С нами 17149 учителей, 7296 учеников.
Присоединяйтесь – это бесплатно!
Статья "Опыт использования персонального компьютера на уроках истории, обществознания и МХК"
Людмила Бабина   18.02.2015   3690   0   ИКТ
Бабина Людмила Владимировна
учитель истории и обществознания
МАОУ-СОШ №91 г. Екатеринбург
 
Опыт использования персонального компьютера на уроках истории, обществознания и МХК
 
      Слова великого французского писателя можно отнести к «компьютерному разуму», который умеет обрабатывать любую информацию: числовую, текстовую, графическую, звуковую. Именно это заложено в основу использования новых технологий на уроке.  
 В нашей школе достаточно технических средств, чтобы каждый учитель мог использовать их на своих уроках. Мы все прошли обучение по овладению компьютером. И это позволяет значительно оптимизировать учебный процесс.
      Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса, и, прежде всего, основного традиционного тандема учитель-ученик.  Ученик становится активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.  
       К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:
• побуждающий аспект активизации деятельности учащихся;
• возможность конструирования материала для конкретного урока;
• возможность сочетания разных программных средств;
• возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения.  
       Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ. Естественно, каждый учитель по-своему видит урок, поэтому даже в готовых версиях ему хочется что-то изменить, добавить, наполнить слайды другим содержанием (заменить текст, рисунок, диаграмму).
     Я занимаюсь созданием собственных и использованием готовых презентаций уроков для демонстрации их через компьютер и мультимедийную установку на большой экран.
     Как правило, урок с использованием презентаций состоит из иллюстративного материала, фактических сведений, оформленных в виде простого текста, таблиц, опорных схем и графиков (что само по себе учит школьников грамотно обрабатывать информацию), практических заданий, тестов, проблемных вопросов и т.д. Наличие этих заданий показывает, что подобные презентации ни в коем случае не сводятся к пассивному «рассматриванию картинок». Но, заранее подготовленные, они, в первую очередь, освобождают время учителя и, во-вторых, облегчают задачу детей по восприятию информации.  
     В своей практической деятельности я создаю и использую презентации нескольких видов. Среди них:
1) "Лекции" — это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу урока, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Можно использовать слайд-задания и организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги.
2) "Домашние работы", которые содержат необходимую информацию, вопросы и задания для работы с ней. Они позволяют ученикам ликвидировать пробелы, вызванные пропуском занятий. Их можно использовать при индивидуальном или дистанционном обучении учащихся.
3) "Экскурсии" и "галереи", которые позволяют школьникам приобщиться к шедеврам мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах.
4) " Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома.
Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь, карточку для самостоятельной работы ученика.
      Использование ИК технологий дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Ещё великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил: "… Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств … приняли участие в акте запоминания". И современные психологи подтверждают значительно бóльшую силу восприятия, если в нем участвует несколько органов чувств. 
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию, с которой можно работать индивидуально.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение учебного материала.
      Методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Например, презентация может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении. В рамках комбинированного урока она может помочь актуализировать знания, учащихся при повторении и обобщении изученного материала. Кроме того, на слайды презентации могут быть вынесены «опорные конспекты» к урокам, в своё время предложенные к практическому применению В.Ф.Шаталовым и неоспоримыми достоинствами которых являются:
  • сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с использованием ассоциации символов и выделением главного;
  • наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой дисциплине (разделам, темам) и т.п.
     «Опорный конспект» стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание. При проектировании «опорного конспекта» с помощью электронных презентаций расширяется возможность создания большого объема символьных образов, являющихся основой опорного конспекта. Кроме того, эти образы могут быть анимационными, что невозможно традиционными способами. Ценность педагогической презентации возрастает, если в ней реализован потенциал, обеспечивающий вариативность применения (ориентация на разную глубину усвоения учебного материала, разную исходную подготовленность обучаемых и т.п.).
      Процесс создания презентаций — процесс творческий. И к этому творчеству необходимо привлекать учеников. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Например, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество учителя и учеников по созданию слайдов. Это создаст на уроке благоприятный психологический климат, сформирует умение работать в группе. Представление докладов, рефератов, проектов может (а в старших классах — должно) сопровождаться презентацией. Наличие в Интернете текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией это становится невозможным, так как для подготовки презентации ученик должен будет провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации.  Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности ученика, способствует повышению интереса к предмету, формированию коммуникативной культуры.
    Компьютер позволяет использовать различные источники информации, в том числе ресурсы сети Интернет.
Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться как источник дополнительной информации по предмету, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что учитель должен руководить своими учениками в их путешествии по сети.
     Я убедилась, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, использование ПК на уроках дает неплохие  результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
      Использование новых технологий на уроке, базирующихся на применении компьютера на уроке – это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;  значительно увеличить темп работы (за небольшой промежуток времени я успеваю проверить как теоретические знания учащихся по данной теме, так и практические), решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания и провести контроль. Разумное, в соответствии с СанПИНом, использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
И, тем не менее, отмечая выгодные особенности использования ИКТ на уроке нельзя не   учитывать и недостатки в работе с компьютером:
  • диалог с программой обычно лишен эмоциональности;
  •   не всегда можно учесть особенности конкретной группы учащихся;
  • не всегда обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
  • помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;
  • материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой   форме;
  • контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или опросами;
  • несоблюдение режима работы, учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье.
      Как видим, недостатков у компьютерного обучения не меньше, чем достоинств. Однако отказываться от компьютера в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся.   Компьютер не должен и не может заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и компьютер должен стать помощником в процессе обучения и воспитания.
 
 
 Литература:
 Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). - М.: Педагогика, 1977. –С. 256.
Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях // Школьные технологии, 2000. - № 5. - С. 243-248;
№ 6. - С. 159-167.
Господарик Ю.П. Электронная хрестоматия в Интернете, как средство поддержки школьного учебника истории. // Преподавания истории в школе 2005. № 2, -С. 19.
Селеменев С.В. Мультимедийный учебник по истории // Школьные технологии, 2010. - №6.-С.183-193.
Другие статьи
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом

Комментарии

Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ