С нами 17172 учителя, 7299 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья " Методика углубленного психологического обследования"
Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области
 
Методика углубленного психологического обследования
 

                Основной метод психологического консультирования - интервью, или беседа. Умение правильно строить и проводить интервью - необходимое условие эффективности психологического консультирования. Дополнительными методами могут быть игры, дискуссии; в зависимости от конкретных целей большее или меньшее место занимают методы психодиагностики.
         Итак, как же правильно проводить интервью? Для этого нужно знать основные психологические законы общения, включая все три его стороны - прием и переработку информации, взаимодействие, взаимовосприятие. Правильно организованная беседа обеспечивает адекватное восприятие информации, полноценное взаимодействие, восприятие друг друга без предрассудков и стереотипов.

 
          Психологическое обследование ребенка предполагает:

  1. выявление особенностей его психического развития;
  2. установление нарушений психического развития;
  3. определение личностных нарушений поведения, системы отношений к учебной  деятельности и самому себе;
  4. выявление сохранных, потенциальных, компенсаторных возможностей ребенка;
  5. установление отношения к нормам поведения и ценностным ориентациям, различий в  отношении к товарищам;
  6. определение оптимальных условий обучения, развития, социальной адаптации.
 
Схема  психологического обследования
 
  1. Общие сведения о ребенке и его семье.
  • Фамилия, имя, отчество ребенка.
  • Год рождения (возраст).
  • Класс.
         II. Особенности психического развития ребенка.

         1. Устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость внимания. Отвлечение и колебание внимания. Рассеянность и ее причины. Внимание и работоспособность.
         2. Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение  (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Воспроизведение (точность, полнота  той последовательности), забывание (частичное, глубокое, ситуативное), вид памяти  наиболее сформированная (зрительная,  слуховая, смешенная), уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушение памяти.
         3. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа,  активности, последовательности, доказательности и критичности суждений.
         Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей. Затруднение в протекании мыслительных операций анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации. Затруднение в построении выводов, обобщений,  умозаключений.
         Особенности усвоения понятий (дифференцированность,  подмена понятий; выделение существенных признаков, формирование определений). Состояние  видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое мышление.

         III. Обследование личностных особенностей.

         1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушение  эмоций, склонность к аффективным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Протекание волевого процесса. Соотношение эмоций и воли. Нарушения в развитии воли: упрямство, легковнушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность.
         2. Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция  личности. Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении. Характер и  темперамент. Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие,  чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень потребностей. Грубые нарушения в  общении и поведении.
         3. Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Мотивы  различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой. Нарушение работоспособности, отношений к деятельности, утомляемости.
         Для проведения исследования отклонений психического развития детей используется   пакет методик для психолого-педагогического диагностирования, предназначенный для  дифференциальной диагностики детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 классах.

Пакет методик
 
Психологические функции Методики
Мышление -Четвертый лишний
-Классификация
-Последовательные картинки,сюжетные картинки  разной степени сложности
-Продолжи ряд
-Таблицы с логическими задачами на поиск  недостающих фигур
-Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным
-Задания на выделение существенных признаков
-«Простые аналогии», «сложные аналогии»
-Пословицы и поговорки
-Сюжетные картинки для сравнения,сравнение пар слов-понятий
-Таблицы с загадками
-Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента»
Память -Свяжи слова
-Запомни слова с изображением предметов (методика А.Н. Леонтьева), слова
-Запомни цифровую последовательность
-Пиктограммы (методика А.Р. Лурия)
-Тексты для воспроизведения
Эмоционально-волевая сфера, качества личности -Раскрашивание кружков
-Набор задач разной трудности и соответствующие к ним карточки с номерами задач для поведения методики исследования уровня притязаний
-Серия картин для исследования интересов личности
-Незаконченные предложения
-Корректурные пробы, лабиринты
Внимание и восприятие -Отыскивание чисел, слов
-Корректурная проба
-Предметы с недостающими деталями (из методики Векслера)
-«Зашумленные» изображения
-Таблицы с изображением
         По итогам обследования определяются основные отклонения в развитии познавательной  деятельности, поведении и личностных особенностях, а также трудности в овладении учебным  материалом; основные сохранные качества личности школьника;  потенциальные возможности индивидуально-личностного развития школьника, зона ближайшего развития. При составлении заключений отмечаются: ведущие коррекционно-оздоровительные и развивающие условия для развития  нарушенных и сохранных функций.
         На основании установленных уровней психологического развития и качественных показателей  своеобразия личности и школьной успешности разрабатываются психолого-педагогические рекомендации для родителей, педагогов по оказанию  необходимой помощи в домашних условиях и в школе.
         Источники:
  1. «Психологические тесты» Москва «Лист» - 1996 – 320 с.
  2. Немов Р.С. Психология, 3 том, М.: «Владос» - 1995 – 512 с.
  3. Марциновская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: «Линна-пресс», 1998 – 176 с.
  4. Психологическая диагностика при поступлении детей в школу. Чел. Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995 – 28 с.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: «Владос» , 1996, 529 с. 
 
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

#1 Очень трудоёмкая у Вас работа, много методического материала приходится изучать и применять, чтобы достичь хороших результатов в обучении и воспитании своих детей. Спасибо.
Татьяна Образцова, дата: 14.06.2015 в 21:15  
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ