С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Музей как средство патриотического воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования"
 
Бянкина Надежда Борисовна,
учитель русского языка и литературы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
 учреждение  «ООШ с. Правые Кумаки»
Забайкальский край, Нерчинский район
 
 
Музей как средство патриотического воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования
 
 
     Время стремительно мчится, меняя уклад жизни, общество. Возникает необходимость менять отношение к образованию, воспитанию.
   ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. В нашей школе воспитание и социализация обучающихся в соответствии требований ФГОС осуществляется через музей, музейную педагогику. У музея большие возможности для решения задач патриотического воспитания, социализации обучающихся.
 
      Музей можно назвать “волшебной машиной времени”, в которой за короткое время, отведённое на занятие или внеклассное мероприятие, подросток может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть прошлое и день сегодняшний, сопоставить, сравнить события разных времён, познакомиться с подлинными документами, увидеть экспонаты, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений.
       Основными  направлениями  реализации музейной педагогики являются формирование духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания; формирование здорового образа жизни; трудовое воспитание, подготовка детей к жизненному и профессиональному самоопределению;  профилактика социального поведения.
       Посредством музейной педагогики  решается педагогическая цель – социализация детей, формирование практических умений обучающихся.
   
       Через работу музея формируются ключевые  компетенции: информационная (умение искать, анализировать, применять информацию для решения поисковых работ), коммуникативная (умение общаться, эффективно сотрудничать с общественностью), самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы). Формирование этих ключевых компетенций осуществляется в основном через научно-практическую конференцию. В ходе исследовательской работы учащиеся узнают об истории малой родины,  о мастерах села, узнают о тайнах мастерства предков. Систематизируют собранный материал и представляют его на школьной конференции. В последние годы повысилась активность учащихся, желающих участвовать в конференции. По решению экспертной группы лучшие работы представляются на муниципальной, региональной конференции.
         Обучающиеся совместно с педагогами выполняют коллективные творческие дела, включая школьников в полную структуру деятельности от решения до анализа.  Используя архивы музея,  подготовили материалы о семье Носковых, участниках Великой Отечественной войны, мастерах села, провели анализ работы музея. В 2013, 2014 годы составили Книгу Памяти села Кумаки.
          Совет музея – инициатор, вдохновитель, аналитик деятельности музея. Совет музея разрабатывает на основе предложений  план работы на год, дает задания группам по выполнению той или иной деятельности, после окончания дела проводится совместный анализ, рефлексия деятельности. Таким образом, в процессе деятельности формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
      
       Одной из задач школы является воспитание уважения к мастерству и изобретательности предков, положительного отношения к ручному труду через творческую деятельность.  В школе работают мастерские «Волшебная глина», «Художественной мастерство». На занятиях кружка «Гончары» (руководитель Бянкина Н. Г.) из обычной глины ребята создают чудо: зверушек, птиц, украшения и др.
           На занятиях кружка «Художественное мастерство» мальчишки и девчонки вместе с учителем Простакишиной Лидией Ивановной на лесных полянах, на берегу реки находят сухие ветки, корни деревьев, затем тщательно их обрабатывают, покрывают лаком, и вот на глазах рождается красота. Школьники, мастера своего дела, вместе со своими руководителями проводят выставки творчества, некоторые работы представлены и в музее.
          Наши дети ухаживают за памятником в школьном дворе, содержат в чистоте школьный двор, участвуют в рейдах по очистке села, берега Нерчи, помогают тушить пожары и др.     Весной  2014 года провели большую работу по подготовке к юбилею школы. Это была совместная работа взрослых и детей. Вначале принимали совместное решение на совете, затем стремились его выполнить. Так было подготовлено оформление школы, сценарий праздника, создана экологическая тропа, залита танцплощадка, организован и проведен частичный ремонт дороги, посажены саженцы. К юбилею школы проведена исследовательская работа по изучению истории школы, созданы папки 60-ти выпусков, начиная с 1954 года.
        Во время организации деятельности обучающиеся самостоятельно ставили цели, планировали свою деятельность, оценивали ее результаты, то есть формировали регулятивные универсальные учебные действия. В процессе деятельности занимались поиском,  обработкой информации (познавательные  универсальные учебные действия), планировали работу в группе, общались, находили общее решение (коммуникативные универсальные учебные действия)
        Воспитать гуманное отношение к природе можно через конкретную практическую деятельность, когда ребенок увидит результат своего труда, испытает радость созидания. Это и озелененный школьный двор с многочисленными цветниками, и выращенный урожай на пришкольном участке, и большая исследовательская работа по изучению своего края.
        История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и гражданина.
          Музей - это «дом», в котором  царит уважение к историко-культурному наследию своего села, где развивается познавательная и творческая активность и инициатива, формируются практические навыки поисковой и исследовательской работы.
          Музей  используется для изучения основ музейного дела на занятиях элективного курса «Школа юного музееведа», где учащиеся смогут приобрести практические навыки в ведении музейной документации. На занятиях элективного курса «Школа юного музееведа» ученики составляют тематико-экспозиционный план, составляют протоколы заседаний совета музея, делают записи в книге основного фонда, готовят тексты экскурсий. Плодотворную работу по оформлению музея ведут ребята на занятиях кружка «Юный музеевед».  Благодаря новым подходам к воспитанию и социализации изменилось отношение обучающихся к школе, селу, истории своей страны. Дети стали инициативными, ответственными, неравнодушными к судьбе школы, села, своего Отечества.
 
Литература
1. http://bsohnumber5.ucoz.ru/muzejnaja_pedagogi_ka.doc
2. karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2044-muzeinayapedagogika
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ