завтрашнем дне, и это замечательно. Однако в этом и есть основное противоречие, устранимое лишь спокойной и крепкой уверенностью в своих профессиональных способностях, доброжелательностью и бережным отношением ко всем сторонам, участвующим в образовательном процессе.
Татьяна Образцова, дата: 13.06.2015 в 21:45
#8 Валентина Николаевна! С интересом прочитала не только Вашу статью, но и комментарии к ней. Педагогическая этика- очень важная тема для разговора. Учитель должен всегда быть на высоте, следить за своей речью, контролировать свои поступки. Доброе слово учителя может "окрылить" ребёнка,а иной репликой можно его "ранить".
Марина Лаптева, дата: 13.06.2015 в 22:44
#9 Валентина Николаевна! Полностью с вами согласна, что нормы, которые определяет педагогическая этика для учителя,не зависимо от ранга- будь то модератор или простой пользователь этого сайта не должны мешать ему оставаться человеком.Спасибо,что затронули такую актуальную тему.
Тамара Спиридонова, дата: 14.06.2015 в 0:21
#10 Очень важный разговор получился вокруг этой статьи. Глубокие мысли, которые содержатся в ней, не могут никого оставить равнодушными.
Я педагог с большим стажем ( 46 лет), и то не всегда могу найти нужное решение той или иной проблемы. Как это важно, быть другом, учителем и, может быть, родителем.
Нина Васильевна Ефимова, дата: 14.06.2015 в 6:58
#11 Требуя от наших детей соблюдения этических норм, правил поведения учащихся в школе, обществе, несомненно, настоящий педагог должен быть примером для всех. Ваша статья полезна всем нам, особенно начинающим специалистам. Спасибо огромное вам за ваш материал
Наталья Чубаева, дата: 14.06.2015 в 8:54
#12 Без тактичности, уважения к личности, культуры поведения, терпения не может быть настоящего учителя. Учитель - это прежде всего человек. Человек с глубоким внутренним миром. Достойны уважения умные и уравновешенные педагоги!
Галина Борискина , дата: 14.06.2015 в 9:10
#13 Тема поднята важная. Этика и такт в работе педагога - одно из главных условий деятельности. И заповедь должна быть, как у врача: "Не навреди". Вызывает сожаление, что до сих пор в стране нет этики поведения родителя учащегося. Любой продавец, тренер, менеджер и проч. оказывается лучше учителя знает, как нужно правильно преподавать русский язык, математику и другие предметы.
Евгения Брашко, дата: 14.06.2015 в 10:07
#14 Было очень интересно прочитать и статью и комментарии. Спасибо. А можно добавить материал не о великих, а наших современных педагогах. Я как-то нашла материал об одном педсовете, на котором был выработан этический Кодекс педагога.
Ссылка на сайт: lu000.klemschooll.edusite.ru/p6aa1.html
Заповеди педагога-мастера
1) Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.
2) Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.
3) Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
4) Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.
5) Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.
6) Знай: ребят увлекает в учителе высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.
7) Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.
8) Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
9) Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
10) Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.
11) Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.
12) Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.
13) Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.
14) Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.
15) Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: «А как вы думаете?».
16) Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.
17) Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.
18) Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.
19) Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.
20) Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.
Кодекс толерантного педагога. Там же.
1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.
2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.
3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.
5. Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.
6. Школьный учитель в любых обстоятельствах образец толерантности, он ведет осознанную миротворческую деятельность.
7. Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.
8. Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.
9. Педагог, смотри на мир глазами ребенка.
10. Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.
11. Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.
12. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.
13. Если другие не разделяют ваших точек зрения. Это не показатель их несостоятельности.
14. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.
15. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.
16. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.
Лилия Воропаева, дата: 14.06.2015 в 12:21
#15 Какая же ВЫ УМНИЧКА,Спасибо, Спасибо,...- это просто чудо какое-то, что Вы ещё добавили к моей статье -"Этический Кодекс педагога".Когда я работала директором в течение 14 лет, мы неоднократно проводили педсоветы об этике, чести и достоинстве учителя, предложенный Вами"Этический Кодекс педагога" нужно на видном месте размещать в каждой школе и в каждом детском саду! Поистине мой эпиграф подобран правильно.Спорят и ученый, и священник.
Ведь науке - не грозит предел.
Есть еще учение об этике.
Важный, человечеству раздел!
Нонна Гросс
Валентина Титова, дата: 14.06.2015 в 12:49
#16 Спасибо, Вам за полезный материал! Мне как молодому и не опытному учителю многому надо учиться.
Эльвие Алимова, дата: 14.06.2015 в 14:33
#17 Интересная и полезная статья. Как сказала одна из родительниц: "Вы - учителя, как врачи, только что клятвы не даете". А надо бы давать, я так думаю. Чтобы меньше было в школах "менеджеров от образования", думающих лишь о себе, а не о детях. А то можно сегодня во многих школах вывешивать негласное правило их существования - "Не школа для детей, а дети для школы". Это понижает авторитет простого учителя в обществе. И вот уже нас начинают величать не "УЧИТЕЛЬ" , а "Оказывающий образовательные услуги". Если же проследить этимологию слова "услуги", то натыкаешься на слово "слуга". А может ли быть у "слуги" собственной позиции и собственное мнение? И кто же желает, чтобы его чадо обучал и воспитывал человек с "рабской" психологией? И еще философы древности утверждали: если в стране плохие портные,то ее народ не имеет добротной и красивой одежды, если плохие булочники, люди едят не самый вкусный хлеб, но если у государства плохие учителя, оно нежизнеспособно. Стоит задуматься и ректарам пединститутов, и управленцам в образовании, и самим учителям, идущим на эту работу, и обществу. Пусть над этим думают все. Тогда может и можно будет руководствоваться кодексами. А пока очень далековато от жизни. Есть, конечно же, учителя, которые так и ведут себя, как в этих кодексах, но нередко они и "набивают себе шишки" от администрации, родителей и даже тех же учеников. Сейчас "психология образования" несколько иная. - Дух времени. И мы в этом нисколько не виноваты. А думать так, но поступать иначе - сложно. Пытаешься честно сеять - "умное, светлое, вечное" - а в ответ ... Вот и живем - "И вечный бой, покой нам только снится!"
Татьяна Соловьянова, дата: 14.06.2015 в 21:39
#18 Чтобы меньше было в школах "менеджеров от образования", думающих лишь о себе, а не о детях, нужно сделать престижнейшей профессию учителя, тогда мы будем учить, а не оказывать образовательные услуги,и в этом я полностью с Вами согласна. Спасибо за такой интересный, объёмный и волнующий учительское сердце комментарий.
Валентина Титова, дата: 14.06.2015 в 22:14
#19 Я,конечно, согласна и с философами древности, что, "...если в стране плохие портные,то ее народ не имеет добротной и красивой одежды, если плохие булочники, люди едят не самый вкусный хлеб, но если у государства плохие учителя, оно нежизнеспособно. Стоит задуматься управленцам в образовании, и самим учителям, идущим на эту работу, и обществу. Пусть над этим думают все" все", но я, всё-таки, на стороне тех учителей, которые "набивают себе шишки", но при этом помнят о долге и чести, имеют собственное мнение и занимают собственную позицию и в коллективе учителей с администрацией, и детей с родителями вместе. Спасибо большое Вам, Ваш комментарий не оставит равнодушным ни единого учителя.
Валентина Титова, дата: 14.06.2015 в 22:40
#20 Спасибо, что пригласили. Ёмко, мощно, перевернуло всю душу. Однажды услышала такую вещь, что в мире три важных профессии: солдат, врач и учитель, и у всех нет права на ошибку. А ведь действительно, если солдат - результат его ошибки увековечья или смерть, врач все аналогично, но у учителя все намного серьезнее, результат его ошибки проявится через несколько месяцев, лет, поколений... Вот и будоражит всю душу все семь дней в неделе, и весь учебный год вопросы "А правильно ли я делаю, а как лучше?" Вообщем спасибо и удачи вам!
Алла Бянкина, дата: 15.06.2015 в 6:29
#21 Признательно благодарна за возможность принять участие в такой серьёзной дискуссии. Хочется добавить к статье, кажется, подходящие высказывания, которые, надеюсь, совпадают не только с моим мнением: какими учителя хотели бы быть или «идеал» учителя. По мнению Томаса Гордона, бытует восемь мифов, связанных с «идеальным образом»:
I. Хороший учитель спокоен, не суетится, всегда в одном настроении. Он всегда сдержан и никогда не показывает сильных эмоций.
2. Хороший учитель не имеет предубеждений или пристрастий. Для него все дети одинаковы - черные, белые, азиаты, кавказцы, умные, глупые, мальчики, девочки. Хороший учитель не бывает расистом, националистом, сексистом.
3. Хороший учитель может и должен скрывать свои настоящие чувства от школьников.
4. Хороший учитель одинаково расположен ко всем детям. У него нет любимчиков.
5. Хороший учитель способен обеспечить стимулирующую, свободную, превосходную обстановку в классе при постоянном соблюдении порядка и спокойствия.
6. Хороший учитель всегда хорош. Он никогда ничего не забывает. У него не бывает перепадов в настроении. Он не оборачивается к ученикам то хорошей, то плохой стороной. Он не делает ошибок.
7. Хороший учитель может ответить на любом вопрос. Он значительно мудрее школьников.
8. Хорошие учителя всегда поддерживают друг друга, выступают «единым фронтом» по отношению к ученикам, независимо от личных чувств, ценностей или убеждений.
Суммируя перечисленные мифы, можно сказать, что идеально «хороший» учитель должен все знать, все понимать, быть лучше и совершеннее любого обычного нормального человека. Он должен как бы воспарить над человеческой массой, демонстрируя необычайные знания, яркий талант, организаторские способности, силу и полноту личности, умение заботливо и чутко относиться к детям...
Татьяна Медведева, дата: 16.06.2015 в 1:47
#22 Как же это не про нас:"...«хороший» учитель должен все знать, все понимать, быть лучше и совершеннее любого обычного нормального человека. Он должен как бы воспарить над человеческой массой, демонстрируя необычайные знания, яркий талант, организаторские способности, силу и полноту личности, умение заботливо и чутко относиться к детям...".Хотелось бы поприземлённее, но Вам огромное спасибо за поддержку в такой серьёзной дискуссии
Валентина Титова, дата: 16.06.2015 в 18:54
#23 Вы затронули волнующую всех учителей тему. Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам.
Кодекс профессиональной этики педагога
Отношение к образовательному учреждению – преданность, благодарность.
Отношение к работе – усердие, ответственность, исполнительность, бережливость, чувство гордости за свою работу.
Отношение к старшим коллегам-педагогам – уважение, учтивость.
Отношение к ученикам – сотрудничество, внимание.
Любовь Ганжала, дата: 17.06.2015 в 1:21
#24 Очень интересная и полезная статья. «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и учеников, но и в душах и сердцах» Ш. А. Амонашвили
Нажия Утепова, дата: 22.06.2015 в 19:12
#25 Заканчивается учебный год, каждый учитель подводит итоги своей педагогической деятельности.Но учитель не один подводит итоги, о нём говорят родители на родительских собраниях и не только на на них, о нём говорят дети- его ученики. Ещё раз вернулась к статье о профессиональной культуре педагога, перечитала комментарии, они о нашей работе и о требованиях к её выполнению.Полностью согласна с Любовью Александровной "Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности." Спорят и ученый, и священник.
Ведь науке - не грозит предел.
Есть еще учение об этике.
Важный, человечеству раздел!
Нонна Гросс.
Валентина Титова, дата: 22.05.2016 в 23:08
#26 Это Вы правильно сделали , что внимательно перечитали свою статью , и я тоже ещё раз её прочитала...
Ирина Щербакова, дата: 22.05.2016 в 23:22
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.